Номотетический подход. Номотетический и идиографический подходы в научном исследовании

ἴδιος - своеобразный + γράφω - пишу) - поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное - номотетический подход , направленный на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.).

Отличительные черты

Идиографический подход отличается от номотетического по трем основаниям - по пониманию объекта измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения. Личность , согласно идиографическому подходу, есть система, изучение личности осуществляется через распознавание ее индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идиографические техники.

История

Впервые этот термин был предложен немецким философом-идеалистом В.Виндельбандом . Под идиографическим мышлением он подразумевал такой ход рассуждения, при котором описываются отдельные факты и внимание уделяется частным признакам, а не общим законам.

Немецкий философ и психолог В.Дильтей в своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (1894) предложил разделить психологию на две науки - объяснительную психологию и описательную психологию. Вторая наука, по его мнению, должна заниматься описанием душевной жизни индивида, при чем постижение этой жизни возможно с помощью эмпатии. Таким образом, он предлагал создание самостоятельной идиографической психологии, направленной на изучение конкретных фактов.

Немецкий философ-идеалист и психолог В.Штерн в своей статье «О психологии индивидуальных различий» (1910) рассматривал идиографический подход как специфический способ исследования индивидуальности. В.Штерн предлагал диагностировать отдельного человека по многим психологическим параметрам и на основе полученных данных составлять его индивидуальную психограмму.

Подробно идиографический подход был разработан американским психологом Г.Оллпортом при выделении личностных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Оллпотра, является биографический метод .

Примеры исследований

Примерами идиографического типа исследований отечественных психологов являются работы:

  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М., 1968;
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). - М., 1971;
  • Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956;
  • Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. - М.-Л., 1948;
  • Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. - М., 1957;
  • Мухина В. С. Близнецы. - М., 1969.

Литература

  • Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2006;
  • Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002;
  • Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: МГУ, 1987;
  • Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук , С. М. Морозов. - Киев: Наук. Думка, 1989;
  • Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Идиографический подход" в других словарях:

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД - (англ. idiographic; от греч. idios своеобразный + grapho пишу) описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.). Против. номотетический. См. Дильтей В.,… …

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ - (idiographic and nomothetic) дивергентные ориентации на социальное исследование (и связанные с ними методы): идиографический подход ставит в центр культурные и исторические особенности, используя такие методы, как этнография и биография, в то… … Большой толковый социологический словарь

    Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной… … Психологическая энциклопедия

    - (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его… … Википедия

    клиническая психология - (от греч. klinike врачевание, kline постель, ложе) область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п.… … Большая психологическая энциклопедия

    Не следует путать со светолечением. Фототерапия один из методов арт терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также … Википедия

    индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцеп … Большая психологическая энциклопедия

    Дильтей Вильгельм - (1833–1911) немецкий философ. Разделил психологию на две дисциплины: естественнонаучную и «духовно научную». Первая изучает механику сознания путем выделения изолированных, однозначно определяемых элементов, из огромного числа к рых оно… … Большая психологическая энциклопедия

    - (Duns Scotus) (1265/1266 1308) шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики. В 16 лет вступил во францисканский монашеский орден. Судьба И.Д.С. тесно связана с обоими центрами развития средневековой… …

    Шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики. В 16 лет вступил во францисканский монашеский орден. Судьба И.Д.С. тесно связана с обоими центрами развития средневековой схоластики Оксфордским и… … История Философии: Энциклопедия

Не открывает, а «полагает» законы природы, последние выступают как деятельности разума. Н. м. (генерализирующий) метафизически противопоставляется индивидуализирующему идиографическому методу наук о культуре. Упрощение посредством Н. м. экстенсивного и интенсивного многообразия явлений ведёт с этой т. зр. к содержательно обеднённому представлению реальности и отходу от реального многообразия. Н. м. абсолютизирует формаль-нологич. обратного отношения объёма и содержания понятия, упрощённо изображая процедуры науч. мышления.

