Тяжёлые крейсера типа «Аоба. Аоба (тяжёлый крейсер) Кампания у Соломоновых островов

Тяжёлые крейсера типа «Аоба»
青葉型巡洋艦
Проект
Страна
  • Япония 22x20px Япония
Изготовители
  • Верфи «Мицубиси» (Нагасаки) и «Кавасаки» (Кобэ)
Операторы
  • Императорский флот Японии
Предшествующий тип «Фурутака »
Последующий тип «Мёко »
Годы постройки -1927 годы
Годы в строю -1945 годы
Построено 2
Потери 2
Основные характеристики
Водоизмещение Изначально: 8300 (стандартное), 10 583 (полное)
После модернизации: 8738 т (стандартное), 11 660 (полное)
Длина 183,48 м (по ватерлинии);
185,17 м (наибольшая)
Ширина 16,5 м (исходно),
17,56 м (после модернизации)
Осадка 5,66 м (после модернизации)
Бронирование Исходно: Броневой пояс - 76 мм;
палуба - 32-35 мм;башни - 25-19 мм;
После модернизации: добавлены 35-мм броня мостика и 57-мм барбеты
Двигатели 4 ТЗА Мицубиси-Парсонса («Аоба») или Брауна-Кёртисса («Кинугаса»),
12 котлов «Кампон Ро Го» (10 после модернизации)
Мощность 102 000 (исходно);
110 000 (после модернизации) л. с. в 1939 году.
Движитель 4 гребных винта.
Скорость хода 34,5 узла (по проекту);
34,0 узла (после модернизации)
Дальность плавания 7000 (проектная)/8000 (после модернизации) морских миль на 14 узлах
Экипаж 622 человек по проекту;
632-647 фактически в 1927-1938 годах;
657 после модернизации
Вооружение (Исходно)
Артиллерия 3 × 2 - 200-мм/50 Тип 3
Зенитная артиллерия 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
2 × 7,7-мм пулемёта Льюиса ;
Минно-торпедное вооружение 12 (6 × 2) - 610-мм ТА Тип 12 (12 торпед Тип 8);
Авиационная группа 1 катапульта (с 1928-1929 годов), 1 гидросамолёт Тип 14 ;
Вооружение (После модернизации)
Артиллерия 3 × 2 - 203-мм/50 Тип 3 № 2
Зенитная артиллерия 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
4 × 2 - 25-мм/60 Тип 96 ,
2 × 2 13,2–мм пулемёта Тип 93
Минно-торпедное вооружение 8 (2 × 4) - 610-мм ТА Тип 92 (16 торпед Тип 90, с 1940 Тип 93)
Авиационная группа 1 катапульта, до 2 гидросамолётов Тип 90 или Тип 94
15px []

Тяжёлые крейсера типа «Аоба» (яп. 青葉型巡洋艦 Аобагата дзюдзюнкан ) - серия из двух японских крейсеров 1920-х годов.

Усовершенствованный вариант крейсеров типа «Фурутака», лишённый части их недостатков. В 1924-1927 годах на верфях Нагасаки и Кобэ было построено две единицы: «Аоба» и «Кинугаса». Строились параллельно с более совершенными кораблями типа «Мёко ».

Оба крейсера прослужили всё межвоенное время, во второй половине 1930-х прошли радикальную модернизацию. Они приняли активное участие в боевых действиях на Тихоокеанском театре Второй мировой. Оба погибли от налётов американской авиации: «Кинугаса» в ходе Гуадалканальской кампании в ноябре 1942 года, «Аоба» в ходе бомбардировок Японии в июле 1945.

История создания

Конструкция

Броневая защита

Идентична таковой у типа «Фурутака». Основной броневой пояс из нецементированной хромистой стали при длине 79,88 м, ширине 4,12 м и толщине 76 мм защищал котельные и машинные отделения. Как и на «Юбари», он крепился непосредственно к шпангоутам с наклоном в 9° и являлся частью силового набора корпуса, будучи при этом, однако, внешним, а не внутренним. При проектном стандартном водоизмещении пояс выступал из воды на 3,28 м, с нагрузкой в 2/3 от полной-на 2,21 м. По проекту, он должен был выдерживать попадания 152-мм снарядов, выпущенных с дистанции 12 000-15 000 м, о защите от 203-мм главного калибра вашингтонских крейсеров не шло и речи .

К верхнему краю пояса стыковалась средняя палуба, составленная на этом участке из плит нецементированной хромистой стали толщиной 35 мм (ближе к средней части-32 мм) и игравшая роль горизонтальной защиты силовой установки. Она имела карапасную форму, выгибаясь от бортов к центру на 15 см, и также входила в силовой набор корпуса, крепясь непосредственно к бимсам .

Каналы дымовых труб прикрывались 38-мм нецементированной хромистой бронёй на 1,27 м от уровня средней палубы. Дополнительно на уровне верхней палубы их защищали плиты из стали высокого напряжения суммарной толщиной 48 (28,6+19) мм .

Носовой и кормовой погреба боезапаса прикрывались плитами нецементированной хромистой стали толщиной 51 мм с бортов и 35 мм-сверху. Рулевое отделение закрывалось со всех сторон 12,7-мм и 25-мм бронёй, башнеподобная надстройка же исходно защиты вообще не имела .

Защита подводной части корпуса ограничивалась двойным дном и цистернами для жидкого топлива, играющими роль булей. Бронированную противоторпедную переборку было решено не устанавливать из-за весовых ограничений, а также показанной в ходе обстрелов корпуса недостроенного линкора «Тоса» недостаточной эффективности такого рода защиты .

Суммарный вес бронирования крейсера составлял менее 1200 т или 12% от водоизмещения в 2/3 полного, тем не менее значительно превосходя в этом предшественников: у 5500-тонных крейсеров эта доля составляла 3-4%, у «Юбари»-8,6% .

Силовая установка

В обоих случаях агрегаты включали в себя турбину малого давления (13 000 л.с. при 2000 об/мин) и высокого (12 500 л.с. при 3000 об/мин). С помощью двух малых и одной большой шестерней редуктора они вращали вал гребного винта, с максимальной частотой оборотов всего 360 об/мин .

Для движения кормой вперёд предусматривались отдельные турбины заднего хода. Они питались паром от турбины малого давления и имели мощность по 7000 л. с. каждая (28 000 л. с. суммарно), вращая винты в обратном направлении .

Для экономичного хода использовалась комбинация из соответствующих турбин и крейсерских ступеней турбин высокого давления, соединённых зубчатой передачей. При суммарной мощности в 4879 л.с. они обеспечивали 14-узловую скорость хода. С штатным максимальным запасом топлива (400 т угля и 1400 т мазута) это давало дальность плавания в 7000 морских миль. С фактическими же в первые годы службы (570 т угля и 1010 т мазута) она уменьшалась до 6000 миль .

Паром турбозубчатые агрегаты питали двенадцать котлов типа «Кампон Ро Го», располагавшиеся в семи котельных отделениях. В первом находилось два средних нефтяных котла, со второго по пятое - по два больших нефтяных, в шестом и седьмом - по одному малому смешанному. Рабочее давление пара - 18,3 кгс /см² при температуре 156 °C . Для отвода продуктов сгорания использовалась две дымовые трубы: передняя сдвоенная (1-5 котельные отделения) и задняя одиночная (6-7 отделения) .

Для питания корабельной электросети (напряжение-225 В) использовались четыре дизель-генератора (два по 90 КВт и два по 135 КВт) суммарной мощностью 450 КВт, расположенные в машинном отделении. Рулевое устройство крейсера же имело электрогидравлический привод, в отличие от типа "Фурутака", где он был паровым .

Вооружение

Две башни размещались по линейно-возвышенной схеме в носу и одна-в корме. Применяемая установка типа C вопреки своему обозначению базировалась на более ранней типа D (предназначенной для крейсеров типа «Мёко»). При массе в 126 тонн и диаметре погона 5,03 м она имела круговое бронирование из стали высокого напряжения толщиной в 25 мм. Наведение по горизонтали осуществлялось электрогидравлическим приводом мощностью в 50 л. с. , по вертикали-семидесятипятисильным электродвигателем . Максимальная дальность стрельбы 110-кг бронебойным снарядом Тип 5 при угле возвышения в 40° достигала 26,7 км .

Подача боеприпасов (110-кг снарядов и 32,6-кг зарядов в картузах) производилась двумя цепными ковшовыми подъёмниками в центральном канале подбашенного отделения каждой башни .

Система управления их огнём включала два директора Тип 14-на вершине носовой надстройки (главный) и над ангаром гидросамолётов (резервный), два 6-метровых и 3,5-метровых дальномера, вычислитель курса и скорости цели Тип 13 и поисковый прожектор Тип 90 .

Для борьбы с самолётами в центральной части корпуса были установлены 4 120-мм/45 орудия Тип 10 в одиночных установках. Они представляли собой зенитный вариант более раннего орудия Тип 3, разработанный под руководством Тиёкити Хата в Курэ в 1921-1926 годах. С максимальным углом возвышения в 75° их досягаемость по высоте достигала 8450 метров. В дополнение к этим орудиям на мостике также были размещены 2 7,7-мм пулемёта конструкции Льюиса .

Торпедное вооружение состояло из шести спаренных 610-мм торпедных аппаратов Тип 12, располагавшихся на средней палубе . Запускаемые из них парогазовые торпеды Тип 8 № 2 при стартовой массе в 2,362 тонны несли 346 кг тринитрофенола и могли пройти 20 000 м на 27 узлах, 15 000 на 32 и 10 000 на 38 . Для управления их стрельбой на крыше третьего яруса надстройки было установлено два торпедных директора Тип 14 . Исходно при разработке 7500-тонного проекта Хирага предполагал не устанавливать ТА, считая их слишком уязвимым местом для крупного корабля. Однако МГШ уже к тому времени сделал ставку на ночные бои , и в итоге все строившиеся в Японии тяжёлые крейсера оснащались мощным торпедным вооружением .

По проекту корабли должны были нести катапульту Тип № 1 между кормовой надстройкой и третьей башней ГК, но фактически при вступлении в строй её не имели. Реально она была установлена на «Кинугасу» в марте 1928 года, «Аоба» же в 1929 году получил более совершенную Тип № 2. С неё запускались двухместные разведывательные гидросамолёты Тип 15 . Ангар для них располагался в кормовой надстройке .

Экипаж и условия обитаемости

По проекту экипаж крейсеров включал 622 человека: 45 офицеров и 577 нижних чинов .

Каюты командного состава размещались в полубаке, кубрики рядового-на средней и нижней палубах в носу и на средней в корме. На одного человека приходилось 1,5-1,6 квадратных метра жилого пространства, что соответствовало уровню 5500-тонных крейсеров и для корабля таких размеров считалось явно недостаточным. За тесноту корабли типа «Аоба» и предшествующего типа «Фурутака» получили среди моряков прозвище «суйдзокукан» .

Как и на «Юбари» и «Фурутаке», иллюминаторы кубриков на нижней палубе располагались слишком низко от ватерлинии, и на ходу их приходилось задраивать во избежание заливания морской водой. Кроме того, при плавании в тропиках недостаточными оказались и возможности естественной и искусственной вентиляции .

Строительство

Название Место постройки Заказан Заложен Спущен на воду Введён в эксплуатацию Судьба
Аоба (яп. 青葉 ) Верфь «Мицубиси» , Нагасаки июнь 4 февраля 25 сентября 20 сентября Потоплен американской авиацией 28 июля 1945 года в Курэ
Кинугаса (яп. 衣笠 ) Верфь «Кавасаки» , Кобэ июнь 23 января 24 октября 30 сентября Потоплен американской авиацией в ходе морского сражения за Гуадалканал 13 ноября 1942 года

Оценка проекта

Напишите отзыв о статье "Тяжёлые крейсера типа «Аоба»"

Примечания

Комментарии

Использованная литература и источники

  1. , с. 805.
  2. , с. 806.
  3. , p. 58.
  4. , p. 56, 58.
  5. , p. 59.
  6. , p. 72.
  7. , с. 26.
  8. , p. 73-74.
  9. , p. 73.
  10. , p. 60.
  11. , p. 61.
  12. , с. 12.
  13. , p. 63.
  14. , p. 68.
  15. , p. 63-65.
  16. , с. 25-26.
  17. , p. 64.
  18. , p. 65.
  19. , p. 74. Ошибка в сносках : Неверный тег : название «.D0.9B.D0.B0.D0.BA.D1.80.D1.83.D0.B0_.D0.B8_.D0.A3.D1.8D.D0.BB.D0.BB.D1.81.E2.80.941997.E2.80.94.E2.80.9474» определено несколько раз для различного содержимого
  20. , с. 804.

Литература

на английском языке
  • Eric Lacroix, Linton Wells II. Japanese cruisers of the Pacific war. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1997. - 882 с. - ISBN 1-86176-058-2.
на русском языке
  • С. В. Сулига. Японские тяжелые крейсера (в двух томах). - М:: Галея Принт, 1997. - 96+120 с. - ISBN 5-7559-0020-5.
  • Ю. И. Александров. Тяжёлые крейсера Японии. Часть I. - СПб: Истфлот, 2007. - 84 с. - ISBN 978-5-98830-021-2.
Тяжелые крейсера Японии. Часть I. Александров Юрий Иосифович

Тяжелые крейсера типа “Аоба”. 2 ед. (“Аоба”, “Кинугаса”)

Из книги Крейсера кригсмарине автора Иванов С. В.

Крейсера типа «К» Когда в 1925 г. постройка «Эмдена» близилась к завершению, стало ясно, что очередные крейсера для рейхсмарине должны обладать более высокими тактико-техническими данными. К этому времени КОМКОН (союзная комиссия по контролю за соблюдением ограничений

Из книги Тяжелые крейсера США. Часть 2 автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Уичита» Крейсера типа «Уичита» представлены всего одним кораблем - собственно крейсером «Уичита». Корабль построен согласно условиям Лондонского договора об ограничении военно-морских вооружений, заключенного в 1930 г. По Лондонскому договору США

Из книги Тяжелые крейсера США. Часть 1 автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Балтимор» Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил,

Из книги Легкие крейсера Японии автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Пенсакола» Корабли типа «Пенсакола» стали первыми тяжелыми крейсерами ВМС США. Согласно условиям заключенного в 1921 г. Вашингтонского договора об ограничении военно-морских вооружений. водоизмещение крейсеров было ограничено 10 000 т (9072 метрических

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Нортхэмптон» Крейсера типа «Нортхэмптон», подобно крейсерам типа «Пенсакола», были разработаны с учетом ограничений Вашингтонского договора 1921 г., установившего для тяжелых крейсеров предел водоизмещения в 10 000 т (9072 метрические тонны). Как и

Из книги Тяжелые крейсера Японии. Часть I. автора Александров Юрий Иосифович

Крейсера типа «Тенрю» Опыт Первой мировой войны в отношении боевого применения легких крейсеров эксперты Императорского японского флота оценили следующим образом: крейсера такие потребны для лидирования эскадр эсминцев. Старые крейсера типа «Тони» и «Чикума» для

Из книги Тяжелые крейсера типа “Адмирал Хиппер” автора Кофман Владимир Леонидович

Крейсера типа «Кума» 15 легких крейсеров водоизмещением 5500 т было построено в период с 1920 по 1925 г.г. Эти легкие крейсера обладали одинаковыми корпусами, но, тем не менее, делились на три типа. Пять крейсеров 1-й серии типа «Кума» проектировались и строились первыми, за ними

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Нагара» Крейсера типа «Нагара» стали 2-й серией 5500-тонных легких крейсеров - «Нагара», «Исузу», «Юра», «Натори», «Кину» и «Абукума». Они были очень похожи на крейсера типа «Кума», отличаясь лишь в деталях. Крейсера предназначались для использования в

Из книги автора

Крейсера типа “К” Легкий крейсер типа “К".(Схема расположения главной энергетической установки)В отличие от предшественника, эти корабли были большим шагом вперед.Первоначальное задание на проектирование было следующим: проектное водоизмещение 3000 т, скорость хода 23

Зенитная артиллерия 1928 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
2 × 7,7-мм пулемёта Льюиса ;
1932 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
2 × 7,7-мм пулемёта Льюиса ;
2 × 4 13,2–мм пулемёта Тип 93
1940 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
4 × 2 25-мм орудий
2 × 2 13,2–мм пулемёта
1943 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
1 х 3, 6 × 2 25-мм орудий
1944 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
3 х 3, 6 × 2, 15 х 1 25-мм орудий
1945 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,
3 х 3, 10 × 2, 15 х 1 25-мм орудий

Строительство

Постройка кораблей этого типа была связана с реализацией «Новой кораблестроительной программы по замене кораблей по условиям Вашингтонского договора 1923 года». В 1922 году было принято решение построить шесть новых тяжелых крейсера. Четыре из них были классическими примерами крейсеров «вашингтонского типа» водоизмещением 10000 тонн и 10-ю 200-мм орудиями (будущий тип Мёко ). Два должны были иметь характеристики, близкие к уже строившимся на верфях двум крейсерам типа Фурутака , чтобы в перспективе составить с ними соединение из четырёх однородных кораблей. Крейсера получили условное название «крейсера среднего типа». Будущий Аоба считался вторым по времени закладки в серии, поэтому в документах числился как «крейсер среднего типа № 2» или «крейсер класса А № 4» . Заказ на строительство был выдан в июне 1923 года, а сам корабль был заложен на верфи «Мицубиси» в Нагасаки 18 сентября 1923 года. Корабль по традиции получил название по имени горы Аобасан в префектуре Мияги . Имя использовалось в японском флоте впервые. Оценочная стоимость крейсера составлял 15 миллионов иен

Первоначально крейсер должен был стать очередным кораблём типа Фурутака , однако на этапе проектирования, по инициативе Морского Генерального Штаба, в него были внесены существенные изменения, приведшие к тому, что новая пара тяжелый крейсеров была выделена в отдельный тип. Наиболее серьёзными были изменения в вооружении: вместо одноорудийных башен главного калибра были установлены двухорудийные, были установлены более мощные зенитные орудия. Были изменены размеры труб и надстроек, предусмотрена установка катапульты . В результате у новых кораблей было значительны превышены все нормальные пределы перегрузки, полное водоизмещение превышало 9800 тонн. Увеличилась осадка и соответственно уменьшилась высота надводного борта, уменьшилась скорость и дальность плавания. Значительно ухудшалась и остойчивость корабля.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Главный калибр состоял из шести 200-мм орудий с длиной ствола 50 калибров орудия типа 3, установленных в трёх двухорудийных башнях модели «С». Орудийные установки, принятые на вооружение в 1926 году, имели угол возвышения 40°, что обеспечивало дальность стрельбы 26 километров. Установка массивных двухорудийных башен вместо одноорудийных «полубашен» модели «А» позволила увеличить дальность стрельбы, повысить скорострельность, снизить утомляемость прислуги, особенно, работающей на подаче боезапаса, сделать подачу более надежной и защищенной. Однако это привело к значительному увеличению веса почти на 126 тонн. К тому же двухорудийные башни оказались слишком большими для этих крейсеров - после испытательных стрельб корпус и палубу вокруг кормовой башни пришлось укреплять.

