Стили проектирования общественного интерьера. Дизайн интерьеров ваших квартир, домов, офисов Основные стилевые решения

Востребованность заведения во многом зависит от того, как оно оформлено, и грамотно выполненный интерьер общественного места в современном стиле может значительно поднять его популярность. Появление снимков такого интерьера в модном специализированном журнале по дизайну приводит к моментальному росту рейтинга ресторана или отеля.

Понятно, что интерьер частного дома или квартиры создаются исходя из пристрастий и пожеланий владельца. Но как оформить общественный интерьер в современном стиле , если невозможно предугадать изменчивые вкусы и настроения общества? Проектировать интерьер общественного места задача сложная и рискованная, ведь от этого напрямую будет зависеть успех заведения как бизнес-проекта, и самые яркие представители данной зависимости это модные ночные клубы, дискотеки, SPA-салоны, спорт-бары, фитнес-центры, фешенебельные рестораны и отели.

Создавать современный стиль в общественных интерьерах - работа трудоемкая и в то же время очень интересная как для дизайнера, так и для заказчика. В первую очередь необходимо определиться с общим стилем и цветовым решением, чье влияние на мнение посетителей самое значительное. Очень многое зависит от четкого соответствия функциональному назначению, грамотного формирования пространства, правильного зонирования, хорошего освещения и удобной навигации.

Оформляя современный общественный интерьер необходимо помнить, что единый стиль вывески и интерьера является обязательным условием успеха предприятия. Завершенным считается интерьер, совмещающий яркую оригинальность, магическую притягательность и хозяйственную практичность. Общее впечатление должно вызывать у гостей только теплые положительные эмоции, и тогда посещаемость и успешность этого места будут неуклонно расти.

Маленькие тонкости создания современного общественного интерьера

Наше время отличается повышенным спросом на креативный авторский дизайн общественных зон, и уже сегодня цивилизованный, современный интерьер публичного места не роскошь, а насущная необходимость. Выходя из дому, где все устроено по его воле, человек подсознательно старается посетить те общественные места, где будет чувствовать себя не менее комфортно. Понимая такую тенденцию, владельцы бутиков, крупных офисов, представительств больших компаний и администраций для выбора стиля и оформления интерьеров приглашают опытных профессионалов.

Разнообразие стилей позволяет выбрать для своего заведения наиболее подходящий для воплощения основной идеи. В зависимости от предназначения общественного места это может быть викторианский стиль английского мужского клуба или гламурный общественный интерьер салона красоты или фитнес-центра .

Сторонников природных чистых материалов и спокойного интерьера наверняка заинтересуют холодные скандинавские проекты, а любителям экзотики понравятся японские, арабские или африканские мотивы в дизайне. Молодежные клубы и дискотеки по прежнему отдают предпочтение супермодным «арт-деко», «хай-тек», «модерн» и «техно», но встречаются очень интересные варианты в классическом стиле и даже в «этно». Только благодаря нестандартной стилистике и свежему современному дизайну недавно открытые заведения могут успешно конкурировать с уже давно известными и раскрученными соперниками.

Безопасность общественных мест

Гарантируя клиенту эксклюзивный и узнаваемый интерьер общественного места в современном стиле , нельзя забывать о том, что в помещении может одновременно находится большое скопление людей. Это налагает на исполнителя огромную моральную ответственность. Справиться с перепланировкой и всевозможными расчетами, согласовать их с современными требованиями безопасности без архитектурного образования, практического опыта и специальной подготовки совершенно нереально. Отдавая проект на разработку в надежные руки профессиональных дизайнеров и архитекторов, заказчик получает гарантию, что все мелочи будут предусмотрены, а технические требования соблюдены.

Как правило, подобными проектами занимается не один человек, а целый коллектив специалистов. Его представители, имея немалый собственный опыт, непрерывно следят за сменой последних тенденций, посещают специализированные выставки как у нас в стране, так и за рубежом. С их помощью будет продумана каждая особенность помещения, просчитана предполагаемая загрузка и с учетом этого подобраны надежные, негорючие, износостойкие материалы и сантехника.

Предназначение театра, универмага, вокзала, библиотеки, велотрека, спортивной арены диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.

Ведь проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения. С другой стороны, возведение общественных зданий (школ, больниц, клубов) по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям, национальным традициям.

В этом случае создать запоминающееся общественное сооружение возможно при условии творческого подхода, поисков новых, оригинальных выразительных средств.

Зная требования, предъявляемые к интерьеру, попробуем разобраться в общих принципах проектирования интересующей нас группы строений. Размеры здания, его тектонический вариант, образную структуру определят параметры залов, помещений, вестибюлей и главного объема, ради которого создается конкретное строение. Соотношение всех внутренних пространств будет максимально подчинено предназначению здания. Скажем, театр должен иметь кассовый зал, вестибюль, гардероб, фойе, зрительный зал и комплекс артистических, вспомогательных помещений, 73 репетиционные залы, сценическую коробку.

Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными: это построение помещения в глубину, вдоль оси (театры), оно может быть развернуто фронтально (вокзалы), иногда комнаты располагаются по обе стороны коридора (гостиницы) .

Кроме того, план иногда бывает продиктован особенностями местности, где ведется строительство.

Как же практически группируются помещения (а их много в каждом сооружении)? Таких приемов несколько: однотипные залы размещают в одном этаже, отличающиеся по габаритам от предыдущих - в следующем уровне, мелкие помещения располагаются вокруг главного объема, наконец, рядом с основным комплексом строится отдельное здание, например спортзал школы.

Нередко внутренние пространства разделяются между собой перегородками, экранами, мебелью, лестничными клетками. Все это позволяет обеспечить функциональное назначение помещений и одновременно художественно оформить интерьеры.

Названные приемы и принципы организации пространства применимы для всех зданий. Но сегодня и в типовых сооружениях используются оригинальные планировки. В конкретных типах помещений появится возможность использования и других способов организации пространства.

