Визит хрущева в англию на крейсере орджоникидзе. Почему британцы аплодировали Хрущеву, грозившему их «закопать»? Секреты крейсера «Свердлов»

Англичане хранили этот «подводный секрет» более полувека. И лишь сравнительно недавно на страницах «Таймс» появилось сообщение о том, что министерство обороны Великобритании официально подтвердило тот факт, что в октябре 1955 года в Портсмутской гавани водолазами из специального разведывательно-боевого подразделения была проведена операция по исследованию гидроакустического оборудования советского крейсера «Свердлов», прибывшего в Англию с дружественным визитом.

Тогда, в середине 1950-х, в море у Британских островов разыгралась уникальная шпионская эпопея.

Удивительный «бис»

«Владычицу морей» уязвили в самое сердце. Не одно столетие англичане привычно считали, что их военные корабли лучшие в мире. Но вдруг у русских появился чудо-крейсер!

Проект советских конструкторов под кодовым обозначением «68-бис» оказался очень удачным. Первый артиллерийский крейсер этой серии, получивший название «Свердлов», уже вскоре после своего спуска на воду публично продемонстрировал уникальные возможности. Прибыв в апреле 1953-го на Спидхедский рейд для участия в морском параде по случаю коронации английской королевы Елизаветы II, советский корабль на глазах у изумленных британцев ошвартовался их фирменным способом фертоинг - да как! Если по нормам королевского флота на такую швартовку отводился 1 час 20 минут, если прибывшие перед «Свердловым» американские и французские корабли потратили на фертоинг более двух часов, а шведам не хватило даже четырех, то советские моряки управились за 12 минут!

Неужели у русских на крейсере стоят особые рули или какая-то сверхоригинальная система управления ходом?!

Словно в насмешку над озадаченными островитянами «Свердлов» два года спустя, во время своего следующего визита в Великобританию, опять продемонстрировал невиданную прыть. Проходя в составе эскадры через забитый густым туманом пролив Бельт, наш корабль вдруг вышел из общего строя, свернул с глубоководного фарватера, на полном ходу пересек песчаную отмель и затем вновь с поразительной точностью и быстротой занял свое прежнее место в кильватерной колонне.

Столь удивительный маневр был зафиксирован натовскими радарами наблюдения и вызвал большую озабоченность у западных адмиралов. Они склонны были считать, что новейший корабль русских таким образом проводит «в условиях, максимально приближенных к боевым», испытания по прорыву крейсеров из Балтийского моря на просторы Атлантики. (В действительности - вот уж анекдот! - на ходовом мостике «Свердлова» просто допустили ошибку, прокладывая курс.)

Как бы то ни было, английские эксперты пришли к однозначному выводу: крейсера русских, построенные по проекту «68-бис», явно превосходят по своим возможностям все корабли аналогичного класса, плавающие под флагом империи. Значит, надо выведать секреты хитроумных русских корабелов!

Крейсер «Орджоникидзе»

Цена беспечности

Попытки «расшифровать» особенности конструкции нового советского корабля предпринимались англичанами еще во время первого захода «Свердлова» на туманный Альбион.

Тогда среди многочисленных гостей на крейсер проник под видом газетного корреспондента бывший британский военно-морской атташе, высланный несколькими годами раньше из СССР. Этот господин очень активно щелкал своим фотоаппаратом во всех закоулках крейсера, куда только смог добраться.

Однако на их хитрости у нас были свои контрмеры. Лазутчика быстро вычислили, а потом будто невзначай пригласили на очередное праздничное застолье в кают-компанию. Там экс-атташе не устоял перед соблазном выпить. Опытные в этом деле советские офицеры-чекисты быстренько напоили англичанина водкой до невменяемого состояния и беспрепятственно конфисковали у него все отснятые фотопленки с «секретами».

Во время стоянки «Свердлова» в гавани военно-морской базы Портсмут осенью 1955-го тоже была опасность шпионских вылазок со стороны хозяев. И больше всего следовало опасаться их боевых пловцов. Ведь еще со времен войны у англичан существовала отличная подводно-штурмовая группа - 12-я флотилия королевского военно-морского флота под командой капитана Крэбба.

Однако, по агентурным сведениям, полученным нашими контрразведчиками, именно в середине октября, когда советская эскадра ошвартовалась у Британских островов, база пресловутой 12-й флотилии в Портсмуте была пуста. Значит, боевых пловцов поблизости нет. А потому командование нашей эскадры не стало особо беспокоиться по поводу усиленных мер охраны крейсеров и эсминцев. За всю неделю стоянки в чужом порту «сверху» не было отдано ни одной команды о проведении водолазного осмотра днищ кораблей.

Лишь теперь, много лет спустя, можно после публикации «Таймс» с уверенностью сказать: наши флотские командиры допустили в 1955-м серьезную ошибку. Английским «людям-лягушкам» удалось-таки перехитрить русских моряков и их опекунов из советской контрразведки. Обследование подводной части «Свердлова» вражескими диверсантами прошло без помех.

Однако желаемых результатов оно не дало. Британские специалисты так и не смогли до конца разобраться в секретах советских крейсеров. Необходимы были дальнейшие «натурные исследования».

Возможность для них у англичан появилась уже через несколько месяцев: в апреле 1956 года в Англию пришел очередной советский конвой во главе с крейсером «Орджоникидзе», построенным по тому же проекту «68-бис». Правда, на сей раз шпионские акции были чреваты особо крупными международными неприятностями: ведь на крейсере прибыли с официальным визитом в Англию руководители СССР Хрущев и Булганин.

Но нашелся человек, не побоявшийся рискнуть, - тот самый капитан Лайонелл Крэбб, долгие годы возглавлявший 12-ю флотилию королевского военно-морского флота.


Крейсер «Орджоникидзе»

Гранатами или кинжалом?

Судя по всему, именно он с несколькими своими бойцами столь удачно обшаривал под водой днище «Свердлова», обнаружив там кое-какие оригинальные элементы гидроакустического оборудования крейсера. Теперь основным объектом изучения должны были стать руль и винты «свердловского близнеца» «Орджоникидзе». Однако на сей раз опытнейший «человек-лягушка» все-таки сплоховал.

В моем архиве сохранилась запись воспоминаний одного из членов экипажа «Орджоникидзе», инженера-механика, - поделился информацией во время встречи с корреспондентом «МК» покойный ныне историк и писатель, капитан I ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков. - Он рассказал, что однажды во время стоянки в английском порту кто-то из вахтенных вдруг заметил, как возле борта показался человек в водолазном костюме.

Учитывая, что на крейсере находились первые лица государства, командир корабля не решился действовать самостоятельно и немедленно передал эту информацию начальнику охраны Хрущева.

Тот приказал своим ребятам-охранникам забросать аквалангиста ручными гранатами. Потом было дано распоряжение обследовать днище «Орджоникидзе»: вдруг вражеские диверсанты там какую-нибудь пакость оставили. Но корабельные водолазы ничего подозрительного под водой не нашли. Не обнаружили они и тела подорванного подводника…

В других источниках можно найти иную версию. Якобы в тот день, 18 апреля, заметив неизвестного пловца в районе кормовой части крейсера, с мостика отдали команду провернуть несколько раз гребные винты. Эти огромные лопасти попросту подгребли к себе аквалангиста… И никаких гранатных взрывов, никакого шума.

Конечно же, СССР направил британскому правительству официальный протест. А в ответ получили формальные извинения и категорическое заявление, что власти Соединенного Королевства не имеют к инциденту отношения, - провокация эта, мол, организована какой-то третьей стороной.

В английских газетах уже на следующий день появились сообщения о том, что опасную «спортивную авантюру» с погружением под русский крейсер затеял некий аквалангист-любитель, у которого во время заплыва внезапно разгерметизировался костюм, что и привело к смерти.

Лишь через 10 дней после случившегося английское адмиралтейство официально объявило об исчезновении знаменитого подводника, возглавлявшего отряд «людей-лягушек», капитана Крэбба.

При этом было сказано, что Крэбб на тот момент уже был уволен со службы и действовал как гражданское лицо, выполняя по заказу частной фирмы «работы по проверке технического состояния секретного подводного оборудования неподалеку от Портсмута».

Однако подобные объяснения удовлетворили далеко не всех. Был даже послан парламентский запрос об истории с капитаном Крэббом. Премьер-министру Великобритании Энтони Идену пришлось специально приехать по этому поводу в парламент и предупредить депутатов, что разглашение обстоятельств исчезновения Крэбба противоречит государственным интересам.

Шумиха вокруг знаменитого пловца-диверсанта вновь поднялась год спустя. Весной 1957-го рыбаки на южном побережье Англии, неподалеку от городка Чичестер, обнаружили плавающие в воде останки неизвестного, одетого в водолазный комбинезон. У трупа отсутствовали голова и обе руки, однако несколько человек, приглашенных для идентификации, все-таки опознали в погибшем Лайонелла Крэбба. Впрочем, были и явные нестыковки: размер ноги не тот, волосы на теле иного цвета, чем у командира 12-й флотилии, а на левом колене нет шрама от раны, полученной капитаном в годы войны.

Тем не менее 4 июля 1957 года на портсмутском кладбище появилась новая могила. На монументе, венчающем ее, - надпись «Коммандер Крэбб».

Спустя 50 лет, на исходе 2007-го, в этой запутанной истории появилась еще одна страничка. Информационное агентство передало новость: обнаружился человек, лично перерезавший горло легендарному коммандеру. Бывший водолаз Эдуард Кольцов открыл секрет полувековой давности: якобы именно он, в то время 23-летний советский спецназовец, убил британского «человека-лягушку». По словам Кольцова, он находился в составе экипажа моряков, прибывших на «Орджоникидзе» в Англию, и однажды получил приказ проверить, что за подозрительные движения замечены рядом с крейсером.

«Я увидел силуэт ныряльщика в форме, который возился с чем-то у правого борта, в районе корабельного хранилища боеприпасов, - вспоминал Кольцов. - Подплыв поближе, увидел, что он прикрепляет мину». В завязавшейся схватке советский моряк якобы сумел прикончить вражеского диверсанта. За храбрость его наградили орденом Красной Звезды. Кроме того, на память о том событии Кольцов даже сохранил нож, которым он тогда воспользовался.

Вариантов этой «диверсантской» истории, как видим, много, однако какая из них соответствует действительности, так и остается неясным. Более того, неопровержимых фактов, касающихся смерти Крэбба, до сих пор так и нет. Высказывались даже подозрения, что знаменитый водолаз остался жив.


Приключения англичанина в России

Несколько лет спустя жена «человека-лягушки» вдруг получила по почте конверт с маленькой фотографией внутри, - рассказал Октябрь Бар-Бирюков. - На снимке она смогла разглядеть: в центре группы людей в советской военной форме стоит ее Лайонелл!.. После этого женщина получила еще несколько анонимных посланий, сообщающих, что ее муж жив.

Мистика? Чудовищный розыгрыш? Английский писатель и исследователь Джон Хаттон посчитал, что вовсе нет. Он выпустил книгу, посвященную коммандеру Крэббу, где пытался доказать, что знаменитого подводника-диверсанта тайно вывезли в СССР.

В тот злополучный день, 18 апреля, Крэбба якобы вовсе не уничтожили. Сразу после обнаружения под бортом «Орджоникидзе» неизвестного аквалангиста с крейсера и соседнего с ним миноносца «Смотрящий» спустились несколько советских водолазов, которые смогли скрутить в воде диверсанта и поднять его на палубу.

Затем подводнику вкалывали мощные дозы снотворного, поддерживая его фактически в бессознательном состоянии. Через некоторое время после того, как «Орджоникидзе» вышел в открытое море, держа курс к советским берегам, над крейсером завис вертолет, на который в корзине подняли обмякшее тело (этот процесс якобы наблюдала команда находившегося в том районе датского фрегата).

Крэбба воздухом переправили в польский Щецин, а оттуда - в Москву. Здесь товарищи из компетентных органов в течение некоторого времени обрабатывали коммандера и в конце концов склонили к сотрудничеству, сообщив, что на родине его все равно будут считать погибшим, когда выловят из воды тело «дублера».

Через некоторое время на Тихоокеанский флот прибыл для прохождения службы лейтенант Лев Кораблев. Он занимался спецподготовкой морских пехотинцев, говорил по-русски с явным акцентом и никогда никому не рассказывал о своей жизни и семье.

Много лет спустя, в 1976-м, кто-то из знавших прежде Крэбба вроде бы даже встретил его в Болькенхагене, на территории тогдашней ГДР, где старый ас-подводник тренировал ныряльщиков.

Правда ли это? Сегодня ничего точно утверждать нельзя. Ведь официальные инстанции Англии своим упомянутым выше заявлением лишь чуть-чуть приоткрыли занавес над шпионской историей, разыгравшейся почти 60 лет назад.

Этот пост посвящен ветерану военной разведки Эдуарду Петровичу Кольцову, который сейчас живет в Ростове-на-Дону. Он участник нашумевшего в свое время международного скандала, связанного с попыткой подрыва крейсера "Орджоникидзе" во время визита Н.С. Хрущева в Англию в 1956 году.

"...Пирс был ярко освещен огнями, ночное море слегка фосфоресцировало, так что некоторая видимость под водой была. Я осторожно обогнул корму крейсера, и сразу заметил где-то примерно посередине корпуса, как раз напротив того места, где расположены пороховые погреба, темнеет силуэт пловца...
Я схватил его ноги, и резко потащил вниз, на себя. Когда со мной поравнялось его лицо, наотмашь ударил ножом по горлу. Перерезал его вместе с дыхательными трубками. Все произошло автоматически: этот прием мы отрабатывали в разведшколе"...

Именно так был ликвидирован известный английский диверсант Лайонелл Крэбб. Человек, который это сделал, ныне проживает в Ростове-на-Дону. Это ветеран военной разведки Эдуард Петрович Кольцов. Прошло 50 лет, российские спецслужбы рассекретили свои архивы касательно этого нашумевшего в свое время международного скандала, и теперь Эдуард Кольцов может рассказать, как он, совсем мальчишка, сумел ликвидировать самого опытного в те времена подводного пловца и диверсанта.

В 2006-2008 годах в наших и зарубежных СМИ появилась целая серия публикаций, связанных с далеким 1956 годом. Они касаются визита в Великобританию председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина и члена президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущева, который в то время начинал забирать всю полноту власти в стране.
Лидеры СССР прибыли в английский город Портсмут с визитом доброй воли на крейсере «Орджоникидзе». Британское правительство дало советской стороне гарантии безопасности: имелось ввиду, что никакие разведывательные действия по отношению к боевому кораблю предприниматься не будут. А вскоре после прибытия разгорелся «шпионский» скандал: пропал известный английский боевой пловец Лайонел Крэбб. Англичане утверждали, что его похитили или убили русские.
Один из участников этой истории Эдуард Петрович Кольцов, сейчас живет в Ростове-на-дону. «Я молчал об этом 50 лет, до тех пор, пока не стали публиковать различные небылицы об исчезновении Крэбба, - говорит Эдурад Петрович. - Теперь я могу открыто заявить: англичанина Лайонела Крэбба ликвидировал я - в короткой схватке под водой возле борта крейсера «Орджоникидзе».


На снимках: крейсер "Орджоникидзе; боевые пловцы того времени

В 1956 году «холодная война» была в самом разгаре. Несмотря на это, Н.С. Хрущев принимает решение посетить Англию. Этот правительственный визит был призван улучшить отношения СССР со странами Запада. Хрущев отказался лететь на самолете, и распорядился, что в Портсмут пойдут три корабля: новейший крейсер «Орджоникидзе» с членами делегации на борту, эсминцы «Смотрящий» и «Совершенный».

Естественно, к столь важному мероприятию проводилась соответствующая подготовка. Была задействована разведка не только аналитическая, но и силовая, на случай возникновения нештатной ситуации.
- Подготовка похода проводилась на Балтике, в Минной гавани Таллина, причем старались чтобы в это время в Купеческой гавани, расположенной рядом, было меньше иностранных судов, - вспоминает Э.П. Кольцов. - Личный состав на кораблях был подобран с особой тщательностью. Проводились тренировочные швартовки. Швартовка такого гиганта как крейсер требует ювелирного искусства. А Военно-морской флот СССР всегда должен быть лучшим!

На борт крейсера поднялась и группа боевых пловцов «Барракуда», в которую входил Эдуард Кольцов. Ее присутствие держалось в строгой тайне: все пловцы носили форму старших матросов и формально входили в экипаж крейсера. Но выполняли особые задачи.
- При подготовке похода, еще в Таллине произошел казус, - говорит Э.П. Кольцов. - Капитан 3-го ранга из отдела обеспечения разведоперации зашел в кубрик БЧ-4, увидел старших матросов, и не обратив внимания на присутствие личного состава эсминца спросил: «Как устроились, разведчики?». Последовала немая сцена. Сразу доложили начальнику контрразведки Тишкину. Ребят поменяли с другим эсминцем, кэп получил свое.

Эдуард Кольцов коренной ростовчанин. Рос хулиганистым, задиристым парнем. Занимался боксом, достиг разряда мастера спорта. Поступил в техникум, откуда его призвали в армию. Сборный пункт был в Севастополе, так что сразу стало ясно: предстоит служить на флоте.
- Нас называли «команда раз», в нее отбирали физически подготовленных парней, - вспоминает Эдуард Петрович. - А я со своим техникумом (в то время даже десять лет школы было как высшее образование) вообще считался за интеллигента. «Покупатель», капитан третьего ранга, повез нас на Балтику, где в 1954 году была создана спецшкола особого назначения - ОСНАЗ. Там мы, вчерашние мальчишки, стали проходить настоящую школу диверсанта. Учились водить технику, прыгать с парашютом, изучали морское дело, взрывчатку, самбо, и совершенно новую дисциплину: борьбу под водой. Наш отряд назывался «Барракуда»: это было элитное спецподразделение Главного разведуправления.

В школе ОСНАЗ Эдуард Кольцов впервые услышал имя Лайонела Крэбба, который считался легендой среди боевых пловцов. Отряд командора Крэбба во время Второй Мировой войны противостоял итальянским боевым пловцам в проливе Гибралтар. На личном счету Крэбба числилось несколько взорванных итальянских и немецких транспортных судов (он прикреплял мины к их днищам). В закрытые учебники вошла схватка под водой Лайонела Крэбба с тремя итальянцами. Он зарезал двух противников, а третьего захватил в плен.
Вряд ли тогда простой парень из Ростова представлял, что однажды он встретится с Крэббом, и это произойдет под водой.


Крэбб имел прозвище Buster: в вольном переводе - Отморозок

18 апреля 1956 года. Отряд кораблей Балтийского флота входит в гавань Портсмута. Тысячи встречающих на пирсе наблюдают, как громада крейсера водоизмещением 16 тысяч тонн идет на швартовку прямо к причальной стенке со скоростью 30 узлов. Корма крейсера все ближе и ближе. Крик испуганной толпы, люди в испуге отхлынули от пирса. Но тут последовала команда команда: «стоп машины», «реверс» и «полный вперед». Словно споткнувшись, крейсер замер на месте и нежно прислонился к причальной стенке.

Восторгу толпы не было предела. Упорные тренировки принесли эффектный результат. Такой мастерской швартовки в Англии никто еще не видел. Это был триумф Военно-морского флота СССР!
- Встреча была необыкновенно теплой. Когда высокие гости покинули корабль, было разрешено его посещение простыми англичанами. На палубе крейсера были накрыты фуршетные столы с истинно русским размахом: икра, балыки, различные разносолы, и конечно «Столичная» водка. Мы видели как англичане тащили со столов бутерброды, а особенно водку. Нам было смешно. На следующий день в местных газетах появилась карикатура: русский моряк невысокого роста, мощный с широкими плечами, тащит двух длинных, худых пьяных английских моряков, а из карманов у них торчат бутылки водки, - вспоминает Эдуард Кольцов.


Крейсер "Орджоникидзе" входит в Портсмут

Один из фотоснимков корабля-красавца

В два часа ночи акустик крейсера «Орджоникидзе» доложил, что слышит подозрительные шумы по правому борту. По штормтрапу с противоположного левого борта в воду спустился Эдуард Кольцов, облаченный в гидрокомбинезон (ГК-3). Ему было приказано выяснить причину этих шумов. Связи у него не было, из оружия - только нож. В «случае чего» предписывалось действовать по своему усмотрению.

Пирс был ярко освещен огнями, ночное море слегка фосфоресцировало, так что некоторая видимость под водой была, - вспоминает Эдуард Кольцов. - Я осторожно обогнул корму крейсера, и сразу заметил, что примерно посередине корпуса, как раз напротив того места, где расположены пороховые погреба, темнеет силуэт пловца.

Он был так увлечен своим делом, что не заметил приближения противника. Кольцов уже увидел, чем занимается ныряльщик: прилаживает к борту крейсера магнитную мину (диверсанты называли ее «липухой»). Подводная часть крейсера обросла ракушками, и чтобы мина плотнее прилегла, ныряльщик почистил это место ножом. Его погубила самоуверенность: эти шумы и услыхал наш акустик.
- Я сначала осмотрелся: по всем правилам диверсант не должен был действовать в одиночку, рядом могло находиться прикрытие. Но никого не было. И тогда я из глубины пошел прямо на него.

Когда я приблизился к Крэббу, он уже повернулся от борта, чтобы уходить, - рассказывает Эдуард Кольцов. - Я схватил его ноги, и резко потащил вниз, на себя. Когда со мной поравнялось его лицо, наотмашь ударил ножом по горлу. Перерезал его вместе с дыхательными трубками. Все произошло автоматически: этот прием мы отрабатывали в разведшколе.

Сразу в воде образовалось бурое облако крови. Я оттолкнул тело от себя, и вдруг заметил, какого маленького роста был диверсант. Я даже испугался: не ребенка ли прирезал? Опять приблизил его к себе, и увидел перед собой лицо взрослого мужчины, примерно 50 лет (Крэббу было 48). Поразило, что на нем была не маска, а очки ныряльщика, причем я рассмотрел, что очки были с диоптриями. Позже наши разведчики выяснили, что Лайонел Крэбб был близоруким.

Кольцов перетянул трубками костюм Крэбба, создав относительную плавучесть, и пустил его тело по течению. После этого приблизился к мине. Подковырнул ножом магниты, отделив от борта, и отбуксировал в дальнюю часть пирса, где было скопление веток и другого мусора. Засунул мину под эту кучу. «Вполне возможно, что она и сегодня лежит там», - говорит Э.П. Кольцов.

Когда пловец поднялся на борт, его командир, кавторанг, увидел по перекошенному лицу, что под водой что-то произошло.
- Рыба, небось, о борт ударила, - подмигнув, спросил кавторанг.
- Да, просто большая рыба, - как можно спокойнее постарался ответить Кольцов.
Командир увел пловца на корму, где тот доложил, как было дело. «Ты зря снимал мину самостоятельно, _ попрекнул Кольцова командир. - А теперь запомни: под водой ровно ничего не было».


А.Н. Туполев, И.В. Курчатов, Н.С. Хрущев на борту крейсера "Орджоникидзе"

На следующий день на званом обеде в честь советской делегации Никита Сергеевич Хрущев вдруг задал вопрос первому лорду английского адмиралтейства: «А что за пловец нырял возле нашего крейсера?» (как видно, это был напарник, искавший под водой исчезнувшего Крэбба)
Разразился дипломатический скандал. СССР фактически обвинил Великобританию в нарушении гарантий неприкосновенности. А через два дня газеты запестрели заголовками: «Где вы, командор Крэбб?» Премьер-министр Энтони Иден был вынужден оправдываться перед своим парламентом. Правительственная нота, где упоминалась фамилия Крэбба, появилась на страницах газеты «Правда».

Англичане сразу предположили, что мы украли Крэбба и держим где-то на корабле, - говорит Э.П. Кольцов. - Под видом посетителей на борт крейсера поднимались разведчики, мы их безошибочно вычисляли по осанке и манере поведения. Они осмотрели весь корабль, просили даже открыть якорные ящики. Мы выполняли их просьбы: Крэбба на борту «Орджоникидзе» все равно ведь не было!

ВЕРСИИ

Все документы, связанные с этой операцией, англичане засекретили на 100 лет, до 2056 года. В России заговорили о «деле Крэбба» по истечении 50 лет. В открытой печати появились сведения, позволяющие выдвигать версии: что делал командор Крэбб под днищем крейсера «Орджоникидзе»?

Версия № 1: технический шпионаж.

За год до визита «Орджоникидзе», в Англию заходил другой новейший крейсер такого же проекта - «Свердлов». Он поразил англичан своей маневренностью и ходовыми качествами. На крейсере была применена новейшая тогда разработка советских кораблестроителей: винты подруливания, установленные в носовой части. За этим секретом и охотилась западная разведка.
В английских газетах принципиально не упоминается, что Крэбб пытался поставить мину. Англичане говорят, что командор только «обследовал» корпус крейсера. Но ведь ростовчанин Эдуард Кольцов своими руками снимал инерционную магнитную мину с борта «Орджоникидзе»!

Версия № 2: уничтожить советских вождей.

Помимо Хрущева и Булганина на борту крейсера находились люди, от которых напрямую зависела обороноспособность страны: это создатель ядерного щита СССР академик И.В. Курчатов и авиаконструктор, отец советской авиации стратегического назначения А.Н. Туполев. Взрыв крейсера в Северном море, на обратном пути в СССР (который могли бы списать на мину военных времен) обезглавил бы СССР и в политическом, и в оборонном плане.

Я не сторонник данной версии, - считает Э.П. Кольцов. - Перед выходом крейсера в море мы осмотрели буквально каждый его сантиметр - от киля до клотика. И разумеется нашли бы мину.

Версия № 3: грязные политические игры.

Еще раз напомним, какими были те годы. Только что прошел XX съезд со знаменитой речью Н.С. Хрущева, в которой тот разоблачил «культ личности» Сталина. Хрущев начал проводить свою политику и делал попытки сблизиться с Западом. США ревниво следили за советским визитом в Великобританию. Заокеанской державе не хотелось, чтобы первую скрипку в политике по отношению к СССР играла Англия.

Соответствующим был и расчет: если на борту крейсера найдут мину, отношения Великобритании и СССР будут безнадежно испорчены. За полгода перед этим на рейде Севастополя прогремел взрыв, уничтоживший советский линкор «Новороссийск», и погубивший жизни более 600 моряков. Линкор был взорван подводной миной. Есть предположение, что вместе с итальянскими диверсантами тут поработал и Лайонел Крэбб: англичане очень боялись, что «Новороссийск» оснастят ядерным оружием. Пленные итальянские пловцы, кстати, входили в группу Крэбба и консультировали англичан.

Английские журналисты, проводившие самостоятельное расследование по факту гибели Крэбба, выяснили, что как раз перед визитом «Орджоникидзе» он уволился с военной службы. А таинственный мистер Смит, вместе с которым Крэбб приехал в Портсмут, был кадровым офицером ЦРУ. Выходит, что американцы наняли Крэбба как частное лицо, чтобы сделать кое-какую работенку. США ведь не давали правительственных гарантий советской делегации.

В мае 1957 года в Портсмутской бухте рыбаки нашли обезглавленный труп мужчины, на котором было снаряжение боевого пловца британского королевского флота. Его идентифицировали как Лайонела Крэбба, и похоронили под этим именем, хотя вдова командора категорически отказывалась признать в разложившихся под водой останках своего мужа.

В официальном некрологе утверждалось, что Крэбб «погиб при испытании нового подводного снаряжения». Неофициально британские чины говорили, что Крэбб якобы попал под винты советского крейсера, и ему таким образом отрезало голову.
- Эту чушь мог озвучить человек, который не имеет представления, что такое винт крейсера и как начинается его вращение. Любой подводный пловец за милю определит, что производится запуск двигателя и возможно вращение винтов. А Крэбб был ас, и не мог допустить такой ошибки! - говорит Эдуард Кольцов.

Наконец, в некоторых английских газетах спустя несколько лет после похорон командора появилась информация, что Лайонел Крэбб жив, и под фамилией Лев Львович Кораблев служит на советском флоте. Его якобы видели в Севастополе и Владивостоке. Публиковались даже фотографии на которых был запечатлен человек, отдаленно напоминающий Крэбба.
- Все это полная ахинея! - улыбается ростовчанин Эдуард Петрович Кольцов. - Вот этой самой рукой я перерезал горло командору Крэббу под водой.

Орден Красной Звезды - «за Крэбба» - Эдуарду Кольцову вручили без лишней помпы. Через два месяца после возвращения из Англии его вызвал в свой кабинет начальник разведки. Наполнил водкой два граненых стакана. Когда выпили, достал из сейфа орден и удостоверение к нему. Вручил их Эдуарду, напутствовав краткой фразой: «Не носи и не болтай!».


Эдуард Кольцов сразу после той командировки, по возвращении в Таллин

Когда пошла новая волна публикаций об этом деле, мне довелось отвечать на вопросы англичанки, родственницы Лайонела Крэбба, - рассказал Э.П. Кольцов. - Она задала вопрос: «мистер Кольцов, а почему вы думаете, что он хотел поставить мину? Может быть, он хотел снять ее?»

Я ответил так: «Объясните уважаемая госпожа, что это за хобби: коллекционировать боевые мины. И как ваш родственник знал где их находить?»

Англичанка не унималась: «Лайонел был моряком и не позволил бы себе убить таких же моряков как и он сам».

Я ответил: «Мы считаем, что ваш родственник командор Крэбб принимал участие во взрыве линкора "Новороссийск" в Севастополе, где погибло более 600 наших моряков. Он взрывал другие корабли, где тоже гибли люди. Не пытайтесь представить его невинным ягненком. Командор Крэбб был солдатом, и принял смерть во время боевой операции».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Не так давно, будучи в Лондоне, я посетил военно-морской музей адмиралтейства Великобритании, расположенный в Гринвиче. Я имел совершенно четкую цель: узнать что-либо новое о судьбе английского боевого пловца Лайонела Крэбба

В Британском военно-морском музее очень хорошо и наглядно рассказывается о различных этапах развития флота, начиная от утлых рыбацких челнов и египетских папирусных лодок до фрегатов флотилии Нельсона. Но на XX веке история военного флота словно обрывается: даже об участии британских броненосцев в морских баталиях Первой мировой здесь мало что можно узнать. Что это - политкорректность перед нынешними союзниками по НАТО, или поныне действующий режим секретности?

На третьем этаже, в электронной библиотеке, знакомлюсь с сотрудником по имени Мартин. О Лайонеле Крэббе он слышал, и называет его героем нации. И очень удивляется, услышав, что в Ростове-на-Дону живет человек, который открыто заявляет, что ликвидировал Крэбба.

В электронной библиотеке есть книги В. Боргезе, Т. Волдрона, П. Райта о войне под водой, в которых упоминается имя Крэбба. Есть множество ссылок на газетные публикации (большей частью англоязычные) на эту тему. В краткой биографии Крэбба причина смерти - официальная версия: погиб при испытаниях нового снаряжения.

Что делал командор под днищем крейсера «Орджоникидзе» - до сих пор остается тайной. Россия по истечении 50 лет рассекретила свои документы, касающиеся этого инцидента. Англичане же засекретили «дело Крэбба» на сто лет. Лишь в 2056 году общественность сможет узнать о деталях тайной операции спецслужб, столкнувшей под водой портсмутской гавани двух пловцов-диверсантов: англичанина Лайонела Крэбба и ростовчанина Эдуарда Кольцова.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ

Тогда, в разгар "холодной войны", взаимная фобия и неоправданная подозрительность даже на уровне правительственного визита привели к трагедии. По неясной до конца причине под корпусом крейсера погиб шеф-водолаз Королевского военно-морского флота Великобритании лейтенант-коммандер Лайонел Крэбб.

Слухи о предстоящем визите в Англию ходили в Балтийске — главной базе флота — примерно с конца зимы 1956 года. В те времена разного рода недоговоры и тайны были общепринятой нормой жизни. До тех пор, пока в начале апреля на крейсер не прибыл командовавший тогда Балтфлотом адмирал Арсений Головко и лично не поставил задачу на поход. Крейсер перешел в режим готовности к выходу в море, корабль довели до зеркального блеска, а службу — до полного совершенства. Приняв на борт боекомплект и топливо, моряки ожидали высоких гостей.

15 апреля на крейсер прибыли Хрущев и Булганин с солидным сопровождением. Корабль немедленно выбрал якоря, отдал швартовы и, набирая ход, пошел на вест к датским проливам и далее в Северное море. В боевом охранении крейсер сопровождали эсминцы "Совершенный" и "Смотрящий". "Орджоникидзе", отличный мореход, легко давал 33 узла в час, скорость, сопоставимую с ходом современных атомных авианосцев. За неполные трое суток перехода вожди были вполне доступны в общении. В целом присутствие на борту высших партийно-правительственных должностных лиц команду не тяготило. Офицеры с удовольствием наблюдали за свитой. Надо признать, что она того стоила. Хрущева с Булганиным сопровождали советский физик-ядерщик Игорь Курчатов и авиаконструктор Андрей Туполев, а также сын Первого секретаря ЦК Сергей Хрущев, в то время студент одного из вузов Москвы.

Офицеров несколько смущало постоянное присутствие возле Хрущева его начальника охраны — полковника Никифора Литовченко. Суровый чекист всегда держал правую руку в брючном кармане. Моряки терялись в догадках — не боится ли полковник, что в объект его охраны метнут кортик из-за переборки?

Менее контактен был военно-морской атташе Британского посольства в Москве коммодор флота Э. Норт. Едва поднявшись на борт, он уединился в отведенной каюте с советским коллегой из Лондона и до швартовки в Англии на палубе не появлялся. События в каюте остались военно-дипломатической тайной. Известно лишь, что по прибытии в Портсмут британский коммодор с багрово-красным лицом и стеклянным блеском в глазах вполне твердо стоял на палубе.

18 апреля отряд советских кораблей вышел в точку рандеву с английским эсминцем "Виго" у кромки британских тервод, который и провел их в военно-морскую гавань Портсмута. Англичане — коренная нация моряков — по достоинству оценили изящную швартовку в лучших традициях российской крейсерской службы. Отработав машинами, большой корабль в считанные минуты точно встал лагом к отведенной стенке. Сановные пассажиры отбыли на переговоры в Лондон, а моряки перевели службу в обычный режим базовой стоянки, разве что вахтенный у трапа стал в известной степени "пограничником".

ЗАГАДКА МИССИИ КРЭББА

Внешне атмосфера стоянки в Портсмуте выглядела вполне доброжелательно. В отведенные часы корабли посетило в общей сложности 20 тысяч местных жителей. Почти вся команда осмотрела Лондон. Экскурсионные автобусы незамедлительно подавались под трап, а в день 30-летия молодой тогда королевы Елизаветы Второй сигнальные пушки крейсера дали 21 залп под восторженную овацию британских подданных. На англичан произвели должное впечатление золото офицерских погон, кортики на черных ремнях и строевая выправка статных матросов.

Вместе с тем старшие офицеры как бы подспудно ощущали скрытую возню вокруг советских кораблей. Опасения подтвердились. Уже 19 апреля верхняя вахта стоявшего рядом эсминца "Смотрящий" заметила: по левому борту крейсера чуть ниже ватерлинии мелькнула голова водолаза в легком снаряжении. Пузырьков воздуха на поверхности не было. Более водолаза не замечали. Командир крейсера капитан 1 ранга Степанов немедленно отдал приказ водолазной группе на погружение с целью осмотра подводной части корабля. Тогда, в апреле 1956-го, не прошло еще года после трагической гибели от таинственного взрыва на рейде Севастополя линкора "Новороссийск". С тех пор в штаты команд крупных боевых кораблей был введен расчет легких водолазов, а проще говоря, аквалангистов — боевых пловцов. Опытного каперанга наверняка обеспокоило отсутствие следов воздуха на поверхности воды. С неизвестной целью под крейсером прошел явно не ныряльщик-любитель, а боевой пловец, экипированный дыхательной системой замкнутого цикла. Такого рода акваланги только в наши дни можно без проблем приобрести по каталогу за хорошие деньги, а в те времена такие системы дыхания под водой имели исключительно разведдиверсионные формирования военно-морских флотов.

Оперативно обследовав днище от пятки руля до среза форштевня и осмотревшись под килем, моряки не обнаружили ничего и никого, кроме образцов флоры, типичной для Северного и Балтийского морей, о чем, поднявшись на борт, и доложили вахтенному офицеру. Многократно отрепетированный лаконичный доклад: "Винто-рулевая группа и корпус — чист" ушел на мостик командиру корабля и старшему в походе контр-адмиралу Котову.

Факт обнаружения водолаза на корабле в открытую не оглашался, а команда в основной своей массе за тысячу человек узнала об этом лишь по возвращении в Балтийск, когда крейсер вне всяких планов поставили в док, а днище исследовали по сантиметрам те, кого сейчас называют представителями спецслужб.

Вместе с тем в Англии дело получило огласку еще до того, как крейсер "Орджоникидзе" вышел из Портсмута. Дело в том, что водолаз, прошедший под килем, не вернулся с задания. Его тело было вынесено на один из безлюдных островков, a точнее — просто скал, в море близ Портсмута. Гидрокостюм и акваланг внешних признаков физического воздействия не имели.

Из местных и центральных газет стало ясно, что погибший — шеф-водолаз британского флота лейтенант-коммандер Лайонел Крэбб. Именно печать создала тогда так называемое "Дело Крэбба", обросшее со временем беспочвенными домыслами и спекуляциями вплоть до того, что погибший офицер был "советским шпионом". На деле же военно-морская разведка, скорее всего, намеревалась скрытно осмотреть подводную часть советского крейсера нового по тем временам проекта. А водолаз просто задохнулся на каком-то этапе миссии ввиду поломки или несовершенства системы дыхания. Со всей ответственностью можно утверждать лишь то, что никакие механизмы крейсера с приводом на гребные винты в момент обнаружения пловца не проворачивались.

Как бы то ни было, а "Дело Крэбба" имело тогда столь широкий резонанс, что премьер-министр Великобритании сэр Антони Иден был вынужден специально выступить в нижней палате парламента с заявлением в том духе, что "правительство Ее Величества к данной акции отношения не имеет". Вопреки тексту заявления, Иден фактически принял ответственность за неуклюжую акцию, повлекшую гибель моряка, на себя. Дело в том, что, по британской традиции, спецслужбы находятся в непосредственном подчинении главы кабинета, который и отвечает за всю их деятельность, Имя и должность "умного разведчика" в британском Адмиралтействе, который отправил лейтенанта-коммандера под корпус советского корабля, не удосужившись заглянуть в разведсводки и уяснить себе реальные параметры и боевые возможности легкого крейсера ВМФ СССР проекта 68бис, осталось в тайне, а хранить тайны в Англии умеют.




Добавить коментарий
Последние публикации

Киев отказался подписывать «формулу Штайнмайера», тем самым не выполнив ранее достигнутые договоренности и поставив под угрозу проведен

В ТАСС состоялся «круглый стол», посвященный подведению итогов общественного наблюдения за выборами в Единый день голосования 8 сентября

Завершились съемки исторического документального фильма с рабочим названием «Покушение на Хрущева», посвященного официальному визиту Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Великобританию на крейсере «Орджоникидзе» в 1956 году.

Среди крейсеров проекта 68-БИС, к которым относился «Орджоникидзе», сохранился лишь «Михаил Кутузов», поэтому съемки проводились на корабле-музее, который ошвартован у морского вокзала в Новороссийске.

Съемочная группа телестудии «Единая медиа-группа» по заказу телеканала «Россия» взялась реконструировать события апреля 1956 года, когда мир оказался на грани шпионского скандала . Деятельность спецслужб против Советского ВМФ достигла кульминации в период визита руководителя Советского Союза на крейсере «Орджоникидзе» в порт Портсмут. Главная интрига событий связана с именем аса подводных диверсионных операций боевого пловца ВМС Великобритании Лайонела Филиппа Кеннета Крэбба, с его тайным заданием и последовавшей загадочной гибелью.

Ожидается, что телезрители смогут увидеть фильм на телеканале «Россия» в первые дни 2009 года.

О том, что произошло на крейсере «Орджоникидзе» на самом деле, корреспонденту «СВ» рассказал очевидец событий капитан 1 ранга в отставке Виктор Мухортов:

— В апреле 1956 года отряд советских кораблей в составе крейсера «Орджоникидзе», секретарем партийной организации которого я был в то время, эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» находился с визитом в Англии. Он доставил туда большую партийно-правительственную делегацию СССР — первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, ведущего авиаконструктора страны А.Н. Туполева, академика-атомщика И.В. Курчатова и других официальных лиц.

Рано утром 19 апреля вахтенный одного из эсминцев заметил, как у борта крейсера кто-то всплыл и тут же погрузился. Об этом немедленно было доложено командиру корабля, а тот передал на крейсер. Возникло подозрение, что английские разведчики пытаются провести тайное обследование днища корабля и винтов, поскольку крейсер имел большую скорость — 32 узла и очень хорошую маневренность. Не исключалась и диверсия — установка мины под днищем, чтобы когда крейсер выйдет в Северное море, она взорвалась. Гибель корабля с правительственной делегацией можно было бы объяснить тем, что крейсер подорвался на мине военного времени.

Были приняты соответствующие меры безопасности, поставлены в известность английские власти. Вскоре на одном из островов вблизи Портсмута обнаружили труп в легководолазном костюме, в котором опознали капитан-лейтенанта Леонеля Крэбба, в прошлом прославленного подводного пловца, боровшегося с итальянскими аквалангистами-диверсантами в Средиземном море во время Второй мировой войны. В английских правительственных кругах разгорелся скандал по так называемому «делу Крэбба». Премьер-министр Англии Антони Иден вынужден был выступить в палате общин и заявить, что правительство не было поставлено в известность разведывательными службами об операции Крэбба и не могло ее санкционировать. Лейбористская партия, которая в то время была в оппозиции, осуждала правительство Англии за шпионский акт во время дружественного визита советских кораблей и требовала расследования.

19 апреля 1956 года командование британских ВМС заявило, что Крэбб «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района». Поэтому поводу возникло много версий и предположений. Например, ходили слухи, что соратник Крэбба по борьбе с итальянцами Сидней Ноулс заявил, будто Крэбб был двойным агентом и сразу после войны начал работать на советскую разведку. А операция против «Орджоникидзе» была использована для того, чтобы переправить его в Советский Союз. Были и другие версии: якобы когда водолаза обнаружили у крейсера, советские ныряльщики догнали его и пленили. Затем перевербовали, и он стал тренировать советских подводников.

Мне лично довелось слышать одного военного пропагандиста, который утверждал, что, когда обнаружили подводного пловца, была дана команда, и крейсер провернул винты, которыми и был уничтожен диверсант. После лекции я подошел к лектору и тактично объяснил: чтобы крейсер, стоящий на якорях, мог провернуть винты, необходимо четыре часа подготовки, а экстренно — два часа. За это время диверсант давно бы уплыл в нужном ему направлении.

Только совсем недавно появилось прояснение того события, которое происходило 19 апреля 1956 года в Портсмуте под крейсером «Орджоникидзе». По каналу «РенТВ» был показан документальный фильм «Откровение морского дьявола», в подготовке которого принял участие и я. Главным же его героем стал Эдуард Кольцов. В своем интервью Кольцов рассказал, что в то время, в возрасте двадцати трех лет, он был подводным разведчиком. Когда акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, руководитель разведгруппы вызвал Кольцова и поручил ему спуститься под воду и действовать по обстоятельствам. Кольцов так и сделал. Вскоре он заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту, именно там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, наш разведчик приблизился к диверсанту, схватил его за ботинки и дернул на себя. Когда тело диверсанта проплывало рядом с ним, Кольцов ударом ножа перерезал дыхательное устройство, а затем и горло врага. Труп пловца отпустил по течению, снял с борта мину и оттащил ее в угол пирса, где не было людей, скопилось много ила и всяких отбросов. За этот подвиг Эдуард Кольцов получил орден Красной Звезды.

Вот так мы узнали, что произошло на самом деле. Что же касается Леонеля Крэбба, то английские архивы о нем засекречены до 2057 года. Почему? Видимо, на его совести и на совести английского правительства гибель многих кораблей, в том числе, может быть, и нашего линкора «Новороссийск», который взорвался в 1955 году в Севастополе. Во всяком случае, в то время Крэбб командовал 12-й морской диверсионной группой.

Любопытно, что дальнейшая судьба крейсера «Орджоникидзе» связана с именем Хрущева.

В феврале 1960 года Никита Сергеевич прибыл в Индонезию. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер «Орджоникидзе». До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал. 5 августа 1962 года крейсер «Орджоникидзе» прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в «Ириан» 24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ СССР. В 1965 году в результате переворота к власти в Индонезии пришел Сухарто. Крейсер был превращен в плавучую тюрьму для противников нового режима. В 1972 году «Орджоникидзе» — «Ириан» был разобран на металлолом.