Замена артиллерии главного калибра было одной из главных задач модернизации 1938-40 гг. На Аоба были установлены новые 203,2-мм орудия тип 2 № 1 с максимальный углом возвышения 40 градусов и дальностью стрельбы почти 29 километров. Теперь крейсер мог использовать более тяжелые и эффективные «ныряющие» снаряды тип 91. В октябре 1942 года одна из башен была полностью разрушена в бою у мыса Эсперанс , а так как заменить её было нечем, то она была временно демонтирована а отверстие в палубе закрыли 25-мм плитой из стали. В итоге, к февралю 1943 года число орудий главного калибра сократилось до четырёх. Башня была отремонтирована и возвращена на своё место во время следующего ремонта крейсера осенью 1943 года.<

Зенитное вооружение

Средний калибр, основной задачей которого было ПВО корабля состоял из четырёх 120-мм артиллерийских орудий «тип 10» с длиной ствола 45 калибров, появившихся на флоте только в 1926 году. Они были установлены в одноорудийных установках модели «В» без щитов с ручным обслуживанием. В 1930 году установки модели «В» заменили установками со щитом и электрогидравлическим приводом модели "В ", для которых пришлось сделать небольшие спонсоны . В ходе модернизации 1938-40 гг. не удалось установить более совершенные спаренный 127-мм установки из-за их чрезмерно большого веса и габаритов. Поэтому на Аоба были оставлены 120-мм орудия и заменили систему управления артиллерийским огнём.

Для ближней защиты от самолетов на мостике имелось два 7,7-мм пулемета Льюис, которые импортировались из Англии и были приняты на вооружение в 1925 году. Эти пулеметы оказались слишком тяжелыми и ненадежными. В целом зенитное вооружение корабля было явно недостаточным, что в целом было характерно для всех военных кораблей постройки 1920-х гг. в 1932 году по бокам носовой надстройки установили спонсоны для двух счетверенных установок 13,2-мм пулемётов типа Гочкис на тумбах с ручным обслуживанием, которые в Японии назывались 13-мм пулемёты тип 93.

В ходе модернизации 1938-40 гг. вокруг второй дымовой трубы были установлены четыре спаренных 25-мм автоматических орудий тип 96 , а вместо счетверённых установок 13-мм пулемётов были оставлены спаренные. Во время ремонта корабля в конце 1942-начале 1943 гг. были установлены две строенных 25-мм установки (одна вместо башни ГК № 3, вторая вместо 13-мм пулемётов. В итоге общее число 25-мм орудий достигло 14 единиц.

Когда Аоба был поврежден в очередной раз, во время ремонта в Куре башня ГК была возвращена на место и строенную установку 25-мм орудий пришлось демонтировать. Чтобы компенсировать ослабление зенитной артиллерии в районе грот-мачты были установлены две спаренные установки того же калибра. Но наиболее радикальное усиление зенитного вооружения было произведено в июне 1944 года, когда во время ремонта в Сингапуре корабль получил две строенных 25-мм установки: в носовой надстройке и в корме. К этому времени японское командование активно насыщало все корабли этими автоматами, поэтому по всему кораблю были расставлены ещё 15 одиночных установок. Они не получили каких-либо систем управления огнём, поэтому их боевая ценность была невелика, но номинально в середине 1944 года число этих орудий достигло 36 единиц. Находясь в Куре в конце войны корабль фактически использовался как плавучая батарея ПВО, поэтому на него были дополнительно установлены ещё четыре спаренных 25-мм орудий.

Торпедное вооружение

Хотя первоначально установка опасного торпедного вооружения на крейсерах типа «А» не предусматривалась, они всё же были установлены. Морской Генеральный штаб планировал что ночные бои с массированным применением торпедного оружия станут одним из основных видов боя. Поэтому вооружение крейсеров торпедами стало обязательным условием. На Аоба были установлены сразу шесть двухтрубных неподвижных торпедных аппаратов типа 12. Общее число торпед достигало 24 единиц типа 8 года № 2 калибром 610-мм.

Во время модернизации 1938-40 гг. торпедные аппараты типа 12 заменили двумя четырёхтрубными поворотными аппаратами со щитами на верхней палубе по бокам от катапульты. С 1940 года эти крейсера несли по 16 торпед типа 93: 8 находились в ТА, а остальные по 4 с борта - в закрытых стеллажах спереди аппаратов на роликах, что позволяло быстро производить перезарядку.

Авиационное вооружение

Так как крейсера типа «А» предназначались в первую очередь для разведывательных целей, то требование Морского Генерального штаба установить авиационную катапульту были вполне логичными. Первоначально корабль вступил в строй без катапульты, но уже в 1929 году он получил катапульту типа Куре № 1, работающую на сжатом воздухе. В 1929 году оба крейсера были оснащены гидросамолетом Йокосука K1Y , которые находились на них до конца 1931 года. Ещё через год крейсера получили гидросамолеты Накадзима E2N . Во время модернизации была установлена новая пороховая катапульта типа Куре № 2 модель 5. Авиация крейсера была представлена двумя разведывательных гидросамолётами Каваниси E7К и Накадзима Е8N: один на катапульте, другой - на платформе за треногой грот-мачтой, оснащенной более мощным краном. С ноября 1940 года по сентябрь следующего корабли временно несли по одному ГСМ этих типов.

В течение лета и осени 1942 года гидросамолеты Каваниси E7К на Аоба были заменены разведчиками Аичи Е13А1 . После ремонта в феврале 1943 года крейсер вместо одного из двух Е13А, получил один корректировщик Мицубиси F1M2 . Эти самолеты он нес до апреля 1943 года, когда снова был поврежден. После ремонта, с ноября 1943 года и по декабрь 1944-го, когда был разоружен в Куре, он нес 1-2 корректировщика F1M. С декабря крейсер самолётами не оснащался.

История службы

Довоенный период

После вступления в строй Аоба был приписан к морскому округу Йокосука, но уже в 1932 года его перевели в округ Куре, к которому они были приписаны вплоть до исключения из списков флота. Крейсер, вместе с однотипным Кинугаса действовали в составе 5-й дивизии крейсеров. В течение 1932 года корабль находился в резерве. В мае 1933 года крейсер был переведён в состав 6-й дивизии крейсеров, став её флагманским кораблём (в 1936 году временно числился в составе 7 дивизии крейсеров). С 1 декабря 1936 года Аоба был вновь выведен в резерв, в котором должен был находиться до начала модернизации летом 1937 года. Однако разраставшийся конфликт с Китаем заставил отложить начало модернизации и крейсер был использован для перевозки войск в район боевых действий. 1 сентября 1937 года корабль был вновь выведен в резерв. Первоначально модернизация тяжелый крейсеров типов Фурутака и Аоба , не предусматривалась, так как, согласно новой 10-летней кораблестроительной программе на 1937-45 гг. было предусмотрен вывод их из состава флота из-за достижения предельного 20-летнего возраста и строительство вместо них шести новых кораблей. Однако из-за загруженности верфей в 1936 году было всё же решено провести их модернизацию. .

Модернизация включала в себя, прежде всего, стандартизацию и улучшение вооружения (основного, зенитного, торпедного и авиационного), установку более совершенной системы управления. Были заменены на нефтяные котлы со смешанным отоплением, что позволило увеличить дальность хода (8000 км при скорости 12 узлов). При модернизации водоизмещение корабля увеличилось, но благодаря установке новых булей большего размера, остойчивость корабля улучшилась.

По окончании модернизации 15 ноября 1940 года крейсер Аоба вошёл в состав 6-й дивизии в качестве флагманского корабля. Вместе с крейсером Како они составили 1-й отряд дивизии. До конца октября 1941 года крейсер принимал участие в тренировках в водах метрополии. 30 ноября 1941 года 6 дивизия направилась к островам Бонин . Аоба являлся флагманским кораблём контр-адмирала Гото Аримото .

Начало войны на Тихом океане

6-я дивизия, базируясь на Бонинских островах должна была прикрывать операции против американской базы на острове Гуам . Соединение ещё 4 декабря вышло в море, однако слабо укреплённый Гуам был захвачен уже 10 декабря без вмешательства тяжелых кораблей. 12 декабря крейсере прибыли в базу на атолле Трук . Однако захват другой американской базы на Тихом океане - острова Уэйк с первой попытки не удался. Из-за угрозы ответных мер со стороны американского командования, для повторной атаки на остров были привлечены значительные силы японского флота. 6-я дивизия крейсеров вышла в море 13 декабря 1941 года, осуществляя прикрытие операции и вернулась в базу только 10 января 1942 года после захвата острова.

После этого эпицентр боевых действий переместился на юго-запад, где были задействованы почти все японские тяжелые крейсера. Однако самые слабые крейсера 6-й эскадры были оставлены в Труке. В январе 1942 года Аоба , вместе с другими крейсерами дивизии прикрывали высадку японских десантов в Рабауле и Кавиенге . 21 января в ходе операции крейсер подобрал из воды экипаж австралийской летающей лодки, сбитой за четыре дня до этого японскими палубными самлётами с авианосца Сёкаку . Затем, в марте 1942 года 6-я дивизия вновь прибыла в Рабаул. Базируясь на него, японские крейсера (6-я и 18-я дивизии)прикрывали высадки десантов на восточном побережье Новой Гвинеи (в Лаэ и Саламуа), островах Бугенвиль , Шортленд и Манус .

Следующим этапом японского наступления в этом районе стала операция по захвату Порт-Морсби . Крейсера 6-й дивизии, вместе с лёгким авианосцем Сёхо , входили в состав группы Прикрытия оперативного Соединения «МО». В начале мая соединение выдвинулось в направлении Кораллового моря. Против них выступили два оперативных соединения (Task Force) американского флота (11-е и 17-е). Встреча противников привела к сражению в Коралловом море . Утром соединение Прикрытия было атаковано американской авиацией с авианосцев Лексингтон и Йорктаун . Корабли 6-й дивизии со своим слабым зенитных вооружением не смогли оказать серьёзного противодействия и воспрепятствовать потоплению авианосца Сёхо (были сбиты всего 3 из 93 самолётов). Сами крейсера не получили повреждений лишь потому что все самолёты сосредоточились на атаках авианосцев. Итогом сражения стал отказ от захвата Порт-Морсби. 16 мая крейсер Аоба вернулся на Трук, а затем перешёл в метрополию для проведения планового ремонта. Ремонт и докование проходили с 22 мая по 16 июня.

Кампания у Соломоновых островов

После ремонта в Японии Аоба вернулся юго-западный район, базируясь на Рабаул. 6-я дивизия вошла в состав сформированного 8-го Флота под командованием вице-адмирала Микава . После получения сообщений о высадке американцев на острове Гуадалканал основные силы 8-го Флота (5 тяжелых крейсеров, 2 лёгких крейсера и эсминец) вышел в море. В ночь на 9 августа соединение Микавы атаковало союзный флот, расположенный к северу от Гудалканала. Крейсер Аоба сыграл большую роль в бою у острова Саво . Гидросамолёты крейсера дважды (утром и днём 8 августа) провели успешную разведку вражеского 62 оперативного соединения (6 тяжелых и 2 лёгких крейсера и 15 эсминцев), своевременно обнаружив разделение сил противника. Ночью японские крейсера, выстроившись в кильватерную колонну, последовательно атаковали две группы союзных кораблей. Аоба , будучи флагманом 6 дивизии двигался вторым после тяжёлого крейсера Тёкай .

Первой подверглась атаке южная группа союзных кораблей. За 6 минут были тяжело повреждены тяжелые крейсера Чикаго и Канберра . На этом этапе боя Аоба не получил попаданий. Вслед за этим была атакована северная группа. На этот раз бой был более ожесточённым, так как американские крейсера (Астория , Винсенс , Куинси ) смогли открыть ответный огонь. В торпедный аппарат левого борта крейсера попал снаряд неустановленного калибра, вызвав пожар. Но, поскольку из 16 торпед 13 уже были выпущены, серьезных повреждений удалось избежать. За время боя Аоба выпустил по противнику 182 снаряда, а также 13 торпед. Точно определить, какие именно корабли были поражены его орудиями и аппаратами невозможно, но, судя по характеру боя, попадания были во все корабли противника. Японский крейсер потерь не понёс, за исключением экипажа разведывательного самолёта, который не вернулся с очередного задания.

Несмотря на успех в морском сражении, американцы успешно закрепились на Гуадалканале и борьба за него приняла затяжной характер. Крейсера 6-й дивизии (без потопленного ранее крейсера Како ) входили в состав Группы Прикрытия Соединения Южных Морей. В конце августа 1942 года они принимали участие в бою у Восточных Соломоновых островов , но в боевой контакт с противником не вступали. Только гидросамолёты с крейсеров (в том числе и Аоба ) совершили налёт на аэродром Гендерсон .

Весь сентябрь крейсер находился в районе острова Шортленд , прикрывая операции по снабжению гарнизона Гуадалканала. Большая часть подкреплений доставлялась на эсминцах (т. н. Токийский экспресс), что не позволяло перебросить на остров тяжелое вооружение. В начале октября японское командование спланировало операцию по доставке тяжелого вооружения транспортными судами. Нейтрализацию американской авиации собирались провести дневным атаками авиации и ночным обстрелом крейсерами 6-й дивизии. Проведённая операция в ночь на 11 октября привела к бою у мыса Эсперанс , во время которого ударная группа японских крейсеров неожиданно была атакована 64 оперативным соединением американского флота (2 тяжёлых крейсера, 2 лёгкий крейсера и 5 эсминцев).

Японское соединение во главе с Аоба под общим командованием контр-адмирала Гото, не подозревая о присутствии американских кораблей сразу оказалось под сосредоточенным огнём противника. К тому же после первых залпов адмирал, ошибочно полагая, что находится под огнём своих же кораблей, приказал разворачиваться на обратный курс, двигаясь вдоль вражеского строя. Крейсер Аоба получил множество попаданий 155-мм и 203-мм снарядов. Один из первых же снарядов разорвался на мостике флагмана и смертельно ранил контр-адмирала Гото (он умер на следующий день). Командование принял начальник штаба капитан 1 ранга Кикунори Кидзима. Всего же за 25 минут боя крейсер получил, по разным данным, до 40 попаданий. Было убито 8 офицеров и 71 матрос. Башни главного калибра № 2 и № 3 были выведены из строя, причём третья башня выгорела полностью. Были уничтожены почти все системы управления артогнём, несколько зенитных орудий и прожекторов, катапульта. Прочие надстройки корабля получили повреждения. Тем не менее, утром 12 октября крейсер в сопровождении Кинугаса сумел добраться до острова Шортленд и вечером следующего дня ушел в Трук. 15 октября для осмотра повреждений на корабль прибыл командующий японским флотом Исороку Ямамото . 18 октября Аоба вышел в Куре, куда прибыл для ремонта и модификации 22 октября. Ремонт корабля продолжался до 15 февраля 1943 года. На крейсере была временно демонтирована 3-я башня главного калибра, усилено зенитное вооружение, установлена новая мачта. Корабль получил новые гидросамолёты.

Кампания 1943 года

15 февраля завершивший ремонт крейсер был причислен к Восьмому Флоту и вышел в Трук, затем в Рабаул. 4 марта Аоба прибыл в Кавиенг. Через месяц, 3 апреля, находившийся на швартовой стоянке крейсер около 14.30 был атакован самолетами В-25 из состава 43-й бомбардировочной группы 5-го Воздушного Соединения. Во время атаки пилоты применили новый метод топ-мачтового бомбометания, добившись нескольких близких разрывов и одного попадания 227-кг бомбой в правый борт за грот-мачтой Аоба . В торпедном аппарате № 1 взорвались две боеголовки торпед типа 93, что вызвало пожар в машинном отделении № 2. В кормовой части образовалась 3-метровая пробоина. Справиться с огнём удалось к 15.20 с помощью эсминца Хацудзуки . Был отдан приказ отбуксировать крейсер в Трук, но несмотря на откачку воды, затопление кормовой части продолжалось так быстро, что Аоба в 19.35 пришлось срочно посадить на мель с креном 6 градусов. На следующий день ремонтная база Ямабико Мару начала откачку воды и заделку пробоины. 20 апреля Аоба всплыл, на следующий день был взят на буксир крейсера Сендай и 25 апреля приведен в Трук. Там с помощью ремонтного судна Акаси на нём произвели временный ремонт, закончившийся 25 июля, после чего крейсер своим ходом ушел в Куре для основательного ремонта.

Существовало несколько вариантов дальнейшей судьбы повреждённого крейсера. Первый из них предусматривал переделку Аоба в «авианосный крейсер» с сохранением башен № 1 и № 2 и с размещением на месте кормовой 6 гидросамолетов. Существовал план переделки в эскадренный танкер с заменой половины котельных и машинных отделений топливными цистернами и снижением скорости до 25-узлов. Но в итоге более простым и быстрым вариантом оказался обычный ремонт корабля с сохранением его первоначального назначения. Крейсер прибыл в Куре 1 августа и до 24 ноября 1943 года на нём выполнялись ремонтные работы. За это время была отремонтирована и возвращена на место башня ГК, разрушенная во время бой у мыса Эсперанс. Помимо ремонта, корабль получил радарную установку «тип 21», более мощные прожекторы. Так как ремонт был неполным, скорость крейсера снизилась до 28 узлов.

