35 батарея. Музей «35-я береговая батарея» в Севастополе

В моем детстве не было такого количества домашних развлечений, как у нынешних подростков. Три телевизионных канала, стопка неоднократно прослушанных пластинок и книги. Компьютеры казались чем-то из области фантастики. Интернет, смартфоны, wi-fi – в то время никто и слов таких не знал. Поэтому, я и мои сверстники старались как можно меньше сидеть дома.

Безусловно, мы играли в футбол, баскетбол, четыре квадрата, носились по стройкам, летом – большую часть свободного времени проводили на море. Но особый интерес представляли места боевых действий. Мы знали, где можно накопать мелких черных и крупных желтых «семидыров» или «свистуль» (разновидности артиллерийского пороха: «семидыры» похожи на фильтры от сигарет с семью дырками, «свистули» напоминают длинные макароны), где попадаются целые патроны, а где даже можно наткнуться на остатки оружия.

35-я батарея считалась особым местом. Особенно, для мальчишек близлежащих районов – Казачьей и Камышовой бухт. О ней ходили легенды. Говорили, что казематы батареи состоят из трех ярусов, уходящих под землю. Третий ярус частично затоплен водой и на нем встречаются останки, почему-то, исключительно, немецких солдат. Что он имеет выход к морю в виде канала, по которому внутрь скалы могут заходить подводные лодки. И что, якобы, даже одна из субмарин до сих пор находится там.

Естественно, все эти слухи притягивали мальчишек как магнит, и я не был исключением. Тем более, было чем заняться и кроме исследования подземных ходов. Вся местность вокруг батареи была изрезана окопами. Гильзы, пули, целые патроны, осколки снарядов – этого добра там было в изобилии, собирай не хочу. Один подросток из параллельного класса даже хвастался, что откопал в одном из окопов скелет немца в форме с орденами.

Но, самым интересным, все-таки, было исследовать подземные казематы с фонариком в руке. Мы изучили все доступные помещения вокруг второй орудийной башни. Исследовали частично заваленный ход, ведущий в первую башню, где, придавленные бетонными обломками, лежали неразорвавшиеся снаряды. Спускались по вертикальной 20-метровой шахте левого командно-дальномерного пункта и по подземным коридорам выходили к морю. Иногда, нас гоняли военные из расположенных рядом воинских частей. Но, мы все равно возвращались.

Оборонительные сооружения на мысе Херсонес (не стоит путать с древним городом Херсонесом, это разные места) начали возводить более века назад. В 1910 году Генеральным штабом Российской империи было принято решение о строительстве двух мощных бронебашенных батарей крупного калибра для защиты Севастополя с моря. Одной – на северном фланге, недалеко от устья реки Бельбек (30-я батарея), другой – на южном, в районе мыса Херсонес.

Работы начались в 1913 году и продолжались до 1917, пока не грянула революция, а возобновились только в 1925 году. В этот период «херсонесская» батарея носила № 25. За четыре последующих года батарея была полностью достроена и осенью 1929 года вступила в строй. Она еще дважды сменила порядковый номер, сначала на № 8, потом на № 35.

35-я береговая батарея представляла собой мощное фортификационное сооружение, обладающее грозной боевой силой. Она состояла из двух двуорудийных башен, стрелявших 305 миллиметровыми снарядами весом 471 килограмм. Батарея могла вести круговой обстрел на 360 градусов. Дальность стрельбы орудий батареи составляла 42 километра, позволяя держать под огнем огромную территорию – до Бахчисарая на севере, и до Симеиза на юге. Башни располагались в бетонных орудийных блоках, соединенных между собой подземной галереей. Толщина наружных стен блоков достигала четырех метров. Кроме того, в казематах батареи имелись кубрики для личного состава, камбуз, медицинское отделение с операционной и лазаретом, силовая и осветительные станции, насосная и другие вспомогательные помещения. Батарея была рассчитана на длительное пребывание 350 человек.

Два командно-дальномерных поста (главный и запасной), расположенных на расстоянии 450 и 200 метров, управляли огнем батареи. Они соединялись с орудийным блоком второй башни с помощью потерн, вырубленных в скале на глубине 20 метров.

Пушки 35-й батареи вступили в бой 7 ноября 1941 года, выпустив 46 фугасных снарядов по частям немецкой 132-й пехотной дивизии в районе хутора Мекензия. Всего во время отражения первого и второго штурмов Севастополя орудия батареи совершили почти 500 выстрелов, нанеся серьезный урон противнику.

