Как ученые узнают об испытаниях ядерных бомб? Как люди узнавали о прошлом: вещественные источники, раскопки.

Конспект урока по окружающему миру

по программе начальная инновационная школа

«Как учёные узнают о прошлом Земли

Выполнила учитель начальных классов

Филяева Ольга Анатольевна

Смоленск

Обучающие:

Сформировать представление о науке палеонтологии, установить взаимосвязь межу вымершими животными и животными которые обитают на планете Земля.

Познакомить учащихся с тем как палеонтологи проводят раскопки;

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга.

Развивающие:

Способность анализировать, обобщать;

Способствовать развитию речи учащихся, умение логически мыслить и рассуждать;

Оборудование : презентация; конверты с картрточками – названиями животных; учебник по учебник по окружающему миру – 4 класс.стр.38-44.

Методы: индивидуальная работа с детьми, показ и объяснение, частично-поисковый метод.

План:

    Организационный момент - 1 мин

    Актуализация знаний и фиксация затруднений – 8 мин

    Сообщение темы урока – 5 мин

    Работа над новым материалом - 12 мин

    Первичное закрепление полученных знаний – 10 мин.

    Рефлексии учебной деятельности – 1 мин

    Задание на дом – 1 мин.

Ход урока.

    Организационный момент.

Начинается урок,

Он пройдет ребята впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку «5»!

У вас все получится!

2 Актуализация знаний и фиксация затруднений

Мы с вами изучали адрес. А что такое адрес? (Адрес - это место жительство какого-либо человека, место расположение учреждение или предприятия)

Каждый предмет в пространстве имеет свой адрес. Так давайте же назовем адрес нашей Земли. (Наша Земля находится в Солнечной системе, в галактике Млечный путь)

Если посмотреть на нашу планету из космоса, что мы можем увидеть.

Материки и океаны.

А как назывался первый материк? (Пангея)

А как сейчас называются материки? (Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Евразия)

Итак, мы с вами повторили то, что изучали на предыдущих уроках. А сейчас я вам предлагаю узнать новое о нашей планете.

3.Сообщение темы урока

На доске у меня зашифрована тема нашего урока. Давайте ее прочитаем?

(на доске разбросаны слова с помощью перестановки слов дети узнают тему)

Тема нашего сегодняшнего урока «Как ученые узнают о прошлом Земли».

Предположим, что мы сегодня должны изучить?

Чему мы будем учиться?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? И так отправляемся в путь.

Закройте глаза и представьте, что вы очутились в ледниковом периоде.

Климат как и около миллиона лет назад очень суровый, холодно, как сейчас в Антарктиде. Здесь образовался огромный ледник. Подобно гигантскому бульдозеру он сдвигал все на своем пути. Вот здесь мы остановимся и представим давно вымерших животных. Каких из них вы можете назвать? Откройте глаза.

Посмотрите на рисунки животных (на презентации появляются картинки с животными)

Сейчас я предлагаю поработать в парах. На столах у вас находятся конверты с карточками - названиями животных. Вы ребята, должны выбрать тех животных которые вымерли более сотни тысяч лет назад.

(на карточках:

Трилобит, Амурский тигр, Зеленая морская черепаха, Мамонт, Белый носорог, Шерстистый носорог, Эогиппус, Саранча, Тасманийский волк, Белемнит, Дронты.

Вы готовы узнать о этих животных? (Рассказы детей о животных.)

Эогиппусы

Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь». Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.

Трилобиты

Это очень древние животные, дальние родственники раков. Они жили 350 миллионов лет назад. Они похожи на больших мокриц. Тело овальной формы состояло из сегментов, сверху покрытых панцирем. Трилобиты были большие и маленькие (от 80см до 10 м) совсем слепые и с глазами, сидящими на длинных стебельках, спереди пара усиков. Они ползли по морскому дну, а в случае опасности свертывались в клубочек под защиту твердых звеньев своего спинного панциря или прятались в ил.

Белемниты

Эти животные вымерли более 70 миллионов лет назад. Они являются предками кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. Тело их вытянуто и напоминает торпеду. На голове располагались два больших глаза. От головы вперед вытягивались щупальца с присосками – два длинных и восемь более коротких. Этими щупальцами белемнит нападал на добычу. Между щупальцами у белемнита имелся специальный орган для быстрого плавания – воронка. Она уходила как бы внутрь животного. Через воронку внутрь тела белемнита попадала вода. Когда же животному надо было плыть, он сжимал мускулатуру тела и выталкивал из себя воду. Вода вылетала сильной струёй, а животное получало ответный толчок и, подобно ракете, быстро двигалось вперед.

Мамонты были похожи на современного слона, но отличались тем, что его длинные бивни изгибались круче, а тело было покрыто густой и длинной красно- бурой шерстью. Такая теплая шкура была им необходима в суровый ледниковый период. Уши у мамонтов маленькие. Листья и ветви растений служили им пищей. С помощью бивней мамонт разгребал снег и поедал прошлогоднюю растительность. Медленно пережевывал он жёсткую пищу. У мамонта было всего четыре зуба, зато каждый с человеческую голову. Нередко приемы пищи на болотах заканчивались трагически. Попадая в трясину, животное не в силах было выбраться и тонуло. Но известно, что в болоте тело долгое время не разлагается, а сохраняется целиком тысячелетиями в неизменном виде.

Шерстистый носорог.

Шерстистый носорог жил тоже в ледниковый период. Он был довольно крупным животным длиной до 3,5 метров и высотой полтора метра. Покрытым густой жесткой шерстью, которая спасала его от холода. На голове у шерстистого носорога было два рога, передний, уплощённый с боков и изогнутый, достигал в длину более метра. Рог состоял из пучка скелетных волос. Питался в основном ветвями, листвой деревьев и кустарников. Зимой недостачу корма помогал перенести жировой горб над плечами.

Они были довольно крупными птицам, размером примерно с индейку и массой чуть более 20 килограмм. Ноги у них были короткие и сильные, крылья маленькие, а хвост состоял всего из нескольких перьев торчавших пучком. Главным средством защиты служил мощный клюв. Дронт не умели быстро бегать и плавать. Питались птицы семенами и листьями растений.

Эогиппусы

Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь».

Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.

Животные имели сильные длинные ноги и могли довольно быстро бегать. Удерживаться на топкой поверхности болот им помогали широко расставленные пальцы. На передних конечностях они имели по пяти пальцев, четыре из которых были заключены,в прочные копыта, а пятый палец был развит слабо и располагался выше остальных. На задних конечностях находилось по три пальца, все они были защищены копытцами.

В челюстях эогиппуса развивались 44 крепких зуба, позволявшие легко перетирать жесткую растительную пищу. Все тело животного было покрыто короткой жесткой шерстью, имевшей полосатую или пятнистую окраску. Это был своего рода камуфляж, дававший возможность эогиппусам прятаться в траве от врагов.

Ребята, а как вы думаете, где ученые находят информацию о давно вымерших животных и растениях?

Восстановить картины пошлого помогает - сама Земля. Она как огромная книга несет в себе огромную информацию, которая сохраняется в слое песка и глины. Чем глубже слои - страницы, тем они древнее. Каждая страница несет свою информацию в виде отпечатков древних растений, раковин, чешуй рыб, насекомых, костей, и скелетов животных.

А кто знает, как называется наука о древних организмах? (Палеонтология)

Давайте найдем точное определение этому понятию в словаре.

Как и многие другие слова, так и это слово является заимствовано с другого языка. В переводе с греческого «палео» - существо, «логия» - наука об вымерших организмах.

(дети находят и записывают определения)

Палеонтоло́гия - наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

А что же такое ископаемые останки?

Ископаемые останки это остатки и следы жизнедеятельности организмов, сохранившиеся в осадочных породах.

А как называют ученых, которые изучают эту науку? (палеонтологами)

Ефремов Иван Антонович - русский писатель, ученый-палеонтолог. Доктор биологических наук,основатель тафономии - палеонтологической науки, изучающей закономерности процессов естественного захоронения организмов.

Кювье Жорж Леопольд - французский зоолог, один из реформаторов палеонтологии и систематики животных. Ввел понятие типа в зоологии.

Палеонтолог по одной кости или зубу может определить, кому они принадлежали, потому что хорошо знают, как устроены разные животные. Ученые составляют скелеты животного по оставшимся отдельным косточкам и определяют, как выглядело ископаемое животное, а по отпечаткам веточек и листьев ископаемых растений определяют их внешний вид.

Но перед этим я вам предлагаю посмотреть на значок и объяснить, что он обозначает? (дополнительная информация) (дети читают)

О чем идет речь в тексте?

Что палеонтологи делают с находкой?

Хорошо читали молодцы.

(А сейчас давайте посмотрим фильм, как ученые ведут раскопки)

Рефлексия

Понравилось ли вам наше путешествие? Чем?

Что нового для себя открыли?

Без нашего прошлого у нас нет будущего - об этом говорило огромное количество великих мыслителей, полководцев и государственных деятелей всего мира. Самым ярким примером приверженца такой позиции можно назвать который настаивал на необходимости изучения истории как одной из важнейших наук.

Еще древние греки выделяли учение о прошлом как одно из главнейших в жизни государства, каждого человека и человечества в целом.

Увековеченные в сказаниях

Как люди узнавали о прошлом? Вопрос, казалось бы, банальный на первый взгляд. Однако если задуматься, ответ на него оказывается достаточно сложным. Прежде всего, конечно, на ум приходит память поколений. С тех самых пор, как человек выделил себя из окружающего мира, избавился от синкретического мышления, начался отсчет периода изустной, знаковой передачи информации и опыта потомкам.

Для того чтобы узнать, как люди узнавали о прошлом, не нужно изучать специальную литературу и просматривать огромное количество документальных фильмов. Достаточно обратить внимание на современное общество под углом взаимодействия поколений.

Практически во всех странах мира распространена практика передачи информации от старшего поколения младшему посредством устных рассказов, сказок и других фольклорных форм. Примерно та же ситуация имела место в древности - посредством обрядов, обычаев и сохраняемых традиций сведения об укладе жизни, мироустройстве, быте передавались потомках и дошли таким образом до наших дней.

Разные эпохи

То, как люди узнавали о прошлом раньше, в значительной мере отличается от методов, доступных человечеству, существующему на данный момент. Важнейшую роль в этом отношении имеет вовсе не уровень развития технологий, и не база знаний, имеющихся на данный момент, а само мироощущение.

Реальный мир до определенных пор был менее отличим от мира духов, к которому можно было обратиться посредством проведения ритуала или простой молитвы. Во многом именно благодаря такого рода практикам определялась судьба человечества, существовавшего до настоящего момента времени.

Часто в качестве некоего связного срединного звена использовались определенные растения или тотемные животные, при помощи которых шаманы, ведуны или, к примеру, жрецы, обращались к предшественникам, находящимся в соседнем пространстве, мире мертвых. Вот как люди узнавали о прошлом до начала эпохи интереса к непосредственной истории. В некоторых культурах такие традиции соблюдаются до сих пор, однако с развитием цивилизации их становится все меньше.

Что было, что будет

По сути, как люди узнают о прошлом в современном мире? Конечно, помимо уже названной памяти поколений есть и ряд других источников, к которым активно обращается человечество в этом вопросе. Прежде всего, это памятники письменности, сохранившиеся до сих пор, и литература в целом.

Несмотря на очевидное тяготение к художественности, любое произведение так или иначе является зеркалом своей эпохи, не говоря уже о так называемых специализированных списках вроде летописей или молений.

Рассказывая о том, как люди узнают о прошлом, нельзя, конечно не назвать такое явление в как Библия, Коран и прочие произведения такого рода. С одной стороны, о тяготении их к научности не может быть и речи, а с другой - для огромного процента населения сведения, представленные в писаниях, являются неоспоримой истиной.

Память вещей

С течением времени, развитием мысли, человек попросту не мог не задаться вопросом: "Как узнать историю прошлого?" Постепенно, начав с малого, он пришел к необходимости изучения имеющихся на данный момент артефактов, предметов быта, одежды и других вещей, в которых еще сохранился до наших дней дух времени.

Запасы того, что имелось в свободном доступе (а мы не будем забывать о переходящих из поколения в поколение благодаря монархическому укладу), иссякли, человечество было вынуждено расширить границы поиска. Так начались первые исследования пещер, в которых впоследствии были обнаружены рисунки эпохи палеолита, а затем интерес к прошлому стал настолько велик, что археологи перешли к полноценным раскопкам.

Что стало предметом исследования

По большому счету, о жизни и быте предков может рассказать какая угодно деталь, относящаяся к той или иной эпохе. Так что для ответа на вопрос о том, как люди узнают о прошлом, схема действий довольно проста - проявляя внимание к деталям. Предметом научного интереса может быть все что угодно, начиная от обломка заколки для волос, заканчивая окаменелостями, найденными случайно в глубинных слоях земной коры при бурении какой-нибудь скважины.

В зависимости от специфики предмета, можно определить самые разнообразные вещи. Например, изучение скифских курганов позволяет с точностью определить особенности организации их общества, отношения между высшими и низшими его представителями. Исследование же скифского золота или осколков посуды, относящихся к эпохе трипольской культуры, дает понимание картины мира, верований и философских убеждений, если это можно назвать таким образом.

Человек внутри человечества

Безусловно, наибольший интерес представляет для историков в целом и археологов в частности динамика развития человечества в целом, однако нередки случаи интереса к конкретной личности. В качестве примера можно привести писателей, актеров, предводителей или правителей.

Как узнать прошлое человека в этом случае? Прежде всего, необходимо изучить все документальные сведения о нем и вещах, ему принадлежавших. Это позволит составить первоначальную, общую характеристику личности, сформирует так называемый ее остов. Дополнительно следует обратиться к воспоминаниям очевидцев, людей, с которыми изучаемая фигура состояла в переписке или тесном сообщении. Многие из таких людей к тому же вели личные дневники. К примеру, большая часть эстетических и этических соображений Л. Н. Толстого так или иначе связана именно с его дневником, который он прятал при жизни даже от собственной жены.

Жизнь до и после

Наконец, следует отметить большой интерес к прошлому в духовном плане, наблюдаемый в современном обществе. Огромное количество религий, культур и субкультур имеют в своем распоряжении представление о реинкарнации, к которому и обращаются в этом вопросе.

Практически каждая гадалка сегодня знает, как узнать прошлые жизни человека. Для этого используются карты, магические шары, кристаллы, обереги и даже погружение человека в транс. Конечно, о какой-либо степени научности в данном случае говорить не приходится, однако сама концепция прохождения пути в несколько жизней кажется интересной и манящей не одному миллиону человек.

Мы привыкли понимать под историей такую науку, которая оперирует абсолютными измерениями времени. В геологии для исчисления времени принято время относительное, т. е. показывающее только то, что было раньше и что было позже.

Наши обычные измерители времени - часы, дни, годы, столетия - не применяются в геологии, ибо все геологические процессы совершаются в природе чрезвычайно медленно и не поддаются выражению в таких мелких отрезках времени.

Насколько медленно протекают эти процессы и как может быть измерена продолжительность их во времени, можно судить по примеру перемещения самого большого в мире водопада Ниагара, находящегося в Северной Америке на реке того же названия.

Было время, когда река Ниагара, вытекающая из озера Эри, обрывалась водопадом непосредственно в озеро Онтарио. При высоте отвесного падения воды 49,5 м здесь развивается громадная механическая сила - в 20 миллионов лошадиных сил, разрушительно действующая на известняки, слагающие дно реки и обрыв водопада. Благодаря этой силе река Ниагара постепенно разрушила породы, прорезала среди них глубокое ущелье, по которому водопад отступил к настоящему времени на 11,5 км от места своего первоначального падения, т. е. от озера Онтарио. Средняя глубина этого ущелья - 80 м, ширина реки - 365 м. Ежегодные наблюдения показали, что Ниагарский водопад двигается вверх по течению по 0,3 м в год. Следовательно, для того чтобы пройти 11,5 км при движении по 0,3 м в год и прорыть это ущелье, водопаду потребовалось 38 800 лет. А остающееся до озера Эри расстояние в 18,5 км, продолжая свою разрушительную работу, водопад пройдет в 61 600 лет.

Геологи составили хронологию (историю) Земли, разбив ее на пять эр - огромных периодов времени: I - архейскую, не оставившую после себя никаких признаков существования живых организмов; II - протерозойскую, или, по-русски, эру простейшей жизни; III - палеозойскую, или эру древней жизни; IV - мезозойскую, или эру средней жизни, и V - кайнозойскую, или эру новой жизни. В качестве показателей смены геологических периодов геологи используют сохранившиеся в горных породах (осадках) остатки и отпечатки древних животных и растений.

Каждая из указанных эр делится в свою очередь на периоды. Так, эра древней жизни - палеозойская - делится на пять периодов: кембрийский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.

Мезозойская эра, эра средней жизни, делится на три периода: триасовый, юрский и меловой.

В кайнозойской эре, эре новой жизни, до сих пор выделяли два периода: третичный и четвертичный. Теперь третичный период в свою очередь делится на два периода: палеогеновый и неогеновый. Четвертичный период в истории Земли имеет особое значение, так как в это время появился человек и сформировалось человеческое общество. Поэтому не случайно все чаще и чаще раздаются голоса ученых, предлагающих называть его не четвертичным периодом, именем, ничего не говорящим в научном отношении, а дать ему название антропоген, т. е. назвать временем появления человека. Уже сейчас многие из ученых применяют это название, не дожидаясь решения по этому вопросу международного геологического конгресса.

Периоды в свою очередь подразделяются на более мелкие отрезки времени, носящие отвлеченное название «время». Наконец последним и самым мелким подразделением относительного времени в истории Земли служит «век», но не тот век, который определяется в 100 лет, а век геологический, гораздо более длительный.

Вопрос о возрасте и развитии Земли тесно связан с вопросом о ее происхождении, и поэтому ответ на эти вопросы следует искать в космогонии - науке об образовании вселенной. Опираясь на материалистические гипотезы происхождения Земли и применяя методы геологических и геохимических исследований, геологи установили, что наиболее древние породы земной коры имеют возраст около двух миллиардов лет. Эта цифра и принимается большинством ученых как возраст земной коры, а следовательно и Земли, сформировавшейся как планета.

Были попытки подвести под геологические процессы прошлого и обычное время, так называемое «абсолютное время».

Последние определения абсолютной продолжительности эр и периодов, принадлежащие А. Марбли и Л. Холмсу, основаны на исчислении радиоактивного распада пород. Эти исчисления произведены в 1950 году.

Возраст Земли на основании этих вычислений определяется от 1700 до 2100 миллионов лет. Однако все вычисления возраста Земли должны рассматриваться как приблизительные, так как различные методы подсчета дают результаты, разнящиеся между собой на сотни миллионов лет.

И в приведенной таблице Марбли и Холмса допустимые поправки определений возраста приводятся в миллионах и десятках миллионов лет.

На нашей планете существует огромное количество форм проявления жизни. Ученые подсчитали, что на Земле насчитывается около 1,5 миллиона видов животных и не менее 500 тысяч видов растений. Откуда взялись эти растения и животные? Всегда ли они были такими? И всегда ли планета была такой же, как теперь? Как же все-таки мы узнали, что было на Земле до появления человека?

Человеческую историю мы знаем по письменным источникам, историческим записям, которые сохра­нились до наших дней. Но ведь письменность возникла в 4-3 тысячелетиях до Рождества Христова (Египет, Ме­сопотамия). А Земля, как известно, насчитывает в своём возрасте около 5 миллиардов лет! Да и все ли можно узнать из тех же письменных свидетельств? Иногда больше, чем книги рассказывают найденные во время раскопок древние вещи, предметы, которыми пользовался первый человек. Для историка-археолога это имеет часто решающее значение.

Для геологии - науки, которая изучает прошлое планеты - земные недра играют роль «письменных документов». Ведь в земных пластах сохранились остатки жизни, которые могут «рассказывать», какой эта жизнь была не тысячи, а миллионы лет назад. В недрах Земли можно найти следы капель дождя и морских волн, работы ветров и льда. По отложениям горных пород ученые восстанавливают контуры моря, реки, болота, озера, пустыни далекого прошлого.
Как же могли сохраниться до нашего времени остатки организмов прошлого? Да еще такого отдаленного от нас - на миллионы лет?

Когда какой-то организм попадает в реку, озеро или береговую полосу моря, он довольно быстро покрывается илом, песком или глиной. Пропитываясь солями, остатки организмов «каменеют». И в таком виде их находят сегодня учёные. Они могут по скелету и другим сохранившимся частям животного восстановить не только облик, но и его образ жизни. Современные методы исследования и техника позволяют по одной лишь части скелета (черепу, челюсти, костям ног) позвоночного восстановить строение его тела, ближайших родственников как среди ископаемых, так и среди современных животных.

Данные геологии и палеонтологии (наука об ископаемых животных и растениях) позволили систематизировать накопленные знания. Они стали основой членения истории жизни на Земле на пять отрезков, которые называются эрами. Каждая эра разделена на периоды, а период - на эпохи и века. В каждую из них происходили разные геологические события и изменения в развитии живой природы. Самой древней является архейская эра. Она началась около 3,5 миллиардов лет назад и продлилась 1,6 млрд. лет. На смену ей пришла протерозойская эра (начало - 1,9 млрд. лет назад).

Эра, в которую живём мы - самая молодая. Она называется кайнозойской - эрой новой жизни. Эта эра началась 70 миллионов лет назад и продолжается сейчас. Установлено это благодаря изучению осадочных пород земной коры (песка, глины, известняка и т. д.). Верхние слои - самые молодые, а чем ниже - тем они старше. По сохранившимся в них остаткам организмов была установлена подлинная жизнь на Земле в отдаленные времена.

Но для установления точных дат недостаточно исследования, слоев земной коры. Своеобразные «геологические часы» помогли создать физики и химики. Они открыли, что атомы некоторых элементов - урана, тория, радия - все время изменяются. Это изменение называется «распадом». При этом образуются другие элементы.

Подобное превращение сопровождается радиацией (выделением или излучением мелких заряженных частиц), а сам процесс называется радиоактивным распадом. Он протекает всегда с одной и той же скоростью. У разных элементов неодинаковая скорость, а значит и время полного распада. Например, рубидий-87 распадается примерно за 50 миллиардов лет, уран-238 - за 4,5 млрд. лет. А вот радий - за 1590 лет. Постоянные для каждого радиоактивного элемента скорости распада позволили использовать их как точные часы для измерения возраста горных пород. А для определения более короткого времени научились использовать радиоуглеродный метод. Ведь в тканях живых организмов находится наряду в обычным углеродом (атомный вес 12) небольшое количество его изотопа. Это то же самое вещество, но его атомный вес равен 14. Период его полураспада - 5760 лет. Проверить же этот метод удалось путем сопоставления с датированными археологическими памятниками.