Широко известна типовая схема театра. Казалось бы, что здесь можно изменить? Но сегодня появляются новые, порой неожиданные планировки театральных зданий, совсем непохожие на старые. В этом смысле интересны своеобразные театры Тулы, Ростова, Вильнюса, Москвы, Кишинева.

Новые варианты планировки не являются самоцелью. Как правило, они - результат поисков, направленных на улучшение в чем-то не удовлетворяющих типовых решений, или появившихся новых технологических возможностей: строительные, отделочные материалы позволяют улучшить старые проекты. Важно при этом творчески подходить к использованию имеющегося опыта.

Конкретные черты сооружений мы проследим на примерах. Кроме театров, рассмотрим Дворцы пионеров, библиотеки, предприятия общественного питания, магазины, вокзалы, спортивные сооружения, музеи. Наши знания об этих комплексах пополнятся изучением и других типов зданий.

Группа театров, кинотеатров, киноконцертных залов объединяется зрелищной функцией, но все эти здания имеют свое конкретное, определенное предназначение. Именно оно и диктует принципы организации внутренней среды. Различаются залы также и по вместимости: одни рассчитаны на десятки человек, другие вмещают тысячи зрителей.

В зале Дворца "Украина" в Киеве удачно решено расположение ярусов, балкона, оригинальны трактовка плафона, облицовка стен, цветовой строй. В Театре юного зрителя в Горьком четко решен амфитеатр. В плоскости стен удачно вмонтирована сложная техника. Праздничное настроение зрителям всех возрастов создает со вкусом исполненный плафон, тематическое решение сказочного оформления входа в здание.

Универсальные киноконцертные залы совмещают в себе возможности показа кино, театральных постановок, проведения торжественных заседаний, смотров самодеятельности. Тщательным образом рассчитывается видимость с мест, акустика, общий и специальный свет. Кинопоказ выдвигает дополнительные требования: нужны условия для демонстрации обычных, широкоэкранных и широкоформатных фильмов. На выставочных комплексах появляется необходимость демонстрации сразу нескольких фильмов вплоть до кругового просмотра. Введение стереопоказа, использование лазерной техники, голографии усложняет оснащение, и это ставит перед архитекторами, художниками, дизайнерами новые задачи при разработке проектов зданий и их интерьеров.

В зрелищных комплексах большое внимание уделяется оформлению сопутствующих основному объему помещений: гардеробов, фойе, буфетов и др. Много выдумки проявили архитекторы при строительстве нового здания Московского Художественного академического театра имени М. Горького. Они удачно использовали световые эффекты, удобно разместили мебель, неиссякаемую фантазию проявили при отборе фактуры отделки стен, колонн, потолков, авторы приблизились к такому качеству оформления ансамбля, когда гармонично сочетаются все использованные возможности.

Строгостью стиля отмечены интерьеры Театра оперы и балета в Вильнюсе. Они свидетельствуют о том, что умелое использование достоинств материалов неизменно приводит к ансамблевому звучанию основных и вспомогательных пространств. Здесь применены взаимосочетающиеся материалы: облицовочный кирпич, керамика, кожзаменитель, камень, цветной металл, стекло, ковровые покрытия, дерево.

Многогранно проявление национального своеобразия и в архитектуре. Ярким примером служит проект Русского драматического театра им. А. П. Чехова для города Кишинева, где за основу взят образ каменного цветка Молдавии - неотъемлемой детали 76 народного зодчества.

Мощно, современно и поэтично звучит застывшая музыка. Сегодня зодчие по-новому прочли этот удивительный традиционный элемент, символизирующий расцвет свободолюбивого народа, дали ему четкую трактовку. В сомкнутых лепестках каменного цветка как бы скрывается и тайна рождения искусства. Театр готов приоткрыть свои лепестки каждому, кто хочет прикоснуться к прекрасному.

Найдено логичное планировочное решение. Два зала на 900 и 300 мест могут соединяться вместе, образуя один вместительный зал. Оформление одного из двориков театра вызывает в памяти образ вишневого сада. Эта трогательная перекличка с названием одной из замечательных пьес великого драматурга подчеркивает, что театр носит его имя.

Выражением торжества ленинской национальной политики стал Дворец дружбы народов СССР им. В. И. Ленина в Ташкенте. Проект выполнен творческими коллективами Москвы, Ташкента, Ленинграда под руководством лауреата Государственных премий, члена-корреспондента Академии художеств СССР Е. Розанова и лауреата Государственной премии СССР С. Адылова. В облике здания отражены богатые пластические традиции архитектуры Средней Азии. Для отделки применены мрамор нуратинского и газганского месторождений, армированный гипс, тонированное стекло, керамика. Зал на 4 тыс. мест амфитеатром и балконами обнимает сцену. Стены облицованы гипсовыми акустическими плитами. В объемных элементах потолка скрыты светильники, дающие белое или цветное освещение.

Фойе освещается фонарями, из которых спускаются нарядные стеклянные люстры, напоминая гроздья винограда. Многочисленные малые и средние люстры украшают банкетный зал и кулуары. Панно на темы "Дружба народов", "Байрам", "Цветущий край" декорируют вестибюль. Торжественность фойе придает керамическая облицовка стен глубокого синего цвета. Вдохновенный труд строителей, отделочников, художников вызывает восхищение и благодарность жителей узбекской столицы.

В городах, поселках проводится большая воспитательная работа в Дворцах и Домах пионеров и школьников. В соответствии с ее задачами предусматриваются помещения, зрительные и репетиционные залы, классы и клубные комнаты. Требования к ним не одинаковы и часто специфичны. Внимательно и подробно познакомимся с ними. Скажем, спортсекциям, кроме залов для тренировок, нужны раздевалки и душевые; репетиционный зал, где проходят занятия хореографического и балетного кружков, должен быть оснащен станками, зеркалами; театральному коллективу нужен зал со сценой и специальным освещением, кулисами, 78 комнатами артистов, гримерной, кладовой реквизита.

