Презентация "древнерусская литература". Древняя русь Скачать презентацию на тему древнерусская литература

Слайд 1

Древнерусская литература
Уроки литературы в 9 классе

Слайд 2

2
Д.С.Лихачев
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»

Слайд 3

Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна

Слайд 4

В 988 году Русь принимает христианство

Слайд 5

История возникновения:
Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.

Слайд 6

Древнерусская литература прошла многовековой путь развития. Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия. Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.

Слайд 7

Шесть периодов развития древнерусской литературы.
1. XI век – первая треть XIIвека. 2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека. 3. Вторая треть XIII – конец XIVвека. 4. Конец XIV – XVвек. 5. Конец XV – XVI век. 6. XVII век.

Слайд 8

Древнерусская литература XI - первой трети XII века
«Повесть временных лет» Создание славянской азбуки. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке.
«Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»

Слайд 9

Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века
«Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника

Слайд 10

Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века
Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина»
Нашествие хана Батыя на Русь.

Слайд 11

Древнерусская литература конца XIV - XV века
Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»

Слайд 12

Древнерусская литература конца XV – начала XVI века
Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»

Слайд 13

Литература XVII века.
Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума»
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

Слайд 14

Отличительные черты:
Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную

Слайд 15

Слайд 16

Псалтырь
Так выглядели первые книги
Берестяная грамота

Слайд 17

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кириллица

Слайд 18

ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

Слайд 19

Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…

Слайд 20

Слайд 21

Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.
Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент

Слайд 22

До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом или полууставом птичьими перьями.
Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)

Слайд 23

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век

Слайд 24

Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».
Геннадиевская Библия

Слайд 25

Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.
Крестовая палата - Московский Кремль

Слайд 26

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
Евангелие апракос полный. 1362 г. Новгород. Писец Микула

Слайд 27

Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.

Слайд 28

Оно написано в 1056 - 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б

Слайд 29

Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б

Слайд 30

Изборник Святослава
Вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.

Слайд 31

Это русский список с болгарской рукописи X в. Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты. Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма

Слайд 32

Заглавная страница из Изборника 1073г
Изборник Святослава. Рисунки на полях

Слайд 33

Геннадиевская Библия
Для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.

Слайд 34

Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.

Слайд 35

Геннадиевская Библия - высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.

Слайд 36

1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы

Слайд 37

Слайд 38

Жанры древнерусской литературы.
Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть - повествует о важнейших исторических событиях. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Житие - описание подвигов и добрых дел святых. Слово - образец торжественного красноречия.

Слайд 39

Богоматерь
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
Хождение

Слайд 40

Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония Муромские
Сергий Радонежский
Житие

Слайд 41

Житие
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.

Слайд 45

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня 1228 года.

Слайд 46

Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.

Слайд 47

Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный). Повесть относится к жанру «жития». «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 48

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Летопись

Слайд 49

49
Летописание началось на Руси в XI веке.

Слайд 50

Что такое летопись.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Слайд 51

Как создавались летописи.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Слайд 52

«Повесть временных лет»
Нестор - первый русский летописец.
«Повесть временных лет» - первая русская летопись начала XIIвека.

Слайд 53

«Повесть временных лет»
Монах Нестор

Слайд 54

Слайд 55

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 56

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 57

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 58

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377.
Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 59

Лаврентьевский летописец

Слайд 60

Лаврентьевская летопись
Рукопись «Повести временных лет» - древнейшего летописного свода - начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.

Слайд 61

Слайд 62

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 63

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Ярослав Мудрый

Слайд 68

Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
Лицевой летописный свод
Миниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.

Слайд 69

Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Слайд 70

Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.

Слайд 71

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Владимир Мономах 1053-1125
Поучение

Слайд 72

Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слайд 73

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
Слово

Слайд 74

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Повесть

Слайд 75

Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»

Слайд 76

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
Послание

Слайд 77

Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях
Патерик

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины. Д.С. Лихачёв Литература Древней Руси

2 слайд

Описание слайда:

Литература Древней Руси В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с 11 по 18 век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаём о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в ту далёкую эпоху.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Особенности древнерусской литературы Древнерусская литература возникла в 12 веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная. Она почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину. Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё создавалось по канону – определённым правилам и образцам, Поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами.

