Усадьба еропкиных, зубовых, дурасовых. Коммерческое училище

Московский государственный лингвистический университет - крупнейший российский университет в области языкознания, вот уже 200 лет выпускающий квалифицированных лингвистов.

МГЛУ, находящийся в здании некогда усадьбы Еропкина, в разные годы носил названия: Институт новых языков, Московский педагогический институт новых языков, Московский государственный педагогический институт иностранных языков, 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков, 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза, .


Перед зданием университета установлен памятник героям Великой Отечественной войны


Сегодня МГЛУ хранит и развивает традиции уникальной языковой школы, которой славился ин.яз. Московский государственный лингвистический университет входит в десятку лучших классических университетов России. В МГЛУ преподаются все основные европейские и восточные языки, а также языки некоторых государств СНГ и стран Балтии.

В 2000 году по решению Глав правительств государств-участников СНГ МГЛУ придан статус базовой организации по языкам и культуре государств-участников СНГ. В 2007 году решением Х съезда Евразийской ассоциации университетов МГЛУ утвержден действующим членом Ассоциации.


Если Вы решили посетить Москву и осмотреть все её достопримечательности и хотите найти удобное, комфортное и недорогое жилье - неплохим вариантом будут хостелы Москвы. Что немаловажно, сеть хостелов находится в историческом центре города, откуда очень удобно будет путешествовать по окрестностям и осматривать все самые интересные достопримечатеьности города. Если же вы захотите отправиться дальше, то под рукой всегда будет городского метро, что также очень удобно

К Остоженке у меня особое отношение. Здесь я работаю уже десять лет и знаю почти каждый дом. Люблю ее такой, какая она есть, с ее прелестью старых особнячков и несуразностью новорусской роскоши, с тихими двориками и пробками. Нервно отношусь к возгласам о том, что от Остоженки дескать ничего не осталось, хотя понимаю чувства тех, кто помнит улицу такой, какой я ее уже не застала. И сегодня приглашаю вас на ту самую старую Остоженку, которая все-таки есть.
Начнем мы с одного из самых больших и самых старых домов на Остоженке, первым хозяином которого был не самый знаменитый, но возможно самый именитый обитатель этой улицы.
Итак,к моменту начала нашего рассказа, к середине 18 века, Остоженка представляла собой непрестижную московскую окраину. Когда-то здесь была древняя дорога из Киевской Руси во Владимиро-Суздальскую Русь, которая вела к переправе через Москву-реку, так называемому Крымскому броду (сейчас там расположен Крымский мост) Название Остоженка получила в XVII веке от старорусского Остожье или Стожье — лугов, которые были в старину на этом месте и на которых стояли стога скошенного сена. Позднее, близ Остожья разместился царский конюшенный двор, а окрестности стали застраиваться жилыми домами. Между Остоженкой и Москвой-рекой в основном располагались небогатые частные дома и склады. С другой стороны улицы, по соседству с фешенебельной Пречистенкой, по которой лежал царский путь в Новодевичий монастырь, преобладали более зажиточные дома.
В основе дома 38, о котором наш рассказ, несколько палат XVIII века, принадлежавших разным владельцам. Из них в 1764—72гг. был возведен один монументальный дом (архитектор - Матвей Казаков). Позднее он расширялся и перестраивался, пристраивались корпуса, уходящие вглубь переулка, и на сегодня здание имеет невообразимо запутанную внутреннюю структуру.
Обитателем этого огромного дома стал Петр Дмитриевич Еропкин (1724-1805). Человеком он был явно незаурядным, так и хочется его назвать "Лужковым XVIII века". Он был московским генерал-губернатором, а до этого ведал (на современном языке) Московским здравоохранением. Боролся с чумой (был председателем "Комиссии для охранения и врачевания от моровой язвы". Усмирял Чумной бунт. Боролся с наводнениями, строил Водоотводный канал и мосты через Москва-реку и много еще чем занимался.
Когда Еропкин занял пост генерал-губернатора, то отказался от переезда во всем известный дом на Тверской, отказывался и от представительских денег, мотивируя это так: "Нас с женой только двое, детей у нас нет, состояние имеем, к чему нам еще набирать лишнее". Перемещаясь по его бывшим владениям, где сейчас работает и учится не меньше тысячи человек, я с трудом могу проникнуться пафосом этого Еропкинского заявления.
Еропкин был очень хлебосольных хозяином. Они, как говорили тогда, «держали открытый стол» — всякий «пристойно одетый» человек мог ежедневно приходить к ниц обедать, и сколько бы ни сошлось в еропкинской столовой этих незваных гостей — всем хватало.
После смерти Еропкина в 1806 году дом был передан для коммерческого училища, созданного "для обучения купеческих детей началам правильной коммерции" - то есть, для детей недворянского сословия. В начале 20 века здание из двухэтажного стало трехэтажным (хотя сейчас этажей четыре; откуда взялся четвертый, я не знаю), позднее были пристроены корпуса для спален воспитанников. В этих стенах училось немало славных людей, а сейчас его занимает Лингвистический университет, более известный под названием иняз имени Мориса Тореза. Сзади пристроен современный корпус, практически незаметный с улицы.
Хотя к строительству дома на Остоженке 38 приложили руку такие известные архитекторы, как Казаков и Жилярди, мне оно не кажется красивым и гармоничным: уж очень большое, непропорционально большое для своих форм. К тому же сочетание классической архитектуры с гербом СССР на самом видном месте, торчащая палка с изображением солдата в каске, отсутствие парадных дверей там, где им положено по идее быть - все это придает зданию некоторую парадоксальность что ли.