Авиа- и судомодельные кружковые помещения оборудуются металлорежущими и деревообрабатывающими станками, стеллажами для моделей, рабочими местами; здесь требуется приточно-вытяжная общая и местная вентиляция. Классу скульптуры нужны стеллажи для хранения лепных работ, кладовая глины, гипса, пластилина, формовочная, зал для работы с натуры, поворотные станки для лепки.

Классы рисунка и живописи освещаются естественным и искусственным светом так, чтобы получить правильную цветовую передачу. Помещения оборудуются мольбертами, табуретами, подиумом для натурщика, подставками для постановок и натюрмортов, 79 шкафами для реквизита и произведений учащихся. Устанавливаются гипсовые фигуры, бюсты, головы античных богов и властителей Древнего Рима и Греции, олимпийских героев. Окраска стен выполняется ахроматическими тонами, чтобы отсвет не искажал цвет живописных полотен. Кроме общего освещения, предусматривается местная подсветка предметов с помощью передвижных софитов.

Поскольку студийцы размещаются полукругом вокруг модели, мольберты, на которых они работают, регулируются по высоте и по горизонтали под нужным углом к руке и глазу. Табуреты изготовляются разновысокими.

Так же обстоятельно продумываются и другие студии, кружковые помещения.

Кроме планировочных законов, желательно учесть возрастные особенности: младшие школьники любят яркие краски, контраст, необычность формы; им свойственна подвижность. Старшеклассники отдают предпочтение более спокойным сочетаниям цветов; их больше интересуют игры, требующие мысли. Для каждой из возрастных групп желательно определять размеры мебели, информационные и экспозиционные стенды.

Интерьеры должны быть насыщены светом, солнцем, яркими красками, зеленью, цветами, музыкой. Примерами могут служить Московский городской Дворец пионеров, созданный по специальному проекту, и Ленинградский, размещенный в великолепном особняке. На живописном берегу Днепра возведено здание

Дворца пионеров и школьников в Киеве. Вестибюль, залы массовых мероприятий, интернациональной дружбы, сказок, концертно-танцевальный, октябрят, а также зал-музей В. И. Ленина и музей истории пионерской организации - вот далеко не полный перечень помещений. Интерьеры их отличаются продуманностью, современны. За архитектуру комплекса авторам присуждена Государственная премия СССР.

Во дворцах все отдано школьникам - они их истинные хозяева, поэтому в залах и кабинетах всегда оживленно, они наполнены радостью, смехом, задором. На занятиях в кружках дети получают профессиональные, культурные навыки. Годы, проведенные в столь замечательных стенах, остаются в памяти всю жизнь.

Широко распространенными объектами культуры и образования являются библиотеки. Это своего рода бесценные сокровищницы труда и мысли лучших писателей, поэтов, ученых и путешественников, накопленные за многие столетия. Причем это не мертвый склад рукописей и книг, а постоянно находящееся в движении средоточие глубоких идей и знаний. Поэтому система хранения имеющихся единиц призвана наилучшим образом обеспечить функциональные процессы, оперативный поиск нужных читателю материалов.

Оптимальный режим обеспечивается рациональным объемно- пространственным и техническим решением. Все большее внимание уделяется автоматизации доставки и поиска книг, использованию более компактных средств информации, например микрофильмов. Высокие гигиенические требования включают в себя шумоглушение и воздушный обмен. Оформление интерьеров читальных залов отвечает не только их функциональному предназначению, но отличается строгостью, красотой.

Всемирной известностью пользуются Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве, Государственная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Их отличают не только уникальные собрания книг, но и созданные здесь условия для работы. В просторных залах царит атмосфера научного поиска. Глубокую тишину нарушает лишь шорох страниц.

Современно решены пространства Библиотеки Академии наук СССР. Удачно используются светильники и остекленный верх перегородок. Гармонично включена в оформление зелень, оказывающая благотворное влияние на человека во время напряженной умственной работы. Прекрасные условия для занятий созданы в залах Республиканской библиотеки им. К. Маркса в Ашхабаде (Туркменская ССР).

Читальные залы Государственной детской библиотеки имени Ленинского комсомола в Киеве оформлены с учетом возрастных групп. Каждое рабочее место отделено от другого. Это удобно для работы. Доступ к полкам открытый - можно самому выбрать 83 нужную книгу. В интерьерах широко использован декор. Так в вестибюле устроены два оригинальных бассейна с керамическими фигурами фантастической формы. Комнату сказок опоясывает двухметровой высоты керамическое панно с изображением персонажей русских и украинских сказок. На стены-экраны с помощью диапроекторов проецируются изображения героев детских книг.

Помещения нотной литературы оборудованы аппаратурой для группового и индивидуального - через наушники - прослушивания музыки. В нарядном актовом зале происходят встречи с писателями. В Международный год ребенка, который отмечался в 1979 г., школьники Украины получили превосходный подарок. Здесь воочию ощущается забота государства о развитии подрастающего поколения.

Современно решен читальный зал библиотеки одного из московских институтов. Дневной верхний свет мягко освещает пространство, не давая проникать вредным для "здоровья" книг лучам солнца. Кстати, здесь и другие интерьеры выполнены современно. Пластически оригинально оформлен вестибюль. Он украшен декоративным панно. Подъем рядов в аудиториях обеспечивает видимость демонстрируемых опытов и формул на доске. Достаточное число телеэкранов позволяет активизировать учебный процесс, показывая предусмотренные программой теле- и кинофильмы. Просто, но выразительно решен актовый зал.

Нам предстоит познакомиться со следующей группой сооружений: с предприятиями общественного питания, куда входят кафе, столовые, рестораны. Быстрое обслуживание посетителей, качественное приготовление пищи, надежное хранение свежих продуктов - вот отличительные признаки такого рода зданий. Блок питания и кухня соединяются раздаточными линиями, основная же роль в интерьерном пространстве принадлежит залам. В отделке используются современные гигиеничные материалы, продумывается расстановка столов, декоративное убранство.