Кампания 1944 года

По окончанию ремонта Аоба 25 ноября был прикреплен к Первому Южному Экспедиционному Флоту (он же Флот Юго-Западного района). 24 декабря он прибыл в Сингапур, где находился стоял в Сингапуре до 27 февраля 1944 года, изредка проводя учения на рейде Линга Роудз. С 3 по 9 января он совершил рейс по перевозке войск в Пенанг , а с 23 по 27 января совершил рейс на Андаманские острова. 25 февраля Аоба ввели в состав 16-й дивизии крейсеров, вместо тяжелого крейсера Асигара .

В марте 1944 года крейсер принял участие в очередном рейде японского флота в Индийский океан. Соединение под командованием контр-адмирала Н. Саконджу (тяжелые крейсера Тоне , Тикума и Аоба . 9 марта к югу от Кокосовых островов был потоплен британский пароход Бехар . Но так как тот успел подать предупреждающий сигнал, операция была отменена. 25 марта соединение вернулось в Сингапур. В апреле-мае 1944 года крейсер в основном осуществлял транспортные операции. 23 апреля принимал участие в спасении экипажа эсминца Амагири , погибшего на магнитной мине 23 апреля. В конце апреля он перебазировался на Филиппины.

В июне 1944 года крейсер дважды принимал участие в неудачной попытке доставки подкреплений на остров Биак , который подвергся атаке американского флота. Соединение контр-адмирала Н. Саконджу (Аоба , лёгкий крейсер Кину , 2 минных заградителя и 3 эсминца) должны были доставить 2500 человек подкрепления с Филиппин. Операцию прикрывало соединение, состоящее из линкора Фусо и 2 тяжелых крейсеров. Однако, из-за слишком раннего обнаружения операция была отменена командованием Флота и корабли возвратились на базу. Вторая попытка была осуществлена только эсминцами, а Аоба осуществлял дальнее прикрытие операции, которая также завершилась неудачей. В ходе операции крейсер 6 июня был атакован 11 американскими бомбардировщиками B-24 . Бой продолжался почти час, в ходе которого для отражения атак использовалась артиллерия главного калибра. Корабль не имел повреждений но и сбить хотя бы один вражеский самолёт ему не удалось. Японское командование не оставляло идею оказанная помощи Биаку, намереваясь использовать даже линкоры Ямато и Мусаси , но в середине июня начались атаки на Марианские острова и флот стал готовиться к генеральному сражению.

Аоба не был задействован в этой операции и не принимал участие в сражении у Марианских островов . Вместо этого он был направлен в Сингапур, где в июле крейсер прошел докование и модернизацию. В очередной раз было усилено зенитное вооружение, был установлен новый радар «тип 22». После этого корабль вышел на Линга Роудз, где простоял в готовности и учениях до 21 октября. 11 октября Аоба получил легкие повреждения (загнуты бортовые броневые плиты) при столкновении с крейсером Кину

К этому времени началось вторжение американцев на Филиппины и все боеспособные корабли были брошены в бой в ходе грандиозного морского сражения за Филиппины. 16 дивизии крейсеров во главе с Аоба отводилась второстепенная роль перевозки войск в Манилу в качестве транспортного соединения. 21 октября соединение вышло с Линга в Манилу. 23 октября в 04.30 Аоба был торпедирован подводной лодкой SS-243 Брим . Из шести выпущенных торпед в крейсер попала одна. Попадание пришлось в правый борт напротив «многострадального» носового машинного отделения № 2, которое было затоплено. Крейсер получил крен в 13 градусов, был взят на буксир Кину и приведен Манильскую бухту. Во время экстренного ремонта он 24 и 29 октября подвергался атакам палубной авиации 38-го оперативного соединения. После откачки воды из затопленных отсеков и ремонта одного турбоагрегата крейсер смог дать 5-узловый ход и 5 ноября вышел из Манилы в составе конвоя. Корабль представлял хорошую мишень для подводных лодок, но охранение конвоя сорвало все попытки атаковать корабль со стороны американской лодки SS-310 Бэтфиш . На следующий день Аоба вновь избежал попаданий, хотя три американские лодки выпустили по конвою в общей сложности 23 торпеды. 12 декабря 1944 года крейсер Аоба прибыл в Куре.

Гибель корабля

Возможностей осуществить быстрый ремонт большого корабля на японских верфях уже не было. Аоба 28 февраля 1945 года переклассифицировали в резервный корабль. Его легкое зенитное вооружение было в очередной раз усилено после воздушных рейдов на Куре 19 марта. 20 июня Аоба снова переклассифицировали в специальный сторожевой корабль, но ошвартованный на верфи флота в Куре, он использовался как зенитная плавбатарея. Во время налетов самолетов 38-го оперативного соединения 24 июля крейсер получил одно прямое попадание и несколько близких разрывов. Бомба весом 227 кг попала в носовую часть с левого борта и, взорвавшись, разрушила среднюю палубу и обшивку, после чего вода затопила четыре отсека. Тяжелая бомба взорвалась около машинного отделения № 3, разрушив обшивку корпуса на длине около 10 метров. Около 22 часов корабль сел на грунт рядом с берегом у военной верфи на глубине около 7 метров, получив из-за рельефа дна крен на правый борт в 9 градусов.

Утром 28-го при атаке 10 самолетов того же соединения сидящий на грунте Аоба получил ещё одно прямое попадание 227-кг бомбой, которая пронзила верхнюю и среднюю палубы у основания носовой надстройки с правого борта. В результате затопило котельное отделение № 1 и вычислительный пост под бронепалубой. Днем примерно такое же количество самолетов добились трех прямых попаданий справа от грот-мачты.

В 16.00 при атаке высотных бомбардировщиков В-24 7-го Воздушного Соединения Аоба снова поразили бомбы. По меньшей мере три 227-кг попали в корму, за башней ГК № 3, поперек корпуса, расколов его так, что отделилась корма. Командир корабля приказал покинуть крейсер. В последующие дни приступили к демонтажу легко доступного и не залитого водой вооружения и оборудования.

Отчёт капитана корабля американской комиссии. Повреждения, причинённые крейсеру "Аоба" в результате попадания бомб
1. Попадания.
24 июля: 1 прямое попадание, 1 близкий разрыв
28 июля: 8 прямых попаданий, много близких разрывов
2. Нынешнее состояние корабля.
Вследствие тяжёлых повреждений, причинённых корпусу корабля многочисленными прямыми попаданиями и близкими разрывами бомб, корабль принял много воды и сел на грунт. Кормовая часть корпуса корабля отломилась.
3. Размеры спасательных работ.
Всё легко доступное и не залитое водой вооружение и оборудование было снято с корабля и корабль покинут.
4. Подробности налётов.
а) Налёт 24 июля
С 06 ч. 15 м. до 16 ч. 00 м. авианосные самолёты непрерывно производили налёты на крейсер "Аоба" В течение дня налёты производили около 30 самолётов "Грумман". Они добились одного прямого попадания в носовую часть корабля, кроме того одна бомба упала очень близко от кормовой части левого борта в районе второй трубы. Близко упавшая от корабля бомба причинила следующие разрушения: полностью были затоплены все машинные и котельные отсеки № 4, 5, 6 и 7. В 10 ч. 00 м. корабль потерял плавучесть и сел на грунт.
б) Налёт 28 июля
Около 10 самолётов "Грумман" произвели налёт на крейсер утром, и затем снова после полудня. Корабль получил четыре прямых попадания и загорелся. В 16 ч. 00 м. самолёты Б-24 произвели ещё один налёт и добились четырёх и даже больше прямых попаданий в корму в результате чего она отломилась. Корабль был покинут вследствие всех этих повреждений.

15 августа Аоба в последний раз переклассифицировали в резервный корабль, а 20 ноября исключили из списков флота. Корпус бывшего крейсера ещё больше ушел под воду во время тайфуна 18 сентября 1945 года. Остов Аоба был поднят и разобран на металл на соседней верфи компании Харима Шипбилдинг (прежняя верфь флота в Куре) в 1946-47 гг.

