Структура организации коррекционно образовательного процесса. Специфика организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова). Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

Для оказания помощи открываются следующие группы:

  • * младшая (от 2,5 до 3,5 лет);* средняя (от 3,5 до 5 лет);
  • * старшая (для детей в возрасте 5--6 лет).

По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):

  • * в школу (или) класс для детей с ЗПР;
  • * общеобразовательную школу
  • * специальную школу соответствующего типа.

В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:

  • * диагностические;* воспитательные;
  • * коррекционно-развивающие;
  • * оздоровительные;
  • * образовательные.

Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

  • * общее и коммуникативное взаимодействие;
  • * физическое воспитание;
  • * развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации;
  • * сенсорное развитие;
  • * музыкальное воспитание;
  • * предметная деятельность и игра;
  • * познавательное развитие;
  • * социальное воспитание;
  • * развитие продуктивной деятельности;
  • * подготовка к школьному обучению.

Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель: уроки здоровья; лепка; аппликация; рисование; конструирование; ручной труд; физическое и трудовое воспитание; обучение игре; социальное развитие; ознакомление с окружающим миром.

Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых дефектологом: социальное и познавательное развитие; ознакомление с окружающим миром; обучение игре; математика; развитие речи и тонкой ручной моторики; подготовка к обучению грамоте. Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.

Школьники с задержкой психического развития могут обучаться: в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.; в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).

Особенности обучения в коррекционном классе: адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом); изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.); индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика (предварительное знание) нового учебного материала; факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).

Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; взаимодействия с родителями. По данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР - только в условиях коррекционного класса. Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.

В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя: различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения; раннее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования; совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей); нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР; определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников; создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса; разработку моделей служб консультативной помощи семье; подготовку соответствующих педагогических кадров. Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы - В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др., Институт коррекционной педагогики РАО, 1993.

III.I. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательно­го учреждения с классами коррекционно-развивающего обу­чения, утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массо­вых классов, адаптированными к особенностям психофизичес­кого развития ребенка и согласованными с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимо-

сти от уровня развития обучающихся. Решение по этому воп­росу принимает учитель.

    Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности;

коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

социально-трудовая адаптация.

111. 4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррек- ционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения использу­ ются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких за­ нятий не превышает 30 мин, наполняемость групп не превос­ ходит 4-5 человек.

III. 5. Для оказания логопедической помощи в штаты обра­зовательного учреждения с классами коррекционно-развива­ющего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи.

    Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получа­ют логопедическую помощь на специально организуемых ло­гопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.

    При проведении уроков трудового и профессиональ­ного обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 клас­са.

    Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования.

ШЛО. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

IV.I. В классах коррекционно-развивающего обучения ра­ботают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специ­альную подготовку.

IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в ре­жиме продленного дня одновременно с воспитателями привле­каются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-ме­дико-педагогическим консилиумом.

IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекают­ся специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие спе­циалисты).

IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное распи­сание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, де-фектолога и др.

IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-раз­вивающего обучения производится доплата за классное руко­водство в полном объеме.

IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается над­бавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х клас­сов, создавшим необходимые условия для их функциониро­вания, может быть установлен 15% размер надбавки.

IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкуль­турно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

В классы коррекционно-развивающего обучения принима­ются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной

нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослаблен-ность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных усло­вий предшествующего развития ребенка).

Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органичес­кий), так и нейродинамические и энцефалопатические рас­стройства, недостаточность отдельных корковых функций.

Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стой­кого астенического синдрома как в рамках соматогенной за­держки психического развития, так и вследствие:

астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонно­сти к частым респираторным заболеваниям, хронических тон­зиллитах и других заболеваниях;

астено-невротических состояний соматогенной и церебраль­но-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония), синдрома истинной невропатии;

невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);

церебрастенических состояний (компенсированная и суб-компенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состо­яния, посттравматическая церебрастения) без грубых наруше­ний интеллектуального развития.

Показанием для обучения в данных классах являются нару­шения учебной деятельности (негрубые расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки пси­хического развития психогенного происхождени, а также при:

патологическом формировании личности по типу аффектив­ной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидно-сти, дисгармонического инфантилизма;

педагогической запущенности детей, обусловленной воспи­танием в неблагоприятной микросоциальной среде;

некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выражен­ных расстройств поведения.

В классы коррекционно-развивающего обучения принима­ются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психического развития церебрально-орга­нического генеза, а также остаточных явлений резидуально-органического поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного матери­ала; легкими проявлениями речевых и двигательных нару­шений церебрально-органической природы, не требующих обучения в специальных учреждениях; проявлениями гипер­динамического синдрома.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обус­ловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т. е. слабостью регуля­ционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - вос­приятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работос­пособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые на­рушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выражен­ные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значитель­ным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями син­дрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в дан­ные классы детей с выраженными психопатоподобными рас­стройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимо­стью, значительной расторможенностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневны­ми энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обуче­ние ребенка на дому при динамическом наблюдении психо­неврологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.

по предельной наполняемости классов, воспитательных групп,

групп продленного дня в специальных общеобразовательных

школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах,

дошкольных учреждениях, специальных классах и группах в

профессионально-технических училищах, общеобразовательных

школах, школах-интернатах, детских домах и дошкольных

учреждениях общего типа, утвержденные Министерством

образования РСФСР и согласованные с Министерством

финансов РСФСР 16. 07. 91 № 09215

Дети, имеющие отклонения в развитии

Количество детей в классе (группе)

ранний возраст (до 3 л.)

дошкольный

возраст

(с 3 до 7 л.)

школьный,

подростковый и

юношеский

возраст (с 7 до 18 л.)

Нарушения речи:

с тяжелыми нарушениями речи с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков

до 10 до 12

Нарушения слуха:

слабослышащие и поздно-

оглохшие

ДО 6 ДО 6

до 6 до 8

до 6 до 10 (I отд.) до 10 (II отд.)

Нарушения зрения:

слабовидящие

с косоглазием и амблиопией

ДО 6 ДО 6 до 6

до 6 до 10 до 10

до 8 до 12

Нарушения опорно-двигатель­ного аппарата

С задержкой психического развития

Умственно отсталые

С глубокой умственной отсталостью

Со сложными дефектами

Примечание: Исходя из местных условий может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.

Специфика организации коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи

В условиях введения Федеральных государственного образовательного стандарта возникает необходимость определения структуры и содержания, как диагностического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и коррекционно-развивающей работы, способствующей развитию его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств.

Для решения данной цели ведущим средством является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка, что предполагает с одной стороны, уточнения его диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой, стороны, - разработки индивидуальной программы сопровождения развития ребенка.

Система комплексного психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В программе коррекционно-развивающей работы медико- психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырех функций:

диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего;

приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);

непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты:

логопеды, музыкальный руководитель, воспитатели и медицинские работники –старшая медсестра ДОУ. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в логопедических группах являются:

1 . Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса - проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5 . Профилактическая работа (реализация программ, направленных

на решение проблем межличностного взаимодействия).

6 . Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые

занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,

медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико- педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с

ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с речевой патологией

Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение :

1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный

режим учебных нагрузок)

2. Обеспечение психолого- педагогических условий

(коррекционная направленность образовательного процесса; учёт

индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с нарушениями речи и отставаниями в психологическом развитии; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4. Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5. Обеспечение участия всех детей с нарушениями речи, независимо от степени

выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в процессе реализации коррекционно-образовательных технологий

Решает учитель-логопед

Решают воспитатели

Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.

Побуждать детей:

    Обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

    побуждать детей к речевому общению между собой.

Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям).

Постоянное активное общение с детьми:

Отвечать на все вопросы детей;

Побуждать к познавательному общению во время прогулок;

Беседовать по поводу прочитанного и т. д.

Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май).

Заполнение речевой карты.

Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май).

Заполнение протокола обследования.

Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала.

Составление перспективного тематического плана работы.

Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы над ним на 2-м голу обучения.

Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы.

Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей.

Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала.

Логопед:

Воспитатель:

Начинает работу над звукопроизношением;

Использует наработанный воспитателями словарь на логопедических занятиях;

Начинает работу над грамматическими темами;

Расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи (диалогической и монологической).

Продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения;

Начинает работу по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме;

Закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы;

Начинает работу над развитием связной речи детей.

Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:

Речь взрослых должна быть четкой, ясной, красочной, грамматически правильной;

Общение с детьми - вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;

При общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт;

Обращаясь к детям, вопросы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета.

Предъявление детям образцов правильной литературной речи:

Включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;

Обогащение речи пословицами, поговорками, стихами;

Прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов;

Поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.);

Организация и проведение специальных речевых игр; - приобщение детей к культуре чтения;

Развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением).

По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования.жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников).

Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):

Выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;

Передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;

Использование различных форм обращений к детям;

Включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;

Решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;

Заучивание речевого материала разной степени сложности.

Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека включает игры:

На внимание;

Тренирующие наблюдательность;

На быстроту реакции;

Приучающие ценить время;

Развивающие глазомер;

Воздействующие на эмоции и чувства;

На смекалку;

На ориентировку в пространстве и на плоскости листа;

Игры-диалоги, игры-сценки.

Развитие фонематического восприятия:

Полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные: (3-й период обучения);

Преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;

Преобразование слогов в слова (ко - шко - школа);

- дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие);

Усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение.

Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования.

Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления:

Описание предметов (выделение существенных признаков);

Сравнение предметов (анализ, обобщение);

Исключение «четвертого лишнего» (объяснительная речь);

Установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;

Выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций.

Обогащение знаний и представлений об окружающем - важнейший источник развития речи детей.

Развитие познавательных интересов.

Развитие познавательной активности.

Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи):

Суффиксальный способ;

Префиксальный способ;

Словосложение;

Омонимия;

Образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные конструкции);

Сопоставление грамматических форм глагола (число, лицо, род, время);

Формулирование вопросов и ответов на них;

Образование однокоренных слов.

Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.

Развитие образной стороны речи:

Уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек);

- толкование фразеологизмов, образных выражений, иносказаний;

Образование новых слов путем словосложения (теплоход, чернозем);

Включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, коммуникацию).

Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:

Овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них;

Включение обобщающих понятий в объяснительную речь;

Знакомство со словами-омонимами;

Дифференциация синонимов (сосуд для питья - стакан, кружка, чашка и др.);

Подбор эпитетов;

Использование антонимов, в упражнениях на противопоставление;

Расширение глагольного словаря;

Различение слов, обозначающих часть и целое

Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам.

Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.

Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей.

Продолжение работы по развитию ритмико-слоговой структуры слов.

Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-диалогов и т. д.-

Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками.

Обучение рассказыванию; активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой стороны; знакомство с правилами объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации речевой деятельности.

Совершенствование умения составлять рассказы:

Рассказы-описания;

Рассказы по серии картинок;

Рассказы по сюжетным

картинкам;

Пересказы художественных текстов;

Пересказы с разнообразными заданиями (от первого лица, с изменением времени

и т. д.);

Рассказы с элементами i творчества;

Сочинение сказок

Опережающая работа по формированию навыков составления рассказов:

Интонационное выделение первого, центрального и конечного предложения короткого рассказа;

Заполнение схемы (начало, середина, конец рассказа) различным содержанием;

Уточнение характеристики персонажей и их действий;

Включение в рассказ диалогов действующих лиц;

Использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета.

Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов.

Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости).

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.

Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми».

Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов.

Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение).

Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов.

Логопед:

Воспитатель:

Составляет расписание занятий;

Использует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач;

Привлекает родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.);

Направляет детей при необходимости на консультации к специалистам (психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.).

Обеспечивает соблюдение режима дня (организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т. д.);

Обновляет предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы;

Создает условия для воспитания общего и речевого поведения детей;

Осуществляет ежедневную связь с родителями через индивидуальные контакты (беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т. д.);

Осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов.

Алгоритм взаимодействия специалистов МАДОУ № 56 «Ромашка» ,

реализующих систему коррекционной работы в области «Речевое развитие»

Содержание работы с ребенком

Ответственные

1

Развивать ориентировку в пространстве, воспитывать переключаемость внимания, учить сосредоточению и проявлению (воспитанию) волевых качеств

Логопед, муз. руководитель, психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель, педагог по ИЗО.

2

Развивать диафрагмальное дыхание, вырабатывать плавный дыхательный выдох, силу выдоха.

Логопед, муз. руководитель, психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель

3

Развивать общую моторику и мелкую моторику рук

Логопед, муз руководитель, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель, педагог по ИЗО

4

Формировать мимические позы, активизировать мышцы лба, глаз, губ ребенка

5

Развивать артикуляционный аппарат ребенка

Логопед, муз. руководитель, воспитатель

6

Развивать чувство ритма в движении, плавность, диапазон движений, воображения, согласованность, координацию движений

Муз руководитель, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель

7

Работать над просодической стороной речи, добиваться слитного пропевания фразы

Муз.руководитель, логопед

8

Развивать и обогащать словарный запас

Логопед, муз.руководитель, воспитатель, педагог по ИЗО

9

Сочетать различные виды ходьбы с музыкой и словом. Развивать координацию движений под стихотворный текст, соблюдая темп, ритм произносимого текста.

Муз.руководитель, инструктор по физ.воспитани.

10

Совершенствовать навыки правильной речи в условиях сюжетно – ролевой игры

Воспитатель

11

Развивать организаторские и творческие способности ребенка

Логопед, муз.руководитель, психолог, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель, педагог по ИЗО

12

Развивать познавательные процессы ребенка

Логопед, муз.руководитель, психолог, воспитатель, педагог по ИЗО

13

Формировать фонематические представления

Логопед, муз.руководитель

14

Развивать связную речь во всех видах деятельности

Логопед, воспитатель, муз.руководитель

15

Охранять и укреплять здоровье и жизнь детей

Медицинский блок, все специалисты

Направления работы психолога в МАДОУ Детском саду № 56 «Ромашка»:

    Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка на всех возрастных этапах, помощь в адаптации в ДОУ

    Мониторинг уровня развития психических процессов и состояния эмоционально-волевой сферы дошкольников.

    Формирование психических процессов и личностных качеств.

    Психологическая коррекция.

    Семейное консультирование.

    Диагностика детей, поступающих в школу

Диагностику развития основных психических процессов ребенка проводит квалифицированный педагог – психолог по методикам, предлагаемым районным психологическим центром:

· методика «Дорисовывание фигур» (уровень развития воображения) О.М.Дьяченко;

· методика «10 слов» (по А.Р.Лурия, вариант Истоминой; исследование объема слухоречевого запоминания);

· методика «Оценка объема внимания» (для детей с 4 лет);

· методика «Последовательность событий» (определение способности к логическому мышлению, обобщению);

методика «Моторная проба» (диагностика мелкой моторики дошкольника);

· изучение мотивов учения. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. (для детей 6-7 лет).

· методика «Графический диктант» (диагностика развития произвольности).

· Игра – показатели уровня развития сюжетно-ролевой игры М.В.Астаповой.

· Мышление – интегральная оценка по методике А.И.Савенкова «Определение уровня интеллектуальных способностей».

Методика

Познавательные

психические процессы

Программа «Посмотри внимательно на мир» Шевлякова И.Н., «Коррекция интеллекта дошкольников» Сиротюк А.Л.

«Развитие познавательной деятельности у детей» С.В. Коноваленко

Внимание

«Найди и вычеркни»

«Запомни и расставь точки»

«Тест переплетенных линий» Й.Шванцара

«Корректурная проба»

«Метод повторения чисел для оценки объема внимания». С-Пб. ПГУ им. А.И.Герцена.

Память зрительная

“Узнай фигуры”

“10 предметов”

Память слуховая

Запомни цифры”

“10 слов”

Мышление

наглядно-действенное

“Обведи контур”

Пройди через лабиринт”

Мышление наглядно-образное

Сюжетные картинки

Мышление

образно-логическое

“Нелепицы”,

Что здесь лишнее” (исключение четвертого)

Кому чего не достает?” (субтест Т.Векслера)

Воображение

Придумай рассказ”

Нарисуй что-нибудь”

Речь

“Назови слова”

Расскажи по картинке”

Креативность

«Дорисовывание» (для детей 3 – 4 лет)

Тест Торранса (для детей 5 – 7 лет)

Готовность к обучению в школе

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека:

Методика Н.Семаго, М.Семаго

Графический диктант (метод. Д.Б.Эльконина)

Определение мотивов учения М.Р.Гинзбург-И.Ю.Пахомовой, Р.В.Овчаровой.

Эмоционально-личностная сфера

«Я учусь владеть собой» Н.П.Слободяник

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

«Эмоциональное развитие дошкольников» Е.Н.Юрчук

Тревожность

Тест Тэммла, М.Дорки, В.Амен

Методика Сирса

Самооценка

Методика Л.Хухлаевой «Лесенка»

Конфликтность, агрессивность

Тест Розенцвейга”

Несуществующее животное”

Особенности личности

Тест Дж.Бука “Дом. Дерево. Человек”

Состояние эмоциональной сферы

Кактус” Методика М.А.Панфиловой

Общение

межличностные отношения

Тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»;

«Социометрия» Дж.Морено (детский вариант «Секрет»)

Педагог-психолог обследует детей:

При поступлении в детский сад;

При переходе в следующую возрастную группу;

При подготовке детей к школе.

На основании полученных результатов, психолог делает вывод об уровне компетенций ребёнка на данном этапе и проводит консультацию с его родителями, намечая вместе с ними пути и способы дальнейшей помощи ребёнку (если это необходимо). Данные о психофизическом состоянии детей заносятся в медицинские карты для предъявления при зачислении в школу.

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети в подготовительной группе должны уметь:

Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Знать характерные признаки времен года и соотносить сезоны, особенности жизни людей, животных, растений.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Фамилия, имя.

Дата рождения.

Свой возраст.

Имя и отчество родителей.

Домашний адрес.

В какой стране живет.

Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

Знание растений.

Знание профессий, видов спорта, транспорта.

Быт людей.

Уметь объяснить закономерности природных явлений.

Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

РЕЧЬ

Артикуляция, произношение.

Отвечать на вопросы и задавать их.

Строить рассказы по картинкам.

Сочинять сказки.

Составлять предложения.

Заучивать наизусть стихи, прозу.

ВНИМАНИЕ

Выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут.

Находить 5-6 отличий между предметами.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

Копировать в точности узор и движение.

Уметь находить одинаковые предметы.

ПАМЯТЬ

Уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов.

Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.

Пересказывать близко к тексту рассказы или сказки.

Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

Запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух.

Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.

Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.

Различать и правильно называть все цвета и оттенки.

Различать явления природы. Правильно определять последовательность времен года, порядок дней недели, части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».

Отвечать на вопросы: «Как называется наша планета (город, в котором ты живешь)? Назови столицу нашей Родины».

МЫШЛЕНИЕ

Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

Классифицировать предметы в группы по определенным признакам.

Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

Самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой.

Находить предмет в группах, не подходящих к общим признакам.

Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.

Выстраивать логический ряд из фигур.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.

Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Уметь копировать простейшие рисунки.

Разделы: Администрирование школы

В образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» города Новокузнецка сформированы общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, требующие коррекционно-развивающего обучения. Такие классы являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательного класса строится в соответствиис принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

Цель организации указанных классов

Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Формы и продолжительность такой работы определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом школы, методическим советом и педагогическим советом учреждения.

В представленном локальном акте, разработанном и внедренном в деятельность центра, рассматриваются основные подходы к организации учебного процесса, система коррекционно-развивающего обучения как форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе и ограниченными возможностями здоровья. Отмечаются важные моменты в организации системы коррекционно-развивающего обучения, такие как динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. В рамках психологического сопровождения разработаны методы индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения и воспитания на основе психологических рекомендаций. Работа в учреждении ведется в соответствии с локальными актами образовательного учреждения.
Представленное Положение регламентирует деятельность педагогов и специалистов центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения по формированию у детей общих способностей к учению и коррекции недостатков их развития.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
в общеобразовательных классах муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (№687 от 31.08.1998г.), Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» №288 от 12.03.1997г.) в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России, Письмом Минобразования РФ от 4.09.1997г №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, приложением к Учебному плану МОУ ЦЛПДО для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида на основе Базисного учебного плана 2002 года, Учебного плана МОУ ЦЛПДО для общеобразовательных учреждений на основе Базисного учебного плана 2004 года,

1.2. Классы для детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, создаются в образовательном учреждении в соответствии с Постановлением Министерства образования Российской Федерации.

1.3. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

1.4. Классы сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции школьных, внешкольных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования.

1.5. Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательного класса строится в соответствиис принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.6. Цель организации указанных классов – создание в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-реабилитационное направления деятельности.

1.7. Содержание обучения направлено на восполнение недостатков предшествующего обучения и воспитания, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.

1.8. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.

1.9. Основными задачами КРО являются:

  • нормализация учебной деятельности учащихся
  • активизация познавательной деятельности
  • социально-трудовая адаптация
  • повышение уровня умственного развития
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития
  • Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
  • Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

1.10. Коррекционно-развивающий образовательный процесс организуется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Примерным базисным планом для классов КРО (2002 год), рекомендациями Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (в части реализации общеобразовательных программ).

1.11. Коррекционно-развивающее обучение в данных классах осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования

1.12. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

1.13. В классах КРО работают учителя, воспитатели, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную курсовую подготовку по организации коррекционно-развивающего обучения, а также специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог в соответствии с действующими нормативами и штатным расписанием учреждения.

1.14. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Формы и продолжительность такой работы определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом школы, методическим советом и педагогическим советом учреждения.

1.15. Классным руководителям данных классов производится доплата за классное руководство в полном объеме в соответствии с нормативами.

1.16. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности по отдельным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе с другими обучающимися, а также факультативные занятия, курсы по выбору по общеобразовательным программам.

II Основные подходы к организации учебного процесса

2.1. Подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2.2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3. Индивидуальный подход.

2.4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями.

2.5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

2.6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

2.7. Использование многократных указаний, упражнений.

2.8. Проявление большого такта со стороны учителя

2.9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка;

2.10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

2.11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-20 минут.

Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В процессе коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка . Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения группы детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности. Могут быть занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения (в соответствии с Учебным планом учреждения).

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель-предметник и воспитатель группы продленного дня.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трёх учеников, имеющих одинаковые пробелы или сходные затруднения. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится 1 час в неделю.
К индивидуальным и групповым коррекционным занятиям привлекаются логопеды и психологи. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.

Предполагаемый результат обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованного обучения: дети с ЗПР дают значительную динамику в развитии и усваивают многие знания и навыки, которые их сверстники из общеобразовательного класса набирают самостоятельно.

III. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения в составе общеобразовательных классов в МОУ ЦЛПДО

3.1. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, организованы в МОУ ЦЛПДО как в образовательном учреждении, располагающем:

  • специально подготовленными для данной работы кадрами,
  • необходимым научно-методическим обеспечением,
  • соответствующей материальной базой для организации учебного процесса,
  • базой профилактической, психолого-педагогической помощи данной категории детей.

3.2. Порядок приема в данные Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, требующие коррекционно-развивающего обучения, определяется данным Положением и закрепляется в Уставе образовательного учреждения (Изменения к Уставу МОУ ЦЛПДО, пункты 2.3, 2.4, 3.9.6, 3.15.1).

3.3. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, открываются приказом директора центра на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогических комиссий города, области. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

3.4. Общеобразовательные классы, в состав которых включены обучающиеся, требующие коррекционно-развивающего обучения, открываются на ступени начального, основного общего образования и функционируют до 9 класса включительно по мере необходимости.

3.5. Обучение в данных классах на первой и второй ступени (II-IX) классы осуществляется по программам общеобразовательных школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). Обучение организуется по учебникам для общеобразовательных школ.

3.6. Распорядок дня для обучающихся в данных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих классов организуется в первую смену по режиму продленного дня с организацией необходимых оздоровительных мероприятий.

3.7. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения данных учащихся в образовательном учреждении приказом директора создается психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с данной категорией детей, логопед, психолог, социальный педагог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору. В задачи консилиума входит:

  • Изучение интеллектуальной, личностной, эмоционально-волевой сферы ребенка.
  • Выявление резервных возможностей ребёнка,
  • разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
  • Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
  • Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в классе) для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию с целью уточнения диагноза и выбора оптимальной формы дальнейшего обучения в образовательном учреждении соответствующего типа.
  • Организация лечебно-оздоровительных, санитарно-просветительных мероприятий.

3.8. С целью развития, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованных дополнительных занятий, для достижения значительной положительной динамики в развитии и усвоении знаний, умений и навыков, которые их сверстники из общеобразовательного класса набирают самостоятельно учебные занятия в группе детей, работающих по коррекционно-развивающим программам, проводятся следующим образом:

Воспитанники, подлежащие обучению по Учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (2002), присутствуют на всех занятиях по учебным предметам в соответствии с расписанием класса (Учебный план общеобразовательных учреждений 2004 года). Учителя-предметники обязаны организовать для данных обучающихся работу по ликвидации пробелов в знаниях, по обобщению, закреплению, повторению учебного материала, а также необходимые коррекционно-развивающие занятия на основе учебного материала в соответствии с изучаемой на уроке темой.

IV. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса

4.1. Наполняемость классов 9-12 человек.

4.2. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в режиме продленного дня: чередование самоподготовки детей под руководством учителя по учебным предметам с занятиями ЛФК, прогулками, кружковой работой и т.д.

4.3. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуально-интегрированное обучение, щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели, выполнение заданий дома под руководством воспитателя) и лечебная психотерапевтическая помощь (врачи-специалисты детского дома и Центра помощи детям могут привлекаться по договору).

4.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, имеющих пробелы в знаниях, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют общеразвивающую направленность, и групповые коррекционные занятия, которые имеют, как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 45 минут, наполняемость групп не превышает 9-12 человек.

4.5. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь.

4.6. Учитель-предметник ведет отдельный классный журнал, где записывается прохождение учебных программ по предметам в соответствии с приложением к Учебному плану МОУ ЦЛПДО на основе Базисного учебного плана 2002 года для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, Рабочей программой учителя по предмету.

4.7. Отметки обучающимся за работу на уроке выставляются в классный журнал общеобразовательного класса и класса, работающего по Учебному плану 2002 года.

4.8. Промежуточная аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится на основании Положения о промежуточной аттестации обучающихся МОУ ЦЛПДО.

4.9. После получения основного общего образования выпускник школы, успешно прошедший государственную (итоговую) аттестацию получает Аттестат об основном общем образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование либо продолжить обучение на начальной или средней ступени профессионального образования.

Коррекционно-педагогический процесс – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ОПФР. Система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, которая приобретает новые свойства благодаря своим внутренним и внешним связям.

Процесс обучения в специальном образовательном учреждении отличается целенаправленностью, противоречивостью, двусторонностью, систематичностью, коррекционной направленностью, комплексностью и другими особенностями. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, учителя, логопеда, психолога, школьного врача. Деятельность учителя, логопеда и психолога имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе с учениками, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида -учебной деятельности - залог успеха в логопедической работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизания" учебных и внеучебных занятий, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация". Этого можно достичь при условии готовности учителя, логопеда и психолога к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя, психолога и логопеда, комплексность коррекционно-развивающей работы с учениками, работы по преодолению или предупреждению у школьников с нарушениями устной и письменной речи школьной дезадаптации, являются следующие:

1. единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора наличный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.



В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие блоки:

§ диагностико-консультативный;

§ коррекционно-развивающий;

§ физкультурно-оздоровительный;

§ воспитательно-образовательный;

§ социально-педагогический.

Каждый из блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

Организация целостного воспитательно-образовательного процесса в школе для детей с ТНР

Учебный план школы. Учебные программы, учебники для учащихся с ТНР.

Линейный способ – отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы – учебный курс.

Концентрический способ – один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне.

Спиралеобразный – многократное возвращение к проработке одних и тех же тем и дополнение новых, т.е. ставится проблема, к решению которой уч-ся и педагог постоянно возвращаются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности.

Модульный способ – все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим блокам: ориентационный, методологический (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностный, контрольно-проверочный.



Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

· Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

· Полный перечень изучаемых предметов;

· Распределение предметов по годам обучения;

· Количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

· Количество часов в неделю на изучение конкретного предмета.

Количество часов на изучение предмета зависит от его общеобразовательного и развивающего значения, времени, необходимого для формирования ЗУН, которыми должны овладеть уч-ся в процессе изучения курса. Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций, актуальной концепции формирования содержания.

В настоящее время в спец. общеобразовательных школах-интернатах предлагаются базовые учебные планы, которые позволяют работать по 5-6-ти дневной рабочей неделе и использовать в школе (классе) индивидуальный учебный план с учетом конкретных условий. Этот документ является нормативным и должен предусматривать изучение предметов базового уровня, коррекционного и школьного компонентов . Создание такого плана начинается с определения языка обучения (русский либо бел.). Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий (1 ч/нед.), уроков по интересам и факультативов, работы спортивных секций и общественно-полезного труда, секций для обучения смежной профессии. С учетом условий деятельности школы устанавливается протяженность учебной недели для 1-5 и 6-10 классов.

Специфические особенности учебного плана спецшколы по сравнению с массовой состоят в наличии коррекционного блока предметов наряду с общеобразовательным и школьным.

Учебная программа – государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем ЗУН по отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам. Программы составляются на основе образовательных стандартов по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно. В них концентрируется содержание учебных предметов в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы.

Структура программы состоит из основного (образовательного) и операционного или практического. В образовательном компоненте может быть расширяющий или сужающий компонент, проблемный, ситуационный и корректирующий компоненты и блок самоконтроля. Программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по основным разделам курса и распределение материала по четвертям. Программы могут быть разноуровневыми и индивидуальными, рассчитанными на учащихся с разными возможностями усвоения материала.

Учебники и учебные пособия для специальной школы создаются как инструмент процесса обучения и обладают определенными качествами и характеристиками, призванными помочь учащимся с ТНР более полно усвоить содержание образования.

Общие функции учебника:

§ образовательная, реализуемая через усвоение учащимися фактологических сведений и знаний о про методологические принципы, которые используются в учебно-познавательной деятельности;

§ воспитательная, заключающаяся в формировании мировоззрения и положительных качеств личности;

§ коррекционно-развивающая, выражающая в стимуляции развития познавательной деятельности.

В учебниках, создаваемых для специальных школ, должны при­сутствовать :

Пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития и ограничением возможностей;

Средства актуализации знаний и личного опыта;

Средства активизации познавательной деятельности и моти­вации учения;

Средства, направленные на развитие речи и мышления ре­бенка в соответствии с особенностями недостатков развития;

Средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

Задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;

Упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов на основе возможностей данного учебного предмета и с учетом своеобразия тех или иных отклоне­ний развития.

Кроме того, при разработке таких учебников учитываются:

осо­бенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти детей той категории, для которой предназначен учебник;

возможности дифференцированного и индивидуального подхода при пользова­нии данным изданием;

определенные требования к оформлению речевого и изобразительного материала в соответствии с речевы­ми и интеллектуальными особенностями учащихся.