Функциональное предназначение предприятий определяет их оформление. В ресторанах, кафе предусматривается размещение танцевальных площадок, эстрады, музыкальных автоматов, магнитофонов. При планировке учитывается система обслуживания - официантами или самими посетителями. Примеров удачных художественных решений можно привести много. В последнее время часто устраиваются залы в реконструируемых зданиях. Все большее внимание обращается на тематическое оформление: нравятся посетителям Дома охотников, специализированные детские кафе со сценарной интерпретацией героев сказки, молодежные клубы по интересам, придорожные рестораны. В этих случаях используются произведения народного творчества, утварь, мебель из стволов деревьев - все, что создает уют, необычайность обстановки, повышает эстетическую ценность интерьера.


Буфет гостиницы "Ялта", г. Ялта

В организации среды предприятий общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с белым подчеркивает чистоту помещений.

Активно подключаются и формы живой природы, островки фонтанов. Особую роль приобретают панно, украшения. Положительно в этом плане отличается система залов гостиницы "Ленинград" в городе на Неве, тематика оформления которых посвящена морским традициям русского флота и представлена росписями, гобеленами, керамикой. Это одна из значительных работ авторского коллектива, которым руководил народный архитектор СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий С. Б. Сперанский.

Уютны кафе Прибалтики, Украины, чайханы Узбекистана, шашлычные Грузии, Армении, Азербайджана. Пластические и декоративные находки мастеров союзных республик, использование национальных традиций народной архитектуры обогащают многонациональную культуру, советское зодчество и дают в руки дизайнеров ценные идеи для совершенствования искусства оформления интерьеров.

Гостиницы, хотя и относятся к категории гостевых домов, то есть к жилищу, исполняют функции общественных зданий, в них предусматриваются вестибюли, пункты бытового обслуживания, помещения для торговли, рестораны и кафе. Есть здесь и зимние сады, административно-управленческие помещения. Предусмотрены различные виды услуг.

Современные гостевые комплексы являются украшением города, а отделке их интерьеров придается особенно важное значение. Это и понятно: по жилью приезжий составляет мнение о хозяине. Потому здесь часто можно увидеть произведения народного творчества, работы лучших мастеров.

Запоминаются именно благодаря неповторимым интерьерам гостиницы "Националь", "Космос", "Белград", "Минск" в Москве, отели "Киев" и "Украина" в столице Украинской ССР, гостиницы "Иверия" в Тбилиси, "Юбилейная" в Минске, "Кыргызбан" во Фрунзе, "Прибалтийская" и "Пулковская" в Ленинграде, "Черное море" в Одессе, ряд других.

Схожая функция и у домов отдыха и домов творчества. Современно решен, к примеру, интерьер Дома творчества композиторов в городе Руза Московской области. Дизайнер использовал элементы экзотики, вполне уместной для коттеджа. Здесь не только отдыхают, наслаждаются природой, но и плодотворно работают. Поэтому комплекс располагает библиотекой, залами прослушивания музыки, просмотра кино- и телепрограмм. Предусматриваются зоны творческого общения, что важно для жизни профессионала. Этим назначением продиктовано и строительство Домов архитекторов, журналистов, деятелей театра и кино.

Все мы бываем в магазинах, делаем покупки, рассматриваем товары. Для того и существуют книжные, промтоварные, хозяйственные, продовольственные точки торговли. Назначение их диктует набор оборудования, характер планировки, систему обслуживания. Чтобы покупатель смог выбрать товары с минимальной затратой времени, в магазинах делаются прилавки, витрины, на которые раскладываются предметы торговли.


"Петровский зал" гостиницы "Ленинград" в городе на Неве

В универсальном обслуживании большая заслуга организаторов внутреннего пространства торговых центров. К прилавкам, витринам дизайнер стремится привлечь внимание покупателей. Остальные элементы пространства делаются скромно, за исключением панно, декоративного убранства, подсветки. Простота, удобство, современность отличают лучшие решения залов московских ГУМа и ЦУМа, ленинградских Пассажа и Гостиного двора. Продуманное размещение современного оборудования, витрин, рабочих мест обслуживающего персонала способствует культурной организации торговли.

Посмотрите, как оформляет художник-архитектор зал универсального магазина "Суперсам" в Ленинграде. Строгие линии блоков оборудования, четкая информация, яркое освещение. Создана деловая обстановка. Облик пространства как бы заявляет о том, что здесь ценится труд и время. Широкие проходы позволяют одновременно находиться в помещении большому числу людей. Быстро происходит отбор товаров, их оплата.


Зимний сад гостиницы "Ленинград"

Примером современного оформления интерьера учреждения связи служит Почтамт Вильнюса: открытые конструкции покрытия, вспомогательные помещения, выходящие антресолями в главный зал, позволяют легко "читать" пространство. Средства, использованные в оформлении, надежны и незамысловаты: дерево и кирпич, изящная мебель и декоративный металл.

Теперь отправимся на вокзал. Живет он, труженик, напряженно, без передышки. Спешит на рейс путешественник, привычно правит тележкой носильщик, деловито стрекочет почтовый электрокар. Объявляют о посадке. Надо без сутолоки продать билеты, накормить сотни отъезжающих, не понявшему что-то пассажиру дать исчерпывающий ответ, взять на сохранность и ко времени возвратить вещи... Да разве все перечислишь!

Транспортные средства: авиа-, морские и речные лайнеры, междугородные и местные автобусы, железнодорожные составы - образуют мощные русла передвижения людских масс, останавливаясь на транзитных станциях и конечных пунктах. Сложное переплетение технических возможностей в оборудовании вокзалов и запросов пассажиров - все это учитывается при организации внутреннего пространства.

Интерьеры должны точно ориентировать пассажиров, поскольку среди них немало таких, кто впервые находится на вокзале. С этой целью пространства максимально освобождаются от всего, что может быть направлено по другому маршруту, проложено на ином уровне, установлено в смежном главному пролете или вообще вынесено за пределы здания. Это касается инженерных коммуникаций, помещений, людских и транспортных потоков.