Командиры корабля

Otani Shiro 01.04.1927-15.11.1927
Inoue Choji 15.11.1927-10.12.1928
Higurashi Toshiu 10.12.1928-30.11.1929
Katagiri Eikichi 3011.1929-01.12.1930
Koga Mineichi 01.12.1930-01.12.1931
Hoshino Kurayoshi 01.12.1931-15.11.1932
Koike Shiro 15.11.1932-15.11.1932
Sugiyama Rokuzo 15.11.1932-20.02.1934
Mikawa Gunichi 20.02.1934-15.11.1934
Goga Keijiro 15.11.1934-15.11.1935
Hiraoka Kumeichi 15.11.1935-15.11.1937
Hirose Sueto 15.11.1937-15.11.1939
Akiyama Katsuzo 15.11.1939-01.11.1940
Mori Tomoichi 01.11.1940-25.07.1941
Hisamune Sojiro 25.07.1941-10.11.1942
Araki Tsutau 10.11.1942-31.12.1942
Tawara Yoshioki 31.12.1942-24.02.1943
Yamamori Kamenosuke 21.02.1943-01.06.1944
Yamazumi Chusaburo 01.04.1944-01.01.1945
Murayama Seiroku 01.01.1945-20.11.1945

На момент начала Второй мировой войны японский Императорский флот являлся третьим крупнейшим военно-морским флотом мира, уступая только ВМС США и ВМС Великобритании. По состоянию на декабрь 1941 г. в составе японского флота числилось 18 тяжелых крейсеров. В целом же структура и боевой состав флота носили скорее наступательный, чем оборонительный характер. Японские тяжелые крейсера были большими кораблями с исключительно мощным артиллерийским и торпедным вооружением, высокой скоростью плавания и значительной осадкой. Крейсера отлично подходили для ведения боевых действий в темное время суток. Значительные размеры в сочетании с мощнейшими силовыми установками позволят модернизировать крейсера «малой кровью», усиливая их торпедное и зенитно-артиллерийское вооружение. Отличительными чертами внешнего облика крейсеров стали пагодообразные башни-надстройки, по которым японские крейсера легко отличить от крейсеров флота любой другой страны мира. В дополнение к надстройкам необычного вида конструкторы поставили на крейсера и еще крайне необычные изогнутые дымовые трубы. Эти ласкающий взгляд военно- морских эстетов корабли прошли все горнило войны на Тихом океане.

Крейсера типа «Аоба»

Крейсера типа «Аоба»

Крейсер «Аоба» и его систер-шип «Кинугаса» представляли собой развитие проекта «Фурутака» при той же самой длине корпуса и незначительно увеличенной ширине по мидель-шпангоуту. Пока Хирага находился за рубежами Японии, эти крейсера, «Аобы», спроектировал Фухимото. Фухимото в процессе проектирования тесно сотрудничал с представителями Императорского японского флота, из-за чего фухимотовские крейсера получились гораздо менее остойчивыми по сравнению с проектами, принадлежащими карандашу великого Хирага. С другой стороны, установка трех двухорудийных башен главного калибра вместо шести одноорудийных позволило освободить на крейсерах место под монтаж катапульты больших размеров, способной запускать гидропланы большего полетного веса, и под установку поворотных торпедных аппаратов. Хирага категорически не соглашался с идеями Фухимото, но, несмотря на протесты признанного авторитета в области кораблестроения, его собственные крейсера «Фурутака» и «Како» прошли модернизацию до уровня крейсеров типа «Аоба».

«Аоба» и «Кинугаса» стали вторыми средними (позже их переклассифицировали в тяжелые) крейсерами, построенными японцами в духе Вашингтонского договора. Закладка крейсеров была одобрена в 1923 г. как компенсация постройки новых линкоров и линейных крейсеров, которые запрещалось Японии строить в 20-е годы по условиям Вашингтонского договора. «Аоба» и «Кинуг аса» стали первыми японскими крейсерами, проект которых изначально предусматривал наличие на борту катапульты для гидропланов. В ходе ремонта 1938–1940 г.г. оба корабля довели до стандартов тяжелого крейсера, крейсера класса «А». Пристроенные в ходе ремонта к корпусам були сделали корабли более остойчивыми, ширина по мидель-шпангоуту после монтажа булей возросла до 17,6 м, но скорость полного хода упала до 33,4 узлов. Були неожиданно для конструкторов уменьшили осадку кораблей.

В военное время длина крейсеров типа «Аоба» составляла 185,2 м, ширина по мидель-шпангоуту - 17,6 м, осадка - 5,6 м. Водоизмещение «Аобы» получилось несколько большим, чем у «Фурутаки», испытательное водоизмещение крейсера «Аоба» равнялось 10 850 т. В конце войны полное водоизмещение «Аобы» находилось на уровне 11 660 т. На крейсерах типа «Аоба» стояло по 12 котлов Канпон и по четыре турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 108 456 л.с. Скорость полного хода крейсера - 33,4 узла. При использовании крейсера «Аоба» в качестве флагмана соединения, его команда состояла из 680 моряков. Команда крейсера «Кинугаса» насчитывала 657 мужчин японской национальности.








Бронепояс длинной 79,9 м имел толщину 76,2 мм, высоту 4,12 м и был установлен с наклоном в 9 градусов к вертикали. В ходе ремонта бронезащита в небольшом количестве была установлена на надстройке.

Главный калибр крейсера типа «Аоба» во войны состоял из шести 203-мм орудий тин 3 в трех двухорудийных башнях, двух носовых и одной кормовой. Такое размещение главного калибра в японском флоте получили только крейсера типа «Фурутака» (после модернизации) и типа «Аоба». Максимальная дальность стрельбы японских 203-мм орудий составляла 29 км. Снаряд массой 126 кг вылетал из ствола со скоростью 835 м/с. Артиллерию среднего калибра составляли четыре универсальных орудия калибра 120 мм (длина ствола 45 калибров) тип 10. Прочая артиллерия - 15 автоматических 25-мм пушек тип 96 в строенных и спаренных установках. На крейсерах стояло по 16 6120-мм торпедных аппаратов. Во время ремонта на крейсера «Аоба» смонтировали рельсы для сброса глубинных бом - зачем это было сделано, знали только в штабе Императорского японского флота. Полет мысли военных часто бывает загадочным для штатских умов, не способных представить себе тяжелый крейсер, гоняющийся за подводной лодкой! Данное утверждение касается не только японских адмиралов. Некогда в одной стране конструкторы приступили к проектированию авианосца, а с учетом просвещенного военного мнения создали тяжелый авиационный крейсер, самолеты которого в лучшем случае могли напугать вероятного противника ревом своих двигателей. Однако, вернемся с Японию. Крейсера типа «Аоба» были способны нести по два трехместных гидросамолета-разведчика типа Е7К2 или E13AI.





Крейсер «Аоба» заложили 4 февраля 1924 г., спустили на воду на верфи Фимы Мицубиси в Нагасаки 25 сентября 1926 г. Систер-шип «Кинугаса» был заложен на заводе фирмы Кавасаки в Кобе 23 января 1924 г. и спущен на воду 24 октября 1926 г. По вступлении в строй оба крейсера приписали к военно-морской базе Сасебо, но в 1932 г. перевели в Куре, где они оставались прописанными до самого окончания Второй мировой войны.

На момент начала Второй мировой войны крейсера «Фурутака» и «Како» входили в 6-ю эскадру, которой командовал адмирал Гото Аритомо. Эскадра оперировала в водах Гуама, а 23 декабря 1941 г. действовала против острова Уэйк. Затем эскадра базировалась па Трук, откуда принимала участие в сражения у островов Голландской Индии. 6-я эскадра покинула Трук, чтобы принять участие в нападении на Рабаул, Новая Британия, и Кависнг. Новая Ирландия. 23 января 1942 г.









Пока крейсера находились в Рабауле, Трук подвергся ударам американской палубной авиации с авианосцев Тэск Форс 11. Крейсера провели поиск авианосца «Лексингтон», который успехом не увенчался. После пополнения запасов на Труке крейсера ушли на юг, к Рабаулу, где действовали вместе с 18-й дивизией, поддерживая высадку японских войск на острова Лае и Саламауа. Затем корабли 6-й дивизии вместе с легким крейсером «Сёхо» прикрывали огнем десант на Тулаги. Тяжелый крейсера тогда повреждений не получили, но «Сехо» был потоплен во время сражения в Коралловом море 7 мая 1942 г. Затем, 8 мая 1942 г., «Фурутака» и «Кинугаса» эскортировали авианосец «Сёкаку», в то время как «Аоба» и «Како» прикрывали отход конвоя с силами вторжения в Порт-Морсби. После этого похода крейсера 6-й дивизии ушли на заводской ремонт в Куре, после ремонта они вернулись на Трук, а затем отправились на маневры в залив Реката.

После высадки американцев на Гуадалканале, все четыре крейсера 6-й дивизии покинули пролив Мове, соединившись в Рабауле с тяжелым крейсером «Чокай». Крейсера под командованием адмирала Микава в водах острова Саво в ночь с 8 на 9 августа 1942 г. вступили в бой с американскими кораблями. В ту роковую для ВМС США ночь на дно пошло четыре американских крейсера. Пять японских крейсеров израсходовали за бой 1020 снарядов калибра 203 мм и 45 торпед тип 93. Дистанция боя неожиданно получилась очень короткой - менее 5000 м, а ведь японский флот долго и упорно тренировался в ведении сражений в ночное время, причем на гораздо больших дистанциях. Разрывы снарядов японские офицеры прекрасно видели в отличные бинокли Никон и Кэнон, без груда корректируя огонь артиллерии своих кораблей. Американские же корабли к тому же были прекрасно оснащены прожекторами и осветительными снарядами, вдобавок самолеты с японских крейсеров подсвечивали крейсера янки осветительными бомбами и ракетами. В цель попало примерно 10 % снарядов, выпушенных японскими крейсерами и пять или шесть торпед. Австралийский крейсер «Канберра» получил не менее двадцати прямых попадания 203- и 120-мм снарядов, два попадания торпедами. Тяжелый крейсер флота США «Чикаго» получил несколько попаданий снарядами крупного калибра, а торпеда тип 93 оторвала у корабля носовую часть. «Чикаго» остался на плаву, его отремонтировали, но - от судьбы не уйдешь: 30 декабря 1943 г. «Чикаго» был торпедирован в водах Соломоновых островов японским самолетом-торпедоносцем. Тяжелый крейсер «Винсеннес» затонул после попадания в него двух или трех торпед, выпущенных японскими крейсерами. Тяжелые крейсера «Астория» и «Куинси» были отправлены на дно артиллерией японских кораблей. хотя американские источники говорят о попадании в эти крейсера торпед. Американские крейсера не имели торпедных аппаратов, а японские их несли. Так командование японским флотом убедилось в правильности своего решения, принятого в пику мнению конструктора Хирага, в отношении сохранения торпедного вооружения на тяжелых крейсерах. По крайней мере на время, правота военных восторжествовала.



Крейсер «Чокай» получил повреждения ответным огнем с американских крейсеров «Куинси» и «Астория», после чего его пришлось увести в Рабаул на ремонт. «Аоба» был поражен снарядом в левый борт в районе торпедного аппарата, после чего на крейсере разгорелся пожар. Торпеда из торпедного аппарата уже была выпушена, поэтому пожар не вызвал детонации «рыбки», а сам пожар ликвидировали. Крейсер оперативно отремонтировали в Кавиенге. Крейсер «Кинугаса» был поражен 203-мм снарядом, запушенным из пушки крейсера ВМС США «Винсенесс», но снаряд не взорвался. а нормально сработавший 5-дюймовый снаряд эсминца «Паттерсон» (типа «Ашан») серьезного ущерба японскому крейсеру не нанес. Если «Чокай» ушел в Рабаул, то крейсера 6-й дивизии вернулись в пролив Мове. По нуги к проливу, 10 августа 1942 г., в крейсер «Како» попали три торпеды, выпущенные американской субмариной S-44. «Како» перевернулся и затонул всего за пять минут, став вторым японским крейсером, погибшим в годы Второй мировой войны (первым был крейсер «Микума»), Крейсер «Како» официально исключили из списков императорского японского флота 15 сентября 1942 г. Три уцелевших крейсера 6- й дивизии произвели необходимый ремонт, пополнили запасы, после чего ушли на якорную стоянку в Шортлээндз.

Крейсер «Чокай» и корабли 6-й дивизии (уже без «Како») покинули Шортлэндз для проводки конвоев на Гуадалканал, на якорную стоянку крейсера вернулись 26 августа, не получив никаких повреждений. Очередной выход состоялся 10 октября 1942 г.































Тогда перед крейсерами вышестоящее командование поставило задачу бомбардировать артиллерийским огнем авиабазу морской авиации в Хендерсон-Филд с целью обеспечения проводки очередного конвоя с подкреплениями для гарнизона Гуадалканала. Главный калибр крейсеров открыл огонь по аэродрому с расставленными на стоянках самолетами зажигательными снарядами. Ужас, что там творилось! Японцы были не прочь повторить в водах острова Саво свою августовскую викторию. Ан нет - на крейсерах и эсминцах ВМС США появились радары. Появление американской эскадры под командованием контр-адмирала Норманна Скотта стало для японской 6-й дивизии крейсеров сюрпризом. «Фурутака» за короткий срок получил несколько прямых попаданий снарядами калибра 8 и 5 дюймов. от которых загорелись заправленные кислородом торпеды тип 93. Крейсер заполыхал, превратившись в отменную мишень для канониров американских крейсеров и эсминцев. Пожар вывел из строя машинное отделение корабля. Крейсер ушел навсегда в воду острова Саво - третий японский крейсер, погибший во Второй мировой войне. В крейсер «Аоба» попало 24 8 и 5-дюймовых снаряда, был убит адмирал Гото Аритомо, командовавший 6-й дивизией крейсеров с 15 сентября 1941 г. две башни главного калибра крейсера вышли из строя. «Аоба» и «Кинугаса» вышли из боя, чтобы перезарядить орудия бронебойными снарядами. Неповрежденный «Кинугаса» открыл огонь прямой наводкой с дистанции 7000 км по неожиданно попавшему в луч прожектора американскому легкому крейсеру «Бойз». В американский крейсер вонзилось восемь 203-мм снарядов, на «Бойзе» загорелся погреб 155-мм снарядов, но как ни странно, «Бойз» уцелел - через пробоину в борту в погреб боезапаса хлынула вода, погасившая пожар. Два снаряда пушек «Кинугасы» попали в тяжелый крейсер «Солт Лэйк Сити», впрочем, не причинив последнему серьезного ущерба.

Два уцелевших в сражении японских крейсера вернулись на следующий день к якорной стоянке у островов Шортлэндз. Флагманом 6-й дивизии стал крейсер «Кинугаса». «Аоба» ушел на Трук, где его инспектировал адмирал Ямомото, отметавший необходимость постановки корабля в заводской ремонт. Крейсер ушел в Куре, где его но прибытии немедленно поставили в сухой док.





В ночь с 14 на 15 октября 1942 г, крейсера «Чокай» и «Кинугаса» обстреляли Хендерсон-Филд, после чего благополучно вернулись в Шортлэндз. После очередной операции по прикрытию конвоев 6-я дивизия крейсеров была расформирована. Крейсер «Кинугаса» придали 8-му флоту для замены сил адмирала Микава, которые ушли на ремонт в Японию. Затем, в ходе похода к Гуадалканалу крейсер «Кинугаса» был потоплен. Крейсера «Чокай», «Кинугаса», «Майя» и «Сузуя» в который раз обстреляли Хендерсон-Филд. Обстрел получился удачным, однако на обратном пути к Шортлэндзу утром 14 ноября японские корабли были атакованы южнее островов Новая Георгия самолетами с авианосца «Энтерпрайз». В «Кинугасу» попала 223-кг бомба, сброшенная пикирующим бомбардировщиком Дуглас SBD-3. Бомба прошила носовую надстройку и разорвалась на бронепалубе ниже ватерлинии, причинив значительные потери в личном составе. От взрыва бомбы загорелась цистерна с авиационным бензином, вышло из строя рулевое управление. Через два часа после взрыва бомбы крейсер затонул. Из боевого состава императорского японского флота крейсер «Кинугаса» был исключен 15 декабря 1942 г. Из первых четырех японских тяжелых крейсеров «в живых» оставался только находившийся на ремонте в Курс «Аоба». Ремонт «Аобы» был завершен 15 февраля 1943 г. - по сравнению с американцами японцы ремонтировали крупные корабли много дольше. В ходе ремонта на крейсере «Аоба» усилили зенитное вооружение, установили направляющие для сброса глубинных бомб.





По завершению ремонта крейсер «Аоба» покинул Куре и ушел па Трук, где в командование кораблем вступил достойный самурай Ямамори Каменосуке. Из Трука корабль отозвали на Рабаул, а потом послали на якорную стоянку (это так тогда называлось) в пролив Мове, куда «Аоба» и пришел 4 марта 1943 г. Почти год прошел с тех пор, как «Аоба» мирно покачивался в проливе на якорях вместе с другими крейсерами 6-й дивизии. За год тишина покинула эти благословенные места. На якорной стоянке крейсер атаковали бомбардировщики В-17.

«Крепости» стелились над самой водой, чтобы бомбы после сброса отрекошетили от водной поверхности в борт крейсера - топмачтовое бомбометание. Одна 225-кг попала в район авиационной катапульты, вызвав взрыв двух находившихся в торпедных аппаратах торпед тип 93. Сильные повреждения получил корпус и машинное отделение. Хирага был прав в отношении излишества торпед на тяжелых крейсерах. Легкий крейсер «Сендай» пытался буксировать крейсер «Аоба» на Трук, но в конечном итоге ввиду опасности затопления корабля вынужден был посадить «Аобу» на мель. Через несколько дней к крейсеру подошло спасательное судно «Ямабико Маару», которое откачало из отсеков корпуса воду, после чего на пробоины завели пластыри и «Сендай» смог возобновить буксировку «Аобы» на Трук. На Труке высокие начальники осмотрели крейсера, приняв решение опять отправить корабль на ремонт в Куре. В сухой док крейсер «Лоба» был поставлен 1 августа 1943 г.





