Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.
Профессия
Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?
- Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
- Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
- Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
- Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.
Специальность
Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач - эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь - сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.
Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.
Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.
Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» - это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.
Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).
Специализация
Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.
Как известно, профессии не стоят на месте - они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком - пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.
Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.
Второе высшее образование
Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.
В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!
Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации - все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.
Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов - знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.
Как видим, дополнительное второе образование - это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.
Люди часто путаются в терминах, отчего и возникает путаница во многих жизненных ситуациях. Разница между профессией и специальностью на первый взгляд кажется незначительной, однако в разговоре это может продемонстрировать неграмотность говорящего, что будет особенно нехорошо в беседе с работодателем. Разбираться в этих понятиях важно даже для собственного самоопределения в жизни, чтобы наконец понять на какую специальность нужно учиться для того чтобы овладеть той или иной профессией.
Что такое профессия?
Это достаточно узкое понятие, которое касается одного вида деятельности . Оно подразумевает владение набором навыков, которые позволят выполнять ту или иную работу. Овладеть профессией можно разными путями. Например, если отец кузнец и ребенок с детства наблюдал за ним, он даже интуитивно сможет ковать металл. С другой стороны можно стать профессионалом в каком-то деле опытным путем, изучая его с помощью проб и ошибок. Также профессию можно получить в учебном заведении или просто от учителя.
Профессия всегда связана с конкретной деятельностью . Например, этим понятием нельзя обозначить слово юрист, так как это слишком «широкое» слово. С другой стороны прокурор или адвокат по делам недвижимости будут названием именно профессий. Они подразумевают узкий набор навыков, которые позволяют делать четко разграниченную работу. В ситуациях, когда юрист занимается одновременно недвижимостью и делами о наследстве можно смело сказать, что он овладел двумя профессиями.
Кроме сказанного, можно утверждать, что профессия не нуждается в доказательствах. Этот термин подразумевает факт – человек умеет делать конкретную вещь и это реальность. Хорошо или плохо он это делает, вопрос скорее квалификации, а не самого понятия профессии.
Что такое специальность?
Специальность в свою очередь понятие более широкое, так как подразумевает обучение человека навыкам в определенном направлении . Грубо говоря, специальность это то, чему учат в университетах. Обширный круг знаний, который направлен на полноценное развитие личности в определенном направлении. Например, на историческом факультете, историки учат не только саму историю, но и право, и философию, и язык, и иностранные языки.
Наличие той или иной специальности у человека должно быть подтверждено дипломами государственного образца. Эти документы могут котироваться или не котироваться на определенных степенях трудоустройства, в зависимости от престижности выбранного места. При этом после получения специальности человек может работать где угодно, даже не в рамках изучаемого.
Например, абитуриент выбирает направление неврология и поступает в ВУЗ. Там его обучают множеству курсов, касающихся не только человеческих нервов, но и всему, что может помочь гармоничному развитию личности учащегося и его будущей деятельности. Далее этот человек может и не стать невропатологом, но набор полученных навыков позволит ему работать, например, в лечебном санатории. Так специальность может включать в себя множество профессий.
Что общего в профессии и специальности?
Обобщить эти два понятия может их направленность. Оба они определяют границы образованности человека, его кругозор и количество навыков. Называя свою профессию или специальность, и не вдаваясь в подробности человек, может четко объяснить свою деятельность. Если сказать, «я юрист» или «я юрист по операциям с недвижимостью», для человека несведущего в этом фраза будет звучать одинаково.
При этом также общими являются такие параметры:
- И специальности и профессии нужно обучаться, не бывает так, что профессия «врожденная», бывают только люди, склонные к той или иной специальности.
- И то, и другое подразумевает набор освоенных навыков, которые нужно применять в будущем.
- Часто овладевая специальностью, человек выбирает себе и профессию, после или во время общего образования начинает углубляться в одно из направлений, профессия как бы вытекает из специальности, сужая, но конкретизируя род его деятельности
Что бы ни было общего в понятиях специальности и профессии, все равно это два абсолютно разных слова с разными значениями, поэтому их важно отличать, чтобы не допустить речевую ошибку в деловой беседе. На бытовом уровне это может быть и не замеченным, однако на профессиональном это очень вероятно.
Чем отличается профессия от специальности?
