Появление первых государств на земле. Первые государства на земле

Постепенно с развитием общества отношения между людьми все больше усложнялись. От человеческого стада колена перешли к соседской общины. Управлять таким коллективом по-старом было уже невозможно, ибо теперь вместе или рядом жили не только члены одной семьи, как во времена первобытного общества

Но и многие другие, иногда даже не знакомых между собой. Не всегда влиял авторитет, не все знали традиции, привычные для одного племени. Следовательно, возникла потребность выработать определенные нормы поведения, правила, обязательные для всех, механизмы, с помощью которых можно было бы осуществлять руководство человеческим сообществом. И Ироте отдельные члены коллектива не хотели подчиняться этим правилам, не признавали их. Как действовать в также в случае? Можно было выгнать нарушителя, а можно попытаться заставить его выполнять общепринятые нормы. Так люди начинают применять принуждение и насилие для того, чтобы обеспечить соблюдение правил поведения каждым, кто жил в коллективе. Для регулирования отношений между людьми в обществе в целом, в частности в экономике, иногда для поддержания неравенства между ними возникает государство.

Ученые и сейчас спорят о причинах возникновения государства. Часть из них считает, что в результате развития общества, повышения производительности труда и появлению излишков продуктов у людей появилось неравенство. Возникли неодинаковые, порой противоположные интересы различных групп людей. Власти нужна была рабовладельцам, чтобы держать в повиновении рабов, а феодалам - крестьян. Чтобы удержать власть в своих руках, не хватало собственных сил и авторитета. Необходим был некий аппарат, который помогал бы управлять обществом, принуждать в случае необходимости к повиновению. Это - теория социально-экономического развития.

Существуют и другие мнения. Считают, что государство появилось еще тогда, когда люди жили семьями и ими руководил отец-патриарх. Семья росла, и патриарх постепенно становился главой государства, семейная власть превращалась в государственную. Эту теорию называют патриархальной. Некоторые ученые XVIII в. объяснял появление государства достижением на определенном этапе соглашения между людьми о распределении функций в обществе, когда одни будут управлять, а другие - подчиняться. Это договорная теория происхождения государства. С покорение одного народа другим выводят появление государства сторонники теории насилия - ведь победителям нужно было удерживать в повиновении побежденных. Те, кто поддерживает теологическую теорию, считают, что источником государственной власти, как и всего сущего на Земле, есть воля высшей силы - Бога. Во второй половине XX в. достаточно широкое распространение получила космическая (инопланетная) теория, сторонники которой считают, что государство на нашей планете начали инопланетяне, посещавшие Землю в прошлом. Каждая из них имеет своих сторонников и противников, доводы «за» и «против».

Какими были первые государства?






Еще со школы мы узнаем о понятии государства. А с чего началось их появление и какими были первые государства? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Для начала дадим определение государству. Государством называется такая политическая организация общества, которая обладает суверенитетом, имеет свой правовой порядок, например, конституцию, а также ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; характеризуется такими признаками, как флаг, герб, гимн, символика, возможно, другими, например, денежной единицей. Важным для государства является его признание другими государствами.

Какими были государства в древности

Какими же были первые государства и в каком веке они возникли? Ученые считают, что первые государства возникли в начале III тысячелетия до нашей эры на территории Месопотамии, Египта и Индии. Часто они не представляли собой те государства, которые мы можем наблюдать сейчас в современном мире. В основном это были небольшие города или же поселения, в которых жили простые люди-крестьяне, осуществляющие ежедневную работу, представляющие собой главным образом рабочую силу, а также лидеры, которые являли собой власть. Как таковой армии в этих государствах не существовало, но были воины, защищавшие города от налетчиков. В таких государствах власть имела иерархию, все общество строилось по иерархическому порядку.

Теории происхождения государства

Пока точно не известно, почему возникли первые государства, наиболее популярными теориями являются так называемые патриархальная и теория общественного договора.

Патриархальная теория

Данную теорию происхождения государства поддерживали такие философы, как Аристотель, Платон, Конфуций. Суть этой теории состоит в том, что государство возникло благодаря росту и усилению влияния какой-то конкретной семьи или же племени. Так как традиционно в различных общинах главой считался мужчина, то постепенно его власть укреплялась и, передаваясь от отца к сыну, превратилась во власть патриарха.