Зато в вечерней подсветке - очень даже ничего.

Изнутри здание сейчас в относительно приличном состоянии, но по некоторым помещениям видно, что им уже больше 200 лет. Энциклопедия дипломатично сообщает, что "в первом этаже сохранились палаты со сводчатыми перекрытиями", умалчивая, что эти самые своды опутаны проводкой, грязны и плохо освещены. Зато в прекрасном состоянии домовая церковь Марии Магдалины, устроенная в 1817 (сохранились росписи 1900-х гг., предположительно, работы Нестерова и Васнецова.

А теперь вернемся к началу, точнее, к концу улицы, где ближе к Садовому кольцу сохранился кусочек Остоженки первой половины 19 века. Там стоят два особнячка, построенных после пожара 1812 года (д.49 и 51) Их стиль называется ампир, или поздний классицизм. А для меня желтые особняки с треугольными портиками- наверное самое московское, что есть в Москве. Вот таких маленьких, но симпатичных не так уж много и осталось...(см. также верхнее фото)

Деталь ограды усадьбы д.51

Недалеко от этих двух домиков - еще одна усадьба - не такая красивая, но зато очень знаменитая. Именно здесь жила героиня одного из самых популярных произведений школьной программы по литературе: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней»

В жизни дом принадлежал матери Ивана Тургенева - Варваре Петровне и сам писатель часто бывал там. События, описываемые Тургеневым, по некоторым сведениям тоже разворачивались здесь, и участвовала в них его собственная матушка. Дворника на самом деле звали не Герасим, а Андрей. Несчастную Му-му он посадил в лодку около современного Крымского моста, а утопил в районе Воробьевых гор. Сейчас в доме создается музей Тургенева
Если сразу за домом Тургенева (37) свернуть в Хилков переулок, то в его глубине вы обнаружите совсем небольшой скверик и неказистый дом, в котором ничто не выдает его древнее происхождение и славную историю (я долго сомневалась - а может не тот, но других "кандидатов" поблизости нет)

Здесь начиная с 30-х годов 19 века находилось наимоднейшая в Москве лечебница минеральных вод. Сами воды привозились из-за границы, а больные их пили, принимали ванны, гуляли по когда-то роскошному саду, вели светские беседы и пр. Курс стоил бешеных денег, но недостатка в желающих лечиться не было. Основателем лечебницы был врач Христиан Лодер (кстати по его инициативе была построена 1-я градская больница и он немало других добрых дел сделал) . Народ, глядя на фланирующую под музыку публику, называл их лодырями - по фамилии врача. По одним данным, именно отсюда пошло слово "лодырь", по другим - оно существовало и раньше, а здесь было просто вдвойне уместно. Лечебница просуществовала до 70-х годов 19 века, потом дом много раз менял хозяев и перестраивался, изменяясь до неузнаваемости, сад вырубался, сейчас дом в планах сноса, а жильцы ведут борьбу с этими планами, вспоминая славное прошлое своего дома. А имя Лодера носит сеть фитнесс-центров, первый из которых открылся совсем рядом от этого места.

Трудно поверить, что в основе здания по адресу улица Остоженка, 38, приковывающего взгляд своими классическими формами и десятиколонным портиком, находятся старинные палаты. Но это так.

История владения

Построили палаты в первой трети восемнадцатого столетия и в разные годы они принадлежали князю Дмитрию Андреевичу Кольцову-Мосальскому и Алексею Васильевичу Макарову — кабинет-секретарю самого Петра Первого.

После покупки домовладения Петром Дмитриевичем Еропкиным зодчий перестраивает усадебный дом, умело вписав в него часть палат. Работы проводились с период с 1764 по 1772-и годы.


П.Д. Еропкин, будучи Главнокомандующим Москвы (генерал-губернатором), был пожалован Екатериной Великой землями и четырьмя тысячами крепостных крестьян за подавление в 1771 году чумного бунта, но отказался от них, чем снискал еще большее уважение у жителей Москвы. Не стал он переезжать и в дом для генерал-губернаторов на нынешней .

Хозяин славился своим хлебосольством. В доме устраивались как роскошные балы для знати, так и обеды для простого люда.

После смерти Петра Дмитриевича в 1805 году особняк унаследовали его племянники — Новосильцовы, которые совсем скоро переуступили владение князьям Гагариным.


  • поэт и переводчик Варышев Ефрем Ефремович;
  • ученый-генетик Вавилов Николай Иванович;
  • ученый-физик Вавилов Сергей Иванович;
  • писатель Гончаров Иван Александрович;
  • оперный артист Грызунов Иван Васильевич;
  • меценат и театрал Зимин Сергей Иванович;
  • архиепископ Иероним (Захаров);
  • архиепископ Леонид (Лобачев);
  • писатель Мясницкий Иван Ильич;
  • ректор Московского университета Новиков Михаил Михайлович;
  • физиохимик Пономарев Иван Федорович;
  • кинорежиссер и артист Протазанов Яков Александрович;
  • ученый Ройзман Матвей Давидович;
  • советский военачальник Севастьянов Андрей Никитич;
  • артист Чистяков Николай Васильевич;
  • ученый-физик Шубников Алексей Васильевич.

В период с 1807 по 1808 годы была проведена очередная реконструкция дома, когда он был значительно расширен под учебные классы. Проект выполнил зодчий .


К сожалению, пожар 1812-го года нанес значительный урон строению и его пришлось реставрировать. Попутно провели и частичную перестройку. Именно в тот период появились третий этаж, портик в десять колонн, сандрики оконных проемов, рустовка фасадов и лепные маскароны.

На первом уровне сохранили своды и фрагменты древних палат, на втором — устроили церковь во имя Марии Магдалины, которую освятили в 1816 году, 13 февраля. Работы по дому закончили к 1817-му году.

Стоит отметить, что для домовой церкви в 1854 году выделили другое помещение.


История дома чуть было не закончилась во время авианалета в 1941-м году, когда на дворовую территорию фашистские летчики сбросили огромный фугас. Благо, что он был начинен … песком. Спасибо антифашистам на военных заводах Германии!


Сегодня здание на Остоженке, дом 38 занимает Московский государственный лингвистический университет.

