Скр корабль расшифровка. Сторожевой корабль

Судно, относящееся к классу надводных кораблей, созданных для несения сторожевой патрульной службы, охраны пассажирских и транспортных судов, отражения атак подводных лодок, торпедных кораблей и самолетов противника, как в открытом море, так и на постоянной стоянке. Сторожевой корабль также может нести дозорную службу вблизи военных баз, охранять границу государства, порты и подходы к ним.

Впервые необходимость в строительстве сторожевых кораблей возникла в Первую мировую войну, после введения в состав флота многих государств мира подводных лодок. Именно для поиска последних судостроителями и был разработан особый класс кораблей, способных оказать эффективное сопротивление субмаринам противника. Естественно, что с этой задачей не менее эффективно справлялись линкоры и эсминцы, но постройка и оснащение их ради единственной цели – охраны моря от действия подводного флота была крайне невыгодна, потому было решено строить более легкие суда, исключительно для охранных целей.

Сторожевой корабль «Громкий»

Первые сторожевые корабли появились в английском флоте, так как именно Великобритания впервые столкнулась с необходимостью организации систематического отпора подводным лодкам противника, наносящим ощутимый урон по репутации лучшего флота в мире.

Первый патрульный сторожевой английский корабль назывался «Пи-ботс», на носу у него был установлен железный таран, при помощи которого можно было без труда уничтожить подводную лодку противника, в то время еще не умевшую погружаться на большую глубину. Водоизмещение первого сторожевого корабля составляло всего 573 тонны, при этом он мог развивать скорость в 22 узла в час. На вооружении корабля имелось всего одно 100-миллиметровое орудие, два небольших оружия, две торпедные трубы, а также глубинные бомбы.

Желая не отстать от англичан, американцы поспешили выстроить для нужд своего флота сразу 60 подобных кораблей типа «Игл». Официально наименование сторожевого, корабль ни во флоте Великобритании, ни во флоте США не получил, и только в годы Первой мировой войны в России появился класс настоящих сторожевых кораблей.


Первый патрульный сторожевой английский корабль «Пи-ботс»

Первый сторожевой корабль в России был выстроен между 1914 и 1916 годом, причислили новое судно к типу, водоизмещение его равнялось всего 400 тоннам, а скорость он был способен развить до 15 узлов в час, что было несколько больше той скорости, на которую была способна подводная лодка в надводном положении. Не заходя в порт, российский сторожевой корабль был способен пройти не менее 700 морских миль. На вооружении «Коршунов» стояли 102-миллиметровые орудия, зенитные автоматы и даже глубинные бомбы.

Церемония официального принятия сторожевого корабля в состав российского флота была проведена в октябре 1917 года, всего за несколько дней до начала Революции, оказавшей на включение кораблей данного типа в состав морских эскадрилий непосредственное, в некоторой степени, отрицательное влияние. Первые 12 кораблей сторожевого назначения во флот так и не вошли, оставшись недостроенными.

В последующие годы сторожевые корабли появились также и в итальянском флоте, кроме того, англичане провели некоторые усовершенствования в своем собственном судостроении и выдали миру новый тип сторожевого судна, квалифицированного, как «Спей».

Боевое назначение и у английского «Спейя», и у американского «Игла», и у русского «Коршуна», и у итальянского «Александра» было одинаковым, корабли этих типов предназначались исключительно для несения патрульной службы, своевременного обнаружения противника и предупреждения тяжелых боевых кораблей, тем не менее, классификация у них была в каждом государстве своей собственной. Так, в Великобритании сторожевым кораблем считался также и фрегат, корвет и эскадренный миноносец. Постепенно корабли квалифицированные как корветы , фрегаты и эскадренные миноносцы появились во флотах всех государств мира, но в России они и по наши дни именуются никак иначе, как «сторожевой корабль».


Первый российский сторожевой корабль «Коршун»

В советской России первый сторожевой корабль появился в 1931 году, относился он к типу «Ураган» и предназначался для выполнения разведывательной и охранительной службы границ Советского Союза на Балтике и Черном море. Кроме того данный тип кораблей мог надежно защитить конвой от нападения подводных лодок и самолетов противника, также сторожевой корабль можно было применять как скоростной тральщик. В предвоенное время было выстроено всего 18 описанных выше кораблей, а примерно за 5-6 лет до войны были введены подклассы сторожевиков – корабли были поделены на малые и большие сторожевые.

К малым сторожевым кораблям относили суда типа «Рубин» несколько меньшего размера в сравнении с «Ураганом», предназначавшиеся исключительно для противолодочной обороны и имевшие собственную дизельную энергетическую установку, позволявшую кораблю развить скорость до 15 узлов в час.

Несколько позже»Рубины» и «Ураганы» были заменены однотипным «Бриллиантом» - сторожевым кораблем, способным развить скорость свыше 17 узлов в час. В 1935 году на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанской эскадры были выстроены сторожевые суда типа «Киров», способные идти на скорости более чем 18 узлов в час. Строились сторожевые корабли этого типа в Италии, имели водоизмещение свыше 1000 тонн и дальность хода 6 тысяч морских миль.

Для нужд Арктики в 1937 году был сконструирован сторожевой корабль типа «Пурга», его быстроходные и боевые качества были по достоинству оценены моряками в годы ВОВ.

На данный момент во всех странах мира по-прежнему принято делить сторожевые корабли на эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы, исключением как всегда считается Россия, где подобная классификация не прижилась. Современный русский сторожевой корабль имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн, скорость хода в 35 узлов в час, вооружен зенитными и противокорабельными установками, мощным артиллерийским оборудованием, средствами для поиска подводных лодок, а также средствами по их уничтожению.

.
Сейчас их у нас всего пять . (в своё время было более 30 ), и так будет ещё как минимум год - пока не начнут вступать в строй первые "Адмиралы". Горстка сторожевиков, оставшихся после развала ВМФ СССР, славно послужила (и продол жает служить) Родине и достойна самого большого уважения, проявлением которого и является настоящая публикация. Сведения об СКР ЧФ по состоянию на 21.01 с. г. получены мной от пожелавшего остаться неназванным источника, близ кого к Черноморскому флоту, за что ещё раз выражаю ему свою признательность.


СКР "Неустрашимый" (фото из газеты БФ "Страж Балтики" с yaostrov.ru)


1. СКР " Неустрашимый " пр. 11540, б/н 712 ( БФ )

Корабль вернулся в Балтийск с 7-месячной боевой службы (212 суток) 17.10.2013 и сразу же пропал из поля зрения СМИ. Первая информация о том, что СКР находится в ремонте, появилась на одном из форумов 28.11, после чего там же было обозначено и место действия - Калининград. Официальные разъяснения от пресс-службы Минобороны последовали только два месяца спустя (24.01.2014), затем подключился местный новостной портал "Янтарный остров". В результате вырисовалась следующая картина.

"В настоящее время корабль стал в доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель- генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления" (ссылка 1 ).

"Новый 2014 год, а также день корабля (24.01 - А.Ш.) СКР "Неустрашимый" встретил у причальной стенки ПСЗ "Янтарь"... На данный момент на сторожевом корабле идёт подготовка к большому ремонту... Предполагается замена некоторых комплексов вооружений. Подобный по объёму ремонт на "Неустрашимом" не проводился с момента его постройки... Все работы планируется завершить . в августе 2015 года . . Спустя два месяца . корабль должен приступить к выполнению поставленных командованием Балтийского флота задач" (ссылка 2).

2. СКР " Ярослав Мудрый " пр. 11540, б/н 727 ( БФ )

Самый молодой российский боевой корабль дальней морской (и океанской) зоны - вступил в строй немногим более 4,5 лет назад (19.07.2009). С последней (крайней) боевой службы, продолжавшейся 6,5 месяцев (199 суток) вернулся 05.07.2013 и, показав шись 28.07 на параде по случаю Дня ВМФ в Балтийске, также как и "Неустрашимый", надолго скрылся от посторонних глаз. Четыре месяца спустя (22.11) неофициально засветился в СМИ, став объектом экскурсии студентов Прибалтийского судостроительного техникума на ПСЗ "Янтарь" (ссылка 3). Позднее, информация о том, что СКР находится в ремонте, подтвердилась на форумах, а неделю назад из публикации того же "Янтарного острова" стало известно, что "в настоящее время "Ярослав Мудрый" готовится к сдаче курсовых задач и выходу в море" (ссылка 4).

СКР "Ярослав Мудрый" у ремонтной (достроечной) набережной ПСЗ "Янтарь" (фото Эдуарда Молчанова, ИТАР-ТАСС)

4. СКР " Пытливый " пр. 1135М, б/н 808 ( ЧФ )

Один из двух оставшихся в строю некогда многочисленных СКР пр. 1135 (построено 32 единицы). Возраст - 32 года (30.11.1981). В январе 2013 г. на сайте Рособоронпоставки был объявлен тендер на ремонт обоих 1135-х по техническому состоянию с максимальной ценой контракта по 500 млн. руб. за каждый и сроком исполнения заказа в ноябре того же года. При этом известно, что 05.09 СКР ещё не был поставлен в завод, а 30.12 уже вышел оттуда.

Анонимный источник : "СКР "Пытливый" полностью не отремонтирован, только доведён до состояния безопасного выхода в море. В настоящий момент на корабле ведутся доделочные работы и подготовка к дальнему походу (очевидно, имелся в виду успешный выход на боевое дежурство 05-25.02 с целью обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи). И он, и "Ладный" испытывают большие проблемы с ГЭУ (дача самого полного невозможна в принципе) из-за сильного износа и отсутствия запчастей".


СКР "Пытливый" после ремонта, Севастополь, 04.01.2014 (фото Erne с forums.airbase.ru)

3. СКР " Ладный " пр. 1135, б/н 801 ( ЧФ )

В отличие от "Пытливого" относится к базовой модификации с двумя двухорудийными 76-мм АУ АК-726. Возраст - 33 года (29.12.1980). Известно, что 26.06 СКР находился в ремонте, который, однако, далёк от завершения. Источник : "СКР "Ладный" пробудет в ремонте до конца текущего года. Осень (октябрь-ноябрь) - это оптимистичный срок, в который слабо верится. Фактически, приведение в мореходное состояние одновременно обоих черноморских "Буревестников" (шифр пр. 1135 - А.Ш.) практически нереально".


СКР "Ладный" ("не в заводе, но в ремонте"), Севастополь, Угольная пристань, 14.10.2013 (фото Петр. Ш с forums.airbase.ru)

5. СКР " Сметливый " пр. 61/01090, б/н 810 ( ЧФ )

Самый старый боевой корабль отечественного ВМФ - относится к первому (! ) поколению БНК, возраст - 44 года (25.09.1969). 08.02 вернулся в Севастополь после 5-месячной (149 суток) БС в Средиземном море.

Источник : "СКР "Сметливый" по корпусу и ГЭУ в отличном (для своих лет) состоянии. Никаких проблем, которые потребовали бы заводского ремонта на корабле в настоящий момент не имеется, последние несколько лет все исправлялось силами экипажа. " Саморемонтирующийся корабль " (с). Ожидаемый срок службы - до 2017 года" (конец цитаты). Есть сведения, что на текущий год запланировано два выхода на БС (Пытливый808, forums.airbase.ru).


Возвращение СКР "Сметливый" в Севастополь после БС в Средиземном море, 08.02.2013 (фото Erne с forums.airbase.ru)

И для охраны морской границы . Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».

В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров». Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8,3×3,75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18,5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду - 24.04.1941 года.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.

После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 - 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками , аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием , радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.

По состоянию на год, система классификации боевых кораблей ВМФ Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сторожевой (сторожевой корабль)
  • Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард»

Смотреть что такое "Сторожевой корабль" в других словарях:

    СТОРОЖЕВОЙ (корабль) - «СТОРОЖЕВОЙ», противолодочный корабль ВМФ СССР, на котором в 1975 году произошло антисоветское выступление капитана 3 го ранга В. М Саблина. 8 ноября 1975 в годовщину Октябрьской революции «Сторожевой», стоявший на рейде в рижском порту,… … Энциклопедический словарь

    Сторожевой корабль - боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения кораблей (судов) от атак подводных лодок, надводных кораблей, катеров и авиации противника на переходе морем в прибрежных районах и на открытых рейдах. Один из наиболее… … Морской словарь

    Сторожевой корабль - (СКР) надводный боевой корабль, предназначенный для охранения крупных кораблей и транспортов от атак подводных лодок, самолётов и катеров на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы на подходах к своему… … Большая советская энциклопедия

    СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль для несения дозорной службы, охранения кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолётов противника. Водоизмещение 1,5 2 тыс.т. Вооружение: орудия калибра 76 127 мм, торпедные аппараты, реактивные бомбомётные… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Сторожевой (корабль) - … Википедия

    Сторожевой (сторожевой корабль) - «Сторожевой» Служба … Википедия

Русский язык - кладезь различных оборотов, метафор и аббревиатур, которые могут привести в недоумение не только новичка, пытающегося его выучить, но и самого носителя. Например, многие слова имеют несколько значений, меняющихся в зависимости от поставленного ударения или контекста, в котором они употребляются.

Многозначность вокруг

Даже аббревиатуры имеют множество обозначений, которые можно определить, только взглянув на целое предложение или текст, где они встречаются.

Например, набор из трех согласных - СКР. Это сокращение само по себе не несет никакого смысла, но в определенном контексте приобретает большое количество расшифровок, каждая из которых относится к абсолютно разным тематикам.

Корабль особого назначения

Встретив аббревиатуру СКР на страницах военных книг, описывающих морскую военную технику или различное снаряжение, можно быть уверенным, что СКР - это не что иное, как обозначение патрульного корабля. В основном это определенный вид надводных судов, которые используются для охраны морских лайнеров и грузовых барж, портов и границ. Данный тип водного транспорта обозначается в литературе как сторожевой корабль.

Экскурс в историю

Первое использование сторожевых кораблей датируется временами Первой мировой войны, когда Англия была вынуждена использовать специальные суда для слежки за немецкими подводными лодками. Затем данную идею позаимствовала Америка, а далее почти каждая уважающая себя страна имела небольшой флот, состоящий из охранных судов.

В России эта идея нашла поддержку позднее, а точнее в послевоенное время, когда было необходимо продолжать следить за границами государства. По личному указанию Иосифа Виссарионовича Сталина, началась разработка судов с небольшим водоизмещением. Тогда были произведены десятки подобных кораблей, каждый из которых нашел свое применение на необъятных морских просторах России.

Сосед Азербайджана

Литература, посвященная географической тематике, наполнена также разными сокращениями, специальными терминами, и СКР - это один из них. Речь идет о прекрасном месте, которое удачно расположилось в окружении трех морей, величественных гор Кавказа и ландшафтов, превратившись в настоящую здравницу России. Это Северо-Кавказский регион.

Эти места всегда славились своей первозданной природой, не тронутой человеческой деятельностью. Но с появлением большого количества желающих увидеть девственный уголок, для СКР пришли времена небывалой популярности - поток туристов не уменьшается, а наоборот, набирает свою мощь.

Дело в том, что Северо-Кавказский регион может показаться интересным не только экстремалам-альпинистам, мечтающим покорить вершины Донбая, но и людям, желающим отдохнуть и поправить свое здоровье.

Здесь огромное количество минеральных источников, вода которых помогает очищению организма, а в комплексе с чистым горным воздухом и большим количеством зеленых насаждений, это место становится магнитом для любого путешественника.

Кроме того, из-за близости трех морей - Черного, Каспийского и Азовского, климат приобретает необходимую влажность, которая делает его столь целительным для здоровья.

Будущее предприятия

Следующее значение, которое приобретает СКР - это термин, используемый в кругах бизнеса. Это база сотрудников, которым можно довериться, спрогнозировав их будущий карьерный рост. Из списка перспективных работников состоит система кадрового резерва любого предприятия. Это люди, которым можно поручить любую, даже самую ответственную должность. Как правило, таких сотрудников сложно поскольку дух инициативы, личного развития всегда выделяется среди серости и посредственности.

Самое главное, что частью этого резерва могут стать молодые специалисты, недавно закончившие высшие учебные заведения, бывалые работники предприятия, демонстрирующие результативность и желание работать, а также различные заместители, стоящие ниже главного директора на несколько ступеней служебной лестницы.

С помощью данного резерва любое предприятие, вне зависимости от его размеров, объема производства и дохода сможет предупредить остановки в работе из-за нехватки какого-либо рабочего звена. Проще говоря, если, например, через определенное время с должности заместителя директора уволится сотрудник, то на его место оперативно поставят другого человека, который за время пребывания на данном поприще внушил доверие и продемонстрировал стремление к труду. Таким образом, любой бизнес может избежать больших потерь доходов, имея в запасе пару-тройку кандидатов на ту или иную роль.

Надежный помощник на стройке

Последняя расшифровка СКР относится к одному из строительных терминов, который можно нередко встретить в руководствах по строительству или просто научно-строительных энциклопедиях. В данном случае это рельсовый, обеспечивающий подвижность устройства и используемый при строительстве энергообъектов большой мощности. Его применение особо эффективно в морских и речных портах, на лесных промышленных зонах, где необходимо вести погрузочно-разгрузочные работы.

Эта машина относится к категории кранов, стрела которых фиксируется на подвижной платформе. В данном случае ходовым устройством для передвижения являются рельсы.

Суть данного вида кранов заключается в том, что любая необходимая конструкция собирается сначала на прямой поверхности, а потом монтируется с помощью крупногабаритных блоков, масса которых зачастую достигает 50-100 т. Все эти нюансы делают данную машину незаменимой на строительных работах.

Сторожевой корабль "Невельск" (ВМС России)

Сторожевой корабль - класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

История

Первая мировая война - именно с этого периода корабли противолодочной обороны были введены как самостоятельный класс. Произошло это в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность, поэтому возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами, кораблях, способных эффективно противостоять подводному противнику, а именно: вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Первопроходцем в создании сторожевых кораблей стала Англия. Активные действия германских подводных лодок вынудило англичан начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с последними. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - "Пи-ботс", с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узла, одно 100-мм орудие, два 2-фунтовых орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы). В след за Англией, США в срочном порядке закладывает порядка 60 сторожевых кораблей типа "Игл".

В русском флоте, корабли, аналогичные английским кораблям противолодочной обороны, были обозначены классификационным термином "сторожевой корабль". В период с 1914 по 1916 год в России строились первые сторожевые корабли типа "Коршун" водоизмещением 400 тонн и скоростью 15 узлов, и уже к октябрю 1917 года, накануне Великой Октябрьской революции, новый класс - "сторожевой корабль" был впервые официально включён в классификацию русского флота.

Первая половина 1920-х годов - морские державы одна за другой пополняли составы своих флотов аналогами русских "сторожевиков": английские типа "Спей"; американские типа "Игл"; итальянские типа "Аллесандро".

Сторожевые корабли во Второй мировой войне

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения, которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам, всё же имели общее основное назначение. Поэтому в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны "сторожевики" находились в составе всех флотов, подтвердив свою ценность в службе. Эти корабли, с первого до последнего дня войны, несли боевую службу, выполняя самые разнообразные боевые задачи: охоту и уничтожение подводных лодок; постановку мин заграждения; высадку десантов; доставку продовольствия, боеприпасов и горючего в осаждённые города, эвакуацию раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, сопровождение транспортных судов.

Послевоенный период

С учётом опыта Второй мировой войны и послевоенного развития ракетного, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам. В современных условиях, СКР предназначаются главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы. При водоизмещении до 4 000 тонн, СКР имеют на своём борту противокорабельные и зенитные ракетные комплексы, артиллерийские установки, аппаратуру поиска подводных лодок и противолодочное оружие, радиоэлектронные комплексы наблюдения, связи, навигации и управления оружием. Главная энергетическая установка (ГЭУ) развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной к более мощной газотурбинной установке.