К цивилизациям-государствам, в основе которых была патриархальная система управления, относились древнеиндийские арии. Также к патриархальному государству можно было отнести племенные общины скифов, которые занимали Северное Причерноморье в IV веке до нашей эры. Считается, что государство скифов возникло на Днепре и активно развивалось там в течение нескольких веков, появилась даже столица Неаполь Скифский. Безусловно, к патриархальной системе государства можно отнести и такие страны, как Китай, Япония и Корея. В их основе всегда лежала борьба династий за власть, в то время как во главе каждой династии стоял предводитель - старший из мужчин.

Теория общественного договора

В основе теории общественного договора, которую активно пропагандировал известный политолог и философов Томас Гоббс, лежит осознание человеком всей опасности его жизни, что обществу необходим порядок, законы, по которым оно сможет жить.

Таким образом, общество заключает договор о создании государства, выбирает себе лидеров или правящую элиту, которая должна будет осуществлять народное волеизлияние, организовать труд людей, обеспечить им защиту от врагов, сделать все необходимое для того, чтобы государство развивалось.

К таким государствам часто относят Древнюю Грецию и Древний Рим. Как следствие, государствам, возникшим на основе общественного договора, приписывают куда большую развитость в письменности, творчестве, сельском хозяйстве, спорте. Считается, что именно в Древней Греции и в Древнем Риме возникло понятие «право», активно развивалась общественная жизнь и появилось искусство.

Характеристика древних государств

Персия

Одним из древнейших государств являлась Персия. Располагаясь в горной местности, она была богата различными природными ресурсами, например, мрамором и металлом. Кроме того, благоприятные условия климата позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Персия сумела стать очень сильной страной и захватить такие государства, как Вавилон и Палестина. Ее армия была сильнейшей на востоке до V века. Данное государство характеризовалось развитой торговлей, наличием валюты, в нем была развита религия.

Отличтительные черты Персии:

  • Мощная армия;
  • Развитое хозяйство;
  • Богатые природные ресурсы;
  • Непоколебимая власть патриарха.

Египет

Египетская цивилизация также обладала хорошими природными ресурсами. Расположившись по обоим берегам Нила, Египет смог развиться до столь высокого
уровня, что и по сей день достижениями этой цивилизации восхищается весь мир. В Египте было развито строительство, культура, религия, творчество, торговля, активно развивалось мореходство, и, конечно же, было развито сельское хозяйство.

Отличтительные черты Египта:

  • Невиданный до того момента уровень мастерства в строительстве;
  • Своя денежная единица;
  • Развитое искусство и религия;
  • Власть держалась на жрецах и фараоне.

Шумер

Не менее развитой была и страна под название Шумер, располагавшаяся некогда по берегам Евфрата и Тигра. Территория этого государства располагалась на юге современного Ирака. Климат на территории данного государства характеризовался относительной мягкостью, что позволило развиваться сельскому хозяйству более чем активно. Была развита религия и жертвоприношение. Также раскопки древнейших городов доказывают, что у шумеров было развито и строительство.

Отличтительные черты Шумера:

  • Наличие письменности;
  • Развитое искусство;
  • Сложная архитектура;
  • Шумерами были написаны философские трактаты и различные литературные произведения;
  • Власть держалась на царе.

ГОСУДАРСТВО - политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Освоение металлов, среди которых не только медь, бронза, но и золото, серебро, было одним из признаков наступления новой эпохи. В конце IV тыс. до н. э. или даже немного раньше в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте возникают первые государства. Здесь первобытный образ жизни кончается. Но он продолжает существовать на большей части заселённой людьми Земли.

Государство возникает в разных регионах в разное время. На некоторых территориях его не знали до относительно недавнего времени. До прихода европейцев его не было в Австралии, на большей части Америки, во многих районах Африки. Первобытный, сравнительно простой уклад жизни сохранялся там, куда не проникало влияние государств и где особые природные условия не позволяли развиться сложным формам общественной организации. Общества же тех областей, которые испытывали воздействие государств, уже в древности приобрели новые черты. Что же происходило в обществах на позднем этапе первобытности?

Систематические занятия земледелием и скотоводством, особенно в благоприятных природных условиях (тёплый климат, достаточное количество воды), позволяли людям иметь столько продуктов питания, чтобы скапливать их излишки. Эти излишки позволяли некоторым людям значительную часть своего времени посвящать ремеслу - изготовлению каменных и металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продукты или что-либо другое, необходимое им.

Были в селениях и люди, которые играли роль руководителей, - старшие по возрасту, опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их авторитету прибегали, когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.

Но постепенно руководство жизнью общества становилось всё более обременительным. Возникала необходимость трудоёмких для небольших коллективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные сооружения стали строить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопотамии. В других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали мгновенной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для помощи сиротам или немощным. Этот фонд использовали и для обмена с соседними общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами питания ремесленников, работавших на общину.

Чтобы распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и опытные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних руководителей появились новые заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим хозяйством. И они стали получать часть произведённых всеми продуктов. Это было справедливо, ведь они трудились на общую пользу.

Люди той поры не были такими рационалистами, как мы. Соображения прибыли и пользы не могли заставить их работать больше, чем это необходимо для поддержания своего существования. Некая сила - воля предков или духов, с которыми связывала свою жизнь община, - должна была заставить их поступать так, как призывали предводители. Мы помним, что люди не считали себя независимыми от природы, которая рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а от имени этих предков и духов действовали предводители. Они должны были угадывать волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е. обладать знаниями жрецов.

Итак, руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей человеком или несколькими людьми, среди которых были люди, наделённые особыми способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их власть держалась на авторитете.

Отдельные поселения связывали с соседями родственные узы, необходимость оказывать друг другу помощь в случае стихийных бедствий или военной опасности. Так, несколько селений могли образовывать более или менее прочное объединение, общие вопросы решались представителями от каждого из них. Ни одно из селений не играло преобладающей роли, даже если оно выделялось количеством жителей и более удобным положением на путях обмена или имело более плодородные земли. Но уже во второй половине IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии складываются более постоянные сообщества, во главе которых, как сейчас думают учёные, стояли представители общин. Среди них выделяется вождь-жрец. Все эти общественные лидеры находятся при общем святилище, где располагается и общественное хранилище. Святилище находится в одном из поселений, которое является центральным по отношению к целой группе других. Сюда обитатели соседних селений приносят продукты своего труда и отсюда же получают то, что им нужно. На территории этого поселения происходят празднества в честь духов предков и духов природы, обитающих в этих местах. Жители селений в основном связаны узами родства, но среди них могут быть и пришельцы, принятые в общину. Такие небольшие селения могли располагаться по течению одного или нескольких взаимосвязанных каналов. Пока это ещё не государства, но скоро несколько таких образований, объединяющих уже не сородичей, а соседей, т.е. основанные на территориальном, а не родовом принципе, превратятся в древнейшие города-государства.

В тех областях, где занятие земледелием и скотоводством не давало столь значительных излишков продуктов, как в Месопотамии или Египте, общество развивалось иными путями. Некоторые общины были обладателями шахт и рудников, в которых добывали руду. Её обменивали как сырьё или выплавляли металл и тогда в обмен пускали слитки. Потребность в металле была очень велика. Достаточно сказать, что обитатели Средиземноморья во II- I тыс. до н. э. отправлялись за оловом на земли нынешней Великобритании. В Месопотамии, где возникли первые государства, не было не только металлов, но и камня и даже хорошего леса. За всем этим снаряжали экспедиции в горы Ирана и на запад. За камень и металлы давали ткани, зерно и другие продукты сельского хозяйства. Но эти вещи и продукты членам тех общин, которые разрабатывали месторождения полезных ископаемых, доставались в разных количествах. Здесь тоже были свои лидеры, которые вели переговоры и заключали сделки. Они могли присваивать часть обмененных вещей. Кроме того, они получали подарки от купцов.

Знать первых государств не имела образцов для создания особых форм своей жизни, особого стандарта, отличного от жизни рядовых людей. Особые формы быта, особые жилища, предметы роскоши появлялись постепенно. Те же предводители, с которыми торговали купцы из уже сложившихся государств, могли иметь перед глазами образцы для подражания. В сочинениях древнегреческого историка Геродота сохранился рассказ о том, какой интерес к жизни греков проявляли скифские вожди.

Греки основали много колоний по побережью Чёрного моря, особенно в Крыму. Их привлекало зерно, которое выращивали скифы. Скифские вожди, которых Геродот называет царями, приезжали в греческие города побережья (некоторые добирались и до самой Греции), где не только наблюдали за жизнью греков, но и стремились участвовать в ней. Это вызывало протесты соплеменников: один из вождей, переодевшийся в греческую одежду и посещавший их пиршества, был убит своими сородичами за отступление от обычаев предков.

Вожди и знать племён, вступавших в контакты с государствами, стали значительно отличаться от соплеменников. Для скифских вождей греческие ювелиры делали великолепные золотые сосуды, украшения для оружия, уборы для их жён. Эти предметы теперь можно видеть в музеях. Особенно богатое собрание находится в Золотой кладовой Эрмитажа. На этих вещах изображены не только сцены из греческих мифов, но и персонажи скифских легенд.

Земледельцы, создавшие первые государства, были довольно мирными людьми. В то время ещё не существовало ни металлических мечей, ни шлемов, ни доспехов. Иным был быт народов Европы во II-I тыс. до н. э. Занятия земледелием и скотоводством не везде обеспечивали людей достаточным количеством пищи. Поэтому собирательство в лесах и охота сохраняли немалое значение. Меха, металлы, камень, а потом и рабы находили спрос в государствах Средиземноморья. Всё это становилось желанной добычей. Грабёж близких и дальних со-седей считался вполне достойным занятием для упрочения своего существования, повышения престижа и обогащения. Быть воином, равно как и обрести смерть в бою, считалось у этих народов, например у германцев, почётным. Быт воинственных вождей описывается и в греческой "Илиаде", и в эпических сказаниях более позднего времени - германской "Песни о Нибелунгах", ирландских и исландских сагах. Один из признаков наличия достаточно прочных объединений во главе с вождями - существование больших сооружений, монументальных построек. Они могли быть созданы только благодаря усилиям многих людей. Все знают египетские пирамиды и огромные храмы. Но гораздо меньше известны сооружения в приморских областях Южной и Западной Европы, которые создавались в III-II тыс. до н. э. Эти так называемые мегалиты (по-гречески "мегас" - большой, "литос" - камень) поражали воображение людей, которые считали их созданиями великанов. Из огромных плит и столбов были сделаны аллеи, погребальные сооружения, что-то вроде храмов. Среди таких конструкций выделяется знаменитый Стоунхендж в Англии, который, как считают, был построен для наблюдения за светилами. Вероятно, в таких сооружениях могли хоронить умерших, но происходили в них и другие обряды, связанные, наверное, с почитанием сил природы и светил.

Учёные считают, что объединения во главе с вождями появились в Европе в III тыс. до н. э. и просуществовали очень долго, до формирования государств в раннем средневековье. Сообщества, в основе которых лежали родственные связи, не были совершенно разрушены ни завоеваниями римлян, ни нашествиями эпохи Великого переселения народов. Конечно, культура, хозяйство и отчасти общественные отношения изменились. В I тыс. до н. э. появляется и распространяется железо. Полагают, что впервые его начали выплавлять на территории Турции в середине II тыс. до н. э. Железо превосходит медь не только по твёрдости. Железные руды встречаются очень широко; в Европе, например, часто использовали болотную руду. Появление железных орудий резко повысило их эффективность. Теперь стало возможным пахать землю сохой с железным наконечником, что облегчило обработку тяжёлых участков почвы. Очень расширяется ассортимент орудий и оружия из металла, качество ко-торого, однако, не везде было достаточно высоким. Юлий Цезарь писал, что мечи кельтов были из такого плохого железа, что после нескольких ударов они сгибались и воин выпрямлял их ногой.

Когда появились первые государства? Как давно? Что это были за государства?

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города).
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.

Особенности природных условий

Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.

Особенности земледельческого хозяйства

Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.

Какими были древнейшие государства

По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер

Когда появились первые государства? Как давно? Что это были за государства?

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города).
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.

Особенности природных условий

Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.

Особенности земледельческого хозяйства

Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.

Какими были древнейшие государства

По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер