Василий Блаженный – краткая биография. Василий блаженный краткая биография Василий нагой почему не простужался

Юродивые... Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, - Блаженный Василий - самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

Василий Блаженный: житие

Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой - так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце - это то, с чем он пришел в мир.

Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Путь в Москву

После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег - веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги.

Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый.

Василий Блаженный: чудеса

Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле.

Известны и другиечудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василийсмог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец,смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение - пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок - шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли - их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался - стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания - это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь - с такими чувствами к нему относился один из них - Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного - 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название - храм Василия Блаженного. Причем, историяего интересна не только одним названием.

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

День памяти Василия Блаженного

После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти - 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.

Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Иконы святого угодника

Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. Историяна этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.

На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.

Итак, перед нами предсталаистория Василия Блаженного.Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

(род. в 1469 г. – ум. в 1557 г.)

Московский юродивый и чудотворец, мощи которого покоятся в приделе Троицкого храма, который вместе с Покровским собором «что на рву» стал в народе именоваться храмом Василия Блаженного. Современник Ивана Грозного, один из самых необычных русских святых. В 1547 году он предсказал взятие Казани, великий пожар Москвы, молитвой угасил пожар в Новгороде. Предсказал также Золотой век для России после 2009 года.

Русская Православная церковь ежегодно 15 августа чтит память московского чудотворца Василия Блаженного, Христа ради юродивого. Он был не первым, тем более не единственным и уж точно не самым сильным провидцем в российской столице. Но, поскольку москвичи – все, от нищих до Грозного царя – любили и почитали его больше всех прочих, Василий оставил в тени своих товарищей по подвигу «Христа ради юродивования». Можно вспомнить о Максиме Блаженном, первом московском юродивом, чудотворце, о котором известно очень мало – дата смерти (11 ноября 1434 г.) да несколько обрывков его речей о татарских набегах: «Побьют – повинись да пониже поклонись, не плачь битый, плачь небитый. Оттерпимся – и мы люди будем». Вовсе безымянным остался в памяти народа московский юродивый, предсказавший беременной княгине Елене Глинской, что в день рождения ее сына разразится над Москвой страшная гроза и таковым же будет царствование очередного Великого князя Московского. Так и вышло – во время сильнейшей грозы, под раскаты грома родился Иван IV Васильевич. Почти в одно время с Василием Блаженным круглый год ходил по Москве полуголым, с тяжелым медным крестом на груди, веригами (цепи с кандалами весом в два с половиной пуда), медными кольцами на пальцах и в железном колпаке знаменитый Иоанн Большой Колпак, выходец из вологодских краев. Он публично при всем народе обличал во всех грехах Бориса Годунова, когда тот еще не был царем и предсказывал его нелегкую судьбу. Похороны Большого Колпака (ум. в 1589 г., празднование 3/16 июля) в соборе Василия Блаженного сопровождались страшной грозой, зажегшей в нескольких местах город, – многие в этом потом увидели предзнаменование Смуты. Кстати, именно Иоанн Блаженный выведен у Пушкина в драме «Борис Годунов» под именем Николки Железного Колпака.

Но самым любимым и почитаемым московским юродивым был Василий Блаженный. В его честь народная молва переименовала Покровский храм на Красной площади (возле которого этот нищий побирался) в храм Василия Блаженного на Васильевском спуске с Красной площади к Москве-реке. На Руси считалось, что блаженные находятся под защитой самого Бога, их опасались не только убивать, прогонять, но и просто обижать. Конечно, с современной точки зрения, юродивые были людьми с психическими отклонениями, как правило, сумасшедшими и нищими, но в Средние века на Руси они считались ясновидящими и прорицателями, которых охраняет сам Господь. Верующие логично предполагали, что «раз сумасшедший сам не в состоянии сформулировать свою мысль, то, значит, его устами говорит Бог». Поэтому с давних времен подвиг христианского благочестия пользовался на Руси большим уважением. Основой и оправданием его стали слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради». В Тропаре, гласе 8 читаем: «Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна! Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом, и теплотою солнечною, и слотою (ненастьем) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народи, цари же и князи, и вси людие, прославляющие святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и мир мирови подаст и душам нашим велию милость».