Для этого используются и художественные средства - четкость объемно-планировочной композиции, зрительная связь с соседними объемами, открытые уровни и антресоли, на которых хорошо просматривается происходящее вокруг. Визуальные коммуникации, кодовые обозначения цветом выделяют наиболее важные направления, помогают пассажирам ориентироваться.

Умело использованы перечисленные приемы на автобусном вокзале Вильнюса. Залы дальнего и местного сообщения резко отличаются колером: один зал выкрашен красным, другой - синим. Огромного размера световое табло над кассами информирует о расписании рейсовых автобусов, о наличии в них мест. В центре зала установлена своего рода "информационная мачта", где, кроме сведений о времени, можно получить индивидуальную справку по видеотелефонам. Знаки указывают пути к экспрессам, камерам хранения, комнатам отдыха.

Теми же качествами обладает автовокзал в Тбилиси. Просторные залы ожидания, достаточное число диванов, хороший обзор местности через витражи, аудиовизуальные коммуникации (схемы и объявления по радио, трансляция негромкой музыки) делают ожидание экспрессов не томительным времяпрепровождением, а отрадным отдыхом.


Торговый зал магазина "Суперсам" г. Ленинград

Что касается вида транспорта, то в решении интерьеров вокзалов эта сторона проектирования не столь существенна.

Отличается лишь внешняя визуальная связь с простором моря, реки, летного поля. В данном случае расположение залов относится к фронтальному типу компоновки. Многоосевая глубинная композиция встречается на крупных железнодорожных вокзалах. Односторонняя ориентация чаще делается для транзитных небольших вокзалов. Островная или двухсторонняя ориентация присуща автобусным станциям. Четкость построения главного зала или залов для ожидания - обязательное правило для всех без исключения объектов.

Выразительностью отмечен, например, аэропорт "Пулково" в Ленинграде. Центральный зал имеет несколько уровней, равномерно освещен естественным светом через центральные шахты в покрытии. Зрительно пространство связано с летным полем с одной стороны и с выходом к городу - с противоположной. Из главного объема просматриваются табло информации о начале оформления на посадку, кассы продажи билетов, справочное бюро. Имеются телефоны-автоматы, киоски "Союзпечать", кафе, пункты обслуживания. Пропускная способность вокзалов может быть со временем увеличена. С учетом этого стараются проектировать все современные сооружения. Иначе они быстро морально устаревают и требуют преждевременных затрат на реконструкцию или строительство объекта-дублера.

Морские вокзалы может отличать планировка, постановка относительно берега, но общие принципы у всех схожи. Различна вместимость: она зависит от напряженности линий. Поскольку сооружения являются важной составляющей лица города, то архитекторы стремятся подчеркнуть значительность комплекса, расширить число его функций. Для этого в здание входят экскурсионные бюро, кафе, рестораны городского значения, развитой делается сеть видовых площадок и прогулочных террас.

Речные вокзалы крупных портов, как правило, рассчитаны на большое число пассажиров. Чаще всего эти здания расположены так, что пассажиры имеют возможность видеть водный простор, окружающий портовый пейзаж: краны, лодки, корабли. Художники-маринисты украшают стены декоративными панно, жанровыми полотнами. Интерес даже самого требовательного зрителя привлекут великолепные панно киевского речного вокзала.

Популярны в нашей стране и спортивные сооружения. Государство создает все условия для занятий физической культурой 93 и спортом, для совершенствования мастерства, для участия в соревнованиях любого ранга - от школьных и районных до городских, всесоюзных и международных. Всевозможные спорткомплексы продемонстрировала олимпийская Москва: велотреки, плавательные бассейны, ипподромы, гребные каналы, универсальные манежи. Новейшие достижения конструкторской мысли демонстрируют внушительные перекрытия спортшколы на Васильевском острове в Ленинграде. Комплекс удостоен Государственной премии РСФСР. С помощью рам перекрыт плавательный бассейн пионерского лагеря "Орленок". Экономными средствами удалось создать просторный, хорошо освещенный объем. Примерами организации больших пространств служат Малая спортивная арена и Дворец спорта в Лужниках, Футбольно-легкоатлетический комплекс ЦСКА в Москве. Возможность трансформировать арены позволяет проводить здесь соревнования по различным видам спорта.


Плавательный бассейн пионерского лагеря "Орленок", г. Сочи

Оригинально сконструирован уникальный велотрек в Крылатском. Его корпус имеет форму, близкую к эллипсу, с размером осей 168×138 м. Покрытие выполнено в виде двух мембранных седловидных оболочек, которые закреплены на четырех наклонных арках пролетом 168 м каждая. Идеально рассчитана дорожка. Три круга - километр, так как протяженность одного круга 333 метра и 333 его тысячных. Ширина дорожки, покрытой сибирской лиственницей, 10 м. Трибуны вмещают 6 тыс. зрителей.

Интерьер покоряет своей пластичностью, игрой вогнутых поверхностей.

Экспозиции и выставочные комплексы устраиваются как в большепролетных специальных строениях, так и в любых приспособленных для этих целей помещениях. Здесь уместно вспомнить некоторые страницы истории ЭКСПО - так сокращенно называют международные выставки: за все годы накоплен достаточный архитектурный опыт, суть которого проявляется не во 95 внешнем эффекте экспозиции, а в ее внутренней убедительности, эмоционально и выразительно раскрывающей достижения народов.

Первая всемирная выставка состоялась в Гайд-парке Лондона в 1851 году. Девизом ее был призыв: "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". В дальнейшем краткая формула смотров становится правилом. Особенностью выставки, ее архитектурным триумфом явился Хрустальный дворец, построенный по проекту вовсе не специалиста, а садовника Джозефа Пэкстона. Здание возведено из стекла и 96 металла размером 564×125 м по типу оранжереи.