25 февраля 1944 г. крейсер «Аоба» покинул сухой док базы Куре. В Сингапуре крейсер модернизировали под использование в качестве флагмана 16-й дивизии, которой командовал адмирал Саконю Наомаса. «Аоба» выполнил несколько транспортных рейсов между Сингапуром и островами Голландской Индии и южной частью Филиппин - к этому времени Япония лишилась большей части своих транспортов, а тс, которые уцелели, уже не могли прорывать блокаду, учиненную американским флотом. Планировался рейдерский поход в Индийский океан совместно с крейсерами «Тоне» и «Чикума», но его отменили. «Аоба» продолжал доставлять людей и грузы изолированным японским гарнизонам до 4 июля 1944 г., когда его поставили на текущий ремонт в Лингга Роад, Сингапур. После ремонта во время совместного с легким крейсером «Кино» перехода в Манилу, крейсер «Аоба» получил попадание одной из шести выпущенных субмариной «Брим» торпед. Торпеда взорвалась в машинном отделении японского корабля. Крейсер «Кино» отбуксировал «Аобу» в военно-морскую базу Кавите, что недалеко от Манилы. Здесь крейсер неоднократно подвергался налетам американской авиации - бомбы падали рядом, но ни одна в корабль не попала. «Аобу» в который раз отремонтировали, но не до конца. Крейсер ушел в Куре, где его 12 сентября 1944 г. поставили в сухой док. Американцы не оставили «Аобу» и в Курс: волна за волной накатывали палубные самолеты с американских авианосцев на поврежденный японский крейсер, который к тому же стоял в сухом доке. Зенитная артиллерия крейсера была включена в состав ПВО базы Куре, для чего корабль вывели из дока и притопили на мелководье рядом с военно-морской верфью. 28 июля ставший зенитной батареей крейсер подвергся мощному удару самолетов авианосного соединения Тэск Форс 38. «Аоба» получил фатальное попадание 225-кг бомбой, которая взорвалась в межпалубном пространстве. В тот же день в крейсер попало еще не менее трех 225-кг бомб, сброшенных с «Либерейтора». Корпус корабля просто развалило. Из списков императорского японского флота крейсер «Аоба» исключили 20 ноября 1945 г.





Тяжёлые крейсера типа Aoba

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

История создания

Предпосылки к созданию

3 июля 1922 года по приказу морского министра Томосабуро Като было объявлено о начале программы строительства дополнительных кораблей для флота Японии. Суммарно планировалось заказать 59 кораблей разных классов, в их число вошли два 7100 т крейсера стандартного водоизмещения. Новые крейсера должны были дополнить строящиеся на тот момент новые тяжелые крейсера типа Furutaka , для образования однородной эскадры из четырех кораблей. Ими должны были стать тяжелые крейсера типа Aoba .

Так как крейсера относились к 1-ому классу, они получили названия по именам гор. Крейсер №3 называют в честь горы Кинугасан расположенной в префектуре Киото, а крейсер №4 - в честь горы Аобасан префектуры Мийяги. Оба названия в японском флоте применялись впервые.

Постройка и испытания

4. Катапульта . Хотя при вводе в строй крейсера укомплектовали без установленных катапульт, возможность её установки предусмотрели в 1925 году при изменении проекта. Именно корабль типа Aoba , стал первые военным кораблем ВМС Японии с установленной катапультой.

5. Управление стрельбой . Изменено расположение модулей и систем управления стрельбой.

6. Энергетическая установка . За счет увеличившегося водоизмещения упала максимальная скорость хода несмотря на возросшую мощность ЭУ. Помимо этого установлены более мощные вспомогательные установки.

7. Рулевой привод . Вместо паровых приводов на типе Furutaka на типе Aoba применили электрогидравлические. Подачу масла под давлением обеспечивали насосы с электроприводом типа У.Дженни на IJN Aoba и типа Хеле-Шо на IJN Kinugasa . Передача вращения от установленного на мостике штурвала осуществлялась с помощью телемотора.

8. Экипаж . Увеличено количество личного состава.

Описание конструкции

Корпус и Бронирование

Так как крейсера данного типа по своей сути являются «Улучшенным типом Furutaka », то конструкция корпуса и бронирование остались идентичны. Главный бронепояс состоял из нецементированной хромистой стали с длиной 79,88 м, шириной 4,12 м и толщиной 76 мм, защищавший котельные отделения. Крепился непосредственно к шпангоутам под наклоном в 9° и являлся часть силового набора корпуса. Пояс выступал из воды на 3,28 м. Согласно проекту должен был защищать от попадания 152-мм снарядов выпущенных с расстояния в 12-15 км, о какой либо защите от 203-мм снарядов не шло и речи.

Весовые характеристики типа Aoba

Энергетическая установка и ходовые качества

На тяжелые крейсера типа Aoba устанавливались турбозубчатые агрегаты разного типа. На IJN Aoba установили ТЗА типа Mitsubishi-Parsons (как и на IJN Furutaka ), а на IJN Kinugasa - ТЗА типа Kawasaki-Curtis (как и на IJN Kako ). На ходовых испытаниях, корабли смогли достичь скорости в 34,5 узла при максимальной мощности силовой установки 106000 л.с. и водоизмещении, чуть меньше 9000.

Ёмкость угля и нефти составляла 400 т угля и 1400 т нефти. Согласно проекту этого было достаточно, для преодоления 7000 миль на 14 узлах.

По сравнению с предыдущим проектом, на новые крейсера были установлены более мощные вспомогательные механизмы, при которых мощность электрических генераторов повысили до 450 кВт.

Экипаж и обитаемость

По проекту экипаж должен был состоять из 45 офицеров и 577 унтер-офицеров и рядовых, итого 622 человека. Реально же, до 1938 года в среднем численность экипажа составляла 643 человека меняясь в зависимости от условий (флагман или нет).

Вооружение

Главный калибр

В качестве орудий главного калибра, были выбраны 200-мм/50-клб орудия Type 3 , установленные в двухорудийных башнях модели «С». Новые орудийные башни позволяли достичь угла возвышения в 40°, что обеспечило дальность стрельбы в 26700 м. Установка новых 157-тонных двухорудийных башен, вместо «полубашен» модели «А» (как на типе Furutaka ), позволило увеличить скорострельность до 5 выстр/мин. Это было достигнуто путем снижения утомляемости прислуги работающей на подаче боезапаса, путем установки новых механизмов, сделав подачу более надежной и защищенной. Однако, подобные переделки привели к увеличению веса почти на 126 т, что повлекло за собой необходимость укрепления конструкции.

Характеристика орудий главного калибра Type 3 200 мм/50 калибра

Вспомогательная/зенитная артиллерия

В качестве вспомогательной артиллерии использовались 120-мм/45-клб зенитные орудия Type 10 , появившиеся на флоте в 1926 г. Орудия устанавливались в одиночные установки модели «В» без щитов. Дальность стрельбы по горизонтали составляла 15600 м, а по вертикали - 10065 м. Скорострельность 10-11 выстр/мин. Скорость горизонтального наведения составляла 10 град/с, вертикального - 6,5 град/с. В качестве основного снаряда использовались новые снаряды Type 3, так же поступившие на вооружение в 1926 г.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение состояло из шести спаренных 610-мм торпедных аппаратов Type 12 , располагавшихся на средней палубе. Запускаемые из них парогазовые торпеды Type 8 №2 при стартовой массе в 2,362 тонны несли 346 кг тринитрофенола и могли пройти 20 000 м на 27 узлах, 15 000 на 32 и 10 000 на 38. Для управления их стрельбой на крыше третьего яруса надстройки было установлено два торпедных директора Type 14.

Исходно при разработке 7500-тонного проекта Хирага предполагал не устанавливать ТА, считая их слишком уязвимым местом для крупного корабля. Однако МГШ уже к тому времени сделал ставку на ночные бои, и в итоге все строившиеся в Японии тяжёлые крейсера оснащались мощным торпедным вооружением.

Авиационное вооружение

Изначально в сентябре 1927 г., крейсера укомплектовывались без катапульт, однако возможность её установки предусмотрели при изменении проекта в 1925 г.

В мае 1928 г. успешно закончились испытания катапульты типа Куре, с которой запускался гидросамолет Type 15. В конце месяца, катапульту типа Куре №1 установили на IJN Kinugasa . Он стал первым кораблем японского флота с катапультой. Ровно через год в Йокосуке, катапульту получил однотипный IJN Aoba . В 1929 г. произведена замена гидросамолета на Type 15 E2 №1, находившиеся в эксплуатации на кораблях до конца 1931 г. Еще через год крейсера получили гидросамолеты Type 90 Е4 №2.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Система управления стрельбой крейсеров типа Aoba состояла из вспомогательного поста управления стрельбой главного калибра и кормовых 3,5 - метровых дальномеров Type 14, размещенных за грот-мачтой; двух 90-см прожекторов типа «SU» установленных в разных местах, для уменьшения влияния друг на друга, один располагался между трубами, другой - перед самой грот-мачтой. В башнях №2 и №3, из-за возросшей дальности стрельбы, установили 6-метровые дальномеры Type 14 с дальностью действия 35000 м: на дистанции 25000 м ошибка составляла 235 м, на 20000 м - 191 м, а на 10000 м - 48 м.

Модернизации и переоборудования

За весь срок службы, крейсера неоднократно проходили модернизацию:

  • В 1930 году пневмокатапульта замена на пороховую - Type Kure Mod.1. 120-мм зенитные установки заменены новым с щитом и электрогидравлическим приводом модели «В»;
  • В 1932 году установлены спонсоны по бокам носовой надстройки для двух счетверенных установок 13,2-мм автоматов ;
  • В 1936 году произведена замена зарядных подъемников толкающего типа ковшовыми. Новый тип подъемников был гораздо пожаробезопаснее, хотя и медленнее толкающего;
  • В 1938-1940 годах, увеличена ширина корпуса за счет бортовых булей для повышения остойчивости. Часть объема булей использовали для системы контрзатопления, часть для топливных танков и часть заполнили водонепроницаемыми стальными трубами. Помимо изменений корпуса, они коснулись ЭУ и вооружения. Демонтированы все котлы смешанного отопления и заменены на нефтяные. Заменены 200-мм орудия