Защита окружающей среды. Для охраны флоры и фауны в Италии создано несколько национальных парков; самые крупные из которых Гран‑Парадизо (Gran Paradiso)

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого суще­ствования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны­ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного куль­турного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты живот­ного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регу­лирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое ис­пользование его компонентов и совместное получение на справедли­вой и равной основе выгод, связанных с использованием генетичес­ких ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соот­ветствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает прове­дение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осущест­вляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. При­ложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчез­новения, торговля которыми оказывает на их существование небла­гоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использо­вания их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

3. обеспечение рационального использования природных ресур­сов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антаркти­ки 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчинять­ся следующим принципам:

предотвращение сокращения численности вылавливаемой попу­ляции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;

восстановление истощенных популяций;

сведение до минимума опасности изменений в морской экосисте­ме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

64. Правовой режим континентального шельфа. Арктика и проблема определения внешнего предела континентального шельфа РФ

Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

В современный период мирового развития нефтегазовые и другие минеральные ресурсы континентального шельфа Арктики привлекают пристальное внимание государств. Интерес к арктическим ресурсам проявляют не только приполярные государства (США, Россия, Канада, Норвегия и Дания), но и ряд ведущих держав Европы и Азии, такие как Германия, Великобритания, Франция, Китай, Япония, Индия, а также богатые нефтью арабские страны. Всего о своем интересе к Арктике объявили почти 40 государств. Российская Федерация поставила в качестве приоритетных задач завершение международно-правового оформления границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на основе имеющейся международной договорно-правовой базы и взаимодействия с приарктическими государствами; недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике.

Проблема установления внешних границ юрисдикции государств на континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане широко обсуждается в прессе и в официальных кругах приарктических государств, что свидетельствует о ее важности и актуальности.

Политическая острота проблемы с особой силой проявилась в августе 2007 года в связи с осуществлением погружения российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4261 метр в географической точке северного полюса и установления на дне титанового Государственного флага Российской Федерации. Это событие вызвало бурную реакцию дипломатических ведомств приарктических государств, что привело, в итоге, к созыву первой конференции по Северному Ледовитому океану в Илулиссате в мае 2008 г.

Демонстрация государствами наличия своих интересов на континентальном шельфе Арктики подчеркнула также актуальность вопроса о правовом режиме Арктики в целом. Получила распространение точка зрения, что в Арктике действуют сразу два конкурирующих между собой режима: режим, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), и обычно-правовой режим, сложившийся в Арктике задолго до принятия Конвенции 1982г. на основе комплекса исторических, экономических, географических, экологических и других факторов, что особенно усиливается фактом, что США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Таким образом, возникла проблема отсутствия правовой определенности в отношении вопроса о ширине пространственных притязаний приарктических государств и, как следствие, необходимости делимитации находящегося здесь континентального шельфа.

Кроме этого, применительно к континентальному шельфу Арктики имеется несколько насущных теоретико-правовых проблем, связанных с деятельностью Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия). В частности, не решены вопросы о возможности подачи заявки в Комиссию со стороны государств, не ратифицировавших Конвенцию 1982 г.; о максимальных сроках для подачи прибрежным государством новой/пересмотренной заявки; о наличии ограничений в праве прибрежного государства подавать заявки и возражения на заявки третьих государств в Комиссию; о правомерности деятельности Комиссии по юридическому толкованию положений Конвенции 1982 г. Представляется 4

весьма актуальным исследование практики Комиссии в отношении квалификации подводных образований в качестве «океанических хребтов», «подводных хребтов» и «подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами материковой окраины».

Не менее важными представляются также вопросы, связанные с выбором оптимальной формы будущей российской заявки в Комиссию (пересмотренная, новая, частичная или совместная); обоснованностью местоположения границ континентального шельфа, отраженных в заявке Российской Федерации 2001 г.; применимостью принципов, концепций, методов и иных наработок международной судебной практики в отношении проблем, связанных с делимитацией континентального шельфа в Арктике.