Согласно официальному житию, Василий Блаженный родился в 1469 году в московском подгородном селе Елохово. Родители его, крестьяне, долго были бездетными. Мать и отец делали все, чтобы выпросить у Бога ребенка. Ходили на богомолье, по святым местам. И тогда, гласит предание, Бог услышал их молитвы, дав им долгожданного сына, которого мать его Анна родила на паперти Богоявленского собора в Елохове, где горячо молилась. Когда Василий подрос, его отдали учиться ремеслу сапожника. Здесь-то у трудолюбивого и богобоязненного юноши – повествует житие – случайно открылся дар провидения. Однажды к хозяину Василия пришел купец заказывать сапоги. Он просил сделать их такими, чтобы не сносились за год. Василий прослезился: «Сошьем такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не простой человек. До шестнадцати лет Василий сапожничал, а затем перебрался в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий зной и трескучий мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Поэтому впоследствии, в отличие от других святых, на иконах он всегда изображен обнаженным, как и предписывалось иконописными подлинниками: «Наг весь, брада курчевата, в левой руке плат, правая молебна». Любопытно, что живописными средствами старались выразить и нравственную идею наготы – презрение к плоти. На иконах Василий был «телом смугл от солнечнаго горевания».

Житие Василия Блаженного описывает, как он и словом, и примером учил народ нравственной жизни. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы поначалу били юродивого, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А вскоре москвичи признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды, потому что потом обнаруживалось, что эти продукты были непригодны в пишу. Так, в муку разбросанных калачей пекарь, по его собственному признанию, подмешивал мел и известь.

Почитание Блаженного Василия быстро распространилось по всему городу. Люди видели, что он бросал камни в дома добродетельных людей и целовал стены домов, где пьянствовали, плясали, играли в азартные игры, кощунствовали и развратничали. Когда юродивого спрашивали, зачем он со слезами обнимает углы, он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». Таким образом, его действия имели, с его точки зрения, скрытый смысл: у домов добродетельных хозяев снаружи метались изгнанные бесы, в них-то Василий и бросал камни. У домов с плохой репутацией плакали ангелы, так как они не могли находиться в оскверненных помещениях.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. В «Житии» Василия Блаженного описан такой случай. В корчму пришел мужчина, а злой корчмарь подал ему вина с «черным» словом: «Прими, пьяница, черт с тобою!» А с этими словами в стакан вскочил бес. Василий заметил это, а пропойца тем временем поднял чарку левой рукой, а правой перекрестился сам и перекрестил стакан. Тут бес «бысть силою креста палим и жеги аки огнем и выскочи из сосуда и… побеже из корчемницы». Василий Блаженный захлопал в ладоши и смеялся… Присутствующие озадаченно поинтересовались у него, «почто плещет руками и смеется?» Пришлось юродивому рассказать о том, что ему было «явлено».

Сурово блаженный осуждал тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Но и среди нищих он видел корыстных людей. Однажды, повествует легенда, Василий Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Прося милостыню «Христа ради», тот бормотал эти слова скороговоркой, так что выходило «ста ради», «ста ради» – не ради Бога, а ради денег, ради «ста» (копеек или рублей). Это предание наглядно подчеркивает разницу между юродивым, истинным подвижником «Христа ради», и нищим, сребролюбцем «ста ради». Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса.

А однажды блаженный на глазах потрясенных богомольцев совершил дикое святотатство – разбил камнем чудотворную икону Божией Матери у Варварских ворот. Он увидел, что под святым изображением был нарисован черт. Иконописец после признался, что действительно за большие деньги он согласился изобразить дьявола. А поверх его нарисовал образ Богородицы. Царь разгневался на иконописца и осудил его на смертную казнь.

Но некоторые люди не относились всерьез к видениям юродивого и смеялись над его поступками. Однажды рыночные торговки начали хихикать над наготой Василия и тотчас ослепли. Одна из них, «благоразумна суща», побрела, спотыкаясь, за блаженным и пала ему в ноги, умоляя о прощении и исцелении. Василий спросил: «Отселе не будешь ли паки смеятися невежественно?» Девица поклялась, что не будет, и Василий исцелил ее, а вслед за нею и остальных женщин. А в другой раз, когда в лютую стужу один вельможа, почитавший Василия Блаженного, упросил юродивого прикрыть наготу, тот принял от него лисью шубу, крытую сукном, и пошел своей дорогой. На дорогой подарок позарились какие-то мошенники и задумали обманом выманить ее. Один из них лег на дороге и притворился мертвым. Когда Василий приблизился, остальные принялись просить его подать на похороны. «Истинно ли мертв клеврет ваш?» – спросил юродивый. «Истинно мертв, – ответили те. – Только что скончался». И тогда Василий покрыл мертвого своею шубою, но видя обман, сказал при этом: «Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да погребятся». Обманщик действительно умер и вправду был погребен в этой шубе.

Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи больше других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который лишился всего и – хотя три дня уже ничего не ел – не мог обратиться за помощью, так как был хорошо одет. Давал Василий и советы, при этом зачастую видел причины неудач в нечистой совести и бездушии. Причем «рекомендации» юродивого всегда исполняли в точности. Так, однажды один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а тот направил его в Клев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Клев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он вернул мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Так очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Василий сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы. В Степенной книге рассказывается, что летом того года Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами в молчании. Это-то и было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего почти всю Москву. Находясь в столице, Василий увидел, как горит Новгород, и молитвой погасил пожар. Известна легенда о том, как Блаженный «шаловал» на пиру у Ивана Грозного: он трижды выплеснул в окно застольные чаши с вином, поданные ему самим царем. На вопрос разгневанного Ивана IV о причинах этого он ответил, что заливает пожар в Новгороде. Когда царь рассердился, «мня его презирающе свое угощение», Василий ответил: «Не кипятись, Иванушка, надо было залить пожар в Новгороде, и он залит». Веря и не веря, Иван Грозный послал нарочного в Новгород. Тот узнал, что был большой пожар, что город занялся со всех сторон и жители не чаяли спасения. «Внезапу явися, рекоша, человек наг… ходя по пожару и водоносом заливая, и всюду загаси оное воспаление». Выяснилось, что это видение было в тот день и в тот час, когда Василий «шаловал» в царских палатах. Некоторые современные исследователи считают, что он совершил телепортацию из Москвы в Новгород и обратно.

Но существует и другое толкование трех выплеснутых чаш. Возможно, этот жест имел двоякий смысл – видимый и символический. Во-первых, юродивый отказывался от общения с царем, пренебрегал им. Во-вторых, он грозил ему высшим судом, предрекал, что Бог изольет на него фиал гнева своего. «Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Вторый ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: исделалась кровь». Первоначальная идея протеста отразилась в вариациях этого рассказа. В одной из редакций Василий «побеже поспешно вон; друзии, гнашася за ним, но не возмогоша настигнута, зане прибеже к Москве-реке прямым путем и прешед оную яко посуху и невидим бысть».

Особое место в легендах о юродивом отводится отношениям Василия Блаженного и Ивана Грозного. Василий принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя как не подобает христианину, предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях. Так, во время богослужения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы Иоанн Грозный думал не о молитве, а о создании своего дворца. Блаженный Василий пристыдил царя, и грозный государь принял это обличение, потому что почитал Василия как святого и блаженного и боялся его, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Самой доброй вестью, которую услышал от него Иван Грозный, было предсказание взятия Казани. Современники отмечали, что Блаженный не мог быть свидетелем многочисленных бесчинств Ивана IV, так как скончался ранее. Но народная легенда говорит, что Василий предупредил царя об этом. Оказавшись под мостом у Волхова, в какой-то пещере, он позвал Ивана Грозного к себе и угостил сырой кровью и мясом. Царь, естественно, отказался. Тогда Василий обнял его одной рукой, а другой показал возносившиеся души невинных мучеников на небесах. Царь в ужасе клялся остановить казни.

В день, назначенный им самим, Василий, уже пожилой человек, слег, чтобы больше не встать. Незадолго до кончины его посещал сам царь с еще здоровой царицей Анастасиею и сыновьями. Каково же было удивление всех присутствующих, когда Блаженный старец на смертном одре напоследок предрек, что царствовать предстоит младшему царевичу Федору, а вовсе не Ивану. (Все произошло так, как и предсказал юродивый, хотя ничто, казалось бы, не предвещало сыноубийства.) И через мгновение земной путь праведника закончился.