Интенсивность огня привела к полному износу орудий первой башни уже к началу декабря 1941, а 17 декабря во время заряжания произошел взрыв левого орудия во второй башне, в результате которого погибли 35 человек, и сама башня получила серьезные повреждения. Со дна Казачьей бухты были подняты запасные стволы орудий, спрятанные там от авианалетов немцев, и двумя тракторами на тележках по проложенным рельсам подтянуты к батарее. Сложно представить, как в боевых условиях с помощью домкратов и талей (без крана), производили замену многотонных стволов и восстанавливали поврежденную башню. Но, 20 января 1942 года первая башня выпустила несколько снарядов по батарее противника, а 3 апреля 35-я батарея полностью вступила в строй, нанеся удар по штабу и немецким укреплениям в районе деревни Мамашай.

Непрерывными бомбардировками и обстрелами тяжелых орудий немецкие войска пытались подавить огонь батареи. Так, к примеру, только за 10 июня 35-я батарея подверглась атакам двенадцати бомбардировщиков и нескольких истребителей, один из которых был сбит пулеметным огнем. Кроме того, специально для борьбы с береговыми батареями в Крым были доставлены две мортиры «Карл» калибра 600 мм и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм, стрелявшая семитонными снарядами. Командующий немецкой армией Манштейн позже написал, что «никогда во Второй мировой войне немцы не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на самую неприступную крепость в мире Севастополь». Перед третьим штурмом Севастополя, только со 2 по 7 июня на защитников города было сброшено 45 тысяч авиабомб и выпущено 126 тысяч снарядов крупного калибра.

Перед началом третьего, последнего штурма (7 июня 1942) на 35-й батарее в строю осталось только три орудия, в левом орудии первой башни возникла большая трещина, использовать для стрельбы его было небезопасно. Тем не менее, батарея №35 продолжала вести массированный огонь, только с 7 по 11 июня выпустив более 200 снарядов. В течении 18-19 июня пушки батареи уничтожили один танк, восемь орудий и батальон пехоты; 23-го – подбили 4 танка, рассеяли и уничтожили до двух полков пехоты; с 23 по 27 – заставили замолчать вражескую батарею и уничтожили два взвода противника.

Ночью 29 июня на 35-ю батарею прибыл Военный совет Севастопольского оборонительного района во главе с вице-адмиралом Ф.С. Октябрьским. Вечером 30-го состоялось последнее заседание Военных советов флота и Приморской армии, итогом которого стало решение об эвакуации всего командного состава. Командиру батареи капитану А. Я. Лещенко было приказано осуществить прикрытие эвакуации и подорвать орудия после израсходования боезапаса. К этому времени батарея №35 фактически осталась последним рубежом защиты осажденного Севастополя. 1 июля 1942 года пушки тридцать пятой последний раз вели огонь по противнику, выпустив оставшиеся 50 практических снарядов (стальные болванки, применяющиеся для учебных стрельб) по немецким танкам и 6 шрапнельных по вражеской пехоте. Ночью 2 июля 35-я батарея была взорвана. Однако, часть казематов батареи уцелели, и в них еще 10 дней продолжали вести бой защитники Севастополя.

Между тем в районе мыса Херсонес скопились тысячи военных и жителей города. Практически без боеприпасов, продовольствия и питьевой воды, без командования, которое спешно убыло на Кавказ, и, как оказалось позже, без надежды на эвакуацию, они сражались до конца в самые трагические дни обороны города. Сколько их было? Точное количество назвать сложно, разные источники приводят разные цифры. Определенно можно утверждать, что речь идет о десятках тысяч, из которых в те дни эвакуировали только около трех тысяч человек. Остальные погибли или попали в плен. Но в том далеком 1942 в официальных документах не было этой страшной статистики. Этих людей, героически оборонявших Севастополь, вычеркнули из списка живых и не внесли в список погибших.

И только десятилетия спустя имена и судьбы последних защитников Севастополя стали известны. На сегодняшний день в электронной базе данных музейного комплекса «35-я батарея» содержится сведения о более чем 75 тыс. человек, участвовавших в обороне города. Из них почти 40 тыс. фамилий размещены в Пантеоне памяти – это имена тех, кто сражался в самые последние дни обороны Севастополя. База данных общедоступна, по этой ссылке можно узнать информацию об интересующем человеке. Поисковая работа продолжается, и, если ваш родственник принимал участие в обороне Севастополя 1941-1942 гг., а его нет в базе, сообщите о нем, связавшись с работниками музея по электронной почте eev(собачка)35bb.org .

После освобождения Севастополя батарея №35 не восстанавливалась. Несмотря на то, что в 1963 году территория батареи была взята под охрану государством, никаких мер по сохранности этого объекта принято не было. Время шло, казематы батареи разрушались. Охотники за металлом и «черные копатели», а также строительство коттеджей и мини-гостиниц в непосредственной близости нанесли непоправимый ущерб этому историческому месту. Но, благодаря неравнодушным севастопольцам в 2007 году началось строительство Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея».

Мы побывали на территории комплекса весной 2014, через два года после окончания его строительства. К сожалению, было уже около пяти часов вечера, поэтому на экскурсию по казематам батареи мы не успели. И смогли лишь самостоятельно осмотреть внешнюю экспозицию музейного комплекса.

Наш маршрут начался от административного здания. Рядом расположена коллекция военной техники и карта музея.

Пройдя через мемориальную арку, мы оказались на площади Звезды, которую используют для проведения различных церемоний и ритуалов.

С левой стороны высится Пантеон памяти. В нем находятся таблички с именами последних защитников города, тех, кто оборонял город до конца после эвакуации командования Севастопольского Оборонительного района.

С правой стороны площади небольшая аллея ведет к главному входу в казематы 35-й батареи.

Есть и запасной выход, мальчишками мы через него убегали от гонявших нас военных.

Рядом с первым орудийным блоком – чугунная рельефная карта оборонительных сооружений Севастополя в 1941-1942 гг. Можно рассмотреть береговую линию, башенные батареи, доты, дзоты и другие укрепления.

Для удобства посетителей сделан импровизированный указатель.

Работники музея очень ответственно относятся к безопасности. Бетонные блоки, в которых были расположены орудийные башни, обнесены защитным ограждением, которое, впрочем, не мешает внимательно рассмотреть все внутренние части: направляющие, по которым вращалось орудие, трубы для подачи снарядов и сами снаряды.

Аналогичное ограждение тянется с юго-западной стороны всего музейного комплекса вдоль более чем двадцатиметрового обрыва. В некоторых местах роль ограждения играют фрагменты бруствера с мемориальными табличками соединений и частей, защищавших Севастополь.

Со смотровой площадки на краю обрыва можно увидеть скалу в море со ржавой сваей – это остатки причала, где швартовались корабли и подводные лодки, осуществлявшие эвакуацию.

Недалеко от обрыва возведена небольшая часовня во имя святого Архистратига Михаила. При ее сооружении были обнаружены останки шести бойцов, они покоятся там же.

В 200 метрах к юго-западу от казематов батареи находится левый запасной командно-дальномерный пост (КПД). Через его шахту в школьные годы я с друзьями спускался на дикий пляж, куда попасть можно было только по морю или по отвесной скале. Правый главный КПД расположен за территорией музея.

На заднем плане — левый командно-дальномерный пост

От смотровой площадки мощеная дорожка привела нас к братской могиле, где захоронены бойцы, погибшие 17 декабря 1941 года при взрыве во второй орудийной башне. Монумент на могиле сооружен еще в советские времена.

На территории комплекса установлены образцы военной техники времен Второй мировой войны. Пока экспозиция не очень большая, но постоянно пополняется.

ГАЗ-55 и «Эмка»

ГАЗ-55 — советский санитарный автобус-фургон, выпускался в течении 1938 -1945 гг.

ГАЗ-М-1 («Эмка») — советский легковой автомобиль, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год

Мы провели на территории музея около полутора часов. Этого времени вполне хватило, чтобы, не спеша обойти весь комплекс и все внимательно рассмотреть.

Небольшой парк на территории музейного комплекса — место отдыха для тех, кто устал

Мы обязательно вернемся и пройдем одним из трех экскурсионных маршрутов по казематам 35-й батареи. Надеемся, к тому времени будет снят запрет на фотографирование внутри и у нас будет возможность показать еще один фоторепортаж об этом историческом месте.

Информация для путешественников:

Посещение музейного комплекса «35-я береговая батарея» и экскурсионное обслуживание бесплатное.

Время работы:

Самостоятельный осмотр внешней экспозиции возможен с 8-00 до 20-00.

Экскурсии проводятся каждые 20-30 минут.

С мая по октябрь: начало первой экскурсии в 10-00, последней – в 18-00, выходной – понедельник.

С ноября по апрель: начало первой экскурсии в 10-00, последней – в 16-00, выходной – понедельник, вторник.

Если в группе от 10 до 30 человек, можно заказать экскурсионное сопровождение заранее, по телефону: + 7 978 860 87 59

Как добраться:

GPS координаты: 44°33’33.59’’N, 33°24’26.97’’E.

Если вы путешествуете по Крыму на личном автомобиле (аренда авто в Крыму) , то лучше всего въехать в город через Ялтинское кольцо, проследовать до 5-км Балаклавского шоссе, далее по Камышовскому шоссе до поворота на Казачью бухту, свернув и миновав несколько ж/д переездов увидите указатель «Музей «35-я береговая батарея». Это самый короткий и удобный маршрут.

Если же пользуетесь общественным транспортом :

От ж/д вокзала или автовокзала – автобусом или маршрутными такси № 4, 109, 110, 112 до остановки «Центральный рынок», где пересесть на автобус № 105 или «маршрутку» № 77 и доехать до остановки «Музей «35-я береговая батарея». Или троллейбусом № 1, 3, 7, 9, автобусом или маршрутным такси № 71 добраться до остановки «пл. Лазарева». Пройти 200 метров до остановки «Центральный рынок» и на автобусе № 105 или «маршрутке» № 77 доехать до нужной остановки «Музей «35-я береговая батарея».

От 5-км Балаклавского шоссе или с проспекта генерала Острякова на автобусе № 105.

Из Гагаринского района (Стрелецкая бухта, Летчики, Камышовая бухта) – на автобусе № 105 или маршрутном такси № 77.

35-я береговая батарея – последний рубеж обороны Севастополя

5 / 5 (7 голосов)

Подпишитесь на новости блога

June 16th, 2011 , 08:30 pm

Этот репортаж я готовил давно, стремясь сделать его одновременно максимально интересным для читателя и побуждающим задуматься об исторической роли того места, о котором пойдет речь. С этой целью я дважды ездил производить фотосъемку и с интересом подбирал исторические факты.
35 батарея.
Место, которое является одним из самых святых для многих жителей Севастополя.
Место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны Севастополя для оставшихся 80-ти тысяч его защитников.
Место, в котором было принято судьбоносное решение о прекращении обороны и эвакуации командного состава.
Место, ставшее одновременно своеобразной квинтэссенцией народного подвига и народной трагедии...


35-я башенная береговая батарея - одно из наиболее мощных фортифика-ционных сооружений береговой обороны Главной базы Черноморского Флота. Начата постройкой в 1913 на мысе Херсонес по проекту военного инженера генерала Н.А.Буйницкого. Первоначально имела номер 25. В 1915 строительство было прекращено, а достраивалась батарея в 1924—1927. Она была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками "МБ-2-12", спроектированными и изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (орудийные станки и часть механизмов были использованы готовые — снятые из башен линкора "Полтава" Балтийского Флота). Вес снаряда — 471 кг, дальность стрельбы — до 42 км. По своему устройству батарея состояла из двух орудийных блоков (железобетонных массивов, в которых были установлены орудийные башни). Один из разрушенных орудийных блоков я показал на первом фото. Во второй орудийный блок можно попасть через главный вход в музей 35- батареи. Впрочем более подробно об истории батареи я напишу в конце репортажа, а пока - фотоэкскурсия.

1. Каменная глыба над взорванным фашистами орудийным блоком напоминает скорбящего по погибшим солдата

2. Главный вход в основные помещения батареи

В послевоенный период 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений использовалась под действующую 130-мм береговую батарею, благодаря чему внешний вид укрепления сохранился для нас практически в нетронутом виде.

