Франция во второй половине XX в. Франция во второй половине XX - начале XXI века Презентация тему франция 20 веке

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Расскажите об основных чертах экономического развития Великобритании в кон. 19 в. Борьба консерваторов и либералов за власть, реформы. Как и почему в Англии возникла лейбористская партия? Расскажите, как создавалась британская империя Проблема Ирландии в кон. 19 в.

Франция в к.19 – н. 20 в 15.11.2010

Эконо-мичес-кое развитие Полити-ческая система, реформы Партии, рабочее движе-ние Внешняя полити-ка

Экономическое развитие Замедляются темпы экономического развития. Франция выходит на 4 место после Англии, Франции и США. Вывоз промышленных товаров и вывоз легкой промышленности и предметов роскоши. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной. 70% населения – крестьянство. Создаются крупные корпорации и монополии – около 200 семей стали хозяевами страны. Вывоз капитала в другие страны – Франция на 1 месте

Политическая система, реформы 1875 г. – принята конституция. Возникла Третья республика Законодательная власть Национальное собрание – парламент Сенат Палата депутатов Избирается мужчинами с 40 лет на 9 лет Избирается мужчинами с 21 года на 4 года Исполнительная власть: Президент и министры

Французская республика, 1880

Политическая система, реформы РЕФОРМЫ: 1879 г. – восхваление революции 1789 г. Свобода печати и собраний Разрешена политическая пропаганда 1884 г. – разрешение профсоюзов и забастовок 1902 – 1906 гг. - отделение церкви от государства и школы, пенсия с 65 лет, трудовое законодательство

Альфред Дрейфус

Партии, рабочее движение Особенность Франции – многопартийность РАДИКАЛЫ - республиканцы (Жорж Клемансо). Цель – «ни реакции, ни революции») 1880 г. – создана рабочая партия Франции (Жюль Гед и Поль Лафарг) 1905 г. – создание объединенной рабочей партии (Жан Жорес) В 90е гг. – стачки и демонстрации рабочих и террористические акции анархистов

Жорж Клемансо

Жюль Гед Жан Жорес

Внешняя политика ЦЕЛЬ: захват новых колоний 1881 г. – захват Алжира и Туниса Конец ХХ в. – Марокко В западной Африке – Сенегал, Дагомея, Судан, Мавритания Создана огромная колониальная империя. Результат – возникают противоречия с Англией и Германией

Домашнее задание Параграф 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки, "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы современной литературы....

Влияние Государственной думы на изменения в системе органов власти в начале и в конце ХХ века.

Цель: провести сравнительно - сопоставительный анализ органов государственной власти под влиянием работы Государственной Думы 1906-1917г.г. и 1994-2013 г.г....

Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".

Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".Цель и задачи урока:1. Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...

До сентября 1944 г. почти всю территорию Франции был освобожден от немецкой оккупации франко-англо-американскими войсками и внутренними силами Сопротивления. Большую роль в антифашистской борьбе сыграл Французский комитет национального освобождения, преобразованный 30 августа 1944 г. на Временное правительство Французской Республики, которое возглавил генерал Шарль де Голль. Временное правительство начало восстановление государственного суверенитета и экономики страны в чрезвычайно сложных условиях послевоенной разрухи. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного - до 60 % довоенного уровня. Правительство де Гол-ля осуществил национализацию угольной, газовой, электротехнической промышленности, ряда крупных банков; в социальной сфере осуществил мероприятия по защите малоимущих, повышение заработной платы и пенсий. В октябре 1945 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которые должны были разработать новую конституцию. Наибольшее количество депутатских мест в Учредительном собрании получили представители Французской коммунистической партии (ФКП), Социалистической партии (СФИО) и католической партии "Народно-республиканское движение" (МРП). В коалиционном правительстве (коммунисты имели пять министерских портфелей) шла острая борьба относительно государственного устройства страны. Де Голль, не найдя общего языка с коммунистическо-социалистическим большинством, в начале 1946 г. ушел в отставку. В декабре 1946 г. была принята новая Конституция Франции - началась 12-летняя история Четвертой республики. Конституция устанавливала всеобщее право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, который имел ограниченные права.

Все правительства Четвертой республики были коалиционными и слабыми: за 12 лет - 14 правительств. Весной 1947 г. из правительства были выведены министры-коммунисты, которые нарушили правительственную солидарность. Оказавшись вне правительства, коммунисты взяли курс на дестабилизацию положения в стране и захвата власти. Социалистическая партия разорвала союз с коммунистами и перешла к сотрудничеству с МРП и радикалами. Возникла новая правительственная коалиция, известная под названием "третьей силы" (действовал до 1951г.). В первой половине 50-х годов в политической борьбе усиливается роль Объединения французского народа (РПФ), созданного по инициативе де Голля. В то время во Франции формировались правоцентристские правительства, куда социалисты не входили.