Умер Василий Блаженный 2 августа по старому стилю или 15 августа по новому 1552 года (иногда упоминается и 1551, и даже 1557 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение. Тело Василия Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву близ Кремля. Через два года на этом месте стали строить Покровский собор в память покорения Казани. Чуть позже царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного и соорудил для мощей его раку из чистого серебра с позолотой. А на шелковом покрове был изображен святой Василий в окладе из драгоценных камней и жемчугов. Таким было посмертное воздаяние за его духовные подвиги. Скоро у гроба Василия Блаженного стали происходить многочисленные чудеса: больные излечивались, слепые прозревали. И тогда патриарх Иов повелел праздновать память чудотворца в день его кончины. Память блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх, при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Почитание святого Блаженного Чудотворца Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Серебряное надгробие и покров не сохранились, а святые мощи Василия Блаженного находятся сейчас в земле. Вериги святого хранятся в Московской духовной академии. Покровский собор является одним из красивейших храмов России. Он совершенно нетипичен для русских сакральных сооружений, подобно тому, как и жизнь Василия Блаженного не была похожа на жизнь большинства святых.

В XVI–XVII веках юродивых в Москве стало очень много. Занятие это слыло весьма доходным – память о Василии Блаженном и Иоанне Колпаке была еще свежа. Юродивым верили безоговорочно. Этим пользовались многие недобросовестные люди – и процветали. Да и политизировалось юродство настолько, что уже в XVII веке блаженных перестали канонизировать, а к началу XVIII века их начали преследовать не только церковные, но и светские власти. Поводом послужил заговор царевича Алексея, не последнюю роль в котором сыграл юродивый Максим Босой. Сложная и опасная роль связного между заговорщиками исполнялась им легко – юродство было покрепче иной брони. Говорят, что есть в Москве юродивые и сейчас. Правда, юродствуют они не ради Христа, а ради политики…

…Но не стоит отчаиваться. Летописи гласят, что юродивый Василий Блаженный предсказал: «Целый век Россия проживет без царя, а правители уничтожат многие церкви. Потом их восстановят, да только народ служить возьмется не Богу, а золоту. Затем уляжется внутренняя смута, а после 2009 года для страны и вовсе наступит Золотой век».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Неизвестный Есенин автора Пашинина Валентина

Глава 2 «Блаженный Анатолий» Рассказывая о «красной» Айседоре, нельзя не остановиться на личности первого советского наркома просвещения Анатолия Луначарского.Бытует мнение, что Ленин благоволил Луначарскому. Ну как же, эстет, эрудит, прекрасный оратор, знаток русской и

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Василий и Василий Васильевич В начале девяностых годов появлялся время от времени в Донском монастыре один прихожанин. Назовем его Василий. Был он такой крепко сбитый толстячок, успешный кооператор, человек, без сомнения, верующий. Но была у него одна особенность.

Из книги Александр Македонский автора Фор Поль

Блаженный герой иудеев и христиан Известно, что после взятия Тира в конце августа 332 года Александр, пройдя вдоль побережья Финикии, а затем Палестины, наикратчайшим путем прибыл к Газе в 200 километрах южнее. Арриан пишет (II, 25, 4), что «все области так называемой

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

13 ноября. Родился Блаженный Августин (354) Увидеть себя 13 ноября 354 года, родился величайший писатель христианской эпохи Августин Аврелий, достигнув сорокалетия, он приступил к работе над тринадцатью книгами своей «Исповеди», которую и закончил четыре года

Из книги Дочь Сталина. Последнее интервью автора Аллилуева Светлана Иосифовна

Василий Из интервью Светланы Аллилуевой:«Грузины всегда очень многого хотят от сыновей. Они хотят, чтобы они повторили их путь, пошли дальше, чтобы ими можно было гордиться. Но, к сожалению, мои братья не проявили себя так, как хотелось бы отцу. Вася с детства часто вызывал

Из книги Дочь Сталина автора Самсонова Варвара

Василий Владимир Аллилуев в «Хронике одной семьи» рассказывает о Василии и Светлане с родственной теплотой и снисходительностью. Это подкупает, потому что потомков кланов Аллилуевых, Сванидзе, Джугашвили едва ли можно назвать дружными.От родителей им достался нелегкий

Из книги Бродяга. Побег автора Зугумов Заур

Глава 6 Блаженный Матвей Как я уже упоминал чуть раньше, килешовка в лагере была постоянной, и вот в одном из этапов в лагерь заехал один крадун по прозвищу Матвей. В лагере его знали многие - и не только как бродягу, но и как хорошего карманника, что было не так уж и мало,

Из книги О времени и о себе. Рассказы. автора Нелюбин Алексей Александрович

Блаженный Судьба этой, заброшенной в заволжских лесах деревушки, была уже определена: еще десяток лет, и последний житель уйдет на тот свет. Но в 70-х годах поблизости пролегла асфальтовая дорога районного значения, и деревенька ожила. Подремонтировалась. Подкрасилась.

Из книги НА КАКОМ-ТО ДАЛЁКОМ ПЛЯЖЕ (Жизнь и эпоха Брайана Ино) автора Шеппард Дэвид

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Бандаков Василий Анастасьевич, отец Василий (1807–1890) Протоиерей, настоятель Архангело-Михайловской церкви в Таганроге, духовный наставник семейства Чеховых. В книгу В. А. Бандакова «Простые и краткие поучения» включено «Поучение по случаю всенощного бдения, совершенного

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

ГЛАВА 14 Окончание постройки - В двухметровом сугробе - Блаженный покой - Весь день - в трезвение духа - Нападение хульного беса - Демон хулы досаждает гордым - Рассказ старца Онисифора - «Не могу от него отбиться!» Постройку новой кельи полностью закончили к

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Блаженный Михаил и матушка Тавифа А вот еще случай. В 1976 году скончался старчик Михаил, чудный псковский блаженный. Его отпевали в Никольском храме в Любятово, здесь же на кладбище и похоронили. Место для вечного упокоения старец указал загодя сам: так как он очень

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ФЕДОР I ИВАНОВИЧ Блаженный Федор Иванович родился 31 мая 1557 года. Царевич претерпел многие беды из-за неустройства в его собственной семье.Он знал материнскую любовь совсем недолго. Анастасия Захарьина-Юрьева умерла летом 1560 года. Ее сыну незадолго до того исполнилось три

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

Дед Василий Наличие великого мастера - Василия Осиповича Топоркова - определяло уровень нашего освоения профессии. Народный артист СССР, профессор, один из самых значительных советских театральных педагогов того времени наряду с Кедровым и Кнебель, автор двух

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. IV–VII века автора Клюкина Ольга

Из книги Самые красивые пары советского кино автора Раззаков Федор

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,

Блаженный Vasily Blajenniy Карьера: Святой
Рождение: Россия, 15.8.1552
Украшающий Красную площадь храм Покрова на рву повелось называть собором Василия Блаженного. Это справедливо, поскольку особый Васильевский придел, соединенный с Покровским собором, сооружен как раз над серебряной с золочением, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями ракой. Именно здесь покоятся мощи святого, преставившегося 2 августа (в этот день, 15-го по новому стилю, Русская православная церковь отмечает его память) предположительно 1552 года.Чем же заслужил такую любовь москвичей юродивый Василий?.

ДОШЕДШИЕ до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что грядущий святой родился примерно 1464 года в сельце Елохове под Москвой (в настоящий момент это по сути дела середина столицы). Отец Иаков и мама Анна ещё мальчиком отдали его в подмастерья сапожнику, и уже в эту раннюю пору у него, как повествуется в житии, прорезался дар юродства. Василий в первую очередь посмеялся над купцом, заказавшим у его хозяина сапоги, а потом ударился в слезы по поводу ожидающей того скорой смерти. Предсказание вскоре сбылось. Так окружающие убедились, что худенький, невзрачный подросток, каковым был в ту пору грядущий подвижник, наделен способностью предвидеть человеческую судьбу. Небеса прямо подавали знак, в чем его предназначение, и Василий с 16 лет избрал себе поприще на всю бытие, покинув родительский здание и начав новости бродячую существование.

Свыше семи десятилетий вершил геройский поступок юродства тот самый мужчина, заслужив более того почитание со стороны митрополита Макария. Как и все нищие той эпохи, он не имел никакого постоянного пристанища, жил большей частью на улицах, только редко соглашаясь заночевать в домах пожилых одиноких старух, а ходил без малого обнаженным. Неслучайно первоначально его так и прозвали Василий Нагой.

Как и положено юродивым, он непрерывно совершал вызывающие громогласный социальный резонанс поступки безумные с точки зрения житейской морали, но проникнутые глубинным философским смыслом, в духе известных речений апостола Павла из его Первого послания к коринфянам: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; Мы безумны Христа для, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Что же такого необычного позволял себе Василий Нагой?

Дьявола он постоянно может открыть во всяком образе и везде его преследует

ПРЕЖДЕ всего тот самый юродивый нередко ведет себя на рынке как распоясавшийся погромщик уничтожает хлеб, квас и другие доброкачественные товары, потому как они принадлежат бессовестным торговцам, заламывающим грабительские цены. В дома добродетельных с виду горожан он швыряет камни и более того целует углы жилищ, в которых совершаются кощуны, то есть всякого рода непотребства. Житие святого проясняет, что если у первых снаружи толпится свора бесов, рвущихся угодить в обитель, то у вторых внутри плачут ангелы

Царь дает Василию Нагому золото он не раздает его, как следовало бы ждать, нищим, но полностью всю сумму вручает купцу в чистой одежде, тот, что лишился состояния, но не решается хлопотать милостыню Царь подает ему кубок с вином он выливает его в окно, чтобы, как выясняется, потушить пожар, разбушевавшийся за навалом верст, в далеком Новгороде. Наконец юродивый решается более того расшибить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот оказывается, на этой доске под святым изображением нарисован бес. Дьявола он завсегда может открыть во всяком образе и повсеместно его преследует, пишет о Василии единственный из историков церкви. Так он узнал его в нищем, тот, что собирал навалом денег у людей, посылая в награду за милостыню привременное счастье. Нетрудно скумекать, что в расправе с нищим-бесом, учиненной Блаженным, заключена мораль, направленная острием супротив безмерного корыстолюбия, маскирующегося показным благочестием: Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши.

По молитвам грешного Василия

ИЗ ЖИТИЯ святого мы узнаем, что царь Иван Грозный сообща с супругой царицей Анастасией незадолго до кончины Блаженного посетил его и получил благословение. Однако легенды рисуют юродивого Василия непримиримым борцом супротив царской деспотии, обличавшим ее жестокость, самодурство, приверженность к роскоши. Например, во время Божественной литургии в храме Василий укоряет Грозного за то, что тот мыслями был не на богослужении, но на Воробьевых горах, где строился новоиспеченный высочайший дворец. Хотя в храме полным-полно народа, юродивый говорит, обращаясь к царю, что за литургией никого не было, но токмо трое: первостепеннный митрополит, вторая благоверная царица и третий он, грешный Василий.

Предсказания юродивого касались не только отдельных личностей, но временами носили общенациональный нрав, затрагивая судьбы многих соотечественников. Так было в начале лета 1521 года, когда Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. Прошли считаные недели, и крымский хан Мухаммед-Гирей впрямь подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Однако города он не взял и ушел вспять в степь. Москвичи посчитали это диковинка результатом заступничества Василия Блаженного. Но временами нагой мудрец чувствовал близкое бессилие изменить ход событий. 23 июня 1547 года, посредством 5 месяцев позже венчания на царство Ивана Васильевича (ещё не получившего печального прозвища Грозный), Василий пришел в Воздвиженский монастырь и единый день то молился перед иконами на коленях, то тяжко рыдал в храме. На следующий день страшное зарево охватило всю Москву. Выгорело полгорода, охватывая царские хоромы. Сохранилось невпроворот и других свидетельств о чудесных пророчествах юродивого Василия.

Похороны Блаженного на 88-м году жизни собрали на Красной площади великое многолюдство, отпевал же его в присутствии царя и бояр сам Макарий, митрополит Московский. Похоронили знаменитого на всю Русь провидца примерно церкви Святой Троицы, что стояла на рву, на том самом месте, где затем взятия Казани зодчие Барма и Постник по приказу царя создали собор таковой дивной красоты, какой Русь ещё не знала.

Родился 1 сентября 1468 года в подмосковном тогда селе Елохово в крестьянской семье. У его родителей, Иакова и Анны, только к концу жизни благодаря неустанным молитвам родился ребенок.
Бог наградил Василия с рождения даром прозорливости, и он уже с семилетнего возраста начал делать предсказания. Со временем в селе его стали бояться, а сверстники били, говоря при этом, что он каркает и приносит беду.


В шестнадцать лет Василий оставил родителей и перебрался в Москву. Он избрал для себя один из самых сложных путей служения Богу - юродство.
К этому времени юноша был невысокого роста, коренастый, у него были серые глаза и каштановые, немного волнистые волосы.
По характеру был мягкий и добрый. Безропотно терпел многочисленные насмешки и побои. Никогда ни на кого не обижался и принимал все с улыбкой, приговаривая при этом: «Если люта зима, то сладок рай».
Василий почти всегда ходил по улицам в обнаженном виде, даже в самые лютые морозы и холода. Он безропотно терпел голод и жажду.
Блаженный не имел дома, ночуя в башне в стене Китай-города. Питался только тем, что подавали добрые люди. И всегда соблюдал все посты.
Москвичи всегда прислушивались к тому, что говорил юродивый.
В 1521 году Василий, предвидя набег татар на Москву, начал неистово молиться, чтобы отвести беду от города. Молитвы Василия Блаженного и вмешательство Богоматери отвели опасность от стен города. В память об этом чудесном избавлении 21 мая православная церковь отмечает праздник в честь иконы Владимирской Божьей Матери - покровительницы Москвы и России.
Даже царь и тот прислушивался к советам юродивого. Однажды Василий Блаженный был приглашен во дворец к царю, и ему как уважаемому гостю подали чашу с питием. Неожиданно для всех юродивый взял и выплеснул питие в окно. Затем выплеснул в окно вторую поданную чашу, потом - третью.
После этого Василий Блаженный сказал рассерженному царю: «Не гневайся, царь, ибо возлиянием этого пития я погасил пожар, которым в этот час объят Новгород».
Сказав это, святой скрылся из дворца так стремительно, что никто не смог его догнать. Иван Грозный велел послать гонца в Новгород, чтобы узнать, что же там произошло. Все подтвердилось - именно в этот день и час, когда Василий выливал питие в окно, в Новгороде бушевал страшный пожар. По рассказам очевидцев, пожар был потушен неизвестно откуда взявшимся нагим мужчиной с ведром воды, который залил бушующее пламя.
Когда в Москву прибыли новгородские купцы, то они узнали в Василии Блаженном того самого нагого мужчину.

Вот еще один случай, свидетельствующий о прозорливости Василия Блаженного. Однажды Иван Грозный, стоя в храме, мысленно думал о строительстве своего дворца на Воробьевых горах. После окончания службы Василий упрекнул царя в том, что тот, находясь в храме, мысленно бродил по стройке на Воробьевых горах.
В летописях говорится, что Иван Грозный даже побаивался юродивого, умеющего читать человеческие мысли.
Василий Блаженный, бродя по московским улицам, делал странные вещи - у одних домов он целовал углы здания, углы других домов он обкидывал камнями.
Объяснялось это так - если в доме «творят добро и молятся», то на углы этого светлого дома следует кидать камни, чтобы отогнать собравшихся там бесов. Если, напротив, в доме творятся неприличные вещи - пьют вино, поют бесстыдные песни, то углы этого дома надо целовать, потому что там сейчас сидят изгнанные из жилища ангелы.
Однажды Василию один вельможа подарил теплую шубу, потому что на улице стояли неслыханные морозы. На эту шубу позарились лихие разбойники. Грабить юродивого они не решились, потому что это считалось страшным грехом, и решили обмануть его хитростью.
Один из них лег на землю и прикинулся мертвым, а его дружки стали уговаривать проходившего мимо Василия пожертвовать что-нибудь на погребение. Святой Василий вздохнул, видя такое лукавство, и спросил: «А ваш товарищ действительно умер? Когда это с ним случилось?» «Да вот только что помер», - подтвердили его дружки.

Тогда Блаженный снял с себя шубу и, накрыв лежащего, сказал: «Пусть будет так, как они сказали. За лукавство твое».
Василий ушел, и когда довольные обманщики начали тормошить своего лежащего товарища, они с ужасом обнаружили, что тот действительно умер.

Умер Василий Блаженный в восьмидесятилетнем возрасте 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа.

В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.

Саркофаг с мощами Василия Блаженного

У гроба святого Василия стали происходить исцеления множества больных от разных недугов. Покровский собор получил от этого второе имя - собор Василия Блаженного. Это название как знак уважения к великому святому дожило до наших дней.

Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Чудеса

Василию Блаженному приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.

К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось.

Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.

Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.

Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Василия Блаженного, Московского чудотворца просят об исцелении болезней, особенно глазных, об избавлении от пожара .

Молитва святому Василию

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающие днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.