3. В день, когда я ездил на съемку батареи пошел редкий для Севастополя снег. Колючий, будто бы подчеркивающий трагизм этого места. Железобетонные конструкции сегодня имеют вид, оставшийся после событий далекого 1942 года

4. Войдя через главный вход, можно попасть в один из разрушенных орудийных блоков. Здесь повсюду виднеются следы взрывов - разбитый железобетонные конструкции и искореженный металл

5. Внутри первое ответвление направо ведет в казематы, где следует соблюдать особую осторожность - после подрыва батареи обрушились перекрытия и имеются большие провалы на нижний этаж. Исходя из соображений безопасности не во все помещения музея имеется свободный доступ. Иногда он перекрыт найденными здесь же остатками снарядов

6. Если пройти по этому коридору дальше, через отверстия можно увидеть, что два из нижних помещения залиты водой, одно сухое, между собой они не сообщаются. По словам работников музея, до 1999 года один из провалов был сверху засыпан обломками бетона, когда произвели расчистку, то в затопленном нижнем помещении обнаружили останки бойцов, оружие и документы...

7. Батарея представляет из себя систему коммуникаций соединяющих два орудийных круга, хранилища для снарядов, пункт корректировки огня, подземную силовую, вентиляционную и насосные станции, сеть специальных помещений и потерны ведущие к морю. Также имеются не связанные коммуникациями подземные сооружения. В части помещений центральной части располагается основная экспозиция.

8. Здесь много фотографий, сделанных в этих помещениях во время обороны Севастополя - например это фото на фоне портрета Сталина сделано в Ленинской комнате 35-й батареи в 1941-м году

9. А это тот портрет, на фоне которого сделано предыдущее фото

10. Следующее помещение заставляет остановиться здесь надолго. Здесь во время войны боролись со смертью тяжело раненые бойцы и врачи... Помещение госпиталя защитников батареи. При внимательном рассмотрении - плитка на полу вытерта ногами.

11. Живые два нарцисса подкатили мне к горлу комок... здесь сложно справляться с эмоциями

12. То, при помощи чего врачи боролись за жизнь раненых

13. Повсюду на стенах следы срезанных кабелей и коммуникаций

14. Вход в кают-компанию. Именно здесь 30 июня 1942 г. состоялось последнее объединенное заседание Военных советов СОР и Приморской армии, по результатам которого было принято решение об окончании обороны Севастополя и эвакуации командного состава. По его окончании Октябрьский приказал командиру батареи обеспечить прикрытие эвакуации и по израсходовании боеприпасов подорвать орудия и механизмы.

15. От центрального входа тянется сеть тоннелей и коммуникаций, имеются выходы на поверхность и к поворотному орудийному кругу. К орудийным кругам, где находились орудийные башни, со всех сторон выходят специальные отверстия по четыре в группе, через которые подавали снаряды, в прилегающих к ним казематах стояли стеллажи для снарядов.

16. Часть помещений сильно повреждена взрывами, имеются завалы, через которые невозможно пройти. Тамбур бывшей силовой станции - он после взрыва представляет из себя нагромождение бетонных блоков и рваного металла.

17. Витой 30-метровый лестничный спуск к правому командному пункту

18. Длинная патерна к командному пункту - около 450 метров зловещего коридора

19. Время и металл. Останки петель в кают-компании

20. Левый дальномер. Внешне его отреставрировали

21. В вестибюльном помещении, ранее служившем центральной силовой станцией сегодня расположена стена скорби, у которой горят свечи и лежат живые цветы

22. На стене фотографии защитников Севастополя, которые навсегда остались в далеких 1941-192 годах... Глядя в их лица - иногда веселые, иногда сосредоточенные - понимаешь - эти люди жили, радовались, творили, и в один миг их жизнь прервалась как прервались миллионы жизней в ту войну...

27. А у входа лежит книга посетителей. Записей много. Спасибо, вечная память, вечная слава...

29. Помимо основных башенных сооружений, имеется еще ряд сооружений вспомогательного плана, не связанных коммуникациями с основными - наблюдательные посты, блиндажи.

30. Внутри они выглядят тоже как в те страшные дни. Добавились только надписи вандалов на обожженных войной стенах

31. Ржавая лестница из каземата в башню. Скобы еле держатся

32. Помещение каземата

33. Тот же наблюдательный пост, но весной

34. Одни из немногих окон...

35. Панорама внутри орудийного блока бывшей башни №2

36. Этот же орудийный блок зимой сверху

После фото-экскурсии еще немного об истории батареи.

Одним из результатов анализа обороны крепости Порт-Артур во время русско-японской войны 1905 года стало решение построить на господствующих высотах флангов Севастопольского оборонительного района две самые мощные на Черном море береговые батареи: №30 - в районе деревни Любимовка, в устье реки Бельбек, №35 - в районе мыса Херсонес. Каждая батарея обладала 4-мя орудиями калибра 305 мм, установленными в двух вращающихся бронебашнях (у батареи №30 - один орудийный блок на две бронебашни, а у батареи №35 - два орудийных блока по одной бронебашне в каждом). Объем бетонных работ на каждой из батарей приблизительно равнялся объему работ при строительстве Днепрогэса.
По своему устройству батарея состояла из двух орудийных блоков (железобетонных массивов, в которых были установлены орудийные башни). Внутри блока 1-й башни на двух этажах располагались погреба боеприпасов, жилые и служебные помещения, а внутри блока 2-й башни кроме того силовая станция и центральный пост с приборами управления стрельбой. В 450 м севернее и 200 м южнее блоков располагались командные посты с бронированными боевыми рубками и открытыми двориками для дальномеров. Орудийные блоки и командные пункты соединялись между собой подземными коридорами (потернами). Имелись два запасных выхода к берегу моря. После достройки батарея получила номер 8 и вошла в состав 6-го крепостного артполка. Первым ее командиром был Г.В.Штейнберг. В 1930 батарея получила новый номер - 35.
Господство над окружающей местностью обеспечивало бронебашням, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел. Предельная дальность стрельбы до 42 км. Обе батареи - 30-я и 35-я изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.
Первая боевая стрельба батареи в обороне Севастополя 1941-1942 гг. была проведена 7 ноября 1941 по частям германской 132-й пехотной дивизии в р-не хутора Мекензия. Сильный износ орудий и интенсивность боевых действий (за два месяца было произведено более 300 выстрелов на орудие при норме в 200) зас-тавили уже 1декабря 1941 начать работы по замене орудийных стволов 1-й башни, которые велись силами специалистов Артиллерийского ремонтного завода №1127, поэтому в течение декабря стрельбы велись только 2-й башней.
17 декабря 1941 во время интенсивной стрельбы по начавшему штурм Севастополя противнику во 2-й башне вследствие преждевременного выстрела (воспламенение порохового заряда при не полностью закрытом затворе) произошел сильный взрыв, полностью выведший ее из строя. Выход из строя артиллерии батареи и критическая ситуация на сухопутном фронте вынудили передать большую часть личного состава в подразделения морской пехоты (большая часть их погибла в боях на Мекензиевых горах, а оставшиеся в живых в январе 1942 были возвращены на батарею).
Работы по восстановлению 2-й башни (в них участвовали рабочие Севастопольского Морского завода им. С. Орджоникидзе) и замене орудийных стволов продолжались около 2,5 месяцев. В период июньских боев 1942 Батарея ежедневно вела огонь по атакующим войскам противника, а после гибели в окружении 30-й батареи стала последним резервом тяжелой артиллерии Севастопольского оборонительного района.
Батарея подвергалась непрерывным бомбардировкам фашистами с воздуха и обстрелам из тяжелых и сверхтяжелых орудий. По воспоминаниям командующего немецкой армией в Крыму Манштейна, «в целом во второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь». По его свидетельству, под городом, не зря именуемом «самой неприступной крепостью в мире», «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм [мортиры типа «Карл»] и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм».
В начале июля 1942 года казематы 35-й батареи и пещеры мыса Херсонес стали свидетелями одной из самых мрачных страниц обороны Севастополя. Отброшенные на мыс советские солдаты и матросы, оставленные без всякого снабжения и без надежды на эвакуацию, отчаянно сражались буквально до последнего патрона. Десятки тысяч чудовищно измученных, израненных и практически безоружных бойцов, лишенных даже возможности оказывать сопротивление, попали в немецкий плен.
30 июня с радиоцентра батареи командующим - вице-адмиралом Ф. С. Октябрьским в адрес Народного Комиссара ВМФ была отправлена шифрограмма с донесением о невозможности дальнейшего удержания Севастополя и просьбой об эвакуации командного состава.
Вечером того же дня в каюткомпании батареи состоялось последнее объединенное заседание Военных советов Севастопольского оборонительного района и Приморской армии. По его окончании Октябрьский приказал командиру батареи обеспечить прикрытие эвакуации и по израсходовании боеприпасов подорвать орудия и механизмы. В течение дня 1 июля 2-я башня провела несколько стрельб по моторизованным частям немецкой 72-й пехотной дивизии в р-не мыса Фиолент (огонь велся практическими ядрами, т.к. боевые снаряды уже были израсходованы). Последняя стрельба батареи была проведена шрапнелью по р-ну Камышовой балки. В ночь на 2 июля личным составом батареи были подорваны обе башни и силовая станция, однако потерны и большая часть помещений орудийных блоков уцелели и в них вплоть до 12 июля 1942 продолжали сопротивление последние защитники Севастополя...
В послевоенный период 35-я батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) использовались установленной в 1945 на мысе Херсонес 130-мм береговой батареей №723 (она была разоружена в 1960). В 1988 в правом командном пункте 35-й батареи и его 450-метровой потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского госуниверситета им. Фрунзе.

Предыдущие мои фото-сюжеты и репортажи:

В южной части Севастополя действует большой мемориальный комплекс, рассказывающий о подвигах и трагической судьбе защитников города, стоявших на 35-ой батарее. Ни один человек, посетивший это место не останется равнодушным.
Перед войной 35-ая Береговая батарея была одним из самых мощных военных сооружений в Советском Союзе, в войну здесь развернулись жесточайшие бои. Подробности истории 35-ой батареи до недавнего времени предпочитали не рассказывать, они не совсем хорошо вписывались в официальную хронику. Сейчас группа энтузиастов, организовавших здесь мемориальный комплекс, считает своим долгом донести все факты и сохранить память о погибших здесь людях.


2. Добраться до 35-ой батареи можно на автобусах № 105 и №77, остановка так и называется «Музей «35-я береговая батарея». Проезд на автобусе стоит 12 рублей.

3.

4. После войны большая часть батареи была заброшена. Самый большой ущерб ей был нанесен после распада Советского Союза. Казематы захламлялись, появились «охотники за металлом», вокруг батареи стали строить коттеджи и дачи.
В начале 2000-х было принято решение о создании музея, а в 2007 году было начато строительство.

5. Удивительно, но билеты в музей «35-я береговая батарея» бесплатные. Большое спасибо основателям и сотрудникам музея.

6. В принципе, по территории музея можно гулять и без билета. Билет нужен для того, чтобы попасть в помещения батареи. Всё самое интересное там.

7. В ожидании ближайшей экскурсии нам пришлось провести почти час, но скучать не пришлось. На открытой территории есть, что посмотреть. Карта есть на билете.

8. Очень много автотехники времен войны. Автобус ЗиС-8. ЗиС - это завод имени Сталина.

9. Немецкий автомобиль «Ауди».

10. Экспозиция автомобильной техники довольно большая.

11. Представлены различные орудия.

12. 35-я батарея имела две башни, вращавшиеся на 360°. В каждой из башен располагались два мощных орудия калибра 305 мм. Вес снарядов доходил до 450 кг. Дальность стрельбы превышала 40 км.

13. Начали строить батарею еще при царе, завершили уже при Сталине. Под землей были оборудованы склады, казармы, тоннели.

14. Вход в казематы. Толщина бетона составляет несколько метров.
В казематах находится основная экспозиция, рассказывающая об истории и о том, как устроена батарея.

15. Помимо орудийных башен были еще и два командно-дальномерных поста.

16. Командно-дальномерные посты соединены с основным массивом батареи 200-метровыми подземными тоннелями - потернами.

17. Во время войны батарея участвовала в обороне Севастополя. Когда город захватили немцы, батарея стала последним уголком Севастополя, державшим оборону. В ней собрались последние защитники города и чудом уцелевшие жители.

18. Когда положение было безнадежно, высшее командование отправило сообщение, чтобы их эвакуировали. Так и произошло. Но более 80000 человек остались в районе 35-ой батареи.
Орудия батареи были взорваны, чтобы не достались врагу.

19. Каждый клочок земли здесь полит кровью. Останки воинов находят здесь до сих пор.

20. После сдачи города в официальных сообщениях рапортовали, что оставшиеся в живых были эвакуированы. Это не так.

21. Десятки тысяч солдат, матросов, жителей города оставались без всякой поддержки, без еды, воды, патронов.

22. Раненые, умирающие от голода и жажды. Под огнем с суши, с моря и с неба. Они были обречены, но дