Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;
2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.
В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);
3. обеспечение рационального использования природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчиняться следующим принципам:
предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
восстановление истощенных популяций;
сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.
На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.
64. Правовой режим континентального шельфа. Арктика и проблема определения внешнего предела континентального шельфа РФ
Континентальный шельф - это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.
Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).
Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:
морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).
Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.
Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.
В современный период мирового развития нефтегазовые и другие минеральные ресурсы континентального шельфа Арктики привлекают пристальное внимание государств. Интерес к арктическим ресурсам проявляют не только приполярные государства (США, Россия, Канада, Норвегия и Дания), но и ряд ведущих держав Европы и Азии, такие как Германия, Великобритания, Франция, Китай, Япония, Индия, а также богатые нефтью арабские страны. Всего о своем интересе к Арктике объявили почти 40 государств. Российская Федерация поставила в качестве приоритетных задач завершение международно-правового оформления границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на основе имеющейся международной договорно-правовой базы и взаимодействия с приарктическими государствами; недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике.
Проблема установления внешних границ юрисдикции государств на континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане широко обсуждается в прессе и в официальных кругах приарктических государств, что свидетельствует о ее важности и актуальности.
Политическая острота проблемы с особой силой проявилась в августе 2007 года в связи с осуществлением погружения российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4261 метр в географической точке северного полюса и установления на дне титанового Государственного флага Российской Федерации. Это событие вызвало бурную реакцию дипломатических ведомств приарктических государств, что привело, в итоге, к созыву первой конференции по Северному Ледовитому океану в Илулиссате в мае 2008 г.
Демонстрация государствами наличия своих интересов на континентальном шельфе Арктики подчеркнула также актуальность вопроса о правовом режиме Арктики в целом. Получила распространение точка зрения, что в Арктике действуют сразу два конкурирующих между собой режима: режим, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), и обычно-правовой режим, сложившийся в Арктике задолго до принятия Конвенции 1982г. на основе комплекса исторических, экономических, географических, экологических и других факторов, что особенно усиливается фактом, что США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Таким образом, возникла проблема отсутствия правовой определенности в отношении вопроса о ширине пространственных притязаний приарктических государств и, как следствие, необходимости делимитации находящегося здесь континентального шельфа.
Кроме этого, применительно к континентальному шельфу Арктики имеется несколько насущных теоретико-правовых проблем, связанных с деятельностью Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия). В частности, не решены вопросы о возможности подачи заявки в Комиссию со стороны государств, не ратифицировавших Конвенцию 1982 г.; о максимальных сроках для подачи прибрежным государством новой/пересмотренной заявки; о наличии ограничений в праве прибрежного государства подавать заявки и возражения на заявки третьих государств в Комиссию; о правомерности деятельности Комиссии по юридическому толкованию положений Конвенции 1982 г. Представляется 4
весьма актуальным исследование практики Комиссии в отношении квалификации подводных образований в качестве «океанических хребтов», «подводных хребтов» и «подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами материковой окраины».
Не менее важными представляются также вопросы, связанные с выбором оптимальной формы будущей российской заявки в Комиссию (пересмотренная, новая, частичная или совместная); обоснованностью местоположения границ континентального шельфа, отраженных в заявке Российской Федерации 2001 г.; применимостью принципов, концепций, методов и иных наработок международной судебной практики в отношении проблем, связанных с делимитацией континентального шельфа в Арктике.
Охрана флоры . Приступая к охране флоры, надо начинать с самого простого, а вместе с тем очевидного и доступного - пропаганды и реализации защиты наиболее распространенных растений. Именно их в массе рвут для букетов и «просто так» все кому не лень, начиная с маленьких ребятишек, резвящихся в городских скверах и под присмотром взрослых уничтожающих различные дикие цветы.
Мало кто задумывается над пагубными последствиями первых шагов юного создания на пути общения с живой природой. Между тем, пренебрежительное отношение к ней начинается с этих без цели сорванных и тут же брошенных цветов, которые так украшали маленький сквер, стесненный каменными домами и асфальтовыми тротуарами.
Успех охраны растений и всей живой природы в немалой мере зависит от поддержки общественности и прежде всего комсомольских организаций. Так, отлично зарекомендовали себя студенческие «зеленые патрули». Заслуживают одобрения регулярные кампании, которые все шире проводятся ими в защиту елок в предновогодние дни. Однако эта деятельность «зеленых патрулей» обязательно должна сопровождаться значительным улучшением работы лесхозов и магазинов, которые обязаны организованно снабжать население специально выращенными и заготовленными новогодними елками.
Не меньший ущерб причиняется в весенние месяцы цветущим черемухам и молодым зеленеющим березам. К сожалению, их охране уделяется пока несравненно меньше внимания, а во многих городах и селах вообще в этом отношении не делается ничего. Мы уже не говорим о том, что летом почти повсеместно массу цветущих лесных и луговых травянистых растений срывают отдыхающие якобы ради букетов для дома, но обычно большинство их бросают.
Следует иметь в виду необычайно возросший «рекреационный пресс» на живую природу, поскольку масса отдыхающих устремляется в леса и парки. Благодаря непрерывному увеличению числа автомашин и мотоциклов, грибники, ягодники и другие «любители природы» проникают во все более отдаленные урочища, обшаривают и вытаптывают все укромные уголки.
В силу сказанного разъяснение задач охраны природы, бережного к ней отношения приобрело исключительную актуальность. Само собой разумеется, основная тяжесть забот по охране флоры должна лежать на плечах государственных и административных органов, но помощь со стороны общественности обязательна. Весьма своевременна инициатива Моссовета, который запретил в Подмосковье собирать 40 видов цветковых растений. Надо, однако, широко разъяснять и пропагандировать это решение, чтобы оно достигло своей цели, а не осталось на бумаге.
В специальном внимании нуждаются редкие, малочисленные> исчезающие виды растений. Они имеются повсюду, но особенно там, где велика плотность населения, сильно развита промышленность, урбанизирована природа. Прежде всего надо выявить эти виды и составить «Красную книгу», вроде той, что издана Ботаническим институтом АН СССР под редакцией академика А. Л. Тахтаджяна. В упомянутую книгу включено около 620 видов. Однако по всей стране и отдельным ее районам в той или иной мере нуждается в охране не менее 4 тыс. видов, т. е. около 20% всего состава флоры цветковых и сосудистых споровых растений.
Степень угрожаемого положения многих видов растений сильно различается в разных, областях и районах. Так, если в одном регионе данный вид принадлежит к очень редким, то в другом еще не составляет редкости. Например, волчье лыко в широколиственных лесах Центрально-Черноземной полосы достаточно обычно, а в Ленинградской и других относительно северных областях его надо беречь. Все более малочисленными становятся представители орхидных. Выше мы приводили пример с альпийским эдельвейсом, который в ряде европейских стран пришлось взять под охрану закона.
Отдельные виды растений могут оказаться под угрозой не только вследствие своей красоты, большой привлекательности, но и потому, что одновременно, как, например, ландыш, принадлежат к лекарственным и усиленно заготовляются сборщиками сырья. В подобных случаях необходимо планово регулировать заготовки, а еще лучше - переходить к выращиванию таких растений на плантациях.
Нуждаются в охране шляпочные грибы, прежде всего в наиболее густо населенных областях страны. Сбор грибов приобрел такие масштабы, что наступила пора как-то ограничить деятельность грибников и тем самым сохранить запасы съедобных грибов, а заодно защитить лесную растительность и животных, сильно страдающих от «фактора беспокойства».
Иногда оскудение флоры происходит в силу специфических причин. Например, в парке Биологического института Ленинградского университета в Старом Петергофе одним из таких факторов служит студенческая практика по ботанике. Гербаризация из года в год одних и тех же видов на ограниченном пространстве парка и его окрестностей привела к заметному уменьшению количества и даже к исчезновению некоторых травянистых растений.
Для правильной организации защиты флоры большое значение имеет детальное ее изучение и выявление видов или популяций, в первую очередь нуждающихся в строгой государственной охране. К сожалению, составление такого списка еще только начато. Включенные в него виды принадлежат к одной из пяти категорий, установленных Комиссией по редким и исчезающим видам Международного союза охраны природы и ее ресурсов. Упомянутые категории видов таковы:
0 - по-видимому, исчезнувшие: не встреченные в природе в течение ряда лет, но, возможно, уцелевшие в отдельных недоступных местах или сохранившиеся в культуре;
1 - находящиеся под угрозой: подвергающиеся непосредственной опасности вымирания. Дальнейшее их существование невозможно без специальных мер охраны;
2 - редкие: не подвергающиеся прямой угрозе исчезновения, но встречающиеся либо в таком небольшом количестве, либо в таких ограниченных по площади и специализированных местах обитания, что могут быстро исчезнуть;
3 - сокращающиеся: численность сокращается, а ареал сужается в течение определенного времени либо по естественным причинам, либо из-за вмешательства человека, либо из-за того и другого вместе;
4 - неопределенные: возможно, находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные.
Руководство и координацию мероприятий по охране флоры, вероятно, целесообразнее всего возложить на Комиссию по исчезающим и редким видам растений Всесоюзного ботанического общества. В частности, как советуют составители цитированной «Красной книги», желательно осуществить следующие действия:
1) строго упорядочить и максимально ограничить гербаризацию растений, сохранив право на нее только за специалистами-ботаниками;
2) регулярно проверять фактическое состояние популяций редких и исчезающих видов;
3) научно обосновать и разработать комплекс мер по сохранению и восстановлению популяций редких и исчезающих видов;
4) в отношении хозяйственно-ценных видов обосновать оптимальные нормы эксплуатации природных популяций;
5) осуществлять консультации административных органов в отношении организации новых заповедников, введения лицензий на заготовку лекарственного и технического сырья и т. д.
В Советском Союзе есть районы, отличающиеся особенно ценной в научном и культурном отношении флорой, где сохранились, например, третичные реликты, т. е. виды, пережившие эпоху великого оледенения и уцелевшие до наших времен. Таковы некоторые меловые горы Центрально-Черноземной области. Известный геоботаник Б. М. Козо-Полянский в свое время метко назвал эти районы «Страною живых ископаемых». Здесь необходимы специальные заповедники. Один из них под названием «Галичья гора» создан в Липецкой области и передан под присмотр биологическому факультету Воронежского университета. Не менее важная задача - сохранение остатков флоры целинных степей. Их осталось так немного, что они представляют собой исключительную ценность.
Перечисляя неотложные задачи охраны флоры, следует иметь в виду, что они не сводятся к сохранению известных культурных и научных ценностей. Одновременно нельзя забывать, что охраняемые растения представляют важный генофонд, который может в будущем очень пригодиться для выведения новых видов и форм растений, разведения сохранившихся и т. д.
Охрана диких животных . С момента зарождения жизни исчезновение видов животного мира было и остается непреложным фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько миллионов. Если в прошлом процесс исчезновения происходил в результате естественных причин , то сегодня основной его движущей силой является деятельность человека . Под международной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды животного мира.
По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), количество видов позвоночных, находящихся под угрозой полного исчезновения, составило: в Африке - 723 вида, Азии и Океании - 1469, Европе - 260, Латинской Америке и Карибском бассейне - 873, Северной Америке - 269, Западной Азии - 71, полярных регионах - 141.
Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д.).
Почему погибли сотни морских животных в Чили?
К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г . Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории и контролируют все населенные пункты в них. Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных. Конвенция установила контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них. Запрещаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д.
Примерно такие же методы охраны животного мира предусмотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в западном полушарии 1940 г . Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а также районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или научную ценность.
Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г . заключена в целях защиты животных, мигрирующих через национальные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются предметом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвенции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения.
Контроль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.
Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры , находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Конвенция 1973 г. содержит три приложения. В приложение I включены все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться, с тем чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных случаях. Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием. Это приложение включает также другие виды диких животных, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов мог быть установлен эффективный контроль. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства - участника Конвенции 1973 г. подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон и контроль за торговлей. Статьи III-Vэтой Конвенции подробно регулируют торговлю образцами видов, включенных в приложения I, II и III.
Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке от 13 декабря 1968 г . заключена в целях применения единых положений, касающихся международной перевозки животных. Она применяется в отношении международной перевозки домашних животных, птицы, собак, других млекопитающих и птиц, холоднокровных животных.
Охрана животного мира
До погрузки животных для международной перевозки они осматриваются уполномоченным сотрудником ветеринарной службы страны-экспортера, который удостоверяет то, что они годны к перевозке.
Конвенция устанавливает особые положения для железнодорожной, автомобильной, воздушной, водной перевозки животных.
Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. и многие другие.
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла предусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г.
В котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов.
С 1985 г. установлен мораторий на добычу всех видов китов (кроме мелких китов - малых полосатиков) для стран, ведущих экспедиционный промысел с помощью флотилий, а с 1986 г. - с береговых китобойных станций. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° ю. ш. китового заповедника.
В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони . Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запрещается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экспорта в страны-участницы для научных исследований и/или восстановления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государства создавать национальные парки, заповедники и прочие охраняемые районы в целях охраны и восстановления популяций ламы-витони. Для контроля за выполнением требований этой Конвенции образована Техническая административная комиссия.
Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов; г) местным населением с использованием традиционных методов охоты; д) там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами гражданами государства - участника Соглашения 1973 г. Шкуры и другие ценные предметы, полученные в результате добычи в соответствии с пи. «б» и «в», не могут быть использованы в коммерческих целях. Статья IV Соглашения 1973 г. запрещает использование для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов. Государства-участники запрещают экспорт, импорт и доставку на свою территорию (а также торговлю) в пределах своей территории белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нарушение Соглашения 1973 г.
Эффективным средством охраны животных является охрана среды их обитания . В связи с этим государства заключили ряд региональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейскими странами подписана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Каждая договаривающаяся сторона принимает соответствующие и необходимые законодательные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной в приложении I. Запрещается преднамеренно срывать, собирать, срезать или вырывать из земли такие растения. Каждое государство по мерс необходимости запрещает владение такими видами или их продажу.
В приложении приведен перечень диких животных и птиц. Конвенция запрещает все формы преднамеренного отлова и содержания и преднамеренного убийства. Запрещается также преднамеренное уничтожение или выемка яиц из мест обитания диких животных или хранение этих яиц, даже если они пусты.
Для контроля за выполнением требований данной Конвенции создан Постоянный комитет.
4 Октября - Всемирный день животных
Охрана диких птиц осуществляется с помощью универсальных и региональных международно-правовых норм. Одним из первых международных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г . Конвенция взяла под охрану (по крайней мерс, на период размножения) все виды птиц и, кроме тою, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте - июле. В течение всего года под охраной находятся те виды птиц, которым грозит вымирание или которые представляют научный интерес. Согласно ст. 3 запрещается ввозить, вывозить, перевозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, дарить или содержать в неволе в течение периода охраны данного вида любую птицу или даже любую часть птицы живой или мертвой, отстрелянной или отловленной в нарушение закона. Конвенция 1950 г. запрещает в течение периода охраны определенного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, строящиеся или уже используемые; брать или повреждать, перевозить, ввозить и вывозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, уничтожать яйца или даже их скорлупу, а также выводки птенцов, живущих в условиях естественной свободы. Государства-участники обязаны отразить в своем законодательстве положения, запрещающие или ставящие под контроль применение силков, птичьего клея, ловушек, крючков, сетей, отравленных приманок или дурманящих средств, садков сетевых для уток; зеркал; рыболовных сетей и т. д. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.
Конвенция о водно-болотных угодьях , имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. преследует цель приостановить постепенное наступление на водно-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства-участники определяют по меньшей мере одно национальное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную ответственность за охрану, управление и рациональное использование популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств защиты птиц является создание природных заповедников на водно-болотных угодьях.
5.4. Охрана флоры и фауны
5.4.1. Охрана растительного мира.
Флора является одной из двух главных форм жизни на Земле. В любой экосистеме и в биосфере в целом растения выполняют роль продуцентов и создают основную часть биомассы, ежегодно поглощая около 160 млрд. т CO 2 и выделяя в атмосферу около 100 млрд. т O 2 . Именно растениями образован уникальный состав атмосферы нашей планеты (см. табл. 2.1).
Растительный ресурсный потенциал РФ достаточно велик и разнообразен (полярные пустыни, тундры, леса, степи). 94% ЗФ РФ покрыто растительностью. Продукция растениеводства является основным питанием большинства населения Земли и представляет собой значительную часть сырья для промышленности. Однако деятельность человека уже привела к безвозвратной гибели 30 тыс. видов растений и поставила под угрозу еще 25 тыс. видов. Поэтому необходима защита всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сообществ.
Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов ОПС, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Леса занимают почти 28% суши, дают 60% биологически активного О 2 , играют громадную роль в жизни биосферы, климате планеты и хозяйственной деятельности человека. Различают два вида лесопользования - основное (рубка леса) и побочное (сбор ягод, грибов, трав и т.д.). В РФ допускается лесопользование только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, выдаваемых лесхозами.
Лесной Фонд (ЛФ) РФ составляет 1,18 млрд. га, в том числе 65% земель, покрытых лесом. Общий запас древесины в лесах РФ около 81 млрд.м 3 . Лесной кодекс РФ (1997 г.) выделяет в ЛФ первую, вторую и третью группу лесов, а первую группу лесов
К первой группе (19% от ЛФ) относят леса, выполняющие следующие функции и включающие следующие категории защитности: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, особо ценные лесные массивы, памятники природы, природно-заповедные леса. В них разрешены лишь рубки ухода за лесом, санитарные рубки и лесовосстановительные работы. Ко второй группе (9% от ЛФ) относят леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение. В них производят рубки главного пользования способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные массивы. К третьей группе (72% от ЛФ) относят леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. В таких лесах проводят рубки главного пользования способами, обеспечивающими своевременное и рациональное использование лесных ресурсов.
Во всех группах лесов РФ ежегодный прирост древесины составляет 880 млн.м 3 . Вырубка леса осуществляется в строгом соответствии с расчетной лесосекой. Ее устанавливает Рослесхоз раздельно по хвойному, мягко- и твердолиственному хозяйствам, исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощаемого пользования ЛФ. В 1995 г. было вырублено только 25% расчетной лесосеки. При этом выявлены недорубы в объеме 2,5 млн.м 3 , брошенной древесины в местах рубок 1,4 млн.м 3 , неочищенных лесосек более 110 тыс.га и уничтожение подроста ценных пород деревьев на площади 15 тыс.га. Кроме того, зафиксированы около 23 тыс. случаев незаконной порубки леса в объеме 450 тыс.м 3 древесины и гибель лесов на площади 172 тыс.га, из них 90% хвойных насаждений. Причинами гибели лесов являются повреждения вредными насекомыми (46,0%.) и воздействия пожаров (33%) и неблагоприятных погодных условий (16%). Более 40% всех насаждений, пораженных болезнями, находятся в Центральном и Центрально-черноземном районах РФ.
На охраняемой площади ЛФ РФ (94% общей площади ЛФ) в 1995 г. зафиксировано около 26 тыс. лесных пожаров на площади 463 тыс.га. По сравнений со среднегодовыми показателями за прошедшие 5 лет количество пожаров возросло на 29% а площадь их сократилась более чем в 2 раза. Наиболее распространенными были низинные пожары на 325,8 тыс.га, верховые пожары отмечены
на 25,3 тыс.га и подземные - на 3,1 тыс.га. Основной причиной лесных пожаров являются антропогенные факторы (около 88% всех загорании), а в лесах Европейской территории РФ почти 100% возгораний происходит по вине местного населения.
Поэтому задача рационального пользования лесами и их защиты является важной и актуальной. Она решается принципом ограничения ежегодной вырубки годичным приростом и борьбой с лесными пожарами, защитой леса от вредителей и болезней. Так, Рослесхоз совместно с исполнительной властью на местах ведут через лесхозы и лесничества активную охрану леса от пожаров -самого опасного врага леса. С этой целью наряду с разъяснительной работой и контролем они проводят мероприятия по предупреждению пожаров, их быстрому обнаружению и ограничению распространения. В лесах организуют сеть противопожарных барьеров: широкие разрывы (просеки), минерализованные полосы, водоемы (канавы) вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог и в других местах, опасных в пожарном отношении. Для быстрого обнаружения пожара в лесу сооружают вышки; используют самолеты и вертолеты, которые также быстро доставляют в полной экипировке пожарных парашютистов к очагам пожаров. Они совместно с наземными пожарными подразделениями и населением тушат лесные пожары. Для этого применяют мощные пожарные автоцистерны, мотопомпы, вездеходы, бульдозеры, почвообрабатывающие орудия и ранцевые опрыскиватели.
Для борьбы с вредителями (насекомыми и грызунами) и болезнями леса применяют предупредительные и истребительные меры. Первые направлены на предупреждение массового размножения вредителей (особенно после пожара) и профилактику болезней, а вторые - на их уничтожение. Чаще приходится вести борьбу в лесу всеми доступными методами и средствами в комплексе (интегральный метод).
К предупредительным мерам относятся надзор за появлением вредителей и болезней в лесу (чем быстрее обнаружат, тем успешнее борьба), карантинная служба (предупреждает завоз новых вредителей или вредителей, имеющих ограниченное распространение в РФ, и возбудителей болезней с семенами, саженцами и другими грузами) и лесохозяйственные мероприятия (подбор здорового посевного и посадочного материала, выращивание стойких против вредителей и болезней насаждений, удаление ослабленных и больных деревьев и бурелома и т.д.).
Для истребления вредителей и возбудителей болезней деревьев применяют методы: физико-механические - световые ловуш-
Другие мероприятия по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов изложены в лесном кодексе РФ и законодательных актах субъектов РФ. Вторым важным типом растительности являются луга или природные сенокосы и пастбища (последние, помимо естественных, включают и искусственные - сеяные угодья с травянистой растительностью). Они играют существенную роль в сельскохозяйственном производстве, их растительные сообщества принимают большое участие в образовании биомассы, связывании СО 2 и выделении 0 2 . Леса и пастбища надежно защищают почву от ветровой и водной эрозии, но и сами нуждаются в заботе. Необходимо обеспечить рациональное использование пастбищ, улучшить видовой состав луговых растений, создавать орошаемые пастбища и т.п. Нерациональное использование пастбищ может привести к тяжелым экологическим последствиям, как это было, например, в Сахаре и Бурятии (пастбищная эрозия почв, гибель животных и голод среди населения).
Хотя мир растений исключительно богат и многообразен (известно свыше 500 тыс, их видов), тем не менее более 10% видов или погибли, или находятся под угрозой гибели в результате деятельности человека. Для сохранения генофонда растений, спасения и размножения редких и исключительно редких их видов созданы заповедники и заказники, изданы "Красные книги" в РФ и ее субъектах, в которые включено более 500 видов растений.
Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.
Общая стратегия была разработана неправительственной организацией -- Международным союзом сохранения, природы и природных ресурсов -- и опубликована в 1982 г. в виде Программы действий "Всемирная природоохранительная стратегия". В процессе подготовки документа были проведены многочисленные консультации с правительствами и международными организациями. Цель стратегии -- содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных экологических процессов и самосохранение систем, таких как восстановление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.
Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время сокращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачиваются в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.
В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. Необходимо создание более эффективного и широкоохватывающего национального экологического права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при том условии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную систему.
Всемирная хартия природы, была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ассамблеей в 1982 г. Согласно Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением.
Среди конвенций, посвященных флоре и фауне, назову в первую очередь Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей Повелицына П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР. - М., 1981..
Основная масса конвенций нацелена на охрану различных представителей животного мира -- китов, тюленей, белых медведей. Особо отмечу Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.