Эмоциональный интеллект курсы для детей. Эмоциональный интеллект

Мария Случаева
Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка?

Вся наша жизнь - непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность . Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями : не подавлять их, а дружить с ними. Уметь управлять своим гневом, понимать причину печали, лучше общаться с окружающими людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения. Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект .

Эмоциональный интеллект - это понимание своих и чужих эмоций , чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием . Ребенок , который может понять свои эмоции и управлять ими легче контактирует с окружающими, и окружающие люди более благосклонно относятся к нему.

При подготовке к школе эмоции также играют большую роль. Они направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом. Ребёнок, имеющий положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен и оптимистичен.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта , и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта , измеряющий степень умственных способностей человека. Как же развивать эмоциональный интеллект у ребенка , что необходимо для этого, что использовать в своей работе?

Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать у ребенка :

1. Самосознание (понимание "психологического устройства" себя) ;

Ваши дети должны знать, как называются их эмоции . Для этого важно, чтобы вы выступали в качестве их эмоционального гида . Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например : «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции : «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось красиво нарисовать рисунок, хотя я очень старался». Приучайте детей выражать свои чувства такими фразами, как «я чувствую… потому что…» .

Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия . Способность понять чувства других. Спрашивайте у ваших детей : как ты думаешь, как поживает сегодня дедушка? Он счастливый или грустный, взволнованный? Как ты думаешь, что почувствовал тот ребенок в парке , когда ты его толкнул? Будьте ролевой моделью для ваших детей : позвольте им каждый день видеть в вас того человека, который заботится о других, который способен проявить сочувствие, интуицию, встать на место другого, чтобы понять его точку зрения. Если дети будут видеть такое ваше поведение, то, понемногу, они будут перенимать у вас эти полезные навыки, даже не осознавая этого.

Зрелое общение, когда ребенок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства.

Один из способов развития эмоционального интеллекта – сказкотерапия . С помощью сказки ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познавать этот мир и готовиться к взрослой жизни. Единый сказочный сюжет помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений. Он неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт. Хорошая книга, которая написана специально для того, чтобы ребенок научился дружить со своими эмоциями – «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» .

Эта книга учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями , найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.

Развивая эмоциональный интеллект ребенка , мы развиваем и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями) ;

Первое с чего нужно начать вашу работу над эмоциями – это принять тот факт : что все эмоции существуют и все необходимы. Есть чувства, от которых хочется улыбаться : радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо : страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом :

1. Понять свою эмоцию ;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства социально приемлемым способом.

Публикации по теме:

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Само словосочетание «эмоциональный интеллект» многим кажется странным и нелогичным. Ведь нам привычно, что интеллект – это рациональность, противоположная чувствам. Однако у человека есть и такое качество, которое позволяет анализировать, сравнивать, контролировать и совершать другие операции, но в сфере эмоций.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Он включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ и уважение к границам окружающих, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку. Впрочем, эмоциональный интеллект, как и любые полезные навыки, необходимо развивать.

Это факт
Впервые понятие «эмоциональный интеллект» употреблялось еще в 70-х годах XX века, но особого резонанса тогда не получило. Позже, в 1990-х годах, несколько авторов в своих работах пытались развить понятие «эмоциональный интеллект». Но, пожалуй, своего расцвета теория эмоционального интеллекта достигла в 1995 году, когда Д. Гоулман написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.

Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект?

1. Комфортная социализация.

Он сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения, ведь он «чувствует» своих людей, тех, с кем у него есть что-то общее. И, самое главное, он сможет понимать собственные чувства и желания. Это важно: ведь нередко родители, проецируя свои несбывшиеся мечты на ребенка, навязывают ему занятия, к которым у него душа не лежит (игра на фортепиано, единоборства, изостудия и др.).

2. Общее благополучие ребенка.

Низкий уровень эмоционального интеллекта, как показывают исследования ученых, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Возможно, от того, что ребенок не умеет осознавать и выражать свои отрицательные эмоции, под влиянием воспитания загоняет их внутрь, а нервная система дает свой «ответ»…

3. Преуспевание в жизни.

Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый EQ может нивелировать карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это то, как человек может справиться со стрессами и трудностями.

4. Взаимопонимание с близкими.