8 слайд

Описание слайда:

Особенности древнерусской литературы Авторское начало в древнерусской литературе приглушено. Имена многих авторов древнерусских памятников сегодня не известны. И это не потому, что их имена забыты неблагодарными потомками, а потому, что авторы тех лет сами не указывали своего имени. Да и в самих древнерусских книгах образ автора достаточно условен. Мы практически не можем увидеть его отношения к изображаемым событиям или людям. Он – хладнокровный бытописатель, летописец, основная задача которого – сохранить для потомков великие деяния князей или перечислить значимые для Руси исторические события. А оценку князьям и событиям, по мнению древнерусских писателей, должны были давать внуки и правнуки.

9 слайд

Описание слайда:

Жанры древнерусской литературы Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Жанры литературы Древней Руси существенно отличаются от современной. первичные объединяющие

10 слайд

Описание слайда:

житие слово поучение повесть Первичные жанры Объединяющие жанры летопись хронограф четьи-минеи патерик апокриф

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ЖИТИЕ – это самый распространённый и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека, которого вскоре причисляли к лику святых. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

13 слайд

Описание слайда:

«Житие Сергия Радонежского» В 1417 – 1418 гг. Епифаний Премудрый создаёт житие преподобного Сергия Радонежского – основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря. До принятия монашества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его богоизбранность. Ещё до рождения Варфоломей (это мирское имя Сергия) во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем он отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу в дни поста. В отрочестве Сергий обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему некий старец. Сергий Радонежский играл значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины 14 века.

14 слайд

Описание слайда:

«Житие Сергия Радонежского» Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890 гг.

15 слайд

Описание слайда:

Картина «Видение отроку Варфоломею» написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях").

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Знаменитая икона «Троица» была написана любимым учеником Сергия Радонежского – Андреем Рублёвым. Князь Дмитрий Иванович Донской, отправляясь в поход против Золотой Орды, заехал для благословления к Сергию Радонежскому. Святой отец дал князю с собой двух монахов-воинов – Ослябя и Пересвета. Последний выступил поединщиком от русского войска, сразившись не на жизнь, а на смерть с ханским любимцем Челубеем.

18 слайд

Описание слайда:

ПОУЧЕНИЕ – разновидность жанра древнерусского красноречия. В поучениях древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует вести свою жизнь, как необходимо искать спасения души в затворничестве, служить Богу, помогая нуждающимся.

19 слайд

Описание слайда:

СЛОВО – разновидность жанра древнерусского красноречия; это поучение и послание к потомкам. Примером служит «Слово о полку Игореве», рассказывающем о военном походе князя Игоря на половцев в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников этого похода. Другим примером этого жанра может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары.

20 слайд

Описание слайда:

ПОВЕСТЬ (воинская или историческая) – это древнерусское произведение, повествующее о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, о воинских подвигах и княжеских междоусобицах. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житие Александра Невского».

21 слайд

Описание слайда:

«Повесть о житие Александра Невского» Во второй половине 13 века было создано житие великого новгородского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 г.) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.). Автор показывает князя ревностным защитником Русской земли, православия и умелым политиком. «Повесть о житие Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести и стала образцом княжеского жизнеописания.

22 слайд

Описание слайда:

В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и говорила о том, как необходимо поступать в определённых ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет». Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии рода киевских князей и о возникновении древнерусского государства. ЛЕТОПИСИ – это исторические повествования, которые велись по годам; самый древний жанр древнерусской литературы.

23 слайд

Описание слайда:

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕТОПИСИ Первыми русскими книгами были летописи Летописание зародилось в Киеве и Новгороде в XI веке Летописи были общерусскими и местными Первые русские летописи создавали в монастырях Летописанием занимались монахи, специально этому обученные старшими мастерами Летописи писали от руки, на пергаменте, гусиными перьями, черными и красными чернилами Летописание велось по повелению того или иного князя Киево-Печерский монастырь

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Древнерусской (или русской средневековой, или древней восточнославянской) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века. Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов. Особенности и жанры древнерусской литературы

Академики: Дмитрий Сергеевич Лихачёв Борис Александрович Рыбаков Алексей Александрович Шахматов. Крупнейшие исследователи древнерусской литературы

все произведения носили религиозный или исторический характер; в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства, так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Особенности Древнерусской литературы:

произведения создавались в соответствии с этикетом, то есть по определённым правилам; Древнерусская литература развивалась очень медленно: за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений Особенности Древнерусской литературы:

ЛЕТОПИСЬ - это описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам. Примеры произведений: «Повесть временных лет», « Лавреньевская летопись», « Ипатьевская летопись» Жанры древнерусской литературы

ЖИТИЕ – это жизнеописание святого. Примеры произведений: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского» Жанры древнерусской литературы

ПОУЧЕНИЕ – это духовное завещание отца детям. Примеры произведений: «Поучение Владимира Мономаха» Жанры древнерусской литературы

ХОЖДЕНИЕ – это описание путешествий. Примеры произведений: «Хождение за три моря» Жанры древнерусской литературы

СЛОВО- это жанр церковного или светского красноречия. Примеры произведений: «Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели Русской земли» Жанры древнерусской литературы

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ – это описание военных походов и битв. Примеры произведений: « Задонщина », «Сказание о Мамаевом побоище» Жанры древнерусской литературы

Письменная литература на древнерусском языке появилась в 11 веке, вскоре после крещения Руси князем Владимиром. Её основу первоначально составили церковные книги, привезённые из Византии, и произведения устного народного творчества. Возникновение древнерусской литературы:

1. Киево -Новгородский период (10-12 века) - созданы первые летописные своды, написаны первые жития и религиозные книги и исторические хроники. - создано первое собственно русское письменное произведение – « Слово о Законе и Благодати » В развитии древнерусской литературы выделяют два периода:

проповедь « Поучение Владимира Мономаха » автобиографическое произведение « О путях и ловах » летописный свод «Житие Феодосия Печерского Произведения древнерусской литературы 1периода

Первую часть летописи составляет рассказ о мировой истории по Библии – от сотворения мира до всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Иафетом. Затем Нестор повествует о расселении славянских племён, об их отношениях с соседними племенами, об основании Киева, о возникновении русской земли, государства, о первых новгородских и киевских князьях Сюжет

Литература этого периода отражает постепенное возрождение Руси, объединение русских земель. Возникают новые жанры: сатирическая повесть и бытовая повесть. Усиливается авторское начало, в литературе появляется вымысел. Период Московской Руси (13-17 века):

воинские повести « Задонщина » и « Сказание о Мамаевом побоище » « Житие Стефана Пермского » и « Житие Сергия Радонежского » автобиографическое произведение « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное » « Домострой » - свод наставлений и правил поведения в семье и обществе благочестивого человека. Произведения древнерусской литературы 2 периода

« Слове о полку Игореве » (1187)

Время центрального события, описанного в «Слове…», – похода Игоря – относится к периоду с 23 апреля по 10 мая 1185 года. Однако автор заявляет во вступлении, что рассказ его охватит времена «от стараго Владимира до нынешняго Игоря», то есть два века. Хронологические рамки произведения

Неудачный поход князя Игоря в половецкую степь явился для автора поводом поразмышлять над судьбой русской земли и призвать русских князей к единению. В начале похода войско Игоря застаёт солнечное затмение, что считалось в те времена дурным знаком. Игорь призывает воинов к храбрости. В первой битве русичи побеждают, а во второй терпят сокрушительное поражение, а сам Игорь попадает в плен. Автор восхищается мужеством князя;а с другой стороны, он осуждает Игоря за недальновидность, так как поражение в битве с половцами открыло дорогу врагам для новых набегов. Сюжет

Спасибо за внимание Выполнила ученица 10 класса МБОУ « Сулеевская СОШ» Гаязова Илюза Наилевна


  • Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами.
  • Дать представление о жанре летописи
  • Дать представление о рукописных и печатных книгах
  • Познакомить с создателями первой азбуки и определить их роль в культурном развитии Руси

  • Предания
  • Легенды
  • Сказки
  • Песни
  • Загадки

988 год – принятие Христианства на Руси

необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович


Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях


Жанры древнерусской литературы .

  • летописи
  • хождения
  • поучения
  • послания
  • сочинения ораторского жанра

(середина XI века)

Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности.

«лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год.

«В лето…» - начало каждой новой записи в летописи.


  • Годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания)
  • Летописная повесть (подробный рассказ о событии)
  • Некрологическая характеристика (описание смерти князя и похвала ему)


«Повесть временных лет»

начало XII века

монах Нестор


Мотивы «Повести…»:

  • Сведения о происхождении славян
  • Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
  • Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
  • Повествование о принятии Христианства на Руси.
  • Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.

«Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»


Особенно важная тема «Повести…» - мысль о необходимости мира между князьями.

Княгиня Ольга

(жена князя Игоря)

Святослав Игоревич

Вещий Олег

Князь Игорь



«АПОСТОЛ»

Первая печатная точно датированная книга вышла в Москве в 1564 году.

Напечатана Иваном Фёдоровым.


Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 -885) – просветители славянских народов, создатели славянской азбуки, проповедники Христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык.


Тест:

  • Летописание на Руси началось:

А) в Х веке;

Б) в XI веке;

В) в XII веке.

2. Первым летописцем был монах:

Б) Нестор;

В) Сильвестр.

3. Летопись – это:

А) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий;

Б) исторический документ;

В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях.

4. В какой древней книге главной мыслью является призыв к миру между князьями:

А) «Апостол»;

Б) «Повесть временных лет»;

В) «Поучение Владимира Мономаха».


  • Так начнём повесть сию;
  • Дали от дыма по мечу;
  • Владеют русские князья.

Летописи представляют собой памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны. Презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе при изучении древнерусской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «Краснопресненская СОШ имени В.П.Дмитриева » Калининского района Тверской области Павлихиной Фаины Александровны по литературе « Жанр летописи в истории Древней Руси » (номинация «Мой лучший урок», гуманитарный цикл)

Жанр летописи в истории Древней Руси Презентация к уроку литературы в 6 классе

Цель Узнать об истории летописания в Древней Руси.

Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в.

Жанровое своеобразие Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.

История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.

История летописания Летописи - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.

История летописания Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “ Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.

Киевские летописи В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.

Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).

Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.

Новгородские летописи Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

История летописания В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени.

Повесть временных лет Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

Повесть временных лет « Повесть временных лет» - это ансамблевое произведение, так как в нее входят разнообразные жанры, как: сказание, житие, молитва, собственно летописное повествование, летописная повесть, кодексы, договоры.

Повесть временных лет «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны - о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.

Повесть временных лет Летописцы говорят от лица всей Руси, поднимаясь над мелочными феодальными спорами, решительно осуждая распри и « которы », с болью и тревогой описывая бедствия, приносимые набегами кочевников.

Повесть временных лет Словом, «Повесть временных лет» - это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах: начале русской государственности, начале русской культуры, о началах, которые, по убеждению летописцев, сулят в грядущем могущество и славу их Родине.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи - это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи представляют собой памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны.

Источники Д.С.Лихачёв. Великий путь: Становление русской литературы XI–XVII вв. М.: Современник, 1987. mp3extaz.com›data/ на гуслях tululu.org› Древнерусская литература› Летописи