С конца 40-х годов во Франции начинается экономический подъем. 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень; 1956 г. объем промышленной продукции в 2 раза превысил довоенный уровень. В середине 50-х годов современные отрасли промышленности Франции (топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную, химическую, радиоэлектронику) охватила научно-техническая революция.

Во внешней политике Франция сделала ставку на интеграцию западноевропейских стран и сохранения колониальной империи. 1948 г. Франция выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом співініціатором в создании Западного союза для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере более 3 млрд долл. 1949 г. государство вступила в Североатлантический пакт (НАТО). 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией,

Бельгией. Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка (1957 г.).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946-1954). Франция была вынуждена предоставить 1954 г. независимость Лаоса и Камбоджи, 1956 г. - Марокко и Туниса. Однако наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956-1962). Здесь проживало более 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморского побережья Алжира. В Алжире образовался реакционный союз армейской верхушки и колониалистов, которые ради сохранения колонии были готовы распространить военный конфликт на территорию Франции; здесь готовился государственный переворот в Париже. В мае 1958 г. эти силы организовали мятеж в Алжире и создали Комитет национального спасения. Они требовали установления во Франции сильной власти и усиление борьбы против алжирского освободительного движения. Страна вступила в политический кризис. 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило главой правительства генерала де Голля, который получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание были распущены, а Четвертая республика перестала существовать.

В сентябре 1958 г. на референдуме французы одобрили новую Конституцию, разработанную де Голлем. Конституция предусматривала смену формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, который избирался на 7 лет всеобщими выборами, имел полномочия главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженных сил; он назначал премьер-министра и лиц на высшие государственные и военные должности. Президент утверждал законы, которые принимались парламентом, но мог выдавать собственные декреты без утверждения парламентом. Он мог распускать парламент и назначать новые выборы. В ноябре 1958 года. были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Союз в защиту новой республики, созданный сторонниками де Голля. В декабре этого года де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Во внутренней политике правительство взяло курс на стабилизацию финансовой системы и повышение конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства. В 60-е годы усиливается модернизация французской экономики. За первые 10 лет существования Пятой республики, с 1958 до 1968 г., производство промышленной продукции возросло на 60%. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. 1960 г. Франция впервые осуществила испытания собственного ядерного оружия.

самой острой проблемой внешней политики Пятой республики оставалась война в Алжире. 1959 г. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение (1960 г. он предоставил независимость почти всем африканским колониям). В Алжире французские офицеры подняли мятеж и здійсвали террористические акты внутри Франции. Мятеж был подавлен и 1962 г. Алжир стал независимым. Правительство де Голля проводил более независимую от США политику в НАТО: 1964 г. признал коммунистический Китай; 1966 г. вышел из военной организации НАТО, ликвидировал военные базы НАТО на территории Франции; в 1969 г. признает границу по Одре - Ней-се; отрицательно относился к американской агрессии во Вьетнаме.

в Конце 60-х годов в развитии Пятой республики оказывается кризис. Французский бизнес считал обременительным жесткую регламентацию государства. Профсоюзы пытались избавиться от чрезмерной опеки государства над трудовыми отношениями. Широкие массы были недовольны социально-экономической политикой правительства. Острейшим проявлением такого недовольства стали массовые выступления студентов в Париже в мае 1968 г. Одновременно состоялась всеобщая забастовка, в котором участвовало 10 млн рабочих. Власть и авторитет де Голля значительно пошатнулись. В апреле 1969 г. на референдуме по вопросам административной реформы предложения де Голля не получили поддержки, он ушел в отставку. На выборах, которые состоялись в июне, новым президентом был избран представитель гол-нацио партии Жоржа Помпиду (1969-1974). Правительство Же. Помпе-ду, учитывая настроения масс, ослабил государственную регламентацию экономики, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. После смерти Помпиду президентом был избран Валери Жіскар эстена (1974-1981), который продолжил политический курс своего предшественника.

1981 г. в условиях острого экономического кризиса к власти во Франции пришел блок левых партий. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левыми силами, пытался выйти Из кризиса не за счет ограничения государственного вмешательства, как в Великобритании и США, а благодаря его дальнейшему распространению. Было осуществлено национализации ряда крупных банков и некоторых промышленных предприятий, расширены социальные программы, приняты законы о правах трудящихся, профсоюзов. Все это привело к усилению инфляции, падение курса франка. А введение государственного контроля за ценами и заработной платой вызвало лишь массовое недовольство. На парламентских выборах 1986 г. левые потерпели поражение. Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жака Ширака. Впервые в истории Пятой республики президент и премьер-министр оказались в разных политических блоках. Правительство Же. Ширака пошел путем, проложенным М. Тэтчер, денаціоналізував отдельные промышленные группы и банки, ослабил государственное регулирование бизнеса, сократил социальные расходы. 1988 г. Ф. Мит-теран вновь одержал победу на президентских выборах. Но на парламентских выборах 1993 г. правые партии получили абсолютное большинство мест. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Е. Балладюра. Новое правительство возобновило приватизацию, начатую в конце 80-х годов Же. Шираком, и продал основную часть финансовых и промышленных компаний, находившихся еще в государственном секторе. В частные руки перешли 20 крупных банков, авиационных и нефтеперерабатывающих заводов, в том числе такие широкоизвестные, как фирма "Рено", банк "Лионский кредит", химический концерн "Рон-Пуленк" и тому подобное. В государственном секторе остались железные дороги, метро, электростанции, почта, несколько угольных шахт. Важным компонентом внутренней политики Е. Балладюра стали меры, направленные на ограничение иммиграции. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране стала нормализоваться, ускорились темпы промышленного производства, уменьшилась инфляция, затормозился рост безработицы. Е. Балладюр стал во Франции чрезвычайно популярным политиком. В мае 1995 г. на президентских выборах в острой борьбе победу одержал Жак Ширак (в 2002 г. переизбран президентом на второй срок). Тяжело больной Ф. Миттеран умер в январе 1996 г.

Во внутренней политике президент Же. Ширак и премьер-министр Ален Жюппе провозгласили сокращение бюджетного дефицита, получения инфляции и вступление Франции в Европейский валютный союз в 1999 г. Они стали на путь сокращения расходов на социальное обеспечение и содержание государственного аппарата, а также повышение некоторых налогов. Все эти правительственные решения вызвали острое недовольство в обществе. Осенью 1995 г. Францию охватила волна забастовок и массовых акций протеста против экономических реформ правительства. Еще больше обострило ситуацию решение правительства о реорганизации национальной компании железных дорог (частичная приватизация ряда железнодорожных веток и сокращение рабочих мест), общий долг которого перед государством составил 175 млрд франков. Первыми в борьбу за сохранение своих социальных прав вступили железнодорожники. Вскоре их поддержали работники столичного метро, энергетики, почтовики, работники системы здравоохранения, а также учащиеся лицеев и студенты, которые требовали увеличения ассигнований на образование и создание новых рабочих мест. Под давлением общественности правительство Жюппе был вынужден приостановить реформы и вступить в переговоры с профсоюзами по их коррекции.

Эхо забастовок 1995 г. сказалось на внеочередных выборах в национальное собрание в мае - июне 1997 г. - правые проиграли. В парламенте левые (социалисты, коммунисты и др.), объединив усилия, смогли образовать правительственное большинство. В ситуации Же. Ширак так же, как в свое время Ф. Миттеран, применил тактику "сосуществования" и назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена. В правительстве социалисты заняли 18 из 27 министерских должностей. Коммунисты после 13-летней оппозиции также вошли в состав правительства; 8 министерских должностей заняли женщины. Л. Жоспен предложил французам "Республиканский пакт развития и солидарности", который предусматривал закрепление равенства мужчин и женщин, смягчение иммиграционного законодательства, гарантии независимости суда, обеспечения свободы информации. Используя методы государственного регулирования, правительства Л. Жоспена удалось снизить дефицит государственного бюджета и уменьшить налоги, что способствовало росту промышленного производства с 1,7 % в 1996 г. до 6,7 % в 1997 г. Ускорились темпы экономического развития, темпы роста ВВП составляли 3 %, инфляция не превышала 1 %, дефицит государственного бюджета был доведен до З % ВВП. Успехи экономической политики дали возможность правительству и местным органам власти увеличить количество рабочих мест в государственном секторе, где занято 24 % трудоспособного населения, снизить безработицу. В стране начался постепенный переход к 35-годинно-го рабочей недели, который закончился в 2000 г. Правительство в 1997 г. отменил обязательную воинскую повинность, повысил минимальную зарплату. В сентябре 2000 г. во Франции состоялся референдум о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. 73 % его участников высказались за пятилетний срок. На протяжении многих десятилетий актуальным для французского руководства оставалось "корсиканское вопрос". В январе 2002 г. президент Франции утвердил закон о статусе Корсики, который оказывал ей до 2004 года. дополнительные полномочия в сфере экономики, социальной политики и культуры. Корсика оставалась неотъемлемой частью Франции.

В апреле - мае 2002 г. состоялись президентские выборы. Сенсацией этих выборов стало то, что в первом туре на второе место после Же. Ширака вышел лидер крайне правой партии Национальный фронт Ж.-Л. Ле Пен. Во втором туре президентских выборов социалисты призывали отдать голоса за Же. Ширака, который получил 82,2 % голосов, а Ле Пен - 17,8 %. Ширак во второй раз стал президентом Франции, правда, теперь уже на 5 - летний срок. Во время парламентских выборов в июне 2002 г. правая коалиция "Союз за президентское большинство" получила 355 мест из 577. Социалисты завоевали 140 депутатских мандатов. Новое правительство возглавил представитель коалиционной партии "Либеральная демократия" Пьер Раффарен. В XXI ст. Франция вступила как высокоразвитая индустриальная держава, занимает 4-е место в списке самых богатых государств мира, полноправный субъект европейского и мирового сообщества, средоточие многих демократических традиций. Но до президентских и парламентских выборов в 2007 г. Франция подошла с рядом нерешенных экономических проблем. С одной стороны, плановая, централизованная, чрезмерно зарегулирована, с высокой степенью социальной защиты и чрезмерным государственным сектором экономика много лет обеспечивала французам приличный уровень материального благосостояния. С другой - Франция по величине ВВП на одного человека сместилась за последние 25 лет с 7-го места в мире на 17-том. Даже в сфере здравоохранения и социального обеспечения, которые являются приоритетными для каждого французского правительства, страна опустилась с 8-го места в мире на 16-том. Наиболее болезненными вопросами для французской экономики остается хронически высокая безработица (10 %, а среди молодежи и "цветных" - 20 %) и уровень государственной задолженности (66 % ВВП), что в пять раз больше, чем в 1980 г. Тяжелым бременем для французской экономики стал государственный аппарат, на который тратится 54 % ВВП. Только за последние 20 лет армия государственных служащих возросла на 20 % и достигла 5 млн человек.

На президентских выборах в апреле - мае 2007 г. победу одержал представитель правоконсервативних сил, министр внутренних дел 52-летний Николя Саркози, который обошел социалистку С. Руаяль. Правительство Франции возглавил Франсуа Фийон. Экономическая программа Н. Саркози направлена на помощь и защиту интересов состоятельных классов и усиления их социально-экономических позиций в ущерб нуждающимся слоям населения. Программа предусматривает уменьшение налогов на недвижимость и предоставления более налоговых льгот крупным предприятиям и высшим социальным слоям общества. Н. Саркози поставил цель увеличить налог на добавленную стоимость, увеличить 35-часовую рабочую неделю (заработная плата за внеурочную работу не будет облагаться налогом), уменьшить пособия по безработице и сократить социальные льготы, создать министерство иммиграции и тому подобное. С 2008 г. главной проблемой Саркози стало преодоление экономического кризиса.

Внешнеполитические приоритеты Франции формировались под влиянием событий на рубеже 80-90-х годов на международной арене, которые существенно изменили геополитическую ситуацию в Европе и всем мире. Главное внимание Франция уделяла ускорению процесса западноевропейской интеграции. В 1990 г. в г. Шенген (Люксембург) Франция вместе с другими участниками Общего рынка подписали соглашение о свободном перемещении лиц, товаров и услуг, которая вступила в силу в 1995 г. На совещании представителей глав государств и правительств 12 государств - членов Европейских сообществ в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды), было принято 2 документа: Договор о Европейском Союзе и Заключительный акт о валютно-финансовый союз. В феврале 1992 г. состоялось подписание этих актов, что ознаменовало создание единого политического, экономического и валютного союза государств с населением 350 млн человек. Поскольку Маастрихтские соглашения ограничивали суверенитет Франции, они вызвали волну протестов и споров. В сентябре 1992 г. состоялся референдум, на котором 51 % французов, принявших в нем участие одобрили Маастрихтский трактат. После этого он был ратифицирован Национальным собранием и вступил в силу. В октябре 1997 г. Франция вместе с другими странами ЕС подписала Амстердамский договор, который расширил полномочия наднациональных руководящих органов ЕС.

Президент Ширак демонстрировал склонность обеспечивать внешнеполитический курс Франции "с собственным лицом". В сентябре 1995 г. Франция возобновила вопреки международным протестам испытания ядерного оружия (до января 1996 г. было проведено 8 ядерных взрывов). Франция стремится играть ведущую роль в европейских экономических и военно-политических структурах. С января 1996 г. она возобновила присутствие в Военном комитете НАТО. Одновременно ее руководство поставило перед Вашингтоном вопрос о замене командующего Южного крыла НАТО европейцем. Франция и США имеют различия практически из всех международных проблем: о роли обеих стран в НАТО, деятельности ООН, значение ОБСЕ, мирного процесса на Ближнем Востоке и тому подобное.

В январе 1991 г. войска Франции в составе военной коалиции под руководством США принимали участие в войне против Ирака, который оккупировал Кувейт. Летом 1999 г. Франция участвовала в операции НАТО против Югославии в Косово. Военная кампания США против Ирака началась в марте 2003 г., подверглась резкой критике со стороны Франции и Германии. Даже Н. Саркози, избранный президентом Франции в 2007 г., несмотря на большую привязанность к Соединенным Штатам, считает войну в Ираке американской ошибкой. В течение 1990-х - начале 2000-х годов Франция вместе с Германией активно поддерживали идею выработки общей политики Евросоюза в сфере обороны и безопасности, что повлекло беспокойство и неоднозначную реакцию США. Франция активно поддерживает расширение НАТО на восток.

После распада СССР и социалистического лагеря Франция активизировала свою политику в отношении стран Восточной Европы. 24 января 1992 г. Франция признала независимость Украины, в апреле были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а вскоре подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Францией и Украиной (ратифицирован Национальной ассамблеей Франции лишь в феврале 1996 г.). В отношениях двух стран наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня экономических отношений, активизации политико-дипломатического диалога.

В развитии отношений Франции с независимой Украиной можно выделить четыре последовательные этапы:

1992-1996 гг. - начальный этап французско-украинских отношений, установление дипломатических контактов и закладки договорно-правовых рамок сотрудничества;

1997-1999 гг. - активизация украинского вектора внешней политики Франции, преобразования евроинтеграционной тематики на основной политический объект двусторонних отношений; Франция активно способствовала налаживанию прочного сотрудничества и особого партнерства между Украиной и НАТО. Во время официального визита во Францию президента Украины Л. Кучмы в январе 1997 г. было создано Смешанную межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Этапным событием на пути развития украинско-французских отношений стал первый визит президента Франции. Ширака в Украину в сентябре 1998 г. Провозглашения Украиной курса на интеграцию в Ев-росоюзу способствовало интенсификации отношений с Францией. Франция активно способствовала разработке и принятию на саммите Евросоюза в Хельсинки в декабре 1999 г. совместной стратегии ЕС относительно Украины, в которой за французского содействие было внесено положение о признании европейских устремлений Украины и ее европейского выбора;

2000-2004 гг. - снижение динамики французско-украинских отношений, которое связано с противоречиями внутри - и внешнеполитической ситуации в Украине;

С 2005 г. начался качественно новый этап в отношениях Франции с Украиной, импульсом чему послужили события Оранжевой революции и избрания Президентом Украины. Ющенко.

Приход к власти во Франции в 2007 г. президента Н. Саркози обозначил существенное изменение в политике Франции в отношении государств Цент-рально-Восточной Европы и, в частности, относительно Украины. Стоит отметить большое увлечение нового французского лидера событиями Оранжевой революции во время его визита в Киев в роли министра в феврале 2005 г. Более того, в его программной предвыборной речи содержался тезис о возможности "объединения (Европейского) континента вплоть до Киева".

Слайд 2

Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики.

Слайд 3

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией.Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.

Слайд 4

Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.

Слайд 5

В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов.

Слайд 6

Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась во французской экономики, где важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав. Появление слоя «рантье»

Слайд 7

По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской.

Слайд 8

Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни

Слайд 12

В 1905 году парламент принял закон, который окончательно отделил церковь от государства. Коалиция радикалов и социалистов, продержавшаяся у кормила власти с 1899 по 1905 год называлась Республиканский блок. Это было время наивысшего расцвета экономики страны.

Слайд 13

В 1906 году премьер-министром стал Жорж Клемансо, который выступил с широкой программой социальных реформ, включая введение 8-часового рабочего дня. Однако, после того как парламент отказался от всех его предложений, Клемансо расколол радикальную партию и впоследствии не раз удивлял французское общество жестоким подавлением выступлений рабочих и агрессивной внешней политикой.

В ходе Второй мировой войны Франция частично была оккупирована Германией, а частично управлялась лояльным Германии правительством маршала Петена. При этом как на территории Франции, так и за ее пределами действовало движение Сопротивления, участники которого боролись за освобождение страны. Лидером этого движения был генерал Шарль де Голль, который к концу войны стал национальным героем. После освобождения Франции он стал главой временного правительства.

События

1946 г. - принятие конституции Четвертой республики (1946-1958). Де Голль выступал за президентскую республику с самими широкими полномочиями президента, однако в итоге была принята конституция, согласно которой Франция по форме правления стала ближе к парламентской республике, а власть президента была достаточно слабой. Де Голль подал в отставку и перешел в оппозицию.

1946 г. - начало деколонизации Франции: независимость получили ее протектораты Сирия и Ливан. В дальнейшем Франция утратила практически все свои колонии - в Индокитае, Африке и др.

1954 г. - начинается антифранцузское восстание в Алжире. Алжир обладал статусом не колонии, а одного из департаментов Франции, в нем жило большое число этнических французов. Борьба была очень ожесточенной и расколола французское общество на тех, кто был готов отказаться от Алжира, и тех, кто готов был удерживать его любой ценой.

1958 г. - на пике алжирского кризиса де Голль становится премьер-министром с чрезвычайными полномочиями. Принимается конституция Пятой республики (действует по настоящее время), президентские полномочия существенно расширены, в январе 1959 г. президентом становится де Голль.

1962 г. - провозглашена независимость Алжира.

1966 г. - Франция выходит из НАТО. Франция была одной из стран - основательниц НАТО, однако де Голлю было не по душе доминирование США, при нем Франция стремилась проводить независимую внешнюю политику.

Май 1968 г. - массовые выступления студентов и рабочих, известные как Красный май . Первыми выступили студенты, многие из которых разделяли левые идеи; они протестовали против общей атмосферы несвободы в стране и лично де Голля, которого считали узурпатором, принадлежащим к тому же ушедшей эпохе. Студенческие демонстрации разгонялись полицией, однако вскоре к студентам присоединились миллионы рабочих, недовольных своим положением. Правительству удалось погасить волнения, но положение де Голля пошатнулось; в 1969 г. он вышел в отставку. После отставки де Голля и вплоть до сегодняшнего дня Франция отличается относительной политической стабильностью.

Октябрь - ноябрь 2005 г. - массовые беспорядки во Франции. После деколонизации многие жители бывших колоний (в первую очередь из Африки - как Черной, так и арабской) иммигрировали во Францию и получили французское гражданство. При этом уровень их интеграции во французское общество оказался довольно низким. Для этой социальной группы характерно компактное проживание в неблагополучных районах и высокий уровень безработицы. Именно в таких районах осенью 2005 года вспыхнули массовые беспорядки, выражавшиеся в столкновениях с полицией, поджогах машин и магазинов, погромах и мародерстве. Эти события запустили очередной виток дискуссии о проблемах социальной интеграции мигрантов.

7 января 2015 г. - террористическая атака исламистов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, публиковавшего среди прочего карикатуры на пророка Мухаммеда. Погибли 12 человек, по числу жертв этот теракт является крупнейшим в истории Франции. Действия террористов вызвали многомиллионные акции протеста и солидарности с жертвами по всему миру (см.: Charlie Hebdo).

Заключение

Послевоенная история Франции, на первых порах сопряженная с определенной нестабильностью, связанной с процессами деколонизации, в дальнейшем характеризуется достаточно устойчивым развитием и отсутствием значительных потрясений, за исключением событий мая 1968 года. В настоящий момент основные угрозы и проблемы во Франции связаны с положением выходцев из бывших французских колоний, а также с исламистским терроризмом.

В 1946 году, на следующий год после окончания Второй мировой войны, во Франции установилась т.н. Четвёртая республика , просуществовавшая до 1958 года. Этот период истории Франции характеризуется восстановлением экономики и промышленности, связанным с «планом Маршалла» (американская финансовая помощь странам Европы взамен на фактическую зависимость во внешних делах). В 1949 году Франция вступила в НАТО . Этот же период времени характеризуется началом падения колониальной Франции: Сирия и Ливан обрели независимость. Тогда же Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, посылая туда свои войска. В 1951 году вместе с ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Франция вступила в Европейское объединение угля и стали - прообраз Евросоюза (ЕС).

Рис. 1. Шарль де Голль ()

В 1958 году к власти пришёл генерал (см. Рис. 1). В том же году на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция Пятой республики , которая значительно расширила функции президента. В годы правления де Голля Франция переживала распад колониальной системы. В 1960-х гг. Франция потеряла практически все свои колонии - Алжир, Тунис, Чад, Мали, Сенегал и прочие. В 1968 году начались т.н. «Майские события ». Французская молодёжь и студенчество из-за кризиса перепроизводства оказались в состоянии массовой безработицы, ухудшились условия жизни. В университетских городках царили жёсткие административные порядки. В начале мая 1968 года студенческую демонстрацию жестоко разогнала полиция. К объявившим забастовку студентам присоединились профсоюзы, члены которых также находились в удручающем социально-экономическом положении. Манифестации безжалостно подавлялись войсками и полицей, что ещё больше вызывало гнев со стороны бастующих и симпатии простых французов. Всё больше и больше французов требовали отставки де Голля и социальных преобразований. В итоге «Красный Май» положил начало кризису Пятой республики и через год отправил в отставку президента де Голля (см. Рис. 2).

Рис. 2. «Красный Май» в Париже ()

В 1969 году к власти пришёл голлист (сторонник де Голля) Жорж Помпиду . Началось «30-летие благополучия» . Были проведены социальные и экономические преобразования, произошла модернизация сельского хозяйства, большие капиталовложения делались в компьютеризацию и информатизацию Франции. Во внешней политике наметился процесс сближения капиталистической Франции и СССР.

Преемником Помпиду в 1974 году стал Валери Жискар д’Эстен , продолживший модернизацию французской промышленности и экономики. Особый упор стал делаться на развитие и высокотехнологичные программы. Во внешней политике Франция стала постепенно возвращаться в лоно американской политики и северо-атлантического альянса - НАТО. Вторая половина срока пришлась на сильный экономический кризис, итогом которого стала политика «жёсткой экономии», что привело к фактическому прекращению финансирования французских территорий в тропической Африке и в скором времени их потере.

В 1981 году новым президентом Франции был избран социалист Франсуа Миттеран (см. Рис. 3). При нём начался экономический подъём, были реализованы многие социальные программы, был начат поворот на очередное сближение с СССР.

Рис. 3. Франсуа Миттеран и Михаил Горбачев ()

В 1995 году новым президентом стал Жак Ширак , при котором Франция вернулась на позиции голлизма во внешней политике, т.е. дистанцирования от США, оставаясь в блоке НАТО. Во внутренней политике Ширак придерживался либерализма и в то же время позволял себе государственное вмешательство в рынок.

В 2007 году президентом Франции был избран Николя Саркози . При нём Франция стала играть одну из ведущих ролей в европейской политике. Являясь, в условиях разразившегося экономического кризиса 2008 года, ведущей европейской державой, Франция наряду с Германией явились форпостами политики и экономики ЕС. Во внешней политике Франция Саркози являлась убежденной сторонницей евроинтеграции . Во время грузино-осетинского конфликта 2008 года Саркози выступал в роли посредника между враждующими сторонами.

В 2012 году Саркози проиграл выборы президента, уступив свое место социалисту Франсуа Олланду (см. Рис. 4).

Рис. 4. Президент Франции Олланд ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 19, стр. 197-200 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 4 на стр. 202.
  2. Почему внешняя политика Франции была направлена на лавирование между СССР и США?
  3. Чем можно объяснить события «Красного Мая»?
  1. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  2. Интернет-портал Marksist.blox.u/ ().
  3. Эксперт ().

1. Временный режим (1944 – 1946 гг.)Шарль де Голль
(1890 – 1970 гг.)
возглавил коалиционное
правительство
(коммунистическая партия,
социалистическая партия,
Народно-республиканское
движение, радикалы,
республиканцы и др.)

1. Временный режим (1944 – 1946 гг.)

Основной вопрос в политической
борьбе – парламентская или
президентская республика.
В 1946 г. принята Конституция,
которая утвердила парламентскую
республику.
Де Голль – сторонник
авторитаризма,
националистических идей,
«величия Франции».

Режим оказался неустойчивым.
С 1944 г. сменилось 26 кабинетов.
Французское общество
колониалисты
(сторонники
колониальной
политики)
европеисты
(сторонники
активной
европейской
политики)
Жюль Гюстав Рене
Коти
(1954-1959 гг.)
Жюль Венсан
Ориоль (1947-1954
гг.)

2. Четвёртая республика (1946 – 1958 гг.)

Война во Вьетнаме (1946 – 1954 гг.)
Истощила экономику, результат
отрицательный.
В 1954 г. под Дьен-Бьен-Фу
французская армия потерпела
поражение, была окружена и
капитулировала.
Французкие
офицеры во
Вьетнаме
Капитуляция французов

2. Четвёртая республика (1946 – 1958 гг.)

Война в Алжире
(1954 – 1962 гг.), обострила
политический кризис. Среди
генералов в Алжире и во
Франции созрели две ветви
антиреспубликанского
заговора. Сторонники
«сильной власти» требовали
возвращения де Голля.
В сентябре 1958 г.
Национальное собрание
утвердило новое
правительство де Голля.
Период четвёртой республики
закончился.
Алжирские бойцы
рядом с убитыми
французскими
солдатами, 1959 год

3. Пятая республика.

В 1958 г. на референдуме была принята новая
Конституция. Де Голль избран президентом (1958 –
1969 гг.).
Голлизм – это обновлённый националистический
реформизм с авторитарными тенденциями.
1. Прекращение войны в Алжире.
2. Идея «ассоциации труда и капитала»
(социальные реформы)
3. Экономическая модернизация, структурная
перестройка экономики.
«Большие проекты» – «Конкорд», «Аэробус»,
ракета «Ариан», скоростные поезда, современная
космическая, ядерная и электронновычислительная техника.
«У Франции мировая
ответственность. В этом моя
философия…»

3. Пятая республика.

Во внешней политике – самостоятельность,
равноправное участие в тройке западных лидеров
(США, Франция, Великобритания).
1 июля 1966 года
Шарль де Голль
переподчинил все
вооружённые силы
Франции
непосредственно
национальному
командованию,
выведя их из
подчинения
Североатлантическо
му альянсу.
Макет ракеты Ариан 44LP на
выставке

Прочитайте п. 4 §
26
- Каковы
причины
майского
кризиса и
отставки Шарля
де Голля?
Майские события во Франции 1968 года

4. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля

Со смертью преемника
де Голля на посту
президента Жоржа
Помпиду эпоха голлизма
закончилась.
Жорж Помпиду (1969 – 1974 гг.)

У. Черчилль
Валери Жискар д‘Эстен
Франсуа Миттеран
В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение
1. «Дирижизм» – активное госрегулирование экономики;
2. Активизация рыночных механизмов;
3. Повышение минимальной оплаты труда;
4. Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет.
Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии
(1972 – 1984 –Совместная программа с компартией)
1. Национализация 10 крупнейших промышленных и
финансовых корпораций;
2. Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая
нед., налог на крупные состояния;
3. Главное – борьба с безработицей.
4. Был против неоконсервативной политики
(приватизации)

Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Жак Ширак
Ж. Ширак (1995 - 2007) – лидер ОПР (Объединение в
поддержку республики), мэр Парижа.
1997 г. – выборы в Национальное собрание, победили
левые партии.
При правом президенте действовало левое
правительство во главе с Л.Жоспеном.
1. Приватизация предприятий;
2. Активная социальная политика;
3. Расширение частной инициативы.
Итоги:
1. Франция в 1990-е гг. – лидер в Европе по
привлеченным иностранным инвестициям;
2. Высокий уровень безработицы, до 25% (т.к. много
приезжих, социальные гарантии – среди молодежи).

Внешняя политика Франции.

Дэвид Кэмерон
После Второй мировой войны:
В период голлизма
1. Франция создала собственную триаду ядерных
сил, фр. войска выведены из-под военного
командования НАТО;
2. 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап.
Германией);
3. Активизация европейской интеграции в рамках
ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль
препятствовал вхождению в ЕС Англии;
4. Франция шла на сближение с СССР, а не с США.
После де Голля
1. Франция пришла на сближение с США и НАТО
(2009г. вошли в состав НАТО);
2. Париж стал главным инициатором расширения
ЕС.

Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное
движение), наследница партии де Голля.
1. Конституционная реформа –расширение полномочий
парламента, ограничение чрезмерной власти президента
и обеспечение прав граждан в контроле над властью;
2. Реформа социального обеспечения (отменена
3.
4.
5.
Николя Саркози
6.
обязательность 35-часовой рабочей нед.);
Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной»
работы, сокращение пособия при вторичном отказе от такой
работы);
Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих);
Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу
на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка
Франции);
Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил
только для владельцев крупных состояний).

Франсуа Олланд (2012 – 2017 гг.) Стал самым
непопулярным президентом Франции по
итогам первых 100 дней правления.
В январе 2013 года французская армия по
распоряжению Олланда начала интервенцию в Мали.
В декабре 2013 года французская армия по
распоряжению Олланда начала интервенцию в
Центральноафриканской Республике. Операция
закончилась победой Франции, восстановлением
центральным правительством Мали контроля над
регионом. Сторонник санкций против России в связи с
украинскими событиями 2014 года и военной
операцией России в Сирии.

5. Франция после эпохи голлизма.

Эмманюэль Макрон (с 14 мая 2017)
Во внешней политике является
европейским федералистом. Не
поддерживает признание государства
Палестина. Жёсткий сторонник борьбы с
терроризмом. Рыночник. Сторонник
политики открытых дверей для
иммигрантов. Поддерживает увеличение
финансирования спецслужб, армии и
полиции. Выступает за ограничение
иностранных инвестиций, поддерживает
торговое соглашение между ЕС и Канадой