Именно от эмоционального интеллекта зависит то, что называется «погода в доме». Атмосфера благополучия, понимания, искренности между родителями и детьми напрямую зависят от способности понимать свой внутренний мир, принимать его и делиться им с близкими. Дать волю чувствам

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения (а в идеале и с момента беременности) должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, необходимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно это порой вызывает наибольшую трудность, поскольку взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе годами. Однако необходимо преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

Итак, с чего начать работу над воспитанием эмоционального интеллекта у ребенка? Вот несколько способов.

  • Богатый мир эмоций. Важно учить ребенка называть свои чувства и выражать их, ведь малыш нередко не способен сам определить, что его мучает, и уж тем более высказать это. А ведь в нашем языке есть десятки слов, обозначающих разнообразные оттенки эмоций! Помочь малышу познакомиться с этим богатым миром может чтение художественной литературы. Неплохо иметь дома словарь или список эмоциональных состояний, к которому можно обратиться, описывая свое чувство и помогая ребенку выразить свое: «Ты не подошел к друзьям на площадке, потому что стеснялся».
  • Мимика, жесты, поведение. Надо обращать внимание детей на те способы, по которым они могут распознать эмоции окружающих: мимику, интонацию, жесты, поведение. Понимая, что чувствует собеседник или партнер по игре, малыш сможет реагировать адекватно ситуации. Существует множество игр, направленных на развитие способности распознавать чувства, например, игры-пантомимы, или лото, где на карточках изображены конкретные ситуации, а вам с ребенком необходимо подобрать к ним нужные карточки со словами-эмоциями.
  • Искренность на собственном примере. В общении с ребенком не стоит бояться проявлять и озвучивать собственные чувства, делиться ситуациями из жизни, пусть и не совсем приглядными: «Знаешь, а я ведь тоже солгала своему начальнику, что уже сделала работу, и мне теперь очень стыдно. Вот думаю, что мне теперь делать?» Говорите с малышом, особенно если вы недовольны его поведением. Ваше я-сообщение («Мне так грустно, когда я вижу разбросанные игрушки») быстрее найдет отклик в душе ребенка, чем критика или выговор.
  • Услышанные переживания. Когда малыш подрастает и начинает высказывать свои переживания, важно помочь ему в этом. Постарайтесь показать свое внимание ребенку (смотрите ему в глаза, присядьте, чтобы быть на его уровне), проговорите в утвердительной форме то, что услышали. «Ваня отнял у меня машинку!» – «Ты расстроился и обиделся на Ваню и не хочешь с ним дружить».
  • Социальное взаимодействие и коллективные игры. Для малыша взаимодействие с разными людьми в различных обстоятельствах (при поддержке и близости родителей) дает опыт знакомства с видами темперамента и способами выражения чувств. Поощряйте коллективные игры ребенка с детьми разного возраста, приобщайте малыша к настольным играм со старшим поколением, организуйте возможность для малыша бывать в разных обстоятельствах и получать новые впечатления (например, ездить с ним не только на машине, но и автобусе, электричке).

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Поэтому не забывайте помогать развитию эмоционального интеллекта наряду с другими «талантами» малыша.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)

Прежде всего, я сама стараюсь быть внимательной к сыновьям. Если Марк или Егор вдруг упадут или поранятся во время прогулки, я их всегда жалею. Мой супруг, Иван, увлекается разведением растений. Весной он подарил сыновьям по лотку, куда они сами сажали семена, ухаживали за ними. Это воспитывает ответственность.

Ирина Сашина, телеведущая, Саша (13 лет), Герман (10 лет), Рома (7 лет), Марийка (1 год)

Воспитать сочувствие, отзывчивость – это задача любого родителя. Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети выросли добрыми. Поэтому при встрече с нищими (на улице, в церкви…) объясняю детям, что надо помогать им по мере сил. Также иногда меня приглашают на благотворительные мероприятия, в том числе в детские дома. Я неоднократно брала сыновей с собой. Еще мы вместе отбирали игрушки ребятам из детского дома.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made ! Я много последнее время писала статей про безопасность жизни. Сегодня я решила рассмотреть такую тему, незнание которой не лишит вас жизни или здоровья, но может существенно испортить ее качество. Причем не только вам, но и вашим детям. Речь пойдет про развитие эмоционального интеллекта у детей.

На данный момент тема эмоционального интеллекта набирает популярность, особенно активно рекомендуют развивать EQ детям дошкольного возраста. И это правильно!

Более подробно об этом у меня написана целая статья. Исследование было проведено мной, в нем приняло участие порядка 40 молодых мам и результаты оказались довольно интересными.

Поэтому я знаю то, о чем пишу.

Что такое эмоциональный интеллект и почему его нужно развивать

Более подробно о понятии эмоционального интеллекта почитайте в этой , здесь же я обобщу знания.

Если говорить простым языком, то эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои и чужие эмоции и уметь ими управлять и реагировать на них.

Не секрет, что под воздействием эмоций человек способен потерять рассудок и контроль над своими действиями.

Многим, наверняка знакомы ситуации, когда, в разговорах с близкими людьми, начинаешь нести околесицу.

Абсолютно не связанную с предметом разговора и даже не помнишь, а с чего все началось.

Господа, поздравляю, вы – живые люди! Не роботы какие-нибудь.

Благодаря эмоциям мы способны чувствовать мир, но, не умея их понимать и управлять, мы можем наломать кучу дров, а потом об этом очень жалеть.

Хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект – это мыщца в мозгу, которую можно натренировать, как и любую другую мыщцу.

Главное знать как.

Какие бывают эмоции

Человек каждый день испытывает огромное количество эмоций, не осознавая этого.

У женщин и детей колебания эмоций происходят чаще, чем у мужчин.

И это привлекает и пугает одновременно.

Я могу встать в понуром состоянии печали, выпить кофе, принять душ и мой эмоциональный фон существенно улучшится. Потом прибежит ребенок с ушибленной коленкой, горько плачущий. Я его обниму, и мое сердце впитает его боль, а я буду источать всеобъемлющую теплоту и принятие. И смена таких эмоций происходит до миллиона раз за день.

Но, тем не менее, несмотря на огромный спектр эмоций, существует несколько базовых, осознавать и уметь управлять которыми просто необходимо для качественного общения с людьми.

Базовые эмоции

Разные ученые психологи выделяют разное количество базовых эмоций.

Я приведу несколько основных, которые отслеживаю у себя, и помогаю осознавать своим деткам:

  1. Радость . Приятное теплое чувство, которое наполняет человека энергией, мотивирует на действия. Хочется общаться с людьми, делиться этим чувством. Жизнь прекрасна и удивительна в такие моменты.
  2. Печаль . Обратное предыдущему чувство, которое делает весь мир серым, общаться не хочется, а хочется забиться в угол, поплакать, пожалеть себя. Получить поддержку от любимых людей.
  3. Страх . Если в более слабой форме – то тревога. Мы все чего-то боимся. Бывает, что страхи – это всего лишь мысли в нашей голове, надуманные и притянутые за уши, а бывает, что это страх реальных событий. Неизвестного или, наоборот, уже знакомого. В любом случае страхи нужно проходить, иначе они так и будут влиять на нашу жизнь, и мешать двигаться вперед.
  4. Облегчение . Это как раз та эмоция, которая приходит на смену страха, в случае его преодоления.
  5. Гордость от преодоления себя и своих страхов. А также от каких-то своих достижений. Приятное чувство.
  6. Зависть . Многие не признают у себя этого чувства, потому что уверены, что завидовать плохо. Но, тем не менее, это базовая эмоция, которая время от времени присутствует в жизни любого человека. И для здоровья полезнее ее не подавлять, а признать и прожить.
  7. Ревность . Неприятное чувство, которое может испортить жизнь самому ревнивцу и окружающим его людям. Но, опять же, подавляя эту эмоцию, легче не становится. Ее нужно осознать, принять, озвучить и облегченно вздохнуть. Воспитывая двоих мальчиков, я регулярно наблюдаю проявление этой базовой эмоции.
  8. Гнев . Я специально оставила эту эмоцию напоследок, потому что она является наиболее сильной и наиболее разрушительной. Управление ей – искусство, которым следует овладеть, чтобы жить долго и счастливо. И эта эмоция требует более детального изучения, но уже в другой статье.

Более подробный список эмоций (я многие сама первый раз узнала) описан в моей книге , которую вы можете скачать и знания применить на практике. Книга – качественная, очень информативная и пока бесплатная!

Когда начинать развивать

Ответ здесь только один – чем раньше, тем проще дальше жить. Дети младшего дошкольного возраста впитывают всю информацию как губки без критического анализа.

Вначале, честно скажу, сложно.

Особенно тем взрослым, в которых заложены неправильные программы с детства. Меня никто не учил слушать себя и чувствовать других. Поэтому мне очень сложно порой мудро реагировать на бурные детские эмоции.

Первая реакция – прекратить это безобразие во что бы то ни стало!

Накричать в ответ, сказать прекрати, что ты ноешь, соседи услышат и подобные привычные всем глупости!

Педагогический эффект нулевой, отношения портятся, никто ничему не учится.

Со старшим сыном, я ощутила необходимость в проговаривании эмоций, когда он стал приближаться . И уже очень помогало в нашем бурном .

Его эго активно развивалось, он начал сопротивляться, бунтовать, а я пыталась действовать по-старинке с позиции «силы» — нет, ты сделаешь так, как я хочу!

Хорошо вовремя остановилась. Как раз в то время мне попал в руки томик Юлии Гипенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Именно из этой книги я и взяла свой самый мощный и эффективный инструмент в общении с ребенком, для тренировки его и своего эмоционального интеллекта.

Существует много разных способов развития эмоционального интеллекта.

В интернете можно найти разные игры, упражнения, тренинги и хитрые приемы.

Моя же методика достаточно проста и доступна любому, кто захочет повысить уровень своего эмоционального интеллекта и помочь в этом своим детям.

На примере нашего старшего сына могу смело сказать, что она работает замечательно!

Об этих простых, но весьма эффективных способах я расскажу Вам в следующей части статьи.

А для пущей убедительности в том, что эмоциональный интеллект развивать стоит — посмотрите небольшое видео:

Следите за обновлениями и своими эмоциями!

С уважением, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Сегодня я хочу рассмотреть тему «эмоциональный интеллект у детей». В последнее время она все больше интересует родителей, и, на мой взгляд, не зря. Сейчас переизбыток информации о том, как развить умственный интеллект ребенка с пеленок. Существует масса различных методик раннего развития, а также множество авторских курсов, программ и тренингов на эту тему. Про эмоциональный же интеллект подавляющая часть родителей не знает практически ничего, да и сам термин появился лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Однако, эмоциональный интеллект у детей развивать даже важнее, чем пресловутый IQ. Ведь это такое явление, которое включает в себя умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься.

Посмотрев на опыт предыдущего поколения, можно увидеть, что все эмоции делились на хорошие и плохие. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было хорошо, то плакать, злиться или бояться было позорно. Отголоски такого воспитания я прекрасно вижу внутри своей семьи. Я позволяю дочке поплакать, позлиться, потопать ногами и даже покричать, и не вижу ничего плохого в том, что она открыто выражает свое недовольство или признается в том, что она чего-то боится. В это же время, ее бабушка, педагог по образованию, может запросто сказать о том, что плакать не красиво, кричать и возмущаться нельзя, а боятся, например, прививок, могут только дурачки.

Почему же так важно развивать не только интеллект или творческие способности ребенка, но еще и необходимо уделять время на развитие детских эмоций? Плотное расписание занятий и жесткий график посещения кружков, секций и школ раннего развития вполне способно вытеснить свободную игру ребенка, не оставляет времени на задушевные разговоры или «дурачество» с родителями. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, наблюдения и анализ очень важны для своевременного формирования и развития эмоций ребенка.

Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих одногруппников и одноклассников. Кроме этого они эффективнее решают конфликтные ситуации и проявляют меньше тревожности.

Развивать эмоциональный интеллект так же как и умственный можно с самого рождения крохи. Но, конечно, стоит учитывать возраст ребенка и средства развития эмоций. Дошкольный и младший школьный возраст будут самыми благоприятными периодами усиленных занятий с детьми. Именно в это время у ребенка совершенствуется самосознание, способности понимать других людей, умение принимать позицию собеседника и учитывать чувства и потребности окружающих людей.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

Самое доступное средство — это, пожалуй, чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, а также книги обогащают речь ребенка и ему в будущем будет проще разобраться со своими чувствами и выразить их словами.

Общение и игры с другими детьми. Игра помогает ребенку расслабиться, а также проявить все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка и не контролирует его поведение. В это время ребенок показывает свои истинное «я».

Для того, чтобы привить ребенку чувство ответственности необходимо привлекать его к домашним делам, вместе ходить по магазинам, предоставлять сделать самостоятельный выбор при покупке продуктов или принадлежностей для праздника.

Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прошедший день, позволяйте ему быть самим собой в кругу семьи, дайте возможность проявить свою индивидуальность. Создайте комфортную ситуацию, для того, чтобы ребенок не стеснялся делиться своими впечатлениями и переживаниями прожитого дня.

Будьте примером для своего чада. Показывайте приемлемые и желательные модели поведения в разных жизненных ситуациях. Соблюдайте принципы .

Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? Нужно ли вообще это делать или он разовьётся сам, без вмешательства взрослых? Этими вопросами задаются многие родители.

Сначала разберёмся, что такое эмоциональный интеллект . Психолог М. Смит пишет, что это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Термин был введён в научный обиход тогда, когда стало понятно, что для того, чтобы быть успешным и продуктивным, порой человеку недостаточно общих интеллектуальных способностей. Наряду с достаточно высоким интеллектом необходимо эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Одна из важных задач дошкольного возраста – развитие эмоционального интеллекта, основа которого взаимодействие со взрослыми. Эмоциональный интеллект развивается там, где ребёнок растёт в атмосфере принятия его собственных эмоций и чувств. За счёт этого дошкольник учится понимать и принимать многообразие эмоций и чувств других людей. Иногда бывает, что в некоторых семьях существует запрет на выражение некоторых эмоций, например, гнева, страха, презрения и т. д. А ведь эмоции возникают у человека независимо от его воли. Взрослый может их не показывать, а вот для ребёнка дошкольного возраста это затруднительно. Подавление эмоций детей – прямой путь к эмоциональному неблагополучию. Здесь речь идёт как раз о такой особенности эмоционального интеллекта как способность понимать свои эмоции и управлять ими. Нельзя запретить ребёнку испытывать, например, гнев. Но можно научить осознавать его и выражать социально приемлемым способом. Так, если взрослый говорит: «Не злись», он учит ребёнка подавлять эмоции. Будет лучше, если родитель поможет малышу осознать эмоции. Как это сделать? Например, так: «Похоже, ты злишься на брата за то, что… Я вижу, ты сжимаешь кулаки. Ты бы, наверно, отлупил его, вот как ты зол. Можешь сказать ему, что злишься на него, и побить грушу. Может быть, ещё что-то сделать, что поможет тебе справиться со злостью?»

Совсем не обязательно для развития эмоционального интеллекта водить ребёнка на специальные занятия. Малышу вполне достаточно жить в мире и активно взаимодействовать с ним. В обычном живом общении, на основе жизненных примеров, на основе примеров художественной литературы, живописи, кинематографа. Как? Очень просто. Не отгораживайтесь от того, что происходит. Если вы видите на улице человека, которому нужна помощь, подойдите к нему вместе с ребёнком и помогите. Откройте дверь бабушке, которая несёт в руках две сумки, уступите место в трамвае, помогите маме с детской коляской спуститься по лестнице. За этими действиями стоит не просто желание помочь. Увидеть того, кому нужна помощь, распознать его эмоции на данный момент, понять, что помощь уместна – это всё проявления эмоционального интеллекта. Совсем не обязательно назидательно рассказывать малышу, что и зачем вы сейчас делаете. Достаточно просто сделать и ограничиться парой слов: «Давай бабушке поможем, ей тяжело сумку нести». Читайте книги с ребёнком, смотрите фильмы и мультики, обсуждайте прочитанное и увиденное, будь то действия героев или их чувства. Не забывайте и о ваших чувствах относительно прочитанного или просмотренного.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Нужны ли специальные игры для развития эмоционального интеллекта у детей? Да, использование игр возможно, но важно понять, какие это игры. Если вы возьмёте карточки с нарисованными эмоциональными проявлениями и ваша игра будет заключаться в том, что ребёнок должен угадать эмоцию (радость, страх, гнев и т. д.), особого смысла в таких играх нет. Простое называние эмоций, оторванное от жизни, не имеет практического смысла. На самом деле, эмоциональный интеллект развивают любые игры, в которых дети взаимодействуют. Там, где нужно общаться, договариваться, сотрудничать, работать в команде, искать компромиссные решения. Так, играя в магазин, ребёнок учится догадываться о возможных потребностях покупателя, учится быть вежливым и внимательным к другим. Игра в больницу – возможность переживать, развивать эмпатию, учиться сочувствовать больному. Даже играя в песочнице, вы можете способствовать развитию эмоционального интеллекта у ребёнка. Обратите внимание, что кому-то грустно (предложить поиграть вместе?), кто-то смотрит с вожделением на игрушку ребёнка (дать поиграть на время?), кто-то никак не может построить дом (помочь?), а кто-то обиделся.

Развивая эмоциональный интеллект ребёнка, учите его не только осознавать то, что происходит с ним, но и видеть то, что происходит вокруг него. Именно такое внимательное отношение к себе и другим поможет малышу эффективно взаимодействовать с другими людьми, уважая как себя самого, так и других.