Охрана флоры . Приступая к охране флоры, надо начинать с самого простого, а вместе с тем очевидного и доступного - пропаганды и реализации защиты наиболее распространенных растений. Именно их в массе рвут для букетов и «просто так» все кому не лень, начиная с маленьких ребятишек, резвящихся в городских скверах и под присмотром взрослых уничтожающих различные дикие цветы.

Мало кто задумывается над пагубными последствиями первых шагов юного создания на пути общения с живой природой. Между тем, пренебрежительное отношение к ней начинается с этих без цели сорванных и тут же брошенных цветов, которые так украшали маленький сквер, стесненный каменными домами и асфальтовыми тротуарами.

Успех охраны растений и всей живой природы в немалой мере зависит от поддержки общественности и прежде всего комсомольских организаций. Так, отлично зарекомендовали себя студенческие «зеленые патрули». Заслуживают одобрения регулярные кампании, которые все шире проводятся ими в защиту елок в предновогодние дни. Однако эта деятельность «зеленых патрулей» обязательно должна сопровождаться значительным улучшением работы лесхозов и магазинов, которые обязаны организованно снабжать население специально выращенными и заготовленными новогодними елками.

Не меньший ущерб причиняется в весенние месяцы цветущим черемухам и молодым зеленеющим березам. К сожалению, их охране уделяется пока несравненно меньше внимания, а во многих городах и селах вообще в этом отношении не делается ничего. Мы уже не говорим о том, что летом почти повсеместно массу цветущих лесных и луговых травянистых растений срывают отдыхающие якобы ради букетов для дома, но обычно большинство их бросают.

Следует иметь в виду необычайно возросший «рекреационный пресс» на живую природу, поскольку масса отдыхающих устремляется в леса и парки. Благодаря непрерывному увеличению числа автомашин и мотоциклов, грибники, ягодники и другие «любители природы» проникают во все более отдаленные урочища, обшаривают и вытаптывают все укромные уголки.

В силу сказанного разъяснение задач охраны природы, бережного к ней отношения приобрело исключительную актуальность. Само собой разумеется, основная тяжесть забот по охране флоры должна лежать на плечах государственных и административных органов, но помощь со стороны общественности обязательна. Весьма своевременна инициатива Моссовета, который запретил в Подмосковье собирать 40 видов цветковых растений. Надо, однако, широко разъяснять и пропагандировать это решение, чтобы оно достигло своей цели, а не осталось на бумаге.

В специальном внимании нуждаются редкие, малочисленные> исчезающие виды растений. Они имеются повсюду, но особенно там, где велика плотность населения, сильно развита промышленность, урбанизирована природа. Прежде всего надо выявить эти виды и составить «Красную книгу», вроде той, что издана Ботаническим институтом АН СССР под редакцией академика А. Л. Тахтаджяна. В упомянутую книгу включено около 620 видов. Однако по всей стране и отдельным ее районам в той или иной мере нуждается в охране не менее 4 тыс. видов, т. е. около 20% всего состава флоры цветковых и сосудистых споровых растений.

Степень угрожаемого положения многих видов растений сильно различается в разных, областях и районах. Так, если в одном регионе данный вид принадлежит к очень редким, то в другом еще не составляет редкости. Например, волчье лыко в широколиственных лесах Центрально-Черноземной полосы достаточно обычно, а в Ленинградской и других относительно северных областях его надо беречь. Все более малочисленными становятся представители орхидных. Выше мы приводили пример с альпийским эдельвейсом, который в ряде европейских стран пришлось взять под охрану закона.

Отдельные виды растений могут оказаться под угрозой не только вследствие своей красоты, большой привлекательности, но и потому, что одновременно, как, например, ландыш, принадлежат к лекарственным и усиленно заготовляются сборщиками сырья. В подобных случаях необходимо планово регулировать заготовки, а еще лучше - переходить к выращиванию таких растений на плантациях.

Нуждаются в охране шляпочные грибы, прежде всего в наиболее густо населенных областях страны. Сбор грибов приобрел такие масштабы, что наступила пора как-то ограничить деятельность грибников и тем самым сохранить запасы съедобных грибов, а заодно защитить лесную растительность и животных, сильно страдающих от «фактора беспокойства».

Иногда оскудение флоры происходит в силу специфических причин. Например, в парке Биологического института Ленинградского университета в Старом Петергофе одним из таких факторов служит студенческая практика по ботанике. Гербаризация из года в год одних и тех же видов на ограниченном пространстве парка и его окрестностей привела к заметному уменьшению количества и даже к исчезновению некоторых травянистых растений.

Для правильной организации защиты флоры большое значение имеет детальное ее изучение и выявление видов или популяций, в первую очередь нуждающихся в строгой государственной охране. К сожалению, составление такого списка еще только начато. Включенные в него виды принадлежат к одной из пяти категорий, установленных Комиссией по редким и исчезающим видам Международного союза охраны природы и ее ресурсов. Упомянутые категории видов таковы:
0 - по-видимому, исчезнувшие: не встреченные в природе в течение ряда лет, но, возможно, уцелевшие в отдельных недоступных местах или сохранившиеся в культуре;
1 - находящиеся под угрозой: подвергающиеся непосредственной опасности вымирания. Дальнейшее их существование невозможно без специальных мер охраны;
2 - редкие: не подвергающиеся прямой угрозе исчезновения, но встречающиеся либо в таком небольшом количестве, либо в таких ограниченных по площади и специализированных местах обитания, что могут быстро исчезнуть;
3 - сокращающиеся: численность сокращается, а ареал сужается в течение определенного времени либо по естественным причинам, либо из-за вмешательства человека, либо из-за того и другого вместе;
4 - неопределенные: возможно, находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные.

Руководство и координацию мероприятий по охране флоры, вероятно, целесообразнее всего возложить на Комиссию по исчезающим и редким видам растений Всесоюзного ботанического общества. В частности, как советуют составители цитированной «Красной книги», желательно осуществить следующие действия:
1) строго упорядочить и максимально ограничить гербаризацию растений, сохранив право на нее только за специалистами-ботаниками;
2) регулярно проверять фактическое состояние популяций редких и исчезающих видов;
3) научно обосновать и разработать комплекс мер по сохранению и восстановлению популяций редких и исчезающих видов;
4) в отношении хозяйственно-ценных видов обосновать оптимальные нормы эксплуатации природных популяций;
5) осуществлять консультации административных органов в отношении организации новых заповедников, введения лицензий на заготовку лекарственного и технического сырья и т. д.

В Советском Союзе есть районы, отличающиеся особенно ценной в научном и культурном отношении флорой, где сохранились, например, третичные реликты, т. е. виды, пережившие эпоху великого оледенения и уцелевшие до наших времен. Таковы некоторые меловые горы Центрально-Черноземной области. Известный геоботаник Б. М. Козо-Полянский в свое время метко назвал эти районы «Страною живых ископаемых». Здесь необходимы специальные заповедники. Один из них под названием «Галичья гора» создан в Липецкой области и передан под присмотр биологическому факультету Воронежского университета. Не менее важная задача - сохранение остатков флоры целинных степей. Их осталось так немного, что они представляют собой исключительную ценность.

Перечисляя неотложные задачи охраны флоры, следует иметь в виду, что они не сводятся к сохранению известных культурных и научных ценностей. Одновременно нельзя забывать, что охраняемые растения представляют важный генофонд, который может в будущем очень пригодиться для выведения новых видов и форм растений, разведения сохранившихся и т. д.

Охрана диких животных . С момента зарождения жизни исчезнове­ние видов животного мира было и остается непреложным фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько мил­лионов. Если в прошлом процесс исчезновения происходил в результате естественных причин , то сегодня основной его движущей силой являет­ся деятельность человека . Под международной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды живот­ного мира.