Все здесь было новое, специально изготовленное для показа: машины, изделия ремесленников французские гобелены, тунисские ковры, русская посуда из малахита. Не было недостатка и в развлечениях, которые привлекли в Лондон большое число людей. Однако главная идея выставки - показать "благополучие века", процветание капитализма - обернулась здесь обличением роскоши и духовной нищеты эксплуататоров, разоблачением колониальной политики.

Страна Советов впервые участвовала в международной выставке в 1925 году, в Париже. На призыв ее организаторов проявить максимум новизны и минимум традиций советский архитектор, К. Мельников откликнулся созданием динамичной конструкции, простой по форме, но необычайно мощной по силе художественной выразительности идеи достижений прогрессивного строя.

В дальнейшем эта идея всегда будет главной для отечественных павильонов. Особенно запомнился миру форум 1937 г. в Париже под девизом "Искусство и техника современной жизни". Павильон СССР со знаменитой скульптурой "Рабочий и колхозница" В. Мухиной символизировал собой страну социализма, ее достижения.

То были годы, когда над миром нависла угроза фашизма, уже раскрывшего свою звериную сущность. Тогда советская экспозиция включала пять разделов. Первый посвящался Конституции СССР, далее раскрывались достижения науки, промышленности, образования, литературы и печати. Размещение производительных сил страны демонстрировалось на огромной карте из десяти тысяч полудрагоценных камней. Сейчас карта выставлена в Эрмитаже. Третий зал рассказывал об искусстве, следующий - об освоении Северного морского пути, заключительный зал посвящался архитектуре и градостроительству. Проникновение передовых социальных идей заставило и других участников пересмотреть свое отношение к показу общественных явлений, демонстрировать не только лишь богатство и жизнь власть имущих.

Ареной политической борьбы была и выставка в 1939 г. в Нью-Йорке. Оправившийся от разрушительной войны мир только в 1958 г. смог организовать следующую всемирную выставку. Она состоялась в Брюсселе. Сенсацией ее стал показ первого советского спутника, запущенного 4 октября 1957 г.- за полгода до открытия форума. Копия искусственного спутника да и само слово "спутник" пользовались необычайной популярностью у посетителей, собравшихся со всех концов планеты. Экспозиционно насыщенны были залы советских павильонов и в Монреале в 1967 г., и в Осаке в 1970 г., где наш павильон был исполнен в виде государственного флага. Передовые идеи демонстрировались на ЭКСПО-74 и -75. Опыт оформления этих выставок используется дизайнерами и сегодня.

Поскольку на выставке показ является главным, интерьерная среда подчиняется этому. Ее оформление может быть самым неприхотливым и, наоборот, может поражать броскостью, уникальностью. Такой диапазон объясняется целями, стоящими перед смотром.

Для экспозиции важен продуманный маршрут, умелое раскрытие кульминационных пунктов. Допустимы эффекты театрального плана: свет, колористика, музыка. Именно этими средствами пользуются признанные мастера-оформители.

Выставочные залы предполагают смену экспонируемых изделий. Но и общий вид интерьера играет существенную роль. Щиты имеют строгую форму, характер используемого материала, как правило, не претендует на внешний эффект. Все направлено на просмотр произведений искусства. Таковы манежи Москвы и Ленинграда, Дворец искусств в Минске, выставочный зал в Вильнюсе.

Очень ответственно следует подходить к формированию музеев. Всемирно известны Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Екатерининский дворец в Пушкине, Лувр в Париже, Музей Леонардо да Винчи в Милане. Их интерьеры сами по себе представляют удивительные творения зодчих. Здесь демонстрируют шедевры искусства, археологические находки, утварь, образцы техники.

Порой в музеях основным является дизайн малых форм. Например, витрины конструируются так, чтобы лучшим образом показать всевозможные реликвии: украшения, посуду, рыцарские доспехи, монеты. В залах воссоздается атмосфера эпохи. Например, великолепные интерьеры предстали перед взором посетителей Меншиковского дворца в Ленинграде после уникальной его реставрации.

Широкое распространение получили краеведческие музеи, где экспозиции рассказывают и об истории поселений, и о современной жизни. Одним из них является музей эстонского колхоза им. С. М. Кирова. Вклад в развитие культуры подобных центров переоценить невозможно: они обогащают знания, воспитывают патриотические чувства.

Монументальным экспонатом прекрасной архитектуры дворца является Государственный Эрмитаж. Выдающиеся зодчие - Растрелли, Деламот, Фельтен, Кваренги, Росси, Монферран, Стасов, Брюллов, Штакеншнейдер, Ефимов и Кленце посвятили свой талант созданию величественного памятника. После ураганного пожара 1837 г. почти за год титаническим трудом русских умельцев были воссозданы основные интерьеры. В невероятно трудных условиях возглавил работы В. П. Стасов. Зодчий не только организовал восстановительные работы, но и улучшал творения предшественников. Новаторские конструкции, прежде в мире не известные, были разработаны для перекрытий. Парадная лестница, малый и большой аванзалы, Гербовый зал, Портретная галерея 1812 г., Георгиевский и Фельдмаршальский залы, Помпейская галерея - вот далеко не полный перечень блистательных пространств, созданных прославленным зодчим.

Великолепна главная лестница - плод труда Ф. Б. Растрелли. В. П. Стасов применяет мрамор, гранит, бронзу, позолоту, роспись, наполняет объем светом, создавая заново убранство в прежних лишь габаритах. Лестница из каррарского мрамора ведет на галерею бельэтажа, украшенную сдвоенными колоннами из сердобольского гранита. Многочисленные статуи дополняют декор. Современник В. П. Стасова А. П. Башутский, видевший лестницы в растреллиевском и стасовском вариантах, пишет, что убранство у Стасова, "не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка". Он считал, что лестница "решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности". Выискивая аналогии, он заключает: "Лестница в Казерте знаменита, но она далеко не может сравниться с нашею величием, легкостью и грацией" * . История сохранила нам имена лепщиков Селивестра Иевлева, Ивана Косолапова, Сергея Саегина и Ивана Якимова, позолотчиков Андрея и Николая Тарасовых. Это их мастерство демонстрирует филигранность отделки.

* (Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л., 1974, с. 140. )

Творческой аранжировкой декора наполнены Невская и большая анфилады с великолепным паркетом, лепкой стен, позолотой, расписными плафонами, золотошвейными гербами и камчатными обоями, зеркалами. Восхищает Помпейская галерея, полностью созданная великим В. П. Стасовым. Тот же современник так характеризует творение зодчего: "Вы обворожены прекрасным видом бесконечной анфилады аркад, представленных сводами потолка, с которого спускаются в тройном порядке до 20 красивых этрусских ламп. Разнообразие, игра и блеск живописи, отлично выполненной, останавливают взор на каждом шагу; всякий простенок представляет что-нибудь новое. Между общими всем им легкими колоннами и орнаментами из листьев разбросаны каймы, арабески и флероны самого чистого рисунка; внизу, что простенок, то новая пара зверей, выходящих из закругляющихся окончаний лиственного украшения; вверху - на ярко-голубом или малиновом грунте - новая фигура воздушной танцовщицы. Мы говорили уже о солнечном освещении этой галереи при пунцовых шторах... ввечеру, когда зажженные лампы льют на нее свет более спокойный, она не менее прекрасна" * .

* (Эрмитаж. История и архитектура зданий, с. 150. )

Военная галерея 1812 г. предстала также в новом блеске. Созданная Росси и воссозданная Стасовым, она явилась шедевром искусства. Свод расписан живописцами Яковом и Василием Додоновыми, скульпторами Александром Теребеневым и Николаем Устиновым выполнено лепное убранство. Многочисленные украшения изготовили лепщики во главе с Тимофеем Дылевым. Галерея, оформленная под влиянием победы России в Отечественной войне 1812г., рассказывала о героизме народа. Послевоенные годы характеризовались блестящим расцветом архитектуры и искусства. Триумфальная арка К. И. Росси на Дворцовой площади, Александровская колонна вместе с музейным залом запечатлели подвиг русского воинства.

"Мне пришлось видеть несколько мировых музеев...- пишет известный искусствовед М. В. Алпатов. С каждым из них Эрмитаж имеет некоторые черты сходства, и все же лицо его своеобразно и неповторимо. Как его можно определить? Что он больше всего напоминает? Весь Ленинград в целом - один из красивейших городов мира... Он как бы высечен из одного куска. Отсюда его "строгий, стройный вид". И таким же выглядит Эрмитаж с его сказочными богатствами, стройно размещенными в его просторных покоях. Весь он обширен и необозрим, как наша страна, и его бесконечные анфилады текут, как русские реки, а его залы раскинулись, как необъятные равнины и моря" * .

* (Алнатов М. В. Этюды всеобщей истории искусств. М., 1979, с. 188-189. )

Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в XVIII веке Ж. Л. Давид говорил: "Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа" * .

* (Мастера искусства об искусстве, т. 4, с. 35. )

Посещение музеев - всегда праздник. Их экспонаты обнажают нравственный пласт чувств, хранят память о дорогом прошлом родной земли, ее культуре. Поэтому оформление интерьера музеев - предмет особой заботы архитекторов, дизайнеров.

Интерьер, его объемно-пространственная и композиционная составляющая играют большое значение в проектировании общественных организаций, в том числе магазинов сувенирной продукции.

Интерьер - это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека.

Внутреннее пространство выступает средством для осуществления определенного процесса социальной деятельности, то есть является средой действия. Гармонично организованное внутреннее пространство воздействует на психику человека и участвует в его развитии, то есть внутреннее пространство является средой восприятия. Но человек не только существует в пространстве и воспринимает его, он и преобразует его, создавая для себя окружение, в котором выражает свои представления о структуре мира и общества. Отсюда следуют основные функции интерьера - утилитарная и эстетическая.

Внутреннее пространство становится первоосновой архитектуры, то есть тем главным, ради чего строится здание. В то же время интерьер обладает некоторой самостоятельностью по отношению к внешней форме.

Организация самого внутреннего пространства такова, что задает движение человеку. При этом происходит восприятие пространства при входе в здание, при движении внутри его и восприятие пространства в конце движения, у цели. Так, при входе в гостиницу первое помещение - вестибюль - ориентирует посетителя и задает направление основного движения. Для этого служат вертикальные коммуникации - лифты и лестницы.

Расположение лифтов и лестниц должно быть таким, чтобы путь движения к ним от входа был наиболее коротким и прямоточным.

Понятие «закрытое - открытое» описывает взаимоотношения архитектурных пространств и природных. «Закрытое» значит до этого всего физическую изолированность созданного пространства от природного для обеспечения защитных функций и имитации благоприятных погодных условий существования. Степень изолированности зависит от конкретных природно-погодных черт. «Открытое» архитектурное пространство находится конкретно в природных условиях. Чаще всего в нем отсутствует ограждающая поверхность «потолка», а периметр «стен» довольно условен, то есть может иметь значимый спектр характеристик по материалу, высоте и плотности массы.

Эстетическая черта характеристики пространства «закрытое - открытое» связана с проявлением свойств материального ограждения и предметов оборудования. В образно-эмоциональных чувствах отражаются контрастные представления о естественности природы и камерности помещения. Это влияет на выбор масштабности форм, видов материала метода освещения, типа декора и так далее.

Внутреннее пространство - та реальность, ради которой создают здания. Проектировщик организует внутреннее пространство жилого дома в соответствии с определенными потребностями людей с помощью различных материальных структур - несущих опор, наружных стен, перегородок, перекрытий и покрытий. Сочетание конструктивных элементов, ограничивающих и ограждающих пространство, извне воспринимается как объем здания, изнутри - как интерьер жилища. В композиции интерьера выделяют виды пространственной формы - пространство, объем и плоскость, ими архитектор формирует внутреннее жилое пространство.

Объемно-пространственная композиция интерьера - система взаимодействия пространства и ограждающих его форм. Форма объема жилого здания зависит от его внутренних пространств, и наоборот, внутренние пространства дома диктуют его объемную форму. Исходной мерой для определения необходимых пространственных габаритов жилых помещений служит человек. В соответствии с этой общей мерой избираются и размеры помещений, деталей интерьера и оборудования.

Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства - параллелепипед. Прямоугольные элементы удобно соединяются в компактные группы, они легко сочетаются с существующими системами конструкций. Человек избрал их в качестве основы формирования жилища уже на самом раннем этапе развития зодчества. Цилиндр не может без потерь пространства сочетаться с другими цилиндрами в горизонтальной плоскости. Сфера не может быть повторена и при развитии композиции в высоту. Пространственные формы, ограниченные криволинейными поверхностями, неприменимы для структур, которые создаются из повторяющихся ячеек. Их применение эффективно в особых случаях, для образования единичных крупных пространств.

Принцип функционального зонирования помещения играет существенную роль для общественных помещений с единым пространством.

При проектировании крупных общественных зданий, общественных и общественно-торговых центров, характеризующихся множеством разнообразных внутренних пространств, целесообразно проводить так называемое функциональное зонирование, то есть разбивку на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функционального назначения и внутренних взаимосвязей.

Различают два вида функционального зонирования: горизонтальное и вертикальное. В первом случае все внутренние пространства располагаются, как правило, в горизонтальной плоскости и объединяются в основном горизонтальными коммуникациями (коридорами, галереями, пешеходными платформами). Во втором - внутренние пространства располагаются по уровням (ярусам) и связываются между собой, как правило, вертикальными коммуникациями (лестницы, лифты, эскалаторы и др.), которые здесь являются основными.

Функциональное зонирование осуществляется на основе общей идеи архитектурно-планировочной композиции и функционально-технологической организации помещений крупного общественного здания или комплекса. Функциональное зонирование вносит в архитектурно-планировочное решение определенную четкость, способствуя уточнению композиционных и конструктивных схем.

Вертикальное зонирование по сравнению с горизонтальным является в ряде случаев более прогрессивной пространственно-функциональной организацией крупных общественных зданий и комплексов.

В основе планировочного и пространственного решения интерьера квартиры лежит принцип функционального его зонирования. Многофункциональность помещений, вызванная динамикой семьи и изменением потребностей, обусловила необходимость гибкости и вариантности структурных элементов квартиры. В связи с этим появились новые приемы формирования интерьера.

В достижении композиционного единства интерьера утвердились такие средства, как лаконизм, умеренность использования предметов удобства и цветового решения, отсутствие сложных профилей, цельность внутренних пространств различных зон, введение в интерьер элементов живой природы и др. Организация интерьера с раскрытием внутреннего пространства к окружению имеет оздоровительное значение, повышает комфортность квартиры и является средством эмоционально-художественного воздействия.

Важным средством композиции интерьера являются декоративно-художественные свойства материалов, особое значение имеет цвет. Цветом, а также декоративными свойствами материалов может быть усилено значение главного в композиции, отдельных важных композиционных мест, достигаться гармонизация всего интерьера, изменяться зрительное восприятие пространства.

В организации интерьера квартиры наибольшее значение имеет мебель. В связи с изменениями, которые произошли в объемно-планировочном решении квартир, а также в быту, достижение композиционного единства интерьера с использованием отдельных предметов, или так называемой штучной мебели, стало невозможным. Штучная мебель, когда каждый предмет представлял собой композиционно законченное изделие, не позволяла рационально использовать площадь квартиры, так как предметы не могли блокироваться и требовали вокруг себя свободной зоны.

Поиски новой организации интерьера как рационального и композиционно целостного объемно-планировочного пространства потребовали нового подхода к проектированию мебели. Мебель становится функциональной. От отдельных элементов не требуется самостоятельного композиционного значения. Она теряет характер обособленных предметов, зато становится элементом комплексного оборудования квартиры.

Формирование интерьера административно-общественных зданий представляет значительную сложность из-за большого разнообразия их функций. Даже в массовых однотипных зданиях должен быть индивидуальный подход при организации интерьеров.

Формирование интерьера административно-общественных зданий требует последовательного разрешения комплекса требований. Оно начинается с решения задач архитектурной системы, которые заключаются в формировании внутреннего пространства и установлении связей между отдельными его элементами. Внутреннее пространство, его ограждающие поверхности являются составляющими интерьера. Кроме того, в его состав входят значимые частные составляющие: проемы, перегородки, оборудование, мебель и др. Все составляющие должны получить такое решение, чтобы из множества различных качеств создать единство, целостную среду, удовлетворяющую все потребности человека.

Правильное планирование общественных помещений, в соответствии с ГОСТами и СНиПами, с проектными нормами - это необходимое и обязательное условие для профессионального дизайн-проекта. Также знание и использование технологических схем и рекомендаций для общественных зданий и помещений позволяет предложить Заказчику наиболее эффективные планировки и схемы функционального зонирования. Дизайн-проект разрабатывается по Заданию и соответствует всем требованиям, предъявляемым к помещению и его назначению. Дизайн проект успешно решает задачу функционально организовать общественное пространство и придать интерьеру оригинальный облик. , выполненный профессиональными архитекторами и дизайнерами, является залогом успешной работы общественного заведения любого типа.

Разработка стиля

При выборе стиля интерьера, мы учитываем целый ряд параметров. В том числе назначение здания в целом и каждого помещения в отдельности, архитектурные и планировочные особенности, мебель, освещение и торговое или иное оборудование. Разные типы помещений могут быть оформлены в разных стилях. Например, интерьеры вестибюля часто оформляют как в неоклассическом, так и в современном стиле. Интерьеры торговых центров, как правило, оформляют в современном стиле или хай-тек. А в интерьерах входных группах подъездов , в вестибюлях часто используют классические элементы интерьера.