Условия для инвалидов в общественных местах. Методические указания по созданию доступной среды

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.


Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.


Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.


Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.



Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.


Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.


Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.



у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.





Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.


Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.


  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.




2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.


Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.


В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.


В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.


Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.


При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).


Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.


Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.


Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)



Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.


А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)


Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов


Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту


Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов


Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.


Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале


Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями


Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда


Рис. Места для инвалидов в современных поездах



Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

На странице нашего сайта вы можете ознакомиться с нормативные документами (ГОСТ, СНиП, СП) - сводами нормативов, актов и постановлений, посвященных программе «Доступная среда» и её элементам. Как правильно должны быть установлены пандусы и тактильная плитка. Как разрабатываются и подготавливаются мнемосхемы и книги по системе Брайля. Как работают подъемники и индукционные системы. Полную информацию по этим и другим вопросам, Вы можете получить, перейдя на страницу с нормативными документами. Также отсюда можно скачать любой необходимый документ в ознакомительных целях и для работы со стандартами программы.

СП 59.13330.2016 0.69 Мб (Дата введения 2017-05-15)
Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - МГН равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального дизайна

СП 59.13330.2012 1.38 Мб
Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН.
Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Изменения 1 к СП 59.13330.2012 0.3 Мб
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

СП 136.13330.2012 (09.09.2016 Изменения № 1) 8.66 Мб (Дата введения 2017-03-10)
Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения

СП 136.13330.2012 4.43 Мб
Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)
В настоящем своде правил установлены общие требования для всех объектов проектирования (в дальнейшем - здания и сооружения), доступных для маломобильных групп населения (далее - МГН), а также их участков в развитие положений СП 59.13330. Развитие или расширение этих требований по функциональному назначению различных зданий и сооружений дано в соответствующих разделах других сводов правил: СП 137.13330, СП 138.13330 и СП 139.13330.

СП 35-101-2001 4.94 Мб
Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для МГН.
Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности зданий и сооружений для всех категорий МГН и беспрепятственное пользование ими.

СП 35-102-2001 1.58 Мб
Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.
Свода правил направлены на обеспечение потребностей инвалидов при проектировании неспециализированных жилых домов, включая одноквартирные, общежитий, а также обеспечение потребностей МГН. Настоящий документ применяется при проектировании жилищ в зданиях всех форм собственности, а также жилой части гостиниц и категорированных рекреационных учреждений разряда три звезды и выше.

СП 35-103-2001 3.48 Мб
Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям
Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для МГН.

СП 35-104-2001 1.72 Мб
Здания и помещения с местами для труда инвалидов
В данном СП из всех маломобильных групп населения принимаются во внимание в основном инвалиды трудоспособного возраста, так как остальные маломобильные группы: люди старшей возрастной группы, временно нетрудоспособные, в том числе женщины в декретном отпуске, не учитываются при организации рабочих мест на предприятиях и в учреждениях. Свод правил распространяется на проектирование предприятий, учреждений, зданий и помещений с целью создания рабочих мест для инвалидов всех групп и большинства нозологий

СП 35-105-2002 1.43 Мб
Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
СП по проектированию и осуществления реконструкции существующей застройки с соблюдением доступности зданий, сооружений и их комплексов для инвалидов. Свод правил содержит обязательные правила, проектно-организационные мероприятия по формированию доступной среды для инвалидов. В том числе производственные зоны, рекреационные зоны, транспортные и пешеходные коммуникации, адаптация транспортных средств, транспортно пересадочные узлы, а также Свод правил реконструкции по информационному обеспечению для инвалидов.

СП 31-102-99 1.16 Мб
Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей
Данный Свод правил описывает типы и требования архитектурных решений общественных зданий и сооружений. Приведены рекомендации на ориентирование одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

ГОСТ 55555 - 2013 1.53 Мб Взамен устаревшего: ГОСТ Р 51630-2000 0.55 Мб
Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности.
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам, предназначенным для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения. Настоящий ГОСТ устанавливает требования: Подъемные платформы вертикального перемещения с огражденной и неогражденной шахтой, узлы и системы привода, электрическая система и оборудование.

ГОСТ Р 51261-99 1.72 Мб
Типы и технические требования опорных стационарных реабилитационных устройств
Данный Свод правил описывает типы и требования опорных устройств а также технические требования к их установки.

ГОСТ Р 52875-2007 0.6 Мб
Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению.
Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населенных пунктах и общественных зданиях. Устанавливает технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей.

ГОСТ Р 56305-2014 0.99 Мб ВЗАМЕН ГОСТ Р 52875-2007 0.6 Мб
Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности
Целью настоящего стандарта является разработка требований, предъявляемых к тактильным указателям на пешеходной поверхности (ТУПП) для слепых и слабовидящих людей.
При самостоятельном передвижении в пространстве слепой и слабовидящий на своем пути встречают различного рода препятствия, которые могут быть травмоопасны.
Для получения информации тотально слепые и слабовидящие используют сохранные анализаторы, в частности слух, осязание, обоняние и остаточное зрение (при его наличии).

ГОСТ Р ИСО 23600-2013 0.63 Мб
Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров
Целью настоящего международного стандарта является установление требований к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Люди с нарушением функций зрения и с нарушением функций зрения и слуха, передвигающиеся самостоятельно, используют множество способов и косвенных знаков в окружающей среде для того, чтобы начать безопасный переход улицы. Звуки и другие сигналы окружающей среды снабжают информацией о времени и направлении перехода.

ГОСТ Р 52131-2003 0.61 Мб
Технические требования знаковых средств отображения информации для инвалидов
Настоящий стандарт распространяется на знаковые средства отображения информации пиктограммы и предупреждающие знаки, таблички и наклейки используемые инвалидами для ориентирования на объектах и общественных местах.

СП 35-101-2001 4.17 Мб
Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения
Свод правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Варианты использования общеупотребительных символов и пиктограмм.

ГОСТ Р 51671-2000 0.77 Мб
Классификация. Требования доступности и безопасности. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов.
Настоящий стандарт распространяется на технические средства связи, информации и сигнализации общего пользования, доступные для инвалидов, и устанавливает классификацию указанных средств, а также требования, обеспечивающие их доступность и безопасность для инвалидов.

ПБ 10-403-01 1.27 Мб
Правила безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов
Правила распространяются на подъемные платформы с вертикальным и наклонным перемещением, относящиеся к техническим средствам реабилитации инвалидов и устанавливаемые в жилых, общественных и промышленных зданиях и сооружениях высотой более одного этажа или имеющих перепады уровней пола на путях движения инвалидов с нарушением статодинамической функции, включая использующих кресла-коляски и другие технические средства реабилитации, и для людей с ограниченными возможностями для передвижения, относящихся к МГН.

ГОСТ Р 56421-2015 0.71 Мб
Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации (вступает в действие с 01.01.2016)
Стандарт применяется для обеспечения безопасности пользователей, персонала и лиц, находящихся вблизи платформы при использовании ее по назначению. Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами платформ и обслуживающему персоналу в тихничническаим специалистам осуществляющим ремонт и обслуживание подъемных платформ для инвалидов.

ГОСТ Р 56832-2015 0.45 Мб
Национальный стандарт Российской Федерации шрифт Брайля. Требования и размеры

ГОСТ Р 51090-97 0.81 Мб
Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
Настоящий стандарт устанавливает требования и указания размеров к документам и надписям, выполненным шрифтом для слепых (далее - шрифт Брайля), а также материалам основы, чтобы слепые люди могли свободно узнавать, читать и понимать этот шрифт Брайля. Стандарт не описывает технические методы для создания шрифта Брайля.


СП 31-113-2004 3.7 Мб
Cвод правил по проектированию и строительству бассейнов для плавания.
Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху.

НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - НАШ ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!



Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме опубликованы в понедельник на официальном сайте Правительства РФ. Эти правила в дальнейшем будут применимы к помещениям, входящим в состав жилищного фонда России, субъектов РФ, а также муниципального и частного жилищного фонда. Какие правила и требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида будут предъявляться?

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о мерах по обеспечению доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, сообщает в понедельник официальный сайт правительства России.

"Подписанным постановлением утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме", - говорится в сообщении.

Отмечается, что Правила устанавливают организационные, инженерно-технические и другие требования по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для нужд инвалидов и порядок обеспечения условий их доступности.

Под таким приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в этом помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

" Правила распространяются на жилые помещения всех форм собственности", - говорится в сообщении.

В постановлении, подписанном руководителем правительства Дмитрием Медведевым, говорится, что доступность жилого помещения должна быть обеспечена за счет приспособления такого помещения с учетом потребностей инвалида.

Это значит, что в данном случае возможны изменения и переоборудование как жилого помещения, так и общего имущества в многоквартирном доме. Федеральные или региональные уполномоченные органы будут координировать мероприятия, а специальные комиссии - обследовать жилые помещения инвалидов и общее имущество в многоквартирных домах, оценивать, насколько необходимо и возможно приспособить их к потребностям инвалидов. Эти комиссии будут также рассматривать документы о признании гражданина инвалидом, о характеристиках занимаемого им жилого помещения и т. д. После этого будет решаться главный вопрос: насколько экономически целесообразно проведение капитального ремонта или реконструкции какой-то части многоквартирного дома.

Правила проведения такой проверки в дальнейшем утвердит Минстрой России в течение 3-х месяцев . Акт обследования и решение об экономической целесообразности могут быть основой для принятия решения о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества.

Новые правила конкретно определяют требования к доступности жилого помещения и общего имущества для инвалида:

    Территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь покрытие с шероховатой поверхностью без зазоров;

    Вместо одиночных ступеней должны быть сооружены пандусы, лестницы должны также иметь боковые пандусы;

    Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от дождя и снега, отвод поверхностных стоков и приборы электроосвещения;

    На наружной двери должна быть информационная табличка с указанием номера подъезда и квартир и одновременно другой табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля.

В постановлении определены требования и к жилому помещению инвалида . В нем должны быть жилая комната, совмещенный санитарный узел для инвалида, передняя-холл площадью не менее 4 кв. м. Все дверные пороги в квартире оснащаются съемными пандусами (накладными или приставными), а ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м.

В Постановлении Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме") указаны требования к помещениям.

Полные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида

23. Территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях.

Толщина швов между плитами покрытия составляет не более 15 миллиметров. Покрытие из рыхлых и сыпучих материалов не допускается.

Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный - 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров.

На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.

24. На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются:

А) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 - 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;

Б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5 x 1,5 метра;
в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.

25. Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям:

А) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров;

Б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина - 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца или входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями);

В) входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 x 2 метра или 1,5 x 1,85 метра;

Г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 x 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 - 2 процентов.

26. Лестница крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должна отвечать следующим требованиям:

А) число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 12;

Б) поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой;

В) ограждения с 2 сторон стационарной лестницы должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания, при этом расстояние между ближайшей стеной и поручнем должно быть не менее 50 миллиметров, расстояние между поручнями - не менее 1 метра;

Г) верхняя и нижняя ступени должны выделяться цветом или фактурой;

Д) перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 метра оборудуются предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 метра.

27. Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям:

А) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

Б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

В) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

При отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

При устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

Г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

Д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

28. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения.

29. Двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур должны отвечать следующим требованиям:

А) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра;

Б) входная дверь должна иметь контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника;

В) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;

Г) наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, при этом высота символов, контрастно отличающихся цветом от поверхности таблички, составляет не менее 75 миллиметров, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 метра;

Д) ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра;

Е) двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений "открыто" и "закрыто";

Ж) полотна наружных дверей включают в себя смотровые прозрачные ударопрочные панели с нижней кромкой на высоте 0,5 - 1,2 метра от уровня пола. Нижняя часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. На прозрачных полотнах дверей размещается яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне не ниже 1,2 метра и не выше 1,5 метра от поверхности пола;

З) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм;

И) участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и входами должны иметь тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность. На путях движения предусматриваются световые маячки.
Зоны возможной опасности с учетом проекции движения двери обозначаются краской для разметки, цвет которой должен контрастировать с окружающим пространством.

30. Тамбур (тамбур-шлюз) в многоквартирных домах при прямом движении и одностороннем открывании дверей должен быть не менее 2,3 метра глубиной и не менее 1,5 метра шириной.

31. Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1.5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 x 1,2 метра, для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.

Требования по приспособлению жилого помещения
с учетом потребностей инвалида

32. Жилое помещение инвалида должно иметь жилую комнату, совмещенный санитарный узел для инвалида, переднюю-холл площадью не менее 4 кв. метров.

33. Ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 метра, минимальный размер площадки для поворота на 90 градусов должен составлять 1,2 x 1,2 метра, диаметр площадки для разворота на 180 градусов - 1,4 метра, высота проходов должна составлять не менее 2,1 метра.

34. Входные, внутренние квартирные и балконные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 метра. Входные и балконные двери оснащаются доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.

35. Пороги дверных коробок входных и балконных дверей оснащаются временными съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными).

36. Ширина передней-холла и коридора должна быть не менее 1.6 метра, при этом должна обеспечиваться возможность хранения кресла-коляски. Внутриквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,15 метра.

37. Санитарные узлы должны иметь следующие размеры:

А) ванная комната или совмещенный санитарный узел - не менее 2,2 x 2,2 метра;

Б) уборная с умывальником (рукомойником) - не менее 1,6 x 2,2 метра;

В) уборная без умывальника - не менее 1,2 x 1,6 метра при условии открывания двери наружу.