По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), количество видов позвоночных, находящихся под уг­розой полного исчезновения, составило: в Африке - 723 вида, Азии и Океании - 1469, Европе - 260, Латинской Америке и Карибском бас­сейне - 873, Северной Америке - 269, Западной Азии - 71, полярных регионах - 141.

Международные договоры по охране животного мира можно объеди­нить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д.).

Почему погибли сотни морских животных в Чили?

К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фау­ны и флоры в их природном состоянии 1933 г . Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществ­ляется путем создания национальных парков и заповедников, регулиро­вания охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Кон­венции создают национальные парки и природные заповедники на сво­ей территории и контролируют все населенные пункты в них. Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных. Конвенция установила контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них. Запрещаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д.

Примерно такие же методы охраны животного мира предусмотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в западном полушарии 1940 г . Целью этой Конвенции является охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а так­же районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представляющих эстетическую, историческую или на­учную ценность.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г . заключена в целях защиты животных, мигрирующих через националь­ные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исче­зающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются пред­метом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвен­ции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения.

Кон­троль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.

Эффективной мерой охраны диких животных является международ­но-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих це­лях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле вида­ми дикой фауны и флоры , находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Конвенция 1973 г. содержит три приложения. В приложение I включены все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблаго­приятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться, с тем чтобы не ставить далее под угрозу их выжи­вание, и должна быть разрешена только в исключительных случаях. Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое не­совместимо с их выживанием. Это приложение включает также другие виды диких животных, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов мог быть уста­новлен эффективный контроль. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства - участника Конвенции 1973 г. подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях пре­дотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых не­обходимо сотрудничество других сторон и контроль за торговлей. Статьи III-Vэтой Конвенции подробно регулируют торговлю образцами видов, включенных в приложения I, II и III.

Европейская конвенция о защите животных при международной пере­возке от 13 декабря 1968 г . заключена в целях применения единых поло­жений, касающихся международной перевозки животных. Она применя­ется в отношении международной перевозки домашних животных, пти­цы, собак, других млекопитающих и птиц, холоднокровных животных.

Охрана животного мира

До погрузки животных для международной перевозки они осматри­ваются уполномоченным сотрудником ветеринарной службы стра­ны-экспортера, который удостоверяет то, что они годны к перевозке.

Конвенция устанавливает особые положения для железнодорожной, автомобильной, воздушной, водной перевозки животных.

Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохра­нении белых медведей 1973 г. и многие другие.

Международная конвенция по регулированию китобойного промысла предусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Международная китобойная комис­сия (МКК) ежегодно утверждает приложение к Конвенции 1946 г.

В ко­тором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла; раз­меры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы измерения и учета количества убитых китов.

С 1985 г. установлен мораторий на добычу всех видов китов (кроме мелких китов - малых полосатиков) для стран, ведущих экспедицион­ный промысел с помощью флотилий, а с 1986 г. - с береговых китобой­ных станций. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° ю. ш. китового заповедника.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Конвенцию об охране и рациональном использовании ламы-витони . Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запре­щается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экспорта в страны-участницы для науч­ных исследований и/или восстановления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государства создавать национальные парки, заповедники и прочие охраняемые районы в целях охраны и восстановления популя­ций ламы-витони. Для контроля за выполнением требований этой Кон­венции образована Техническая административная комиссия.

Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для подлинно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвращения серьезного нару­шения рационального использования других живых ресурсов; г) мест­ным населением с использованием традиционных методов охоты; д) там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами гражданами государства - участника Соглашения 1973 г. Шкуры и другие ценные предметы, полученные в результате добычи в соответствии с пи. «б» и «в», не могут быть использованы в коммерче­ских целях. Статья IV Соглашения 1973 г. запрещает использование для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов. Государ­ства-участники запрещают экспорт, импорт и доставку на свою террито­рию (а также торговлю) в пределах своей территории белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нару­шение Соглашения 1973 г.

Эффективным средством охраны животных является охрана среды их обитания . В связи с этим государства заключили ряд региональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейскими странами под­писана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред оби­тания в Европе. Каждая договаривающаяся сторона принимает соответ­ствующие и необходимые законодательные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной в приложении I. Запрещается преднамеренно срывать, собирать, срезать или вырывать из земли такие растения. Каждое государство по мерс не­обходимости запрещает владение такими видами или их продажу.

В приложении приведен перечень диких животных и птиц. Кон­венция запрещает все формы преднамеренного отлова и содержания и преднамеренного убийства. Запрещается также преднамеренное унич­тожение или выемка яиц из мест обитания диких животных или хране­ние этих яиц, даже если они пусты.

Для контроля за выполнением требований данной Конвенции соз­дан Постоянный комитет.

4 Октября - Всемирный день животных

Охрана диких птиц осуществляется с помощью универсальных и ре­гиональных международно-правовых норм. Одним из первых междуна­родных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г . Конвенция взяла под охрану (по крайней мерс, на период размножения) все виды птиц и, кроме тою, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте - июле. В тече­ние всего года под охраной находятся те виды птиц, которым грозит вы­мирание или которые представляют научный интерес. Согласно ст. 3 за­прещается ввозить, вывозить, перевозить, продавать, выставлять на про­дажу, покупать, дарить или содержать в неволе в течение периода охраны данного вида любую птицу или даже любую часть птицы живой или мертвой, отстрелянной или отловленной в нарушение закона. Кон­венция 1950 г. запрещает в течение периода охраны определенного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, строя­щиеся или уже используемые; брать или повреждать, перевозить, вво­зить и вывозить, продавать, выставлять на продажу, покупать, уничто­жать яйца или даже их скорлупу, а также выводки птенцов, живущих в ус­ловиях естественной свободы. Государства-участники обязаны отразить в своем законодательстве положения, запрещающие или ставящие под контроль применение силков, птичьего клея, ловушек, крючков, сетей, отравленных приманок или дурманящих средств, садков сетевых для уток; зеркал; рыболовных сетей и т. д. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.

Конвенция о водно-болотных угодьях , имеющих международное зна­чение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. преследует цель приостановить постепенное наступление на вод­но-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства-участники определяют по меньшей мере одно националь­ное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную ответственность за охрану, управление и рациональное использование популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств защиты птиц является создание природных заповедников на водно-бо­лотных угодьях.

  • 1.4.3.Классификация экосистем.
  • 1.4.4.Эволюция и устойчивость экосистем.
  • 2.Биосфера и человек
  • 2.1.Структура и эволюция биосферы
  • 2.1.1.Состав и границы биосферы.
  • 2.1.2.Циркуляция элементов в биосфере.
  • 2.1.3.Эволюция биосферы.
  • 2.2.Человек в биосфере
  • 2.3.Экология человека
  • 2.3.1.Среды жизни человека и формы его адаптации к ним.
  • 2.3.2.Адаптивные типы и расы.
  • 2.4.Основные направления антропогенных воздействий на биосферу
  • 2.4.1.Современные воздействия человека на биосферу.
  • 2.4.2.Общая характеристика негативных воздействий эконо­мической деятельности человека на пс.
  • 3.Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере
  • 3.1.Проблема роста народонаселения
  • 3.2.Проблема урбанизации
  • 3.3.Глобальные последствия загрязнения атмосферы
  • 3.4.Опасность ядерных катастроф и радиоактивных загрязнений
  • 3.5. Проблема истощения природных ресурсов
  • 3.6. Региональные экологические проблемы Тверской области
  • 3.7. Прогнозирование и оценка экологического риска.
  • 4.Охрана биосферы
  • 4.1.Экологические принципы охраны природы и рационального природопользования
  • 4.2.Концепция экологической безопасности и устойчивого развития рф
  • 4.3. Экологический мониторинг в биосфере, рф и ее регионах
  • 4.4. Международное сотрудничество по охране ос
  • 4.5.Основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем
  • 5.Защита компонентов биосферы
  • 5.1.Защита атмосферы от материальных загрязнений
  • 5.1.3. Нормирование загрязнений атмосферы.
  • 5.1.4.Контроль за состоянием чистоты атмосферы.
  • 5.1.5.Защита_атмосферного воздуха.
  • 5.1.6.Рассеивание выбросов в атмосфере.
  • 5.1.7.Методы очистки выбросов.
  • 5.2.Защита водной среды от материальных загрязнений
  • 5.2.1. Экологическая характеристика водной среды.
  • 5.2.2.Водопользование и его виды.
  • 5.2.4.Нормирование качества воды.
  • 5.2.5.Контроль качества воды и регламентация спуска св в водоемы и канализацию города.
  • 5.2.6.Основные направление защиты водной среды.
  • 5.2.7.Методы очистки св.
  • 5.2.8.Оборотное водоснабжение предприятий
  • 5.3.Охрана почв и земель
  • 5.3.1.Экологическое значение почв.
  • 5.3.2.Антропогенные воздействия на почвы.
  • 5.3.3.Борьба с порчей почв, земли и рекультивация зе­мель.
  • 5.4. Охрана флоры и фауны
  • 5.4.1. Охрана растительного мира.
  • 5.4.2. Охрана животного мира (фауны).
  • 5.5. Охрана недр
  • 5.6. Защита опс от радиоактивных загрязнений
  • 5.6.1. Важнейшие параметры ии и единицы их измерения.
  • 5.6.3. Гигиеническое нормирование техногенного облучениялюдей.
  • 5.6.4. Радиационный контроль (рк) в рф.
  • 5.6.5. Защита от ии.
  • 5.6.6. Принципы обеспечения рб населения.
  • 5.7. Защита опс от энергетических загрязнений
  • 5.7.1. Защита населения от акустических загрязнений.
  • 5.7.2. Защита населения от вибраций.
  • 5.7.3. Защита населения от неионизирующих электромагнит­ных загрязнений.
  • 5.7.3.1. Защита населения от воздействий змп промышленной частоты.
  • 5.7.3.2. Защита населения от воздействий змп радиотехни­ческих объектов (рто).
  • 5.7.4. Защита опс от тепловых загрязнений стз).
  • 6. Основы экономики природопользования
  • 6.1. Взаимоотношения человеческого общества и природы, варианты его решения
  • 6.2. Экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности
  • 6.3. Оценка ущерба от загрязнений опс
  • 6.4. Экономический механизм природопользования в рф
  • 6.5 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и экологические фонды в рф
  • 7. Основы экологического права и управление охраной природы в рф
  • 7.2. Ответственность за экологические правонарушения
  • 7.3. Управление охраной природы в рф
  • Заключение
  • Библиогpафическии список
  • Приложение 1. Принятие сокращения в учебном пособии
  • Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Экология»
  • 1. Важнейшие научные концепции и положения экологии 9
  • 2. Биосфера и человек 28
  • 3. Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере 50
  • 4. Охрана биосферы 69
  • 5. Защита компонентов биосферы 83
  • 6. Основы экономики природопользования 157
  • 7. Основы экологического права и управление охраной природы в рф 171
  • 5.4. Охрана флоры и фауны

    5.4.1. Охрана растительного мира.

    Флора является одной из двух главных форм жизни на Земле. В любой экосистеме и в биос­фере в целом растения выполняют роль продуцентов и создают ос­новную часть биомассы, ежегодно поглощая около 160 млрд. т CO 2 и выделяя в атмосферу около 100 млрд. т O 2 . Именно растениями образован уникальный состав атмосферы нашей планеты (см. табл. 2.1).

    Растительный ресурсный потенциал РФ достаточно велик и разнообразен (полярные пустыни, тундры, леса, степи). 94% ЗФ РФ покрыто растительностью. Продукция растениеводства является основным питанием большинства населения Земли и представляет собой значительную часть сырья для промышленности. Однако дея­тельность человека уже привела к безвозвратной гибели 30 тыс. видов растений и поставила под угрозу еще 25 тыс. видов. Поэ­тому необходима защита всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сооб­ществ.

    Лес - это совокупность лесной растительности, земли, жи­вотного мира и других компонентов ОПС, биологически взаимосвя­занных и влияющих друг на друга в своем развитии. Леса занима­ют почти 28% суши, дают 60% биологически активного О 2 , играют громадную роль в жизни биосферы, климате планеты и хозяйствен­ной деятельности человека. Различают два вида лесопользования - основное (рубка леса) и побочное (сбор ягод, грибов, трав и т.д.). В РФ допускается лесопользование только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, выдаваемых лесхозами.

    Лесной Фонд (ЛФ) РФ составляет 1,18 млрд. га, в том числе 65% земель, покрытых лесом. Общий запас древесины в лесах РФ около 81 млрд.м 3 . Лесной кодекс РФ (1997 г.) выделяет в ЛФ первую, вторую и третью группу лесов, а первую группу лесов

    К первой группе (19% от ЛФ) относят леса, выполняющие следующие функции и включающие следующие категории защитности: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные, особо ценные лесные массивы, памятники природы, природно-заповедные леса. В них разрешены лишь рубки ухода за лесом, санитарные рубки и лесовосстановительные работы. Ко второй группе (9% от ЛФ) относят леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Леса, выполняю­щие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатацион­ное значение. В них производят рубки главного пользования спо­собами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные массивы. К треть­ей группе (72% от ЛФ) относят леса многолесных районов, имею­щие преимущественно эксплуатационное значение. В таких лесах проводят рубки главного пользования способами, обеспечивающими своевременное и рациональное использование лесных ресурсов.

    Во всех группах лесов РФ ежегодный прирост древесины сос­тавляет 880 млн.м 3 . Вырубка леса осуществляется в строгом со­ответствии с расчетной лесосекой. Ее устанавливает Рослесхоз раздельно по хвойному, мягко- и твердолиственному хозяйствам, исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощаемо­го пользования ЛФ. В 1995 г. было вырублено только 25% расчет­ной лесосеки. При этом выявлены недорубы в объеме 2,5 млн.м 3 , брошенной древесины в местах рубок 1,4 млн.м 3 , неочищенных ле­сосек более 110 тыс.га и уничтожение подроста ценных пород де­ревьев на площади 15 тыс.га. Кроме того, зафиксированы около 23 тыс. случаев незаконной порубки леса в объеме 450 тыс.м 3 древесины и гибель лесов на площади 172 тыс.га, из них 90% хвойных насаждений. Причинами гибели лесов являются поврежде­ния вредными насекомыми (46,0%.) и воздействия пожаров (33%) и неблагоприятных погодных условий (16%). Более 40% всех насаж­дений, пораженных болезнями, находятся в Центральном и Цент­рально-черноземном районах РФ.

    На охраняемой площади ЛФ РФ (94% общей площади ЛФ) в 1995 г. зафиксировано около 26 тыс. лесных пожаров на площади 463 тыс.га. По сравнений со среднегодовыми показателями за прошед­шие 5 лет количество пожаров возросло на 29% а площадь их сократилась более чем в 2 раза. Наиболее распространенными бы­ли низинные пожары на 325,8 тыс.га, верховые пожары отмечены

    на 25,3 тыс.га и подземные - на 3,1 тыс.га. Основной причиной лесных пожаров являются антропогенные факторы (около 88% всех загорании), а в лесах Европейской территории РФ почти 100% возгораний происходит по вине местного населения.

    Поэтому задача рационального пользования лесами и их за­щиты является важной и актуальной. Она решается принципом ог­раничения ежегодной вырубки годичным приростом и борьбой с лесными пожарами, защитой леса от вредителей и болезней. Так, Рослесхоз совместно с исполнительной властью на местах ведут через лесхозы и лесничества активную охрану леса от пожаров -самого опасного врага леса. С этой целью наряду с разъясни­тельной работой и контролем они проводят мероприятия по пре­дупреждению пожаров, их быстрому обнаружению и ограничению распространения. В лесах организуют сеть противопожарных барь­еров: широкие разрывы (просеки), минерализованные полосы, во­доемы (канавы) вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог и в других местах, опасных в пожарном отношении. Для быстрого обнаружения пожара в лесу сооружают вышки; используют самолеты и вертолеты, которые также быстро доставляют в полной экипи­ровке пожарных парашютистов к очагам пожаров. Они совместно с наземными пожарными подразделениями и населением тушат лесные пожары. Для этого применяют мощные пожарные автоцистерны, мотопомпы, вездеходы, бульдозеры, почвообрабатывающие орудия и ранцевые опрыскиватели.

    Для борьбы с вредителями (насекомыми и грызунами) и бо­лезнями леса применяют предупредительные и истребительные ме­ры. Первые направлены на предупреждение массового размножения вредителей (особенно после пожара) и профилактику болезней, а вторые - на их уничтожение. Чаще приходится вести борьбу в ле­су всеми доступными методами и средствами в комплексе (интег­ральный метод).

    К предупредительным мерам относятся надзор за появлением вредителей и болезней в лесу (чем быстрее обнаружат, тем ус­пешнее борьба), карантинная служба (предупреждает завоз новых вредителей или вредителей, имеющих ограниченное распростране­ние в РФ, и возбудителей болезней с семенами, саженцами и дру­гими грузами) и лесохозяйственные мероприятия (подбор здорово­го посевного и посадочного материала, выращивание стойких про­тив вредителей и болезней насаждений, удаление ослабленных и больных деревьев и бурелома и т.д.).

    Для истребления вредителей и возбудителей болезней де­ревьев применяют методы: физико-механические - световые ловуш-

    Другие мероприятия по рациональному использованию, восп­роизводству, охране и защите лесов изложены в лесном кодексе РФ и законодательных актах субъектов РФ. Вторым важным типом растительности являются луга или природные сенокосы и пастбища (последние, помимо естественных, включают и искусственные - сея­ные угодья с травянистой растительностью). Они играют сущест­венную роль в сельскохозяйственном производстве, их растительные сообщества принимают большое участие в образовании биомас­сы, связывании СО 2 и выделении 0 2 . Леса и пастбища надежно за­щищают почву от ветровой и водной эрозии, но и сами нуждаются в заботе. Необходимо обеспечить рациональное использование пастбищ, улучшить видовой состав луговых растений, создавать орошаемые пастбища и т.п. Нерациональное использование пастбищ может привести к тяжелым экологическим последствиям, как это было, например, в Сахаре и Бурятии (пастбищная эрозия почв, гибель животных и голод среди населения).

    Хотя мир растений исключительно богат и многообразен (из­вестно свыше 500 тыс, их видов), тем не менее более 10% видов или погибли, или находятся под угрозой гибели в результате де­ятельности человека. Для сохранения генофонда растений, спасе­ния и размножения редких и исключительно редких их видов соз­даны заповедники и заказники, изданы "Красные книги" в РФ и ее субъектах, в которые включено более 500 видов растений.

    Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.

    Общая стратегия была разработана неправительственной организацией -- Международным союзом сохранения, природы и природных ресурсов -- и опубликована в 1982 г. в виде Программы действий "Всемирная природоохранительная стратегия". В процессе подготовки документа были проведены многочисленные консультации с правительствами и международными организациями. Цель стратегии -- содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных экологических процессов и самосохранение систем, таких как восстановление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.

    Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время сокращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачиваются в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.

    В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. Необходимо создание более эффективного и широкоохватывающего национального экологического права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при том условии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную систему.

    Всемирная хартия природы, была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ассамблеей в 1982 г. Согласно Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением.

    Среди конвенций, посвященных флоре и фауне, назову в первую очередь Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей Повелицына П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР. - М., 1981..

    Основная масса конвенций нацелена на охрану различных представителей животного мира -- китов, тюленей, белых медведей. Особо отмечу Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.