Факты и легенды …

... в бытность Еропкина в доме устраивались «открытые столы», где пообедать бесплатно мог любой прохожий с улицы. Единственное условие — опрятность в одежде.
... в этих стенах появился на свет в 1820-м году будущий историк Сергей Михайлович Соловьев.
... на балах в доме бывало семейство Пушкиных и вполне вероятно, что и маленький Саша — «наше всё» — бегал по здешним залам.
... предполагают, что настенную роспись в местной церкви выполнили в 1900-х годах известные живописцы Михаил Васильевич Нестеров и Виктор Михайлович Васнецов.

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы.

История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта.

Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый».

В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)».

Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А. С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого.

В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой.

Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера.

Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

Бывший дворец московского генерал-губернатора П. Д. Еропкина, построенный в стиле классицизма, был возведен в 1764–1772 годах на основе еще более старинных палат начала XVIII века. По некоторым данным, проект был разработан Матвеем Казаковым или архитекторами его школы. Сегодня это здание занимает Московский государственный лингвистический университет, и мы очень благодарны за поддержку инициативы «Российского фото» и возможность провести фотосъемку интерьеров его ректору, а за помощь в подготовке этой статьи - преподавателю университета и автору книги «Московское коммерческое училище» Ирине Владимировне Зубановой.

По традиции перед фотопрогулкой по зданию немного окунемся в историю. Бывший хозяин дворца, московский генерал-губернатор Петр Дмитриевич Еропкин, прославился тем, что в 1771 году унял в столице чумной бунт. Екатерина II наградила его обычным для того времени способом - пожаловала орден Андрея Первозванного и предложила земли и крестьян. Еропкин ответил совершенно необычным способом - он отказался, сказав: «Матушка-императрица! Я и моя жена бездетны. К чему набирать лишнее?», и тем самым прославился еще больше. Кстати, сама Екатерина II бывала в этом доме на балах. Петр Дмитриевич, по свидетельствам современников, отличался «скромностью и простотой одежды, был учтив со всеми, не пресмыкался перед сильными, но заставлял их уважать свои заслуги, довольствовался небольшими доходами с умеренного имения и считал унизительным увеличивать их посредством вина и курения...» Еропкин умер на 81-м году жизни.

После смерти генерал-губернатора дом достался его жене, а затем племянникам Новосильцовым и князьям Гагариным, которые в 1806 году продали усадьбу за 35 тысяч рублей для помещения в ней Коммерческого училища. С тех пор здание не меняло своего назначения и остается учебным заведением вот уже более 200 лет! В 1807–1808 годах дворец был перестроен для нужд Коммерческого училища архитектором Д. И. Жилярди. Современный же облик здание приобрело во время восстановительных работ после пожара 1812 года. Обновленное здание училища было трехэтажным, а центр фасада выделялся десятиколонным портиком, поднятым на уровень второго этажа. В 1833 году его включили в «Новый путеводитель по Москве» с такими словами: «Прекрасное и огромное здание с обширным двором за железною решеткою со стороны улицы. Лицевой фас украшен фронтоном Коринфского ордера». В то время в училище занимались только купеческие и мещанские дети, всего 63 ученика.

Рекреационный зал возле церкви.



Интерьеры церкви Святой Марии Магдалины, сооруженной Жилярди в 1807–1808 годах и восстановленной заново по чертежам архитектора. В ней служил и преподавал в самом училище отец С. М. Соловьева. Детские годы великого историка прошли в этом здании. На втором этаже храма сохранились росписи, выполненные, предположительно, в начале XX века М. В. Нестеровым и В. М. Васнецовым.

В Коммерческом училище занимались также писатель И. А. Гончаров, ученые Н. И. и С. И. Вавиловы и многие другие известные люди.
Напротив церкви находится актовый зал, пристроенный к училищу во время расширения в 1853 году
, осуществленного архитектором Н. И. Козловским. На следующих фото, 17–18, видно холл с колоннами и лестницу, которые появились в здании в конце XIX века (1870-е и 1890-е годы).

Подлинные чугунные плиты, сегодня лежащие в вестибюле. Они сохранились еще со времен Еропкина, им 250 лет! Надеюсь, что сегодняшние студенты, проходя по плитам на занятия, осознают свою причастность к истории этого грандиозного здания.