Риккepт Г., Границы естсств.-науч. образования понятий, СПБ , 1903 , гл. 1-,4; его же, Науки и науки о культуре, СПБ , 1911 ; Виндельбанд В., Прелюдии, СПБ , 1904 ; Кассирер Э., Познание и , СПБ , 1912 , г. 286-303; Кон И. С., Филос. и кризис бурж. истории, М., 1959 , гл. 1, 4, 8; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, в кн. : Избр. филос. труды т. 2 М 1971 , гл. 13-15; Rothасker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948 ; Hауek P. A., The counterrevolution of science, Glencoe (III.) , 1952.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

(греч. nomothetiche – законодательное искусство)

в учении Канта способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания. Введен Виндельбандом. В идеографической исторической науке, лишь описывающей неповторяющиеся факты, естествознание понимает под законом природы «повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков». Этот метод абсолютизирует формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятия, упрощенно изображая процедуры научного мышления.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ (от греч. νομοθετική законодательное искусство) - способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им “законодательствующим”, “законополагающим” человеческим рассудком, восходит к И. Канту, отдавшему в своей гносеологии дань юридическому мировоззрению Нового времени. Однако смысл, связанный с противоположением номотетического метода методу идиографическому, этому понятию придали вначале В. Виндельбанд, а затем Г. Риккерт, более детально разработавший дихотомию этих двух исследовательских подходов. Если номотетическое имеет целью отыскание общих законов, то идиографическое занимается поисками отдельных исторических фактов; и если первое исследует “неизменную форму” реальных событий, то второе выясняет их “однократное, в самом себе определенное содержание”. Как Виндельбанд, так и Риккерт подчеркивали, что идет здесь о “методологической противоположности”, касающейся лишь технических приемов познания, но не его предметного содержания и что противоположность между неизменным и “единожды свершившимся” в известной мере относительна. Эта противоположность не была теоретико-методологически осознана вплоть до . 19 в. в силу доминирования “наук о природе”, где безраздельно господствовал номотетический метод. Отдельный наблюдения имел для естествоиспытателя лишь “примера”, репрезентирующего “тип” явлений подобного рода, в котором стерты индивидуальные черты и особенности. Естествоиспытателю были интересны не характеристики уникальной целостности исследуемого объекта, а в нем общей закономерности, которой подчинены все остальные родственные ему явления. Знание такой закономерности, позволяющее исследователю предвидеть возможные состояния каждого из них, открывает целенаправленного воздействия на “ход вещей”, подвластных номотетическому познанию; возможность создавать орудия, с помощью которых обеспечивает свою над природой. Отсюда преобладающий в науке Нового времени вообще и в логике в частности к номотетическому методу с его ориентацией на постижение сущности явления, понятой как “общий закон”.

Однако наряду с этим в 19 в. активизировались поиски и в диаметрально противоположном теоретико-методологическом направлении. Они были связаны с углубившимся интересом к истории и прогрессом историко-гуманитарных дисциплин, развивавшихся в составе “наук о духе”. Результатом этого были интенсивные попытки “поднять” их на теоретико-методологический уровень, достигнутый номотетическим естествознанием, путем внедрения в них номотетического метода. Вместе с тем к кон. 19 в. умножились свидетельства невозможности полностью реформировать историческую науку путем внедрения номотетической методологии. Становилось все более очевидным, что номотетические науки, предлагающие историкам свой метод как “единственно научный”, не учитывая его границ, впадают в “методологический натурализм”. Согласно Риккерту, он возникает именно тогда, когда номотетический, или “генерализующий”, метод, празднующий блестящую победу именно в естествознании, рассматривают в качестве “универсального” метода. Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена номотетическому методу, из этого нельзя делать , будто построение общих понятий “тождественно с научной работой вообще”. В то же представители баденской школы неокантианства были убеждены в том, что и идиографические науки, имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, со своей стороны нуждаются в общих положениях, которые могут быть корректно сформулированы лишь в рамках “номотетических наук”. Т. о. возникла совершенно новая теоретико-методологическая установления баланса между номотетическим методом и идиографическим методом, постоянно нарушавшегося в 20 в. Согласно теоретикам баденской школы, это равновесие, нарушенное уже тогда, когда “логическая генерализирования” вытеснила и заменила необходимую “связь объектов с ценностями”, возможно лишь на основе восстановления этой изначальной связи. В русле стремления преодолеть номотетического и идиографического подходов в науках о культуре, резко обозначившегося на рубеже 19 и 20 вв., следует понимать и концепцию идеального типа, разработанную М. Вебером применительно к социологии, введенной им в круг культурологических дисциплин. Стремлением к сочетанию номотетического метода с логически противоположным ему идиографическим методом отмечена и послевеберовская социально-гуманитарная 1920 - нач. 1930-х гг. В последующем развитии западной гуманитарной науки этот баланс неоднократно нарушался, обнажая фундаментальную противоположность номинализма и реализма, лежащую в основании всех остальных теоретико-методологических антиномий социально-гуманитарного знания.

Лит.: Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое в исторические науки. СПб., 1903; Он же. Философия истории. СПб., 1908.

Ю.Н.Давыдов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД" в других словарях:

    См. ВИНДЕЛЬБАНД, ИСТОРИЦИЗМ … Новейший философский словарь

    НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - введенное неокантианцами (Г. Рикксрт, В. Виндельбанд и др.) обозначение познавательной установки на получение, конструирование, формулировку и обоснование любого общего знания, рассмотрение любых конкретных вещей, объектов и процессов не в их… …

    НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - (от греч. nomothetike законодательное искусство) предложенное Виндельбандом и Рихкертом обозначение метода естествознания, сущность которого состоит в обобщении и установлении законов. Согласно Виндельбанду, общие законы несоизмеримы с единичным… …

    - (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его… … Википедия

    Англ. method, nomothetic; нем. Methode, nomothetische. Генерализующий метод познания, целью к рого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Номотетический - Любой подход или метод, имеющий дело с формированием общих схем поведения. Традиционные экспериментальные методы обычно считаются номотетическими, так как экспериментатор исследует общие виды поведения, распространяющиеся на всех представителей… … Большая психологическая энциклопедия

    МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ - (от греч. nomo teteo издавать, устанавливать законы) способ познания, целью к рого является установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им законодательствующим, законо человеческим разумом,… … Российская социологическая энциклопедия

    МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ - англ. method, nomothetic; нем. Methode, nomothetische. Генерализующий метод познания, целью к рого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов … Толковый словарь по социологии

    ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод познания, основанный на акцентировании единичности и даже уникальности (единственности, абсолютной неповторимости) каждого из реальных явлений, процессов и событий. Основными средствами и операциями данного метода являются описание… … Философия науки: Словарь основных терминов

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - (от греч. idios особенный, своеобразный и grapho пишу) предложенное Виндельбандом и Риккертом обозначение метода наук о культуре, сущность которого состоит в описании индивидуальных особенностей существенных исторических фактов. Согласно… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Основные структурные компоненты лекции . Центральные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях. Основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях. Общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах.

Основное содержание лекции.

Основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях. Номотетический подход к научному познанию описан Виндельбандом (в работах И.Канта рассматривается как способ законодательной деятельности разума), раскрыт Риккертом. Рассматривается как способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закономерности. Исследователь, нацеленный на поиск закономерностей, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него отдельный объект наблюдения не представляет научной ценности. Исследователю, ориентирующемуся на номотетическую методологию, интересны не характеристики уникальных свойств данного объекта как целого, а выражение общей закономерности, объединяющей данный объект с множеством других. Знание этих законов дает возможность предсказывать перспективные состояния и характеристики объектов данного типа (класса) и, исходя из этого, выстраивать собственную активность по отношению к ним [Забродин, 1987].

Идеографический подход в исследовании предполагает способ познания, целью которого является изображение объекта как единой уникальной целостности. Идеографический метод может быть направлен на постижение индивидуального в его своеобычности, однократности, уникальности либо на определение общих закономерностей, отраженных в единичном случае. Осознанно обращающийся к данному типу исследовательской методологии вынужден рассматривать целое как не равное сумме его частей. Определение результатов исследования, осуществляемого с помощью идеографического метода, как правило, формулируются вне рамок и предзаданных категориальных шаблонов, но в пределах понятийного поля, задаваемого теоретическим направлением, избранным автором .

Номотетический и идеографический подходы различаются по нескольким основаниям .

1.) по-разному понимается объект изучения. Если в рамках номотетического подхода присутствует атомистское понимание психических явлений, то идеография ориентируется на холистский подход.

2) номотетика, в целом, ориентирована на линейный детерминизм в объяснении причин явлений, тогда как идеография предполагает возможность вероятностного или кругового типов детерминизма.

Противопоставление номотетического и идеографического подходов находит выражение и в рамках осуществления научного исследования. Номотетическая диагностика, по сути, является сциентистской и нормографической, и конкретная личность, индивидуальность сводится в рамках этого подхода к набору определенных значений по нормативным общегрупповым шкалам. Такой подход предполагает относительную простоту в его осуществлении, а также несложный путь доказательства репрезентативности полученных данных, но имеет целый ряд недостатков, к которым, прежде всего, следует отнести высокую степень формализованности инструментария и исследования в целом. Исследование, ориентированное на использование идеографического метода, базирующееся на понимании личности как особой, неповторимой целостности, как правило, не претендует на высокие обобщения и репрезентативность полученных результатов (классически ориентированными исследователями это рассматривается как непреодолимая проблема метода). Если же таковая идея декларируется (как, с определенными оговорками, было в случае отдельных исследований А.Р.Лурия, З.Фрейда и некоторых других виднейших психологов), то ее воплощение неизбежно требует от исследователя предельно жесткой и последовательной реализации теоретических оснований в ходе интерпретации, а также убедительного логического обоснования предложенных обобщений.



Литература:

1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.

3. Забродин, Ю.М. Модель личности в психолодиагностике. - М.: Прогресс, 1994. - 182 с.

4. Забродин, Ю.М., Похилько В.И. Теоретические источники и назначение репертуарных личностных методик. // Франселла Ф., Биннистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987. - С. 5-17.

5. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века. - М.: Наука, 1979. - С. 128-135.

6. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/10

34 . Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности.

По своим основным характеристикам науки делятся на номотетические и идеографические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Номотетичекий подход (буквально: «устанавливающий законы» или «генерализирующий», обобщающий) в этой квалификации противостоит идиографическому («описывающему особенное», индивидуализирующему). По мнению философской школы неокантианцев (представителями кот. были Виндельбанд и Риккет), главной характеристикой науки являются те ценности , на которые она ориентируется. В общем виде можно говорить о ценностях количества и ценностях качества . Тогда номотетические науки поднимают вопросы меры, порядка и закона, а идиографические – качественной оценки явлений. Атрибуция науки как номотетической или идиографической зависит от ее метода, а не от предмета или объекта. Так, можно вообразить номотетическую историю или идиографическое почвоведение. В психологии достаточно четко прослеживаются подходы, исповедующие номотетический (напр. бихевиоризм) или идиографический (напр. гуманистическая психология) взгляд на перспективу описания человека.

Н омотетический метод познания в наибольшей степени характеризует естественные науки и связан с обобщением отдельных фактов, с выведением общих закономерностей на основании многочисленных частных случаев.

Основным методом в номотетическом подходе являются все формы стандартизованного измерения, понимаемые очень широко (категоризованное наблюдение, стандартизованное интервью и анкетирование, тестирование, эксперимент).

Идиографический метод - более адекватен при исследовании исторических явлений, встречающихся однократно и являющихся, как правило, уникальными.

Основным методом здесь является описание, используются свободная беседа, неструктурированное наблюдение, проективные методики.

Вместе с тем, противопоставление двух этих методов познания является относительным. И Виндельбанд, и Риккерт неоднократно указывали на то, что любое научное исследование требует их сочетания, и речь может идти лишь об относительном доминировании того или иного метода, а никак не о полном преобладании лишь одного из них.

Позже идеи В. Виндельбанда получили дальнейшее развитие в трудах Вильгельма Дильтея, который применил классификацию способов познания к психологии. Психологическая система Дильтея появилась в период открытого кризиса в психологии, когда традиционная интроспективная психология сознания утратила свое главенствующее положение, а метод интроспекции был признан несостоятельным. Мировая психологическая наука остро нуждалась в новых направлениях, и одним из таких направлений стала описательная, или понимающая психология, которую и предложил В. Дильтей. Он видел главную беду интроспективной психологии в стремлении объяснить психические явления с точки зрения их структуры, открыть универсальные законы соединения мельчайших элементов психического, т. е. в попытке применить в психологии номотетический подход к получению знаний. Традиционную интроспективную психологию Дильтей назвал аналитической, или объяснительной, и предложил в противоположность ей новую, описательную, или понимающую психологию, главным методом которой было постижение душевной жизни человека в ее целостности и уникальности, т. е. идеографический подход.

В 90-е годы 19 века, в период обучения в берлинском университете, у Штерна сформировалось стремление найти точки соприкосновения того, что казалось несовместимым: попытаться вывести общие психологические закономерности, не утрачивая индивидуальных особенностей человека и его целостности (Кгеррпег К.. 1992).

Основные теоретические принципы исследования индивидуальности, сформулированные Штерном в дифференциальной психологии и персонологии, состоят: 1) во взаимодополнении идиографического и номотетического подходов;

2) в выделении принципа конвергенции как причины формирования индивидуальных различий;

3) в понимании развития как сочетания процессов дифференциации и интеграции;

4) в целостном представлении об индивидуальности.

Олпорт внес большой вклад в развитие биографического метода анализа, называвшегося среди идиографических методов и Штерном, но не получившего в работах Штерна детальной разработки (Allport G., Г942).

Штерн представлялся Олпорту недостаточным последовательным приверженцем идиографического метода. Построение профилей психологических черт (основ­ной метод, который использовался Штерном в исследованиях, прове­денных к 20-м годам) Олпорт считал неоправданным упрощением структуры индивидуальности, а ограничение исследования заранее отобранными чертами казалось ему абсолютно неадекватным построением идиографического анализа индивидуальности: при таком подходе существенные психологические особенности некоторых людей могли просто не попадать в поле зрения исследователя.

Для Олпорта психологическое исследование индивидуальности должно достигать в идеале такого уровня целостности, примеры которо­го можно почерпнуть из описания героев лучших литературных произведений. Ориентируясь прежде всего на целостность, Олпорт из всех методов идиографического анализа безусловно предпочитал биографический , дающий широкую временную перспективу и позволяющий проанализировать индивидуальность в разные периоды ее жизненного пути.

Г. Олпорт, как и Штерн, ни в коей мере не был склонен противопоставлять номотетический и идеографический подходы к изучению психологических особенностей человека. На их взгляд, идиографический анализ не только дает возможность изучить тот пласт психологической реальности, который недоступен номотетическому подходу, но и углубляет представления об общих закономерностях. А номотетический подход создает возможности для идиографического анализа, определяет точки отсчета, необходимые для квалифицированного исследования индивидуальности.

Теоретически такой взгляд на соотношение номотетического и идиографического методов познания разделяли многие психологи. Несмотря на это, противоречие в практике психологических исследований между этими подходами все-таки сохранялось. Дело в том, что проблема их соотношения состоит не только в том, кого изучать - отдельных индивидов или группы, - но и что изучать и как изучать (какие психологические явления и какими методами).

Несомненно, что при решении конкретных задач индивидуальный анализ данных может дополняться соотнесением индивида с группой или, наоборот, закономерности, имеющие универсальный характер, могут рассматриваться на уровне конкретного индивида. И в этом смысле противоречие, по крайней мере, на теоретическом уровне действительно было снято. Но оставалось другое: явный дисбаланс в исследованиях, посвященных, с одной стороны, анализу общих законов психологического функционирования, а с другой, - их преломлению в кон­кретной индивидуальности. Оставалось и отчетливое преимущество аналитического, бихевиорального подхода и, как следствие этого, во-первых, признание невозможности исследовать индивидуальность во всей ее целостности в рамках научной психологии и, во-вторых, стремление вывести за пределы психологии (в литературу и искусство) анализ сложных явлений психической жизни, характеризующих многогранность и противоречивость человека, - его потенциалы, внутрен­ний мир, представления о себе и о смысле собственной жизни.

Реакцией на такое положение в психологии оказалось появление в 60-е годы целого научного направления которое рассматривало анализ конкретной индивидуальности как центральную проблему психо­логии. Это направление получило название феноменологической (гуманистической, экзистенциальной) психологии.

В исследованиях этого направления идиографический анализ занимает особое положение - он почти полностью превалирует в ранних исследованиях и сохраняет доминирующее положение по сей день.

Абрахам Маслоу - изучать способности и потенциалы человека, не находящие систематического отражения ни в позитивистских (бихевиоральных) исследованиях, ни в психоаналитических работах. К их числу он относил, в частности, высшие ценности, творчество, любовь, самоактуализацию, т. е. те феномены, которые в значительной степени определяют целостность человеческой личности. Научное сообщество, оценившее вначале весьма скептически эти проекты, со временем стало относиться к работам феноменологической психологии со все возрастающим вниманием, что в значительной степени расширило тематику номотетических исследований, а, следовательно, изменило и широту наших знаний о психологическом облике человека.

Таким образом, можно заключить, что невнимание к индивидуальному анализу, рассмотрение его как побочного по сравнению с номотетическим, не только препятствует пониманию того, как общие закономерности проявляются у конкретного человека, но и накладывает определенный отпечаток на тематику психологических исследований, сужая круг психологических характеристик, которые, в принципе, могут быть предметом исследования в психологической науке.

«Психология» Нуркова, Березанская; «психология индивидуальных различий»

Номотетический подход

Номотетический подход (номотетический метод ) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта , номотетический метод противополагается идиографическому , направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).

Ссылки

  • Р. КОРСИНИ, А. АУЭРБАХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Номотетический подход" в других словарях:

    Номотетический подход - (Nomothetic view). Эмпирический подход к изучению личности, стремящийся установить общие законы функционирования человека … Теории личности: глоссарий

    Номотетический - Любой подход или метод, имеющий дело с формированием общих схем поведения. Традиционные экспериментальные методы обычно считаются номотетическими, так как экспериментатор исследует общие виды поведения, распространяющиеся на всех представителей… …

    - (от др. греч. ἴδιος своеобразный + γράφω пишу) поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных… … Википедия

    Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной… … Психологическая энциклопедия

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ - (idiographic and nomothetic) дивергентные ориентации на социальное исследование (и связанные с ними методы): идиографический подход ставит в центр культурные и исторические особенности, используя такие методы, как этнография и биография, в то… … Большой толковый социологический словарь

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД - (англ. idiographic; от греч. idios своеобразный + grapho пишу) описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.). Против. номотетический. См. Дильтей В.,… … Большая психологическая энциклопедия

    Разработка концептуальной модели чел. поведения и/или опыта, в которой событие (event) является нередуцируемой сущностью, а идиоверсум (idioverse) замещает понятие личности, датируется 1950 1951 гг. Конечная цель общей психологии, теории личности … Психологическая энциклопедия

    Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманит. науками, чтобы создать П. дисциплину, название к рой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности. Известная также… … Психологическая энциклопедия

    Т. о. и. изучает то, как люди обращаются с информ., отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением. Психологи, занимающиеся обработкой информ., строят теории когнитивных способностей и… … Психологическая энциклопедия

    разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки - РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки