Измерение уклона пандуса по аттестованной методике. Пандусы для инвалидов: закон, нормы и требования

Обустройство жилых и общественных зданий пандусами для инвалидов колясочников - часть реализации государственной программы по созданию доступной среды, где доступность понимается как возможность самостоятельного передвижения лиц с ограниченными возможностями. Такие приспособления необходимы на входах в жилые дома, общественные здания, объекты обслуживания. Рассмотрим общие принципы их применения.

Общие принципы устройства пандусов

Пандус - пологая плоскость для преодоления вертикальных перепадов (ступеней, порогов) на путях движения. Рассчитан на самостоятельное передвижение инвалидов на колясках. Используется на входах в здания и на перепадах уровней поверхности пола в помещениях. Согласно действующим требованиям, в здания требуется не менее одного входа, оборудованного для лиц с органичными возможностями.

Основное приспособление - это пандус для инвалидов. Предназначен для создания удобных зон перемещения инвалидов в колясках и иных мало мобильных групп населения. Установка обязательна при разницах уровня поверхностей более чем на 40мм. Поэтому устройствами самостоятельного перемещения необходимо дублировать лестницы в местах пользования колясочниками.

По конструктивному типу можно выделить пандусы:

  • стационарные (не меняющие конфигурацию, форму и иные параметры);
  • не стационарные (откидные, приставные (съемные), телескопические, рулонные);

Пандусы для инвалидов желательно выполнять стационарными из долговечных материалов, обеспечивающих стилевое единство конструкции с общим обликом здания.

Стационарные выполняют из железобетонных элементов, реже стальными. Не стационарные выполняют из облегченных металлических частей (профилей, рифленого листа). В каждом случае оптимальный вариант выбирается индивидуально, в зависимости от условий его размещения и требований к эксплуатации.

Правильно выбранный тип пандуса для колясок удобен и эстетичен и не нарушает стилевого решения объекта.

Конструктивные решения


По пространственному решению скатов пандусы бывают:

  1. однопролетные
  2. многопролетные
  3. односторонние
  4. и с двусторонней организацией передвижения.

По форме:

  1. прямолинейными
  2. изогнутыми.

Применимы решения с односторонней организацией движения, т.к. двустороннее решение маршей необходимо только в местах интенсивного потока посетителей в колясках.

Экономично использование простых решений с односторонней организацией движения, однако использование сложных вариантов обусловлено большими перепадами высот, ограничениями по длине пролета или площади. Потребность соблюдения нормативных требований, обеспечения долговечности и прочности конструкции при стесненных условиях размещения возникает в общественных зданиях. По причине больших потоков посетителей и интенсивные нагрузки.


Важными факторами при выборе типа и количества пролетов является обеспечение требования СП в планируемом пандусе, обеспечить комфортные условия использования. Удобными и долговечными являются стационарные конструкции из железобетона. Устанавливаются на длительный срок с интенсивными условиями эксплуатации (на улице на входе в здание). При устройстве пандуса для инвалидов учитываются габариты въезда и разворота коляски.

Основные параметры

При проектировании пандуса необходимо обеспечить параметры, нормируемые нормативными документами. Это максимальная высота подъема и уклон.

Уклон для пандуса и высота нормативные требования - максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).
При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).
СП СП 59.13330.2012 п.5.2.13

При необходимости его устройства на перепадах больших высот выполняют конструкции с несколькими маршами и поворотными площадками размером не менее 140 на 140см исходя из радиуса разворота коляски. Максимальная протяженность одного подъема без площадки - 900см. При одностороннем движении поверхность ската требуется шириной не менее 90см. По краям скатов и площадок важно предусмотреть отбойники для колес в виде ограничивающего бортика высотой - 8-15см. Для исключения соскальзывания колес при подъеме. Наиболее удобна ширина 100см. Максимальная высота, на которую можно обеспечить подъем при помощи пандуса - 3,6м. При большей высоте обязательно применение специализированных подъемников.

Нормы не ограничивают в выборе материалов устройства. Наиболее удобными и долговечными являются стационарные пандусы из железобетона. Их выполняют на длительный срок на объектах с интенсивными условиями эксплуатации.

Поручни и перила

Важной деталью являются поручни. Их необходимо устанавливать с двух сторон от скатов. Требуется устраивать перила на высоте 65см и 90см. Перила важно выполнить из износостойких материалов препятствующих соскальзыванию рук при подъеме. Стальные перила являются не самыми удобными, т.к. в холодное время года ими сложно пользоваться. Лучше всего использовать покрытия перил из пластика, резиновых покрытий или дерева. Поручни и перила устанавливают так, чтобы они не уменьшали размеры зоны использования на плоскостях маршей. Крепление перил выполняется жестко, для условий достаточно высоких нагрузок на них.





Поручнями могут не оборудоваться пандусы для временного пользования и съемные, в остальных случаях устройство перил и ограждений необходимо. Их изготавливают из трубчатых металлических частей, обеспечивая их достаточную жесткость и возможность надежного крепления, и требуемые размеры. Наиболее долговечны варианты из нержавеющей стали. Они не теряют своих эстетических свойств при длительном воздействии осадков интенсивной эксплуатации. При использовании поручней из других материалов необходимо учитывать потребность ухода и периодическую покраску.



Четкое соблюдение нормативных требований к размерам элементов позволяет выполнить конструкцию удобной.

Покрытия поверхностей

Покрытия поверхностей пандусов и поворотных площадок необходимо выполнять из материалов, препятствующих скольжению. Недопустимо наличие швов, порожков, материалов покрытия с крупной структурой, препятствующих подъему и спуску. Уклон пандуса для инвалидов, при его правильном выборе и конструктивном решении обеспечивает естественный сход осадков.


При выполнении отделки требуется сохранить нормируемую ширину пандуса для инвалидов колясочников. Для вариантов из железобетона это может быть покрытие из наливных бетонов, различные виды бетонной плитки, рельефная керамическая плитка, рулонные резиновые покрытия и т.д. Отбойники для колес (бетонные или металлические) окрашивают в яркий цвет.

Для металлических конструкций используют нескользящие рулонные резиновые покрытия и материалы из пластика. При выборе покрытий такого типа учитывается износостойкость и возможность замены при необходимости. Поверхности маршей из металлов выполняют из просечного листа, препятствующего скольжению и не требующего дополнительной отделки. Выбирая просечной лист, важно обратить внимание на жесткость. Толщина выбирается из условий отсутствия вибраций и прогибов при движении коляски. Рельеф просечек должен обеспечивать надежное сцепление колес с плоскостью, но не препятствовать перемещению. Лист крепится к несущим элементам (балкам, выполняемым из швеллера или тавра, опорам) прочным сварным швом. На стыках покрытий скатов и площадок из просечного листа недопустимы острые края и перепады. В местах стыков листов монтируют защитные полосы. При этом, ширина пандуса для инвалидов колясочников рассчитывается без допусков на отделочные материалы. Для удобства пользования края (начало и конец подъема) обозначаются рельефными вставками из плитки или сигнальными полосами желтого цвета.

Покрытие укладывается таким образом, чтобы обеспечить поперечный уклон плоскостей около 1% для организации стока дождевых и талых вод. На поверхностях не должно так же образовываться наледи. Для стационарных конструкций допустимо применение подогрева маршей для условий интенсивного использования.

Выбирая покрытие необходимо учитывать простоту монтажа при возможной замене или ремонте, износостойкость, стилевые и эстетические качества. Это продлит срок службы и упростит эксплуатацию.

Нестационарные решения

Нестационарные пандусы, как правило, сочетают в себе большинство вышеуказанных требований, реализуемых в виде простых устройств. Распространенное применение нестационарных типов - помещения входных зон и лестниц существующих жилых домов, подъездов. Прежде всего, это пандусы для колясок в жилых домах. В них невозможно устройство полноценного стационарного решения из-за небольших габаритов пространства, поэтому используют откидные и приставные типы.

Откидные конструкции выполняются в виде универсальных полозьев и скатов с односторонним устройством поручня. Полозья в этом случае выполняют из швеллеров, связанных между собой стальными пластинами. Такое решение используется при необходимости, а в остальное время находится в откинутом положении, не мешая пользованию лестницей в подъезде. Поручни с перилами устанавливают на высоте 65см и 90см. Откидывание скатов предусматривают от стены с поручнем в сторону лестницы. При установке учитывается ширина пандуса для инвалидов колясочников равная в осях полозьев 78см.

Стык образуемый полозьями скатов с переходными площадками выполняется без порогов и зазоров, препятствующих перемещению, а перила обеспечивать условия наличия удобной опоры при подъеме. Он жестко крепится к стене анкерными соединениями, рассчитанными на нагрузку в два раза превышающую вес инвалида в коляске. Простота монтажа позволяет закрепить без нарушения существующей отделки лестниц.

Долговечность и удобство

Прочность и долговечность зависит от надежности конструкции откидывания. Для облегчения веса и простоты откидывания полозья могут быть выполнены из алюминиевого профиля или из дерева. Расстояние между полозьями - не менее 78см (в осях). Выполненные таким образом скаты не требуют дополнительной отделки, кроме покраски. Покраску следует выполнять с учетом цветовых решений помещения, в котором он устанавливается. Он должен иметь нейтральный неброский цвет (например, серый) с сигнальными полосами желтого цвета на поверхностях в начале и конце наклонной плоскости. Они наиболее часто монтируются для колясок в жилых домах.

Важно обратить внимание на решение механизма откидывания, который обеспечивает надежность и простоту эксплуатации для всей конструкции.

Передвижные конструкции


В ряде случаев удобно использование телескопических и складных вариантов, их преимущество в изменении геометрических параметров марша при необходимости. При этом требуемая ширина пандуса для инвалидов колясочников обеспечивается без проблем.

На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.

СП СП 59.13330.2012 п.5.2.13

На перепадах высот на путях инвалидов в помещениях применимы перекатные площадки из рифленого листа. Они выполняются стальными или алюминиевыми, с большим ресурсом по срокам эксплуатации, поэтому могут быть могут применяться в специализированных учреждениях. Рифление обеспечивает хорошее сцепление колес с поверхностью. Такие решения не требуют установки перил и ограждений, т.к. используются при незначительных перепадах высот. Они просты в монтаже и не требуют дополнительной отделки.


Для подъема колясок в автомобиль в случае необходимости использования переносного варианта. Применимы новые рулонные и приставные «аппарели». Они решены из легких алюминиевых сплавов, не требуют монтажа и могут быть использованы в различных ситуациях. Их достоинство - малый вес и возможность транспортировки на любой объект.

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Госстрой России, М., 2001 год. К нему разработаны следующие своды правил:

СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения"; СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам"; СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные

маломобильным посетителям"; СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов".

Изменение № 3 СНИП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (введён в действие с 1 марта 1999 года).

Справочные данные

Параметры инвалидной коляски: ширина - 0,7 м, длина - 1,2 м.

Зона для размещения коляски, не менее: ширина - 0,9 м, длина - 1,5 м.

Благоустройство прилегающей территории

Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.

На всём протяжении пешеходного пути имеющиеся перепады, выполненные в виде лестниц, должны быть продублированы пандусами. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1-2%. Опасные для инвалида участки следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см.

В исключительных случаях - продольный уклон от 5 до 10% на протяжении не более 10 метров.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортового камня тротуара не должна превышать 4 см. Ширина пониженного бордюра - не менее 0,9 м, он окрашивается контрастной жёлтой краской. Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части. Для предупреждения людей с потерей зрения о приближении к пешеходному переходу, следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.

Толщина швов между бетонными плитами - не более 1,5 см. Рёбра решёток - перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

На каждой стоянке (парковке) выделяется не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (одно место - при общем числе мест - до 25, два места - от 26 до 50 и т.д.), максимально приближенного ко входу в здание или к съезду на стоянку. Возле специализированных учреждений - от 10 до 20% от машино-мест. Ширина этого места - 3,5 метра. Оно выделяется разметкой (жёлтого цвета) и обозначается специальными символами (на асфальте рисуется пиктограмма "Инвалид"). Возле этого места оборудуется съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку путём понижения бордюра.

Пути движения

Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90-180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м (как исключение 0,9х1,2 м).

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" - не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.

Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях - не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Двери

Необходимо обеспечить хотя бы один вход для маломобильных посетителей. Ширина хотя бы одного из дверных полотен должна быть не менее 900 мм. Как правило - двери не симметричные, а полуторные. Отсутствие порогов и перепадов (крайнем случае - не более 2,5 см). Стекло в дверном полотне на высоте 0,3 м защищается противоударной полосой. На путях движения инвалидов не допускается применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса.

Лестница

Марш лестницы должен иметь не менее 3 ступенек.

Ступени- глухие, ровные, с нескользящей поверхностью, одинаковой геометрии и размеров: наружные 120х400 мм, внутренние - 150х300 мм.

Вдоль обеих сторон всех лестниц устанавливаются ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. Для детей дошкольного возраста поручни устанавливаются на высоте 0,5 м. При ширине лестниц более 2,5 м следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.

По не примыкающим к стенам боковым краям лестницы ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см

Поручни

Поручни должны начинаться на 30 см раньше первой ступеньки лестницы или начала пандуса и продолжаться на 30 см дальше марша лестницы или верхнего края пандуса. Диаметр поручня - от 3 до 5 см (рекомендуемый - 4 см) или прямоугольного сечения толщиной от 2,5 до 4 см. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей длине. Концы поручней должны отгибаться вниз, а при парном их расположении - соединяться между собой.

Пандус

Уклон пандуса допускается от 5 до 8%. При перепаде высот 0,2 м и менее допускается 10%. Максимальная высота одного пандуса не должна превышать 0,8 метра при уклоне 8% (т.е. длина не более 10 метров). При большей длине выполняется промежуточная площадка.

Общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение» рекомендует в исключительных случаях (при реконструкции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15-18%. При отсутствии места для пандуса в социально-значимых объектах (магазинах, жилых домах и т.п.) допустима сплошная заливка в виде пандуса части лестницы (уклон -33%), высота которой не превышает 3 ступеней. Если высота лестницы превышает 24 -36 см (2-3 ступеньки), желательно в середине заливаемого на ступеньках пандуса сохранить ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника. Расстояние между ограждающими поручнями или бортиками крутого пандуса не должно превышать 85-90 см.

Ширина пандуса при одностороннем движении - не менее 1 м, при двустороннем - не менее 1,8 м. Площадка для поворота пандуса должна иметь глубину на горизонтальном участке не менее 1,5 метра. В начале и в конце подъёма пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,4-1,5 м. По внешним боковым краям пандуса следует предусматривать бортики высотой не менее 5 см. По обеим сторонам пандуса предусматриваются ограждения с поручнями. Поручни перил у пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м и выполнять их непрерывными по всей длине.

Установка на ступеньках крыльца направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.

Кнопка вызова (в нормативах она не предусмотрена)

Кнопка вызова в Екатеринбурге выполняется в случае невозможности оборудования пандуса. Располагается на высоте от 0,85 до 1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м от выступающих частей (например, первой ступеньки лестницы). Кнопку желательно выполнить в антивандальном исполнении (утопить в стене и т.д.), защитить от осадков. Предусмотреть возможность подъезда на коляске к кнопке вызова. Обозначить пиктограммой "Инвалид". Звонок установить негромкий, мелодичный, лучше - с регулируемым уровнем громкости.

Уборные

В уборных для посетителей необходимо предусматривать не менее одной специализированной кабины: ширина - не менее 1,65, глубина - н.м. 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Если уборная состоит только из одной кабины, то она выполняется по размерам специализированной. При отсутствии уборных для посетителей специализированные туалетные комнаты следует предусматривать при расчётной численности посетителей более 50 человек или при нахождении посетителя в здании более 1 часа. Одна из раковин умывальной устанавливается на высоте не более 0,8 м от уровня пола.

Прочие требования

Ширина проходов в магазинах и т.д. - не менее 0,9 м (особенно возле хотя бы одной из касс, если система самообслуживания).

Габариты кабины лифта в чистоте не менее, м: ширина -1,1; глубина - 1,5; ширина дверного проёма - 0,9 (0,85) м. Глубина пространства перед входом в лифт - н.м. 1,4 м, ширина - на 0,25 м шире двери лифта с каждой стороны.

Ширина балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т.д) - не менее 1,4-1,5 м в свету.

Информация подготовлена Леонтьевой Еленой Геннадьевной – председателем Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение".


Часть третья — практическая, примеры из жизни

Время от времени приходится иметь дело с уклонами вообще, и пандусов в частности. "Один к шести", "один к двенадцати", десять процентов, восемь процентов и т.п. Что это? Теоретически это мы разобрали ранее, но хотелось бы знать, как это выглядит в натуре, чтобы понимать как будет "работать" то, что начертишь. В чём разница для "пользователя"? О чём говорят цифры: полого это или круто, удобно или неудобно, и насколько одно отличается от другого?

Пандусы
В СНиПе 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (п. 5.6) по поводу уклонов пандусов говорится:
Уклон пандусов на путях передвижения людей не должен превышать:
внутри здания, сооружения - 1:6; снаружи - 1:8; на путях передвижения инвалидов на креслах-колясках, в том числе в стационарах лечебных учреждений - от 1:10 до 1:12.

На фото ниже представлены пандусы внутри здания с указанными уклонами — 1:6 и 1:12. Сразу видно, что 1/6 круче, чем 1/12. Заметно круче.

Посмотрели, теперь опишем физические ощущения от ходьбы по данным пандусам, и начнём с малого уклона.


1/12
Он же 8% (i=0,08), он же 4,8°. Это максимально допустимый уклон пандуса для инвалидов, согласно
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", раздел "Лестницы и пандусы"
п.3.29 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %.

Стоит отметить, что там же, в разделе "Участки и территории" указана меньшая цифра:
3.3 Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %

То есть уклон вне зданий должен быть более пологим. Почему так? Условиями из пункта 3.29 вводятся ограничения в виде перепада высот (0,8 метра) и максимального уклона (8%). При данных условиях максимальная длинна горизонтальной проекции пандуса составит 9,6 метра. В п.3.3 таких ограничений нет, а значит длина может быть любой. Важно, что на удобство перемещения по наклонной плоскости влияет не только величина уклона, но и длинна наклонной поверхности. Поэтому, чем больше длина пандуса, тем меньше должен быть уклон. Даже крутой уклон, преодолеваемый за один шаг, может восприниматься легче, чем более пологий, но продолжительный. Дальнейшие примеры наглядно продемонстрируют, что такое 8% без ограничения длины. Мало не покажется.

Подъём
Переход от ровной поверхности к наклонной почти не заметен, но примерно на шестом шаге инерция горизонтального движения заканчивается, и начинает ощущаться лёгкий подъём.

Спуск
С первого шага отчётливо ощущается изменение характера поверхности (наклон плоскости). При каждом шаге чувствуется небольшой провал.

По ощущениям идти по нему не сложно, но шаг уже явно не такой как по ровной поверхности. Уже вполне отчётливо чувствуется уклон. Если он чувствуется для обычного пешехода, то думаю, что для человека на инвалидной коляске он ощутим очень даже. Подтверждением этого могут быть слова автора книги "Доступная среда глазами инвалида " Елены Геннадьевны Леонтьевой eleont :
Уклон поверхности до 5%, на мой взгляд, можно называть не пандусом, а просто изменением рельефа, выравниванием поверхности, пологим съездом, так как при таком уклоне инвалиду на коляске не требуется посторонняя помощь.
Уклон более 5% вызывает определенные трудности для инвалида на коляске, поэтому необходима установка поручней с двух сторон или помощь сопровождающего.

Архитекторы и проектировщики, имейте это в виду. Если есть возможность заложить в проект более пологий пандус - делайте обязательно. 1/16 (6%) - хорошо, 1/18 - замечательно, 1/20 (5%) - просто великолепно! Прислушайтесь к мнению людей в инвалидной коляске, и не дай нам Бог оказаться на их месте.


Интересно, что при уклоне 1/12 (8%) перепад высоты на один шаг (60 см) составляет 5 см. В нормах тоже фигурируют 5 см.
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", п.5.9. В полу на путях движения не допускаются перепады высотой менее трех ступеней (при высоте ступеней не менее 0,12 м) и пороги выше 0,05 м .
или
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п.6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см ; не допускаются крутые (более 100‰) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50‰. На путях с уклонами 30 - 60‰ необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

По моим наблюдениям перепады высотой до 4 см при движении практически не замечаются. А вот 5 см это та крайняя высота, которая уже слабо, но ощущается как препятствие. Его еще явно не переступаешь, но уже нога движется иначе. Колено приподнимается чуть выше, чем при ходьбе по ровной поверхности, и стопа как бы переносится над препятствием.
Почему это так, в какой-то мере можно объяснить тем, что "центр тяжести тела во время Х. совершает движения во всех трёх плоскостях. По вертикали амплитуда его перемещений достигает 4—5 см"— М.: Советская энциклопедия 1969—1978

В связи с этим любопытным представляется, что СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" требует в местах пересечения тротуаров с проезжей частью высоту не более 4 см.
3.4 Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Скорее всего, что в данном случае такая цифра вытекает из возможности колеса коляски преодолевать такие перепады высот, а не из-за особенностей ходьбы пешеходов. Хотя Елена Геннадьевна, в своей книге, даёт такой комментарий по этому поводу:
В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3-1,5 см.
Леонтьева Е.Г. Доступная среда глазами инвалида: научно-популярное издание. - Екатеринбург: "БАСКО", 2001. - с.37 .

Тем не менее такая норма на руку и пешеходам, так как обеспечивает для них постоянство ритма ходьбы, а значит и её удобство и комфорт.

1/6
Он же 17% (i=0,17), он же 9,5°. Это предельный, максимально допустимый, уклон пандуса для передвижения людей внутри здания , согласно
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" п.5.6, который уже воспринимается "горкой". Круче делать нельзя.

Подъём
С первого шага ритм и характер ходьбы меняется — скорее поднимаешься, чем идёшь вперёд. Скорость заметно падает. Шаг короче обычного, тело наклоняется вперёд, чувствуются усилия толчковой ноги. Для придания телу дополнительной динамики в работу включаются руки. Идти по нему не легко, есть ощущение, что по лестнице перемещаться легче. Может быть просто это связано с непривычностью движений, а не с количеством прилагаемых усилий.

Спуск
Чувствуется "тянущая" вперёд сила, для противодействия которой корпус тела отклоняется назад. При каждом шаге но́ги пружинят, и прилагаются усилия для гашения силы ускорения. Иначе шаг легко может перейти в бег.

Дороги
Выше был показан уклон 8% (1/12). Но это было внутри здания, а теперь рассмотрим его снаружи.
Подходящие параметры есть у дороги и тротуаров по пр.Ватутина (от ул.Костюкова до ул.5 Августа), где , в направлении центра города, установлен знак 1.13 "Крутой спуск" с указаным уклоном 9%.


Думаю, что те, кто тут проходил или проезжал уклон этот маленьким не назовут

Как известно, знак указывает лишь угол между началом и концом участка дороги, а в этом промежутке, в каждый отдельный момент, угол может быть разным. Что и показали натурные замеры. Уклон 9% соответствует лишь участку дороги от перекрёстка пр.Ватутина-ул.5 Августа до пешеходного моста. Дальше, до пересечения с ул.Костюкова, уклон равен 8%.

Длина участка с уклоном 8-9% около 250 метров. Не всякий велосипедист осиливает такой подъём, многие идут пешком.

8% Спуск и подъём
Спуск не вызывает особых трудностей, а ощущения при ходьбе были описаны выше. Длительный же подъём, при таком уклоне, даётся не легко. Во время подъёма чувствуется как переставляются ноги, примерно так же, как по лестнице. Обращаешь на это внимание. Мышцы спины начинают выделять тепло. К концу подъёма наблюдается учащённое сердцебиение, увеличивается глубина дыхания и ощущается напряжение мышц ног, в особенности икр.

Если продолжить идти по пр.Ватутина в сторону центра, то на пути встретятся участки с уклонами 5, 7 и 4%

7%
Близко по ощущениям к 8%, но немного легче. Ещё нет глубокого дыхания, учащённого сердцебиения и взмокшей спины. Лёгкий вариант 8%.

5%
Спуск лёгкий, но перемещение уже не совсем "свободное", как при ходьбе по ровной поверхности.
При подъёме чувствуется слабое, еле заметное, приложение усилий, преодоление. Дыхание держится в "нормальном" режиме.

Выводы
Уклон поверхности до 4% включительно не имеет каких-либо существенных различий с ходьбой по горизонтальной поверхности. 5% представляется граничным значением, при котором уже начинают появляться лёгкие изменения в характере ходьбы. Ещё двигаешься без затруднений, но уже различается наклон поверхности. Уклоны больше 5% меняют режим ходьбы, и чем больше уклон, тем изменения заметнее. От величины уклона поверхности зависит расстояние, которое можно пройти без утомления. Чем больше уклон, тем меньше расстояние. Например, при уклоне 2% пройти 1-2 километра не составит труда, а если уклон 8%, то можно запыхаться уже на 150 метрах (при подъёме).

Для объяснения этого можно вспомнить то, что удалось найти по механике ходьбы . Для демонстрации движения человека по наклонной плоскости, я использовал картинку из статьи Адама Саммерса (Adam Summers) "The Biomechanist Went Over the Mountain", размещённой на сайте Natural History Magazine. Повторю её тут.

Данные и картинка Natural History Magazine

На ней показана последовательность движений человека при ходьбе по ровной поверхности (1), с уклоном 5°(~8%) (2) и уклоном 15°(~26%) (3). Белыми точками обозначено положение общего центра масс (ОЦМ) тела человека, который при ходьбе действует как груз на конце перевёрнутого маятника. Амплитуда перемещений ОЦМ по вертикали составляет 4-5 см, при этом бо́льшая часть энергии (около 65%), затраченной на изменение высоты ОЦМ, сохраняется. Ходьба по плоскости с небольшим уклоном увеличивает затраты энергии на работу маятника, и амплитуду перемещений ОЦМ (2). Часть энергии расходуется на тепло, выделяемое мышцами, а часть всё ещё остаётся для последующих шагов. Но когда уклон становится больше (3), то уже вся энергия тратится на один шаг (так же, как и при восхождении по лестнице).

Отсюда можно вывести ориентировочную классификацию уклонов для пешеходной ходьбы на большие расстояния:
. идеальный 0-2%
. нормальный 2-4%
. допустимый 5-6%
. предельный 7-8%
всё что сверх 8% можно считать затруднительным с различной степенью тяжести.

Таким образом, судя по мои субъективные впечатлениям, увеличение затрат энергии на работу маятника начинается с уклона 5%.

Разница между уклонами в 2% ощущается и различается кинестетически (т.е. суставами и мускулами в движении).
При больших отрезках одного уклона изменения даже в 1% могут быть визуально заметны.


Инструмент
Для измерения уклонов использовал самостоятельно изготовленный прибор простой конструкции. Деревянная рейка длиной 1,10 метра (уж какая была), к которой прикреплён плотный картон (3 мм). На нём лист со шкалой и стрелка с грузиком. Можно в качестве стрелки использовать грузик подвешеный на нитке, но в таком случае придётся дольше ждать прекращеня колебаний.

шкала уклономера в процентах pdf , svg

Есть и второй, более современный и компактный, вариант — с помощью приложения Smart Protractor .

У него в настройках можно выставить показ измерений в радианах, градусах или процентах.
Неплохое приложение, но при измерении малых уклонов, из-за небольшой длины смартфона, точность может быть ±1%, а это многовато. В общем, использовать можно, но для качественного измерения нужно вначале точно откалибровать, а потом желательно сделать несколько замеров и сравнить их с показаниями механического уклономера. Это для понимания условий точного измерения (как держать смартфон, на что ставить, и т.п.)

На этом трилогия "Уклоны" завершена
до этого были:
— теоретическая, в которой разбираем, что такое уклон
— техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)

Напоследок скажу, что всё что описано выше не более чем личные впечатления. Мне это нужно, чтобы в процессе проектирования не только опираться на цифры из нормативных документов, но и иметь кинестетическое представление о них. Также буду признателен, если поделитесь своими впечатлениями, наблюдениями или дополнениями.

Gre-kow, 2015 .
При копировании активная ссылка обязательна

Организация безопасных и комфортных условий для передвижения инвалидов - признак цивилизованного общества. Одним из таких приспособлений является пандус. Какими нормативными актами регламентируется порядок обустройства пандусов для людей в инвалидных колясках, какие технические характеристики обязательны для исполнения, рассмотрим детально.

Виды конструкций

Под пандусом подразумевается наклонная поверхность, предназначенная для перемещения людей с ограниченными способностями. В большинстве случаев конструкция имеет прямую траекторию подъема, гораздо реже встречаются винтовые экземпляры. Существуют две группы сооружений для вертикального перемещения инвалидов - съемные и несъемные. Последние, в свою очередь, подразделяются на стационарные и откидные.

Стационарный пандус для инвалидов обустраивается на входе в здания и прочие места общественного пользования (спуски в метро и переходы). Откидные модели чаще находятся в подъездах жилых домов, где отсутствует возможность установить стационарный пологий спуск для инвалидов.

Съемные пандусы не зафиксированы в одном месте, их монтаж осуществляется на временной основе по мере необходимости. После завершения эксплуатации съемные конструкции убираются в хранилище. Различают следующие типы съемных пандусов:

  • Телескопические (раздвижные) модели. Длина универсальной конструкции легко регулируется.
  • Основное предназначение рампы - преодоление инвалидом на коляске бордюр и порогов. Благодаря своей компактности они легко транспортируются.
  • Ролл-пандус состоит из съемных секций, позволяющих изменять длину конструкции. В собранном положении он напоминает скрученный коврик. Использование в производстве изделия авиационного алюминия обеспечивает конструкции прочность и легкость.

Прежде чем приступать к обустройству пандуса, необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, которые оговорены в СНиП и ГОСТ.


Нормативная документация

Безопасность и удобство передвижения является приоритетным направлением при установке пандуса. Для этого нормативной документацией разработаны требования, соблюдение которых обязательно при монтаже конструкции. К основным характеристикам пандуса относится:

  • допустимый угол уклона;
  • ширина и длина сооружения;
  • размеры площадок для удобного подъезда инвалидных колясок;
  • наличие поручней.

Эти и многие другие условия подробно изложены в СНиП и ГОСТ.

СНиП 35-01-2001

Требования СНиП касательно пандусов для инвалидов содержат следующие пункты:

  • Максимальная высота подъемного сооружения (одного марша) не должна превышать 0,8 м. Угол наклона при этом должен быть меньше 8%. Если перепад высоты менее 0,2 м, допустимый уклон составляет 10 %.
  • Для перемещения инвалида колясочника в одностороннем порядке ширина пандуса может быть 1,0 м, при необходимости организовать двустороннее движение ширина увеличивается до 1,8 м.
  • Размер площадки для разворота инвалида на горизонтальном участке пандуса - не менее 1,5 м.


Кроме этого, СНиП регламентируется:

  • Требования к материалу, из которого оборудуются пандусы. Нижний предел их огнестойкости составляет R60, для ограждающих элементов - R120.
  • Оснащение конструкций выше 0,45 м поручнями. Высота ограждающих элементов - 0,7 и 0,9 м. Их размер превышает длину пандуса на 30 см с обеих сторон.
  • На расстоянии 60 см перед наклонной поверхностью участок должен быть рифленый или обладать контрастной окраской.

Выполнение требований СНиП также предусматривает наличие вдоль пандуса бортиков высотой 5 см, чтобы предупредить соскальзывание трости ил ноги инвалида.


СП 59.13330

Свод правил 2012 г. является переработанной и измененной версией СНиП от 2001 г. В нем ужесточились требования по оборудованию пандусов для инвалидов колясочников. Ключевыми моментами, заслуживающими внимания, являются:

  • Новые требования предусматривают уклон конструкции не более 5%. В предыдущей версии СНиП этот показатель составлял 8% (пропорция 1:12). Поэтому, если технический заказ не указывает на соблюдение требований СП 59.13330, руководствуются СНиП 2001 г., так как этот документ является приоритетным.
  • Длина подъемного сооружения для инвалидов (одного марша) должна составлять не более 9,0 м.
  • Ширина между поручнями не менее 0,9 м.

    Внимание! Если общее расстояние для подъема инвалида превышает 36,0 м, или высота сооружения планируется более 3,0 м, следует позаботиться об установке подъемного устройства.

  • Относительно горизонтальной площадки для разворота в коляске также существуют отличия от СНиП 2001 г. Минимальные размеры допускаются 1,5х1,5 м, расстояние между ограждающими поверхностями в зоне интенсивной эксплуатации составляет 2,1х2,1 м.
  • Предусмотрено двустороннее ограждение пандусов поручнями. Расстояние от поверхности - 0,7 м или в пределах 0,85-0,92 м. При этом обязательно соблюдение требований ГОСТ Р 51261 относительно обустройства опорных конструкций стационарного типа.

Требования по обустройству площадок перед пандусами:

  • Сооружение должно обладать навесом и водоотведением.
  • При вероятности обледенения желательно обеспечить подогрев платформы.
  • Минимальные размеры места разворота инвалида в коляске 2,0х1,4 м или 1,85х1,5 м (с учетом открытия дверей наружу).


ГОСТ Р 51261-99

Требования ГОСТ касаются обустройства пандуса поручнями. Их наличие обязательно, если высота сооружения выше 15 см, а горизонтальная наклонная поверхность превышает 1,8 м. Причем конструкция для инвалидов оборудуется поручнями с обеих сторон. Их размеры превышают наклонную плоскость по 300 мм с каждого края. Поручни должны обладать округлыми формами на конце или иметь прочное крепление к полу.

Существует и другая нормативная документация, предусматривающая ответственность за отказ в установке пандуса или его ненадлежащее обустройство. Основополагающим можно считать Постановление ГД РФ № 175 от 17.03.11 г., на базе которого регионы обязаны разработать собственный пакет законодательных актов, облегчающих процесс передвижения инвалидов.


Определение угла наклона

Правильный уклон пандуса - один из ключевых моментов обустройства удобного сооружения для инвалидов. Так как определение уклона в нормативных требованиях представлено различными способами, рассмотрим их подробнее:

  • Уклон 1:12 свидетельствует о необходимости соблюдения следующей пропорции: горизонтальная проекция конструкции должна в 12 раз превышать высоту одного марша объекта. То есть для обеспечения передвижения инвалида на высоту 0,4 м, расстояние между началом и концом подъема должно составлять 0,4х12=4,8 м. Такие показатели изложены в СНиП 2001 г.
  • При необходимости соблюдений требований СП от 2012 г, когда максимальный уклон выражается в пропорции 1:20, расчет производится следующим образом: 0,4х20=8 м. Причем это расстояние не учитывает размеры подъездных площадок для инвалидов в колясках.
  • Уклон пандуса, выраженный в процентах, также определяет часть высоты конструкции от ее горизонтальной проекции. Норма 1:20 не что иное, как 5% уклона, соотношение 1:12 - это конструкция для инвалидов с уклоном 8%.
  • Крайне редко угол уклона пандуса выражается в градусах ввиду непрактичности способа.


Несмотря на жесткие требования строительных правил, иногда разрешается нестандартный наклон. Он приемлем в следующих ситуациях:

  • В случае временного обустройства пандуса (при ремонте или реконструкции здания), если его высота не превышает 0,5 м, а промежуток между площадками не более 6 м, уклон может быть 8% или 1:12, что эквивалентно 4,8 о.
  • Если высота сооружения не достигает 0,2 м, уклон допустим в пропорции 1:10, что составляет 10% или 5,7 о.

Обобщение изложенных требований наглядно представлено в следующей таблице:


Внимание! Любая лестница обладает большим уклоном, нежели прописано в СНИП. Поэтому оборудовать пандус для инвалидов, когда угол наклона составляет 30-40 о бессмысленно, его эксплуатация становится практически невозможной.

Особенности обустройства и эксплуатации

Обобщение требований по обустройству пандусов облегчит проектирование и монтаж удобных конструкций для перемещения инвалидов.

Сооружение, состоящее из двух аппарелей, пригодно для эксплуатации исключительно одним инвалидом, передвигающимся на коляске. Объясняется это просто. Промежуток между колеями рассчитывается исходя из расстояния между колесами на инвалидной коляске. В различных моделях промежуток отличается, следовательно, и ширина пандуса подбирается индивидуально. Оптимально, когда стационарное сооружение для подъема в общественных местах обладает сплошной поверхностью. При необходимости оставить проход из ступенек для лиц, помогающих передвигаться инвалиду, ширина швеллеров должна быть достаточной, чтобы подходить для различных моделей колясок.

При монтаже нескольких маршей пандуса, следует предусмотреть наличие достаточной ширины на горизонтальных площадках для комфортного разворота. Минимальные габариты составляют:

  • ширина площадки - 1,85 м;
  • глубина - 1,4 м (в случае открытия двери внутрь);
  • при наружном открытии двери минимальный промежуток составляет 1,5 м.


Помимо условий по соблюдению уклона, ширины конструкции и оснащение ее поручнями, существуют и другие требования:

  • Пандусы должны обладать прямой формой. Винтовая конструкция разрешается в исключительных ситуациях.
  • Расстояние между площадками для отдыха не должно превышать 800 см.
  • Минимальная грузоподъемность конструкции составляет 350 кг/м 2 .
  • Предельная высота одного пролета - 80 см.
  • При полном повороте винтовой конструкции минимальная ширина 200 см.
  • Край сооружения оснащается бортиком высотой 5 см или металлической трубкой на расстоянии 10-15 см от поверхности.

Отдельного внимания заслуживают поручни на пандусе для инвалидов. Что следует знать в дополнение к изложенным ранее требованиям:

  • для удобства передвижения поручни обладают округлой формой;
  • диаметр трубы - от 3 до 5 см, оптимально - 4 см;
  • расстояние между стеной и перилами: при ровной поверхности - 4,5 см, для шероховатой стены минимальное значение увеличивается до 6 см;
  • промежуток между поручнями составляет от 0,9 до 1,0 м.
  • начало и конец наклонной поверхности пандуса для инвалидов маркируется предупредительными линиями.


Совет! Для снижения уровня шума пандус оснащается демпферной лентой.

В исключительных случаях разрешается уклон 15%, предельно допустимое значение составляет 18%.

Заключение

Предоставить инвалидам условия для безопасного передвижения - обязанность лиц, ответственных за соблюдение требований законодательных актов по обустройству пандусов. Следует отметить, что согласие соседей на установку конструкции не требуется. При оснащении сооружения на улице важно предусмотреть отсутствие по пути следования рекламных баннеров и припаркованных машин.