Визуальный тип восприятия. Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

Хотите лучше понимать себя и окружающих? Упростить свою жизнь и быстро находить общий язык с другими людьми? Все это возможно и делается довольно легко, для этого нужно просто выяснить свой психотип или психотип собеседника, тогда дальнейшее общение станет намного проще. О том, какие качества характеры для конкретного типа - расскажем в этой статье.

Кто такой аудиал

Это люди, которые гораздо лучше понимают и усваивают мир путем слуха. Встречаются такие личности довольно редко, а их общая численность на земле не превышает и 7%. В общении они стараются внимательно слушать своего собеседника. Иногда может казаться, что аудиал потерял цепочку мысли, либо вообще перестал слушать, закрыв глаза, но на самом деле с закрытыми глазами они еще лучше усваивают информацию.

Аудиалы часто сталкиваются с проблемой в запоминании маршрутов, лиц людей, зато всегда на удивление четко запоминают на слух номера телефонов, лекции, фразы, голоса и т.п. По причине такой своей особенности они не могут работать и сосредотачиваться и работать в помещении где играет музыка или работает телевизор. В общении с ними на них нельзя повышать голос, их нельзя обзывать или ругать, таким образом наладить с ними общий язык не получится.

Чтобы хорошо запомнить что-то им просто необходимо обсудить это вслух. Картинки, схемы - с ними это не сработает. Есть несколько критериев, по которым можно выявить аудиала:

  • Легко вычислить аудиала можно, если попросить его что-то рассказать. Кроме того, как будет говорить человек, важно слушать слова, которые он чаще произносит. Для аудиалов свойственные такие слова, как: тихо, громко, слышно и все другое, что напрямую связано со слухом.
  • Аудиалы часто разговаривают спокойно, медленно и тихо.
  • Для них свойственно избегать конфликтов и ссор, они практически никогда не повышают голос и не кричат.

Чтобы найти подход к аудиалу, во время разговора старайтесь упоминать близкие ему слова: «Слышишь?», «Говори», «Задавай вопросы», «Скажи мне» и т.п. В общении с таким человеком старайтесь и сами обращать внимание на звуки вокруг вас. Искренне заметьте вслух прекрасное пение птиц или журчание воды. Разговаривая с аудиалом не повышайте голос, старайтесь говорить мягко и спокойно, а если у вас красивый голос, то сблизиться с аудиалом станет еще проще.

Кто такой визуал

Визуалы - самые распространенные из всех психотипов, что совсем неудивительно, ведь около 88% всей поступающей информации приходит к нам через зрительный анализ. Если вы любите посмотреть на что-то красивое, вам важно выглядеть идеально, перед выходим вы по сто раз смотритесь в зеркало, а вида беспорядка вас начинает нервно потряхивать - скорее всего, вы визуал.

Особенно часто среди визуалов обнаруживаются женщины. Это как раз та категория дам, которые готовы терпеть неудобные туфли и носить неудобную одежду только чтобы выглядеть красиво, наносить макияж даже для выхода в ближайший магазин. Визуалы характеризуются следующими качествами:

  • Визуалы очень общительные, они легко вливаются в диалоги, поддерживают разговоры, но как только беседа прекращается они могут тут же все забыть все самое важное. А чтобы они усвоили информацию, нужно дать им записать услышанное. Если данные не будут зафиксированы на бумаге, в их голове ничего не останется.
  • У них врожденная любовь к чистоте и порядку: книги на полке стоят по высоте, носки в шкафу выглажены и сложены, ни одно пылинки не витает в воздухе.
  • Визуала из толпы выделяет одежда. Она всегда чистая, опрятная, выглаженная и красивая. Он придает большое значение даже мелочам, хотя мелочей в этом деле для него не существует. В образе все четко - цвета и аксессуары сочетаются, прическа идеальная, как и макияж. Тесное платье из синтетики в котором не дышит тело? Не беда, зато оно идеально подчеркивает фигуру, а его цвет гармонирует с цветом глаз владельца! Ходить в тесных туфлях на высоченном каблуке целый день? Для визуала это не проблема, зато красиво и ноги стройнит.

О чем бы не шла речь, главное для визуала - это красота. Для них даже не столь важно что именно будет им подарено, главное, чтобы все это было красивое и упаковано надлежащим образом. Визуалов сложно не заметить, они бросаются в глаза. А чтобы найти с ними общий язык, нужно по достоинству оценить их утонченный вкус и потрясающий стиль.

Кто такой кинестетик

В отличии от двух предыдущих типов, кинестетики воспринимают мир через ощущения. Интересно, но можно сказать, что каждый человек от природы появляется на свет кинестетиком. Чтобы понять это, нужно просто вспомнить малышей, которые всегда так и норовят все потрогать, пощупать и попробовать на вкус. С возрастом это проходит, но, как понятно, не у всех. Даже за взрослыми людьми можно заметить такие особенности, как все вокруг трогать и щупать.

Для кинестетика характерно:

  • Во время беседы они могут не смотреть другому человеку в глаза, но при этом на подсознательном уровне они стремятся максимально сблизиться с человеком и прикоснуться к нему. Это вовсе не проявление симпатии и уж тем более не домогательство, просто именно через такой контакт они могут лучше понять и услышать.
  • Им свойственно быть отвлеченными на свои внутренние переживания и ощущения, отчего они часто выглядят «ушедшими в себя», а вид, словно он о чем-то скует.
  • Кинестетики - это люди действия. Они не понимают, зачем над чем-то люди так долго размышляют, нужно брать и делать. Ну и что, что действие будет неправильным и потом придется все переделывать, главное просто делать.
  • Они очень ценят комфорт, который может никак не стыковаться с порядком. В их доме может быть полный беспорядок, но если они знают, что все необходимое у них под рукой, они чувствуют себя в своей тарелке.
  • Красивой и модной вещи они предпочтут старый и затертый свитер, который так приятно лежит к телу. Как уже было сказано, для удобство для них превыше красоты.

Подводя итоги приведем небольшой пример того, как воспринимают определенную ситуацию каждый из представителей психотипа. Допустим, на столе стоит блюдо:

  • Визуал обязательно обратит внимание на то, как оно сервировано, как выглядит. Как бы ни рассказывали о его вкусе, как бы оно прекрасно не пахло, если вид у него оставляет желать лучшего, человек такого психотипа не притронется к еде.
  • Кинестетик же первое что сделает - это понюхает и обязательно попробует. Он не придаст значения качеству сервировки и виду блюда.
  • Аудиал захочет услышать как и из чего блюдо было приготовлено и только после этого примет решение попробовать его или нет.

А как бы вы поступили в такой ситуации? Ответ покажет вам, какой психотип в вас преобладает. Помните, чистых визуалов, аудиалов и кинестетиков не существует, в каждом живет немного от каждого психотипа, просто что-то развито более активно.

анна основа

По признакам воспринимания информации человечество делят на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов.

Визуал

Для людей — визуалов существенным является восприятие зрительным образом. Они лучше всего получают и перерабатывают информацию посредством зрительных органов. У визуалов достаточно хорошо развита зрительная память. Разговаривая с собеседником, они держатся на расстоянии, чтобы рассмотреть его внешность. В предложениях они нередко употребляет слова «посмотри», «взгляни», «отчетливо».

Визуал обращает существенное внимание и на свою внешность, и на внешность других людей. Если вокруг человека порядок и чистота – он визуал без сомнения. Убранство квартиры этих людей тщательно продумано. Визуалы могут выбрать неудобную, но красивую обувь, одежду, поэтому выглядят обаятельно. Они любят, чтобы пища в независимости от ее вкуса, имела красивый вид. В речи визуалов — описания формы, цвета. Их можно распознать также по направлению взгляда. При общении с людьми у них взгляд устремляется вверх. Среди дизайнеров и художников много визуалов.

Ребенок – визуал, воспринимающий и обрабатывающий информацию, полагается на зрение и запоминает ее размер, форму и цвет. Дети — визуалы любят играть с пазлами, рисовать, лепить. При получении новой игрушки он вначале тщательно рассмотрит ее. Им больше нравится разглядывать картинки в книге, чем сказку послушать. Для маленького визуала важно во что он одет, какого цвета одежда. Возвращаясь из детского сада домой, он скажет, кто играл во дворе с самой блестящей игрушкой и кто к ним пришел в гости.

Визуалу — ребенку свойственна аккуратность. Он никогда не полезет в лужу, потому что ботинки испачкаются. Выбирая сверстников, он за ним внимательно понаблюдает, а затем поиграет. Он может много времени играть в одиночестве. Малыш — визуал неразговорчив, не очень коммуникабелен. Поэтому в их воспитании следует обращать внимание на речевое развитие, общение, физическое координирование. Покачайте головой или погрозите пальцем для замечания. Этого ему будет достаточно.

Аудиал

Для аудиалов первичным является восприятие звуком. Им хорошо воспринимается информация на слух и лучше удерживают в памяти голоса и звуки людей, чем лица и предметы. Аудиалом надолго запомнятся услышанные звуки или речи. Яркая, «живая» речь часто характеризует аудиалов. В их речи много эмоций, криков, восклицаний. Они нередко используют слова «звучать», «послушай».

Аудиалам нравится петь песенку вслух и слушать музыку. Композиторы, музыканты, лектора, психологи – в основном аудиалы. Разговаривая с собеседником, они располагаются к ним близко, чтобы отчетливо услышать интонации и звуки. У них острый слух и прекрасная память. По телефону они общаются легко. Средняя линия взгляда и скрещивание рук на груди характеризуют аудиалов.

Дети – аудиалы дошкольного возраста также познают мир с помощью звуков. Словарный запас у них большой, поэтому говорят они раньше сверстников. Им нравится слушать музыку, разговаривать, говорить о чем-то. Они могут уговаривать людей, придумывать сказки. Участие в динамических играх не принимают, но они очень коммуникабельны. От товарищей – одногодок могут отставать в визуальном и двигательном восприятии: плохо лазят на горку, мало бегают или медленно находят отличия на картинках. Поэтому эти способности необходимо развивать упражнениями и играми. Делать замечания аудиалу нужно шепотом.

Кинестетик

Через ощущения в основном происходит получение информации человека – кинестетика. Ему важны движения, прикосновения, телесные ощущения. У них хорошо развита мышечная память. Так, кинестетику легко все запомнить телом и мышцами, поскольку у тела – своя память. Это метод результативен и помогает запомнить моторные действия при обучении езды на велосипеде или плавании, но для решения интеграла он может быть неудобен. Когда кинестетик общается с собеседником, он для соприкосновения с ним, подходит ближе к нему. Для того чтобы воспринять и понять человека им нужен близкий контакт.

Кинестетику нужно иметь вокруг себя много свободной территории. Ему в доме нравятся вкусные запахи, ароматы, удобство и комфорт. Это для него крайне важно. Одежда для него должна быть удобной. Речь у них медленная, мягкая и неторопливая. Он свое сказанное зафиксирует в памяти на долгое время. При его разговоре, часто можно услышать слова «теплый», «я чувствую». У кинестетиков во время общения взгляд устремлен вниз. Массажист, циркач, танцор, спортсмен — те профессии, которые очень подходят кинестетику.

У детей – кинестетиков двигательные движения хорошо развиты, они рано начинают ходить. Такой ребенок трогая, ощупывая, пронюхивая, чувствует окружающую среду. Он очень подвижен и любит энергичные игры, относящиеся к бегу и прыжкам. Долго сидеть на одном месте и заниматься только одним действием он не может. Поэтому целуйте его, прижимайте к себе и осыпайте ласками. Делая им замечания, руку положите на плечо и похлопайте.

Итак, визуалы уделяют внимание жестикуляции и мимике, аудиалы – голосовому тембру и интонации, а кинестетики – прикосновению.

Отличия на практике

Рассмотрим некоторые примеры, отличающих на практике визуалов, аудиалов и кинестетиков:

Для запоминания номера телефона визуал запоминает, как он выглядит, аудиал произносит его, а кинестетик пишет его собственноручно.
Продавая швейную машинку, телевизор, пылесос или другой прибор визуалу необходимо дать в руки яркий журнал с выразительными красочными картинками, показать прибор и отметить оригинальный дизайн с восхитительным цветовым соотношением. Аудиалу лучше рассказывать об этих приборах красноречивым, а не однообразным голосом и выделять звуками и нотками главные моменты. Эти приборы дайте кинестетику и после вашего объяснения, пусть посмотрит, нажмет, покрутит то, что необходимо и пусть сам увидит его удобства.

Если вы зададите задание или тест всем троим, вы четко увидите их отличия. Так, вы им говорите «Представьте себе горную речку». Как увидят они? Картинка речки предстанет перед визуалом. Звук журчания речки сразу услышит аудиал, а кинестетик ощутит ее холод.
Слово «комфорт» как ассоциируется у них? Визуал представит себя, в изящном шезлонге, аудиал услышит морские звуки, а кинестетик почувствует в теле расслабление.
Украшения, интерьерные предметы – интересные подарки визуалу. Аудиал будет очень доволен диском с любимым певцом или любовным излиянием друга с красочным голосом, а кинестетику приятно будет получить мягкие на ощупь игрушки, работы ручной вышивки, пушистенький свитер.

Отличия и характеристика школьников по группе восприятия

Визуал. Мечтательный, исполнительный учащийся, которому учеба удается несложно. Он с трудом контактирует с людьми. Ему не нравится гулять. К животным он равнодушен, но это не мешает полюбоваться. Ему нравится смотреть телевизор, компьютер, любит конструктор. Учащиеся — визуалы разбираются в одежде и пище. На них оказывают яркие впечатления представления, картины, но они говорят о них не так много. Когда визуалы испытывают стресс, замыкаются в себе.

Аудиал. Много говорит, при чтении или рассказа любит слушать, буквенное написание фиксируется им нелегко. Он очень коммуникабельный, но в то же время непокорный, выражает несогласие на замечания, безразличен к одежде, к пище и не любит яркие зрелища. Когда он переживает стресс, кричит. Ему нелегко сосредоточиться.

Кинестетик. Крайне подвижный. Для него главным является занятие делом. Школьник – кинестетик свободный, одаренный, ему нравятся животные. Он любит все потрогать, ощупать. У него прекрасно развито . Хорошо воспринимает запахи.

Задания, которые можно предложить школьникам

Для визуалов – школьников необходимо дать задания в записной форме и писать карточки в красочном виде. Им предложите следующее задание: поискать самостоятельно что – то в книге или тетради, рассмотреть и сделать заключение.
Для аудиалов. Во время диктанта по математике вызвать школьника к доске, прочитать вслух задание родителям или учителю, дать задание на сочинение и порекомендовать, чтобы потом он рассказал его другу или всему классу.
Задания для кинестетиков: перекладывать фишки, рисовать, моделировать, пересчитывать предметы.

Дигитал

Упомянем еще о дигиталов. Для представителей этого вида важны числа и слова. Они говорят однозвучно и однообразно, уклоняются от жестикулирования. При разговоре с собеседником им важна логика и при разговоре с ним смотрят на его лоб. Среди них удачные программисты, шахматисты и юристы.

Если вы хотите, чтобы у вас сложился контакт с тем или иным человеком, говорите на их языке. Визуалу необходимо показывать красивые и наглядные вещи, аудиалу рассказывать, используя фразы типа «Это идея великолепно звучит» или «У вас такой нежный голос», а кинестетику дать погладить или потрогать, акцентируя на комфорте. С дигиталом в разговоре используйте слова «логично», «следовательно».

29 марта 2014

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

Восприятия: визуальный, аудиальный или кинестетический, - используется диагностика доминирующей перцептивной модальности Ефремцова. С ее помощью можно определить, к какому типу людей относитесь вы и ваши близкие. Какими органами вы воспринимаете мир, окружающий вас: на слух, визуально или же на ощупь? Методика определения канала восприятия необходима для того, чтобы лучше понимать себя и других.

Визуалы, аудиалы, кинестетики - это У каждого человека есть ведущий который чаще и быстрее откликается на внешние раздражители и сигналы. Если вы с близким вам человеком принадлежите к сходным типам, то это будет способствовать вашему взаимопониманию, несовпадения могут стать причиной возникновения недоразумений и конфликтных ситуаций.

Типы личности: визуал, аудиал, кинестетик

Зрительное восприятие присуще людям, принадлежащим к визуальному типу характеризует кинестетиков. Слуховое - аудиалов. Есть еще один тип - дигитал, люди, относящиеся к нему, воспринимают окружающий мир, прислушиваясь к собственной логике. Осталось определить, кто вы - визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Тест для диагностики восприятия разработал Ефремцов С.

Визуальное восприятие

Визуалов отличает их взгляд, когда они стараются что-то вспомнить, направлен вверх-вправо. Когда они размышляют над чем-то или воображают образы будущего, они смотрят вверх-вправо. Расфокусированный взгляд, направленный вдаль - это первый признак того, что перед вами находятся визуалы. Аудиалы, кинестетики не так сильно реагируют на видимую часть мира.

Общаясь с визуалами, старайтесь описывать образы, использовать мимику и жестикуляцию. Визуалы в первую очередь обращают внимание на собеседника, а только потом на интонацию. Для визуала очень важно, чтобы на него смотрели во время разговора, иначе ему кажется, что его не слушают.

Аудиальное восприятие

Визуалы, аудиалы, кинестетики по-разному воспринимают окружающий мир. Аудиалы в основном описывают свои ощущения с помощью звуков. Их характеризуют сильные а доминирующим органом восприятия является слух. Аудиалы не любят тишину, у них постоянно звучит музыка, работает телевизор. Человек аудиального типа для лучшего запоминания проговаривает информацию вслух, стараясь лучше ее понять и запомнить. Таким людям не обязательно знать много подробностей, их интересуют только факты.

Кинестетическое восприятие

Кинестетики реагируют на мир, опираясь на свой чувственный опыт, на свои эмоции. Они запоминают движения, ощущения, запахи. В общении кинестетики предпочитают чувствовать физическую близость собеседника. Таким людям сложно длительное время находиться на месте и внимательно слушать. Они любят прикасаться к собеседнику, класть руку на плечо. Многие люди с кинестетическим восприятием часто крутят что-то в руках, теребят или поглаживают.

Дигиталы

Для человека с дигитальным типом восприятия характерны такие качества, как склонность к анализу, логике, рациональность и нестандартность мышления. Для дигитала на первом месте логические заключения и факты, поэтому в разговоре с ним не нужно ничего домысливать и строить гипотезы. Ему близки знаки, символы и цифры, а не слуховые и зрительные образы. Такие люди любят, чтобы все было логично, четко и без лишних деталей.

Таким образом, зная, что собой представляют визуалы, аудиалы, кинестетики, а также дигиталы, можно сделать процесс общения более комфортным.

Визуалы, Аудиалы, Кинестетики…

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, вы сейчас займетесь самостоятельным анализом и творчеством. Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:

3. движения;

4. дыхание;

6. характерные особенности;

От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать; или разговаривать с собой, а не ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности – возможно, так вам будет проще.

Идею я вам подал, но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком-либо канале, то он проявляет большинство свойств данного типа людей.

Но только помните: если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть он любит больше всего остального.

Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у Дигиталов как бы специальных слов нет, они пользуются преимущественно неопределенными (то есть не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.

А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы

– Вы женаты?

– Нет, просто я так выгляжу!

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.

Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).

Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:

Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!

Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:

Послушай, какая музыка!

Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:

– А почему ты обручальное кольцо не надел?

– Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.

Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.

Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т. п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):

И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед…

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.

И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:

Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.

Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!

Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его… Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.

При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку.

Один из зрителей толкает в бок соседа:

– Извините, это Вы сказали:«…твою мать?»

– Конечно, нет!!!

– Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.

Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»

Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:

Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!

Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!

Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.

Вы так галантны!

Дигиталы

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:

– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.

– Значит, наследника не будет?

– К сожалению нет, сэр…

– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).

Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.

Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик:

Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.

Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:

– Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в «Дикой Орхидее» Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:

Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…

Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.

Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и… съедаете его.

Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.

А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы… Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:

Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…

Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас.

Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией.

Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:

1. В сочинении должна присутствовать королева.

2. Должен быть упомянут Бог.

3. Немного эротики.

4. Чтобы была тайна.

Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:

– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».

Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее.

Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Винни-Пух и все-все-все…

Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией данных типов может служить восхитительные мультфильмы серии «Вин-ни-пух» (наши, а не Диснеевские).

Винни-Пух, естественно, Кинестетик – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается…

«Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.

– Здравствуй, Вини.

– Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?

– Хочу позвонить. Я шел мимо…

– Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?

– Пух, ведь это же твой дом!

– А, верно. Ну тогда войдем».

Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) – тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– «Я» – значит я, Винни-Пух.

– Ты в этом уверен?

– Ну конечно!

Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.

– Действительно, Винни-Пух…

Сова более походит на Аудиала – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:

– Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух».

– И это все?!!

– А что еще?

– Надо написать так: «Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!»

– Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух».

На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:

– Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось – и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Ассоциация – диссоциация

Есть еще одно забавное свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как бы изнутри, видеть своими глазами и чувствовать то, что происходит внутри нее (ассоциировано), или воспринимать ее со стороны, как бы вне ее, и тогда вы будете скорее ее оценивать (диссоциировано). Разница приблизительно такая же, как участвовать в драке или смотреть на нее со стороны.

Проведите такой эксперимент. Представьте, как вы выглядите сзади, как сверху, как вы смотритесь с потолка? А как вы в данный момент выглядите снизу? Вот когда вы все это так представляете – вы диссоциированы.

А теперь посмотрите на все своими собственными глазами. Что вы чувствуете в данный момент, что вы видите, что слышите? Вот сейчас вы ассоциированы.

Естественно, это будет и отражаться в речи. Ассоциированное состояние скорее всего будет описываться изнутри:

Когда я увидел его перед собой, мне так захотелось куда-нибудь спрятаться.

Как только я вспоминаю эту ситуацию, я тут же оказываюсь на этой улице в окружении этих людей, они все кричат друг на друга…

Вот я сейчас тебе рассказываю о том случае, и опять переживаю все это внутри себя, эту радость, восхищение…

Диссоциированное состояние скорее будет описываться как оценка ситуации:

Когда я подумаю, как это выглядит со стороны…

Взглянув на это с другой точки зрения, я начинаю понимать, как глупо я тогда поступил.

Со стороны это выглядело великолепно!

Так вот, Визуалы могут очень легко занять внешнюю позицию по отношению к событию – диссоциироваться. Это позволяет им хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, но в то же время может лишить вовлеченности в процесс. Как рассказывала мне одна знакомая девушка:

– Не получаю я удовольствия от секса. Да, вижу как мужчина с женщиной занимаются этим делом, и что?

Диссоциироваться от неприятной ситуации – весьма часто используемый и эффективный способ работы с дискомфортными ситуациями. Когда вы «выходите» из события, смотрите на него со стороны, вы уже реально можете его оценить и найти новые более эффективные способы поведения.

Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, будучи вовлеченным в нее в полной мере. Хорошие актеры обычно Кинестетики – они хорошо входят в образ, становятся другим человеком, реально переживая события чужой жизни. С одной стороны, все это большой плюс, но в то же время, если ситуация достаточно неприятна, как только ее вспоминаешь – тут же чувствуешь себя плохо. И ты вновь в этих эмоциях, этих переживаниях. Ни то, ни другое состояние не является предпочтительным глобально.

Можно только говорить о ситуациях, о контекстах. Моя рекомендация такова: лучше всего уметь легко переходить из одного состояния в другое, пользуясь достоинствами как первого, так и второго. Но если вы хотите попробовать понять действительно, как устроен мир каждого из типов – самое простое попробовать на время стать одним из них. И вот вам небольшое домашнее задание.

«Демонстратор»

Объединитесь в группы по 5–6 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7–8 карточек («В», «А», «К» и «Ад»). Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача – максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно, «кто есть кто». И при этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.

Ну, как это было?

– Очень интересно. Общение происходит в основном между людьми только своего типа. А остальных как бы и нет. Они конечно говорят, но ты этого практически не слышишь.

– С иностранцем легче! Когда он говорит, ты пытаешься звуки услышать. А когда не твой тип – слова превращаются просто в шум – Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

А что вы испытывали к человеку «своего канала», а что к человеку «чужого канала»?

– Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

– Его сразу выделяешь. Он как бы виден, а остальные на периферии.

– Пока молчат – все нормально. А как рот отрывается – ну о чем он говорит? А свой как скажет – О!

Ну что, вам ПОНЯТНО!?

Упражнения на дом

Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружающие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый – на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.

Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час.

Только, если наметили какое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.

И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и поэзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попадаете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.

Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на большинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день прислушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слухом.

И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и поймете, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос – это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мелодию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.

А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц – вот на что вы обращаете внимание. Настройтесь на ваше тело – это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощущение. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теплый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется…

Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри – его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно – на время стать другим, чувствовать мир как другой – возможно, это основа понимания.

На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы – это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир – это только набор зрительных образов…

А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряжение мышц – они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит правду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это…

На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это великолепно – холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чистая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.

Ведь это совершенно восхитительно – понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармонию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии.

Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный…

Что вам понравилось больше всего – только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?

Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения – разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.

Противоречия.

Теперь немного о противоречиях. Вот супружеская пара, кстати, обычная: мужчина – Кинестетик, женщина – Визуал. (Это совершенно не обозначает, что не бывает женщин – Кинестетиков или мужчин – Аудиалов, речь идет именно о характерных парах).

Жена целый день наводила красоту и прибирала в квартире, муж пришел с работы, сел в удобное кресло, взял газету, закурил и начинает стряхивать пепел на свежевычищенный ковер. Жена в крик:

Я навела такую красоту, а ты все изгадил.

Муж раздраженно:

Не мешай отдыхать!

Он же не понимает, что для его жены пепел на ковре – то же самое, что кнопки ему под задницей.

Или условная ситуация, одна подруга говорит другой:

Ты знаешь, мой муж совершенно меня не понимает. Я сделала новую прическу, поставила свечи, красиво сервировала стол, а он тут же лезет обниматься.

Везет тебе. А то моему всякий антураж нужен – разноцветное белье, интимное освещение… А я лежу, жду, уже замерзла, а он все свечи зажигает. Нет чтоб сразу к делу перейти…

Что нравится одному, для другого может казаться странным и непонятным. Проблемы могут возникать даже по поводу обозначения местоположения. Для Визуала часто улица или площадь начинается с момента, когда он ее видит. А для Кинестетика – с момента, когда он на ней находится. И так далее. Нюансов много, и все их не перечислишь сразу, да в общем это, на мой взгляд, не очень нужно. Лучше, чтобы вы просто научились воспринимать мир глазами, ушами и чувствами другого человека и понимать, почему он поступает именно так.

– А что, пары, когда оба супруга одного типа, не встречаются?

По моему опыту, достаточно редко. Обычно люди ищут в партнере не столько свою копию, сколько некое дополнение. Пары обычно складываются из разных типов, но что важно – чтобы человек был способен хоть в какой-то степени общаться на том же языке, что и партнер.

Вот тут пора красиво напомнить, что это только модель, и она достаточно условна. Хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически единственным каналом, но их очень мало. Большинство же вполне эффективно пользуются несколькими, просто один канал они предпочитают больше. И все описанное выше касается только людей, которые «ну очень сильно» аудиальны или кинестетичны. Это случается достаточно редко, обычно можно говорить только о некотором преобладании. Так что надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно.

Вот, например, цифры, полученные в результате тестов (здесь Ад приплюсовано к А).

И говорят, что такой человек – Визуал.

А этого человека можно назвать Кинестетиком. Но он, естественно, будет отличаться от такого Кинестетика:

Когда описывают типы, то это касается людей с очень сильным преобладанием того или иного канала, а для всех остальных это будет не столь явно выражено. Но все равно, даже небольшое предпочтение остается предпочтением. И вы можете проверить это на собственной практике – послушайте, поговорите с другими людьми. Попробуйте то попадать в их преимущественный канал, то не совпадать с ним, и понаблюдайте, что конкретно будет с собеседниками происходить.

При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем, как и среди военных.

С возрастом предпочтения могут меняться. Если в начальной школе Кинестетиков около 60 %, Визуалов 13 %, Аудиалов 27 %, то в старшей школе Визуалов уже 50 %, 35 % Кинестетиков и 27 % Аудиалов.

Если говорить о культуре, то можно сказать, что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. Многие дальневосточные культуры – Вьетнам, Китай – аудиальные. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

Если коротко…

1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.

2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.

3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.

4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.

5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.

6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы – диссоциированы.