Род глагола в русском языке и его определение. Род глагола в русском языке и его определение Прошедшее время средний род

Современные ученые-лингвисты сходятся во мнении, что первым словом, произнесенным древними гоминидами на стадии перехода от обезьяны к человеку, был глагол. Питекантропу или Австралопитеку были чужды абстрактные понятия, не задумывался он о смысле жизни, не пытался в подробностях описать тонкие оттенки вечернего неба, возможно, даже до осознания себя, как личности, было еще далеко. Ему было важно крикнуть соплеменнику: «бежать!» - и тем спасти ему жизнь и повысить выживаемость рода. В большинстве языков главных глаголов 4: «быть», «иметь», «делать» и «ходить». Определенные признаки четко указывают, что если эти слова появились в языке и не первыми (хотя вероятность этого высока), то одними из первых – несомненно. В той или иной степени, они участвуют в грамматических структурах, образовывают сложные времена.

Все остальные глаголы также играют первостепенную роль в любом языке – именно эта часть речи несет основную смысловую нагрузку в предложении. Например, в английском языке неполное предложение – без подлежащего и/или сказуемого - возможно только в разговорной речи; в официальных документах или художественной литературе оно категорически недопустимо. В русском языке мы можем использовать безглагольные фразы в качестве, например, ответа на вопрос:

Из чего сделан этот стул?
- Из дерева.

Описательные структуры типа сочетаний «прилагательное + существительное» редко являются полноценными предложениями и также используются в качестве кратких реплик в неформальном общении.

Кстати, часто мы ошибочно думаем, что в нашей родной речи в настоящем времени глагол используется не всегда: «Мне 28 лет и несколько месяцев». На самом деле, это все тот же глагол «быть», который мы опускаем, но подразумеваем. Стоит перевести фразу в прошедшее время – и он проявляется: «Мне было 28 лет и несколько месяцев, а теперь мне (есть) 29». В английском, французском и многих других языках этот номер не проходит, в буквальном переводе фразы так и звучат: «Я есть девочка. Я есть ученица. Мне есть 15 лет, а в этой комнате есть кошка». Английское verb (глагол) происходит от латинского verbum (слово) – значит, изначально два эти понятия были идентичны, что доказывает уникальное положение этой части речи в любом языке.

В школе учат, что «глаголы изменяются по родам, лицам, числам и временам», однако оговоримся, что это правило безоговорочно справедливо только для русского языка. Например, жители туманного Альбиона обходятся без будущего времени – такой грамматической формы глагола у них нет, приходится довольствоваться уже устоявшимися структурами. Разделение по лицам у них весьма условно и существует только в настоящем времени, а про рода в этом прекрасном королевстве уже много веков никто и не вспоминает. Но вернемся к славянским корням – у нас-то рода есть, правда, только в прошедшем времени и единственном числе. В детстве мы запоминаем способ распознавания родов части речи по словосочетанию «он мой/она моя/оно моё» или вопросу «Что делал? Что делала?», но этот способ представляется малонадежным, а кроме того, он требует определенного языкового чутья. Кто помешает иностранцу сказать: «Стол – она моя» или «Что делал? Работала»? Требуется более верный признак.

Он есть. Русский язык – флективный, то есть слова в нем изменяются при помощи аффиксов, а говоря проще – приставок, суффиксов и окончаний. Вот последние-то нас и интересуют больше всего. В нашей речи окончание выполняет сразу несколько грамматических функций. Например, в слове «красивый» по окончанию «-ый» мы понимаем, что речь идет о предмете мужского рода в единственном числе. Вернемся к глаголам. Как уже было сказано, род проявляется только в глаголах прошедшего времени, значит, каждый из них приобретает суффикс «л». Нулевое окончание (читал_) свидетельствует о глаголе мужского рода, окончание «а» (читала ) указывает на женский род, и «о» (светало ) – на средний. Некоторые учителя советуют проверить, с каким существительным соотносится глагол, так как их рода будут совпадать. Например: «Волк напал на овцу». «Волк» - он мой – существительное мужского рода, значит, этот признак можно смело переносить и на глагол.

Некоторую сложность могут представлять возвратные глаголы на «–ся», однако на самом деле все просто: окончание у этих слов стоит до возвратного суффикса: испугала сь (женский род), не спало сь (средний), резвился (нулевое окончание, мужской род).

На самом деле, носители языка делают это автоматически за десятые доли секунды, практический механизм определения рода может быть полезен только изучающим язык иностранцам. Для русского языка этот алгоритм предельно краток и прост.

Род — это словоизменительная грамматическая категория глагола, представленная в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения и выполняющая следующие три функции: 1) указание на грамматический род существительного, с которым глагол координируется (формы м.р., ж.р., ср.р.); 2) обозначение пола лица — носителя процессуального признака (формы м.р. и ж.р.); 3) представление процессуального признака как безличного (формы ср.р.). В спрягаемых формах средством выражения м.р. является нулевое окончание (замерз , сел бы ), ж.р. — окончание (замерзла , села бы ), ср.р. — окончание -о (замерзло , село бы ), во мн.ч. глагольные формы не характеризуются по признаку рода (Мальчики , девочки читали ; Дожди , грозы прекратились бы ).

Родовая глагольная форма соответствует грамматическому роду наименования носителя процессуального признака, если этот носитель представляет собой предмет или явление (машина остановилась , столб накренился , солнце село бы ). В том случае, если в наименовании носителя процессуального признака, представляющего собой живое существо, грамматический род и пол — мужской или женский — этого существа совпадают, родовая глагольная форма дублирует эти значения рода и пола (ученик прочитал ученица повторила , мать сказала отец промолчал ). Если носитель процессуального признака — живое существо и обозначен именем существительным м.р. или личными местоимениями-существительными я, ты , то форма глагола указывает на пол этого носителя (доктор пришел доктор пришла , я читал — я читала , ты спел бы ). В случаях типа доктор пришел обозначение пола лица — носителя процессуального признака непоследовательно, эта конструкция может быть отнесена и к лицу женского пола. Указание на пол присуще, как правило, форме глагола и в случае обозначения носителя процессуального признака существительным общего рода (сирота заплакала сирота заплакал ), но здесь возможны и колебания, особенно если существительное обладает качественно-характеризующим значением. Например, при употреблении формы глагола в ж.р. выражения типа Опять эта размазня пришла могут быть в равной мере отнесены к лицу как мужского пола, так и женского. Однако если носитель процессуального признака обозначен наименованием лица ж.р. или ср.р., родовая глагольная форма координируется с грамматическим родом существительного (дитя плакало , чудовище вернулось , одно значительное лицо заявило , одна влиятельная персона сказала ), хотя существительные лицо , дитя , чудовище , персона , фигура могут обозначать существа и мужского пола, и женского.

Глагольная форма ср.р. используется при употреблении безличных глаголов, а также личных глаголов в значении безличных (Меня лихорадило; Над головой прошумело; Весной его тянуло на улииу; Скорее бы светало ).

Спрягаемые формы глагола изменяются по родам в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения и в единственном числе сослагательного наклонения: Софья спустилась к себе вниз, нужно было сделать что-нибудь к обеду. Пришел Трофим Иваныч (3.); Ох, лето красное/ любил бы я тебя... (П.). Если родовая форма глагола согласуется с одушевленным существительным или личным местоимением (см. выше), она способна передавать информацию о мужском или женском биологическом поле живых существ. Форма среднего рода может иметь безличное значение [Из степи дуло теплым ветром (Пауст.)].

Родовая характеристика глагола исключает личную. То, какие признаки — личные или родовые — выражены в глагольной форме, зависит от наклонения и времени. В прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении морфологически не выражено лицо (только род), в других спрягаемых формах при помощи окончаний выражено только лицо (но не род).

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

На уроке рассматриваются род, лицо и число глагола. Вы увидите, как глагол с помощью изменения по родам, лицам и числам выражает значение действия.

Тема: Глагол

Урок: Род, лицо, число глагола

1. Грамматическое значение глагола

Раскройте скобки, поставьте глаголы в нужную форму настоящего или будущего времени. Если в речи встречается несколько вариантов данной формы, выберите один из них. Обоснуйте выбор варианта. Если глагол не имеет нужной формы, измените предложение так, чтобы выразить данное содержание.

1. По улицам (бежать) какие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с трудной судьбой. 3. Чтобы не замёрзнуть по дороге, он обычно (запрячь) лошадь, пустит её вскачь, а сам (бежать) рядом. 4. Я обязательно (выздороветь) к празднику. 5. Я обязательно (победить) на этих соревнованиях. 6. Я только (высыпать) сахар в банку, (завинтить) крышку и подойду к тебе. 7. Вот так я (досадить) учителю! 8. Крапива очень сильно (жечься). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (заехать) за тобой к вечеру. 11. Мать (зажечь) все лампы и (накапать) лекарство дочери. 12. Ему не стоит поручать такое ответственное задание: он обязательно (заколебаться) в самый ответственный момент. 13. Я (замесить) тесто, а потом отдохну. 14. Если кровь (запечься), трудно обрабатывать рану. 15. Если вода (затечь) под ванну, её будет трудно собрать. 16. Когда мы (захотеть), тогда и (лечь) отдыхать! 17. Если вы сейчас же не сдадитесь, я (изрешетить) весь дом! 18. Он быстро (истрепать) новый костюм, если будет так небрежно обращаться с ним. 19. Я (крутиться, вертеться, куролесить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую верхушку дерева. 21. Он (лгать) вам! 22. Они никогда не (класть) портфели на парты. 23. Он (навлечь) на нас беду. 24. Наработаюсь за день, (натрудиться), иногда к вечеру так (обессилеть) - рукой двинуть не могу. 25. Я тебя не (обидеть). 26. Это (отвлечь) тебя от грустных мыслей. 27. Он (отречься) от нас при первой опасности. 28. Я (победить) и этого противника! 29. Вода (течь) из крана уже третий день. 30. Они (хотеть) опозорить нас. 31. Лодки не стоят неподвижно, они чуть (колыхаться) на воде. 32. Дует ветер, дождь (брызгать) мне в лицо. 33. Родители стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду. 34. Текут ручьи, с крыш (капать). 35. Волк (рыскать) по лесу в поисках добычи. 36. Женщины стоят на берегу и (полоскать) бельё.

1. Культура письменной речи ().

2. Современный русский язык ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

Открытый урок русского языка в 3 классе

Тема: Понятие о родовых окончаниях глаголов.

Цели: - ввести понятие «родовые окончания», формировать умения выделять глаголы прошедшего времени, пользуясь двумя признаками (вопрос и суффикс -л-); учить ребят самих определять задачи урока, делая вывод по проблеме, поставленной перед ними;

Развивать речь учащихся, мышление;

Воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, любовь к своей Родине и уважение к людям, защищавшим свою Родину.

Ход урока

- Организационный момент

- Чистописание: С лушать – слышать, умываться – умыться, плыть – плавать. (по ходу выясняется, чем отличаются пары слов)

- Проверка домашнего задания

Какое правило написания глаголов вы повторили дома при выполнении упр. 294? (не с гл.)

Значение какого слова вы узнали из этого упражнения? Что оно обозначает? (футбол)

Назовите все глаголы, которые вам встретились? Назовите их форму? (не был, не играл, не дрался, не дёргал, читал - прош. вр., ед. ч., м. р.)

(Слайд №2)

- Проблемный вопрос

На доске тема урока с пропущенным словом:

……….. окончания глаголов.

Надо найти слово и определить тему урока.

Учебник на стр. 82 таблица (таблица на доске)

Как изменяются глаголы наст. и буд. вр. ? (по лицам)

Поэтому у них какие окончания? (личные)

А как изменяются глаголы прошедшего времени? Подумайте, как могли учёные назвать окончания глаголов прошедшего времени? (родовые) (назвавший тему урока объявляется учёным класса)

Запишем слово в теме, читаем тему урока.

Родовые окончания глаголов

Чему мы будем учиться на уроке? (узнавать родовые окончания глаголов)

- Работа по новой теме. Упр. 296 (Слайд №3)

    Чтение текста стихотворения выразительно

    Ответ на вопрос перед текстом. Работа с толковым словарём СТР.121

Значение слова лукошко, определение его части речи, рода.

У глагола стояло - окончание среднего рода О.

В слове дремала - окончание а , потому что оно относится к существительному кошка женского рода.

    Записать текст со вставленными окончаниями.

    Проверка (Слайд №4)

Как же изменялись глаголы в данном тексте? (по родам)

Изменим слово стояло по родам:

Стоял

Стояла

Стояло

    Чем они отличаются? (окончанием)

Составление таблицы родовых окончаний

М.Р.

Ж.Р.

С.Р.

МН.Ч.

Упр. 298 и индивидуальная работа по карточкам

Карточка №2 по теме «Родовые окончания глаголов»

Гулял, летела, освещало, подхватил, вспоминала, бежало, посеяла, посадил, собрали, прыгала, гудели, мешало, стоял.

Карточка №1 по теме «Родовые окончания глаголов»

Спиши слова, выдели в них окончания и сверху подпиши род.

Говорил, светила, играло, читали, вспоминала, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетело.

Если встретились глаголы множественного числа, подпиши их.

Содержание карточек

Карточка №4 по теме «Родовые окончания глаголов»

Луна светил… , молоко кипел…, дом стоял…, вода кипел…, чайник закипел…., бабушка говорил…, дети шумел…, озеро блестел… .

Карточка №3 по теме «Родовые окончания глаголов»

Спиши, вставляя правильные окончания.

Лампа светил… , варенье кипел…, солнце светил…, столб стоял…, вода кипел…, суп кипел…., мать говорил…, деревья шумел…, снежинка таял… .

- Д/з упр. 297 Разузнать об особой части слова после окончания из рамки.

- Глаголы прошедшего времени когда используют?

Мы тоже перенесёмся в прошлое далеко, на 70 лет назад.

Посмотрите на эти картины (Слайды № 5,6,7)

Беседа по картинам о войне «Битва за Москву».

Дата - начало декабря 1941 года. 70 лет в 2011 году.

С этой битвы и началось наступление наших войск, которое не позволило фашистам завоевать нашу родину.

    А если вы будете описывать события тех лет словами, то что вам поможет показать время этих событий?

(глаголы прошедшего времени)

Записать предложение под диктовку. Самопроверка. (Слайд №8)

Во время войны люди работали не покладая рук.

    Назовите знакомые вам части речи в этом предложении. Форму глагола. От какого слова она зависит здесь?

    Как это «не покладая рук»? Что это за выражение? (фразеологизм)

    Можно ли так сказать об этих людях? (Слайды №9, 10)

- Итог урока. Давайте заполним таблицу знаний (по мере того, как дети говорят, учитель прикрепляет слова в ячейки)

Мы знали об окончаниях

Мы узнали об окончаниях

Мы узнали ещё о ….

У глаголов наст. И буд. времени окончания личные

У глаголов прошедшего времени окончания родовые

Том, что битва за Москву с фашистскими захватчиками началась в начале декабря 1941 года. Это стало началом наступления Красной Армии.

- Оценки! Обязательная оценка работы «учёного» на уроке.