Классный час на тему: Хлеб - всему голова. Классный час "хлеб всему голова" Классный час о хлебе начальная школа

Воспитатель Редрухина Евгения Евгеньевна

Классный час на тему «Хлеб – всему голова». Цели и задачи:

    познакомить с историей хлеба, формировать представление о том, как делают хлеб, воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине,
к людям труда,
    закрепить представление детей о значимости хлеба.
Оборудование: Плакат со словами «Хлеб – всему голова». Ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон.

Ход классного часа.

Учитель. Отгадайте загадку: И пшеничный, и ржаной, Пахнет он землёй родной.(Хлеб) Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Под звуки песни «Русское поле» (Муз. Я.Френкеля.сл. И Гофф) Слайд 1. В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб-соль.Читают стихотворение. Мальчик. Слава миру на Земле! Девочка. Слава хлебу на столе! Мальчик. Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. Девочка. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем С круглым белым караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Мальчик. С караваем соль подносим, Поклоняясь отведать просим Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! (Вручает хлеб-соль гостям). Учитель. С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Хлеб – очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб? Слайд 2 . - Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными. Так люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Слайд 3. - Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зёрна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали ещё одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применил его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зёрна легче отделяются от колосьев. Слайд 4. - Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зёрна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зёрен. Это и было вторым открытием хлеба. Слайд 5. - Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом и аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испёк из него хлеб, тогда он обрёл и родину. Слайд 6 . - Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он всё же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из простого теста. Слайд 7. - С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба. Слайд 8. - На Руси хлеб пекли в русской печи. Слайд 9. - Не раз хлеб спасал людей в тяжёлые времена. В годы Великой Отечественной войны хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки. Слайд 10. - В наше время производство хлеба механизировано и автоматизировано. А знаете ли вы, откуда к нам на стол приходит хлеб? Выходят учащиеся, читают стихотворения. Ученик 1. Вот хлеб – высок, румян и свеж. Его ты ежедневно ешь: Орловский, рижский, заварной. Пшеничный любишь и ржаной. Ученик 2. Не забывай же никогда, Какого стоило труда Поднять тугую целину Плугами в трудную весну. Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно. А жатва, если дождь иль град?! Их много - всяческих преград – Преодолеть нам суждено. Ученик 4. Запомни же как дважды два, Народной мудрости слова: «Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит». И если ты не глуп, не слеп, Цени народный, трудный хлеб. Физминутка. Дождик, дождик поливай. Будет хлеба каравай. Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки.

Учитель. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Слайд 11. Где бы ни был выпечен хлеб, как бы он ни выглядел, это всегда самое уважаемое блюдо на столе, его ставили в центре стола и считали главным блюдом. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова!» Святое дело – вырастить хлеб. Булкина деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях учёных – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Выходит агроном в поле, бережно срывает один колосок, растирает в руках, дует, отлетают сухие чешуйки, и вот на ладони – пшеничные зёрна. Так делает и комбайн: срезает колосья, вытряхивает из них зёрнышки, высыпает их в грузовики. Ни одно зерно не пропадает.Потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из неё румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол. Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе? Посмотрите на слайд 12 и выберите те профессии, которые имеют отношение к хлебу. Слайд 12. ( Артист, пианист, токарь, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр , портной , мельник , агроном, врач, селекционер ). Учащиеся называют профессии. Слайд 13. Хлеб надо беречь.Из зёрнышка пшеницы можно получить коло 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен.

Ученик 1. Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «хлеб» (хором). Ученик 2. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны, Мы говорим: «хлеб» (хором). Ученик 3. Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «хлеб» (хором). Ученик 4. Пусть кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим «хлеб» (хором). Ученик 5. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб. Учитель. Учащиеся нашего класса подготовили пословицы и поговорки о хлебе. Ученики выступают с пословицами и поговорками. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлеб хлебу брат. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Человек хлебом живёт, а не промыслом. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Без хлеба, без соли худая беседа. Хлеб да вода – мужицкая еда. Хлебушко – калачу дедушка. Будет хлеб – будет и песня. Хлеб да каша пища наша. Плох обед, когда хлеба нет. Хлеба нет – корочка в честь. Хлеб – дар божий, отец, кормилец. Палата бела, а без хлеба в ней беда. Учитель. Спасибо ребята. А сейчас давайте отгадаем загадки. Учащиеся отгадывают загадки. Загадка 1. Вырос в поле колоском На столе лежит куском. (Хлеб). Загадка 2. Железный нос в землю врос, Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг). Загадка 3. Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю тёплую уйду, К солнце колоском взойду. В нём тогда таких, как я, Будет целая семья. (Зерно). Загадка 4. Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб). Учитель. Молодцы, правильно отгадали загадки. Выходят мальчик и девочка и читают стихотворение. Мальчик. На поле, и в шахте, и в небе От милой отчизны вдали Немыслима жизнь без хлеба, Без хлеба родимой земли. Девочка. В лазоревых лентах колосья Венчают державный наш герб, Хлеб – радость, и счастье, и гордость. Могущество Родины – хлеб! Учитель. Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. С детских лет цените и берегите кусок хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относится с большим уважением. Звучит «Песенка о хлебе» музыка Цитлина, слова Кагановой. Песенка о хлебе.” Музыка Цитлина. Слова Кагановой. Хор. 1. Сеют в поле зёрна раннею весною, А над ними светит солнышко родное, А над ними светит солнышко родное. 2. На ветру весёлом Зашумят колосья, Будет урожайной Золотая осень. 3. И зерно в амбарах Потечёт рекою, И его машины Сделают мукою. 4. На заводе пекарь Хлеб печёт с любовью,
Скажет он ребятам: Ешьте на здоровье” Детей угощают пирогами.

Классный час на тему: «Хлеб – всему голова».

Цели и задачи:

    познакомить с историей хлеба,

    формировать представление о том, как делают хлеб,

    воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине,

к людям труда,

    закрепить представление детей о значимости хлеба.

Оборудование:

Плакат со словами «Хлеб – всему голова», выставка книг о хлебе, проекты детей о хлебе: «Загадки», «Пословицы», «Поговорки»

Компьютер, проектор

Ход классного часа.

Учитель . –Добрый день, гости и ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли. Отгадайте, каком?

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный ,он и белый, а бывает – подгорелый (хлеб) (слайд 1)

Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. …Мы живём с вами на Донской земле, на которой выращивают ежегодно богатый урожай хлеба.

В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб- соль. Читают стихотворение.

Мальчик. Слава миру на Земле!

Девочка. Слава хлебу на столе!

Мальчик. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим,

Поклоняясь,отведать просим

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает хлеб-соль гостям).

Учитель . С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Хлеб – очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?

Мальчик :- Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. (слайд 2) Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными. Так люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

Девочка : Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Уч-ль: — А знаете, ребята, как называли хлеб в старину? – Жито! От слова «жить». Значит – хлеб-кормилец. (слайд 4) — С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба, различных хлебо-булочных изделий. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы вместе с мамами и бабушками приготовили множество изделий из муки. Вот такой богатый стол у нас получился. Давайте назовём, что же можно приготовить из муки? (дети называют свои изделия)

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом - батоны, буханки, булочки. На шее - связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет…

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь : Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.

Учитель: Узнали- кто это? (пекарь)

Пекарь : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети : Выпекает хлеб!

Пекарь : Верно!

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное — работой пахнет хлеб.

Уч-ль: -А какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Дети показывают рисунки на доске, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке .

1.Что стучите, мастера-золотые руки?

— Чиним, чиним трактора!

— Точим, точим плуги.

На дворе весна у нас,

Агроном сказал, — Пора!

Заводите трактора!

2.Трактора выходят в поле,

Тянут плуги на прицепе.

Гребнем частым борона

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку!

3.Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета.

Нынче сеялка – машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна.

4.Чтобы крепким был росток.

Наливался колосок,

Должен он расти в землице,

Дождевую пить водицу.

Греться солнечным теплом,

Обдуваться ветерком!

5.Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска!

6.Вот шофер услышал, мчится.

Вот гудит: — Иду-у! иду-у!

Лейся теплая пшеница

Прямо в кузов на ходу!

7. Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки.

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Там хранят и берегут,

Затем на мельницу везут.

8.Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

И в муку ее сотрут!

9.Стали зернышки мукою,

Не дадут и ей покою:

На большой хлебозавод

Муковоз муку везет.

10.На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты мука.

Тесто в печь быстрей давай –

Так родился (все хором) КАРАВАЙ

Пекарь :

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Посмотрите на картинки и узнайте профессии людей, кто работает над выращиванием хлеба.(мукомол(слайд4), комбайнер(слайд 5), пекарь(слайд 6), тракторист(слайд 8), водитель(слайд 9), агроном(слайд 7))

Пекарь : Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Это в несколько раз больше, чем в этом снопе.

Как вы думаете, ребята, Много ли хлеба едят русские люди?

Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

— Как вы думаете, 15 тонн это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет. (слайд 10)

Учитель : Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. – Как вы думаете, нужно ли беречь хлеб? – Почему?

Правильно, с детских лет нужно ценить и беречь каждый кусочек хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относиться с большим уважением.

— Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, помнят, как не хватало хлеба.

(слайд 11) Хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки. (слайд 12 ), показываю этот кусочек)

Пекарь : Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя. При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба.

Учитель : Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения о хлебе автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Ученик : Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Учитель : -Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?

Учитель : А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку «Хлеб –святой», подготовленную учениками нашего класса:

Сценка «Хлеб-святой»

Катюша :- Фу, какой плохой хлеб!

А: Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Бабушка :- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен

Катюша : -А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.

Бабушка :-Ах, как нехорошо, — разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять.

Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

А: Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Катюша :-Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

А: Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Учитель : Давайте сравним мальчиков из стих-я и сценки..Чем они похожи?

А теперь послушаем стих-е –обращение к таким мальчикам:

Ученик :

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал.

Пекарь : Молодцы, ребята…Я думаю, что вы никогда не станете играть хлебом, а тем более выбрасывать куски хлеба. Нам должно быть стыдно, когда недоеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Уч-ль: — Спасибо, ув. пекарь! Я думаю, ребята запомнили правила бережного отношения с хлебом.

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

    Хлеб наш берегите!

    Хлебом не сорите!

    Хлеб наш уважайте!

    С хлебом не играйте!

    Хлеб выбрасывать нельзя!

    Берегите хлеб, друзья!

Песня о хлебе.

Уч-ль: — Молодцы! А ещё наши девочки знают, что можно приготовить из несвежего хлеба.

1. Мы с мамой знаем много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел или как приготовить из него вкусные блюда.

Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 мин, потом развернуть и положить на 20-25 мин в не очень горячую духовку.

— Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке, получатся сухарики – настоящее лакомство.

Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром

А если молотые сухарики из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром, потом уложить в форму и поставить на холод, то получится хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.

— Мы приготовили для вас ароматные сухарики. Угощайтесь! (раздаёт гостям сухарики, которые лежат на подносе)

Пекарь : Ну, ребятки,молодцы! Теперь я за хлеб спокоен! Мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Учитель : -«Худ обед, коли хлеба нет», — говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. О хлебе сложены песни, написаны картины книги. (обращение к выставке книг)

Участвуя в проекте «Чудо Земли – хлеб», вы приготовили множество разных загадок, пословиц, поговорок, стих-й о хлебе. Кто заинтересовался этими работами, можете с ними познакомиться поближе.

Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная : расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей

Классный час «Хлебу – почтение вечное»



Булочная Филиппова
Париж издавна славился магазинами сыров, Рим – обувными магазинами, а Москва в 19 – начале 20 века – своими булочными, и одним из самых знаменитых были булочные Филиппова. Публика сюда приходила самая разномастная – от учащейся молодёжи до старых чиновников в дорогих шинелях, от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин.


Сюда приходили москвичи, чтобы «вдохнуть хлебный дух». А детвора особенно любила отделение, где продавали булки, калачи, пряники. «Просунешь свой пятиалтынный продавцу, - вспоминали современники, и говоришь громко: «Фунт мятных пряников». Продавец непременно пошутит с тобой и быстро – быстро всыплет пряники в бумажный мешочек…». В той же Филипповской в продаже всегда были десять – двенадцать сортов пшеничной выпечки, пять – восемь – из ржаной муки. А еще около дюжины, в особинку и на радость покупателю, - свои фирменные калачи и калачики (три разновидности), песочная с творогом и повидлом квадратная ватрушка, обварные бублики, царские баранки, сушки, витушки, венская сдоба, ватрушки, бриоши…
Сам основатель династии Филипповых, Максим Филиппов, приехал в Москву из Калужской губернии в 1803 году. Вначале подрабатывал пекарем, затем, собрав денег, стал владельцем собственной пекарни на углу Бульварного кольца и ул. Мясницкой. Максим Филиппов вместе со своей семьей выпекал и продавал калачи и пироги с разной начинкой в торговых рядах города.


Иван Максимович Филиппов
После смерти отца его дело продолжил сын – Иван Максимович (1824 – 1878). К концу 1860-х годов в семье Филипповых было три хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное – на Тверской, в доме Манухина, на Сретенке, в доме Спаса, и на Пятницкой, в собственном доме. Именно Филиппов впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В пекарне на Сретенской также впервые появились получившие вскоре известность во всём городе пирожки с требухой, кашей, капустой, визигой и др. Ассортимент хлеба был разнообразный: из ржаной муки (мелко смолотой и просеянной) выпекали бородинский, стародубский, рижский; а уж из пшеничной муки – неисчислимое количество сортов: французские булочки простые, с поджаристым загибом, обсыпанные мукой маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся «жуликами», витушки из перевитых жгутов крутого теста, саечки, обсыпанные маком или крупной солью, сайки простые, выпекавшиеся на соломе с золотыми соломинками, приставшими к исподу, калачи крупные и мелкие, ситники. Отправлял свой знаменитый хлеб Филиппов и в Сибирь. Калачи и сайки горячими, прямо из печи, каким – то особым способом замораживали, везли за тысячи вёрст, а уже перед самой подачей на стол оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах. Порченая же буханка или каравай, сайка или крендель не могли попасть на основной прилавок – по заведенному правилу скособоченный крендель продавали вдвое дешевле.
С 1855 года И.М. Филиппов состоял поставщиком двора его императорского величества. Звание это он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции. После смерти Ивана Максимовича была создана фирма «Филиппов Иван наследники», которую возглавила его вдова Татьяна Ивановна, а с 1881 года – сын Дмитрий.


Дмитрий Иванович Филиппов

По мере взросления свои булочные получили и другие сыновья Филиппова. Главной булочной оставался магазин на Тверской. После смерти братьев (конец 1890-х годов) все булочные вновь были сосредоточены в руках Дмитрия Ивановича.

Хлеб – соль


Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Надежда Павловская

Хлеб – не только основа русского национального стола, но нечто большее. Он – символ народного благополучия. При этом хлеб всегда был главным кушаньем на любом пиршестве: хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе? «Хлеб с солью не бранится!» - так гласила народная присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех давних пор и вошло в обиход выражение «хлебосольный хозяин». Отсюда, видимо, и пошли на Руси обычаи, связанные с хлебом – солью, пережившие многие столетия и в почти неизменном виде дошедшие до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодожёнов, новосёлов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая с солонкой. Хлеб в таком сочетании означает полный стол, а соль является древним, уже позабытым символом охраны, оберега дома. Позднее она стала ещё и высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба – соли как высший, и торжественный знак расположения сохранился и до сих пор. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


«Сяду на пенёк, съем пирожок», говаривал Медведь в известной сказке про Машеньку; Красная Шапочка с риском для жизни несла больной бабушке пирожки через лес…. Быть может, с пирожками из сказок вы, ребята, познакомились даже раньше, чем с настоящими, ведь далеко не в каждой современной семье пекут пирожки.
Но если углубиться в историю, то мы узнаём, что изначально пирогом называли ситный хлеб, то есть хлеб, испечённый из лучшей просеянной пшеничной муки тонкого помола. Безусловно, в 12 веке такой пирог можно было только на знатных пирах увидеть да попробовать. Но на пиры тогда не каждого звали. В 14 – 15 веках в летописях рассказывается уже о пирогах с разными начинками. Вообще пирог – это и есть блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится, варится или даже коптится. Рецептов пирогов множество, различаются они по виду теста (дрожжевое, бисквитное или слоёное), по разнообразию начинок (с капустой, грибами, ягодами, вареньем и т.д. и т.п.), а ещё пироги могут быть открытые, закрытые и слоёные (не тесто слоёное, а пирог слоями укладывается, чтобы так потом и в печку попасть). В русской кухне для пирогов обычно используется несладкое тесто. Все пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, а маленькие – пирожками.
На Руси пирог испокон веков считался символом домовитости. Отсюда и поговорки: «Пироги ешь – хозяйку тешь!», «Без блина не Масленица, без пирога не именинник». Некоторые пироги использовались в обрядах (сватовство, поминки). Ни один русский свадебный стол не обходился без курника – закрытого пирога, по форме напоминающего купол. Именно с курником связан ритуал размалывания хлеба. Пирог разламывали над головами новобрачных, и от того, сколько пшеничных зёрен упадёт на голову молодым, зависело, насколько богатой и сытой будет их совместная жизнь. На следующий день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.
Как свидетельствует историк Н.И. Костомаров, «по способу печения пироги были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толчёная, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Сладкие пироги… с изюмом и другими разными ягодами… пеклись и не в пост вместо пирожных».
В знаменитом «Домострое», составленном во времена Ивана Грозного священником Сильвестром, перечисляются всякие пироги и пирожки: жареные с горошком, пироги подовые квашеные с горошком, пироги маковые большие жаренные в конопляном масле с горошком, большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с сочнями, внутри переложенный блинчиками…. Так что, как видим, в способах изготовления пирогов и пирожков, как и в начинках, нехватки фантазии не наблюдалось. Традиционно «фирменным» московским кушаньем были кулебяки, расстегаи, курники, рыбники (закрытые пироги с начинкой из рыбы) и прочие замысловатые выпечки.

Испеки нам бабушка пироги с капустой,
Чтобы теста мало, а начинки густо!
Мы тебе поможем, всю муку просеем
И капусту с огорода принести сумеем.

Мелко крошится вилок, в миске дышит тесто
Быстро растолстело, стало ему тесно.
Дружно лепим пироги, печка пышет жаром,
Там они покроются корочкой с загаром.

Из духовки старенькой пахнет очень вкусно!
Скоро будут каждому пироги с капустой.
Пышные, румяные просто загляденье!
Горкою на блюде всем на удивленье.

Закипает самовар на столе в беседке,
Сосчитали пироги воробьи на ветке.
Удался обед в саду, бабушка довольна,
Заходите к нам друзья, встретим хлебосольно!


Тайна записной книжки:
Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. На русских свадьбах – это каравай, у белорусов и украинцев также существуют каравайные традиции. Свадебные караваи украшались сложными тестяными узорами, иногда живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины – любовь, прибавление в семье. У татар готовят на свадьбу пирог из слоёного теста – губадию. Название иное, а обрядовое значение такое же.

Коврижки


Случалось ли вам, ребята, прося у родителей купить что – нибудь, в ответ услышать: «Да ни за какие коврижки!». По их суровому тону вы понимаете, что это значит «ни за что на свете». И вы наверняка задавали вопрос: «А это что за коврижки такие?».
Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый, как каравай, а трёх – или четырёхугольный. В некоторых областях России ковригой иногда называют круглый толстый ломоть хлеба, отрезанный «во всю ковригу», то есть по диаметру. «Погнался за ломтём, да ковригу потерял», - наставительно говорили в народе. А вот когда речь заходила о коврижке…. Казалось бы, чем коврижка может отличаться от ковриги? Размерами, да и только. Но тем и удивителен русский язык, что коврижкой уже величали битый пряник с узорами, то есть сладкую выпечку из пряничного теста: с мёдом, сахаром, орехами, изюмом.
Широко известны были вяземские и владимирские коврижки. «Большая, круглая и узорная коврижка почётно преподносится на свадьбах и других обрядах», - уточняет В. Даль. А охотника до коврижек, как и мастера по выпеканию сих сладостей, прозывали коврижником. Вот такие коврижки.


Взлетает пламя в высоту
И озаряет чайхану.
Но не пугайтесь, не пожар,
Тандыру нужен сильный жар.
И алый хвост, как из вулкана,
Как танец вечного канкана –
Огонь поет нам песнь свою,
Сжигая всю гузапаю.
Ушла стихия наконец,
И к делу приступил творец.
Как гнезда ласточки висят,
Самсы в тандыре, прямо в ряд.
Немного времени пройдет,
Дразнящий дух от них пойдет.
Самса, пронизанная жаром,
Сверкает бронзовым загаром.
С пылу с жару пирожок-
Укуси скорей дружок.
Очень остро? Не беда!
Этим славится самса.
Александр Ястребов

Во всех городах и населённых пунктах Узбекистана, Таджикистана, а теперь и в России, как и пирожками, торгуют на улицах и на базарах, её предлагают в небольших кафе и придорожных закусочных. Подаётся она даже в ресторанах, где чаще всего печётся из сдобного теста и имеет «европеизированный» вид.
В России самса встречается в основном виде треугольника, хотя эта разновидность пирожка бывает и округлой формы.
В узбекской, таджикской и других тюркских кухнях самсу предпочитают с начинкой из рубленого мяса с салом (преимущественно баранины, но готовят и из говядины, курятины) и луком. Вариантов приготовления этого сытного блюда множество. Например, в Алматы самсу делают с начинкой из твёрдого сыра. Но тесто для самсы всегда пресное, слоёное. При этом традиционно самса с мясом выпекается в тандыре.
Тандыр – особого вида печь – жаровня для приготовления пищи у народов Азии. Это большая керамическая посудина (полусфера объёмом от 0,25 до 1 куб.м) с круглым проёмом в стенке или дне. Как правило, тандыр ставится во дворе на глиняную платформу дном кверху. Стенки снаружи обмазываются толстым слоем сырой глины. Это делается для повышения теплоёмкости печи. Перед использованием тандыр жарко натапливается дровами или хворостом. После того как всё топливо прогорит, стенки тандыра быстро протираются от налёта гари, после чего к ним опять – таки быстрыми движениями прикрепляются предназначенные к выпеканию изделия. Они доходят до готовности за счёт тепла, накопленного в толстых стенках тандыра. Готовые изделия из такой печи вынимаются при помощи специального ковша и крюка с длинными рукоятками.
Но в последнее время самсу всё больше готовят в электрических и газовых духовках (где же, к примеру, в Москве взять тандыр?)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №172»

Классный час

«Хлеб - всему голова»

Разработала:
Василевская Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы

Цель: способствовать формированию уважительного отношения к хлебу как главному богатству страны.

Ход мероприятия.

Классный руководитель:
В руках я держу кусочек хлеба. Хлеб – это тот продукт питания, с которым мы встречаемся каждый день: без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он с нами всегда: от рождения до глубокой старости.

Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... жёлтый, золотистый,
Словно солнцем залитой.

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил о хлебе пословицы и поговорки.
- Назовите пословицы о хлебе.

Классный руководитель:
Правильно, ребята, «хлеб – это жизнь», «хлеб- кормилец», Можно прожить без золота, а «без хлеба – нет». Мы с вами, порой, забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.
- Назовите профессии, имеющие отношение к хлебу.

Классный руководитель
Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоёван и в союзе, и в противоборстве с природой.

В нем земли родимой сок,
Солнца свет весенний в нём.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

Классный руководитель:
Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно послушайте.

«Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго запретил делать ему это.
« Не буду», - пообещал Стобед. Прошло время, и я ни разу не видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках какой-то кулёк. А когда он развернул кулёк, то я увидел, что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землёй кусочков хлеба. «Это из вашего окна выбросили », - сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне всё стало ясно. «Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичом», - сказал я. «Извиняться надо не передо мной, - заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».

Ребята, а почему так сказал Иван Фомич?
- Почему хлеб называют чудом земли?
- Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Классный руководитель:
Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные воды. Учёные подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно 500 г. хлеба, а при тяжёлой работе – 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-50% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб.… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

В годы Великой Отечественной войны в колхозах и совхозах остались женщины, старики, дети. А стране, фронту нужен был хлеб! Люди самоотверженно трудились, выращивая его. За 1941-1944 г.г. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Её просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Рабочие получали по 250 гр. хлеба, а жители города – 125гр.
«Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжёт мое сердце ненавистью к войне»

Нельзя остаться равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало « крошечки» хлеба, и они умирали.

А мы с вами бережем и ценим хлеб?

Подсчитано, если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 гр. хлеба, это составит 200кг, т.е. около 400 буханок хлеба окажется выброшенными.

Хлеб-драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.

Люди, пережившие голод, люди, уважающие труд других, никогда не выбросят на помойку хлеб, поднимут кусочек хлеба, по какой-то причине оказавшийся на полу. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца добрых, честных, благородных, воспитанных людей, когда видят хлеб в мусорном контейнере. Нельзя допустить, чтобы хлеб оказался выброшенным. Ведь хлеб- главное богатство нашей страны.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!

Практическое задание (работа в группах).
- Составьте памятку, как надо обращаться с хлебом.

К концу подошла наша встреча. Уверена, что вы будете бережно относиться к хлебу и никогда не возьмёте его грязными руками, возьмёте столько, сколько сможете съесть. Кусочек хлеба, который я вам принесла, небольшой, отломите от него, съешьте, и выбудете сыты. Ведь в него вложен труд, любовь многих людей, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки. И низко поклонимся им.

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Классный час

Тема: « Хлеб- всему голова»

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Оборудование : каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

Написать на доске эпиграф классного часа.

Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

Картинка хлеба на доске

Правильно, о хлебе.

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

II. Информационный блок

1. Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе.

1-й: Вот хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он…желтый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2-й: Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

3-й: В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

4-й: В нем земли родимой соки.

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

5-й: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

6-й: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Ведущий: Свежий, теплый еще каравай хлеба из нового урожая на столе не просто дар родной земли, а венец горячего труда, неотлучных дум, неусыпных забот многих людей. Как же приходит на стол такой вкусный хлебушко? Труд каких профессий обязателен при этом? Какой труд они выполняют? (хлеборобы, трактористы, комбайнеры, мельники, пекари)

Ведущий : Те, кто выращивает хлеб знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.

Ученик :

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

А взрослые люди с работы шагали,

И взрослые люди все это видали.

Но хоть бы один ему слово сказал.

Играет мальчишка, ну, что же, скандал!

А разве те люди войны не видали?

А разве те люди не голодали?

Неужто они навсегда позабыли,

Как хлеба кусочек на сутки делили?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Ведущий : Это стихотворение было написано поэтом, пережившим тяжелые годы войны. Он своими глазами видел, как люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб…..как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба (показ нормы хлеба в военное время).

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

Песня о хлебе

Учитель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Игра с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Правила игры : ребенок берет колос и задаёт вопрос своему соседу. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

Вопросы:

Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Ведущий : Нет для человека более приятного запаха, нежели аромат свежеиспеченного хлеба. Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. О хлебе написано множество художественных произведений: рассказов, повестей, а также пословиц и поговорок. Приведите примеры.

Дети называют пословицы

1-я группа.

Без хлеба // и сыт не будешь.

Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.

Из одной муки // хлеба не испечёшь.

Горькая работа, // зато сладок хлеб.

2-я группа.

Хлеб вскормит, // вода вспоит.

Покуда есть хлеб и вода - // всё не беда.

Хлеб - батюшка, // земля - матушка.

Ржаной хлебушко // калачу дедушка.

3-я группа.

Пот по спине - // так и хлеб на столе.

У кого хлебушко - // у того и счастье.

Хлеб ногами топтать -// народу голодать.

Хлеб да вода - // молодецкая еда.

Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Ученица на рушнике проносит хлеб и все отламывают кусочек хлеба.

Учитель . Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому замечательному продукту.

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Говорил у крыльца

Провожая его

Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова

Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал

По отцовскому следу,

Но война началась

Боль огня и свинца.

В годы бед и потерь,

Добывая победу,

Нёс боец по земле

Завещанье отца.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Но случилась беда

На земле незнакомой,

Был он ранен в бою

По холодной зиме.

Пайку хлеба свою

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум.

У родного крыльца

Сын погибшего сына

Говорил на заре

Своему малышу…

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Хлеб всему голова,