Разница между этими понятиями довольно существенна. Основная ее суть заключается в обширности понятий. Специальность подразумевает под собой обучение нескольким профессиям, при этом не говоря о том, что человек занимается именно этим. Если же он говорит, что его профессия на протяжении десяти лет именно криминальный журналист, то сомнений в этом быть не может, на деле он не может неожиданно оказаться продавщицей мороженого (исключая намеренную ложь, которая к описанию терминов не имеет никакого отношения). При этом даже если человек дипломированный специалист, он может работать кем угодно.
Вот ряд второстепенных отличий специальности от профессии:
- Профессию можно получить разными путями, специальности же нужно обучаться в сертифицированном учебном заведении.
- Когда обучают специальности, могут давать знания по многим смежным направлениям, включая даже общеобразовательную информацию. Профессиональный же набор навыков не подразумевает под собой ничего лишнего и второстепенного.
- Получение специальности призвано расширить кругозор человека, дать ему навыки, которые пригодятся в определенном направлении. Профессия наоборот сужает интересы человека, ограничивая их более подробным изучением определенных данных и наук.
Отличие между этими понятиями стоит определить на интуитивном уровне, размышляя о своем собственном опыте. Разобравшись, какая специальность была вами получена, и какая в итоге ваша профессия, понять, где что будет очень просто. Молодым же людям, которые не могут выбрать профессию рекомендуется сначала определиться с направлением деятельности – специальностью, а далее уже выбирать свою профессию.
Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.
Что такое квалификация по диплому
Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.
- Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
- Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
- Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.
Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.
Пример квалификации в дипломе
В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:
- прикладной бакалавр экономики;
- менеджмента;
- магистр культурологии, юриспруденции, психологии.
В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:
- инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
- экономист – «экономическая безопасность»;
- провизор – «фармация»;
- юрист – « »;
- художник-постановщик театра – «сценография».
Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.
Лекция №1
Тема: Общее представление о профессии. Классификация профессий
1. Понятие профессия, специальность.
2. Классификация профессий
3. Психолого-педагогическая деятельность: сущность, содержание и особенности
Понятие профессия, специальность, квалификация
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой ит.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром».
Как отмечал философ Б.Ф.Ломов, «деятельность является многомерной», поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную(исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д.
Выделяют также разнообразные виды профессиональной деятельности (научная, педагогическая и т.д.)
Профессиональная деятельность - род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:
*заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
*организатор условий такой деятельности;
*источник ее материального финансирования;
*регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
*эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
*источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, даже при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека профессия -это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.
Признаки профессии:
1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,
2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,
3. наличие определенной системы профессиональной подготовки,
4. наличие определенной квалификации и опыт специалиста,
5. общность людей, занятых определенным родом деятельности.
Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.
Для нее характерно:
1. знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания
2. необходим для общества
3. взамен труда получает человек определенные средства
Например, профессия- токарь. Специальность в рамках данной профессии- токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик.
Профессия- учитель. Специальность- учитель иностранного языка, учитель- математик.
Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «образование».
1. в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обуславливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза и т.д.)
2. на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (учитель истории, музыки и т.д.)
3. на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (педагог- дефектолог: логопед-педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог - педагог, занимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифлопедагог - учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);
4. группы специалистов, работающих в разных типах образовательных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).
К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т. д. постоянное расширение спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с другой с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).
Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, например: учителя физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры; учителя истории и граждановедения; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образования и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или на квалификация. Например, квалификация бакалавра (при 4- летнем обучении), магистра или дипломированного специалиста.
Чтобы построить успешную карьеру, выпускники школы должны понимать, что в наше время никак не обойтись без высшего образования, которое поистине является путевкой во взрослую жизнь.
Овладение престижной профессией в высшем учебном заведении поможет в будущем найти престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, а также реализовать свои планы и мечты.
В 2003 году Российская Федерация ратифицировала Болонскую конвенцию, согласно которой было создано Европейское пространство единого высшего образования. После этого диплом, полученный в любом российском ВУЗе, будет официально признан в каждой из 48 европейских стран, подписавших декларацию. Однако с вхождением в данное пространство возникла некоторая путаница в терминологии. Попробуем разобраться, что же означает квалификация по диплому.
Профессия и специальность
Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:
- некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
- совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
- выполнение задач за вознаграждение;
- общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.
Стоит понимать, что понятия квалификации по диплому и профессии – не совсем одно и то же. Профессия это практическое применение полученных ранее знаний, освоение какого-либо рода деятельности.
Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.
Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.
Квалификация
Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.
Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:
- Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
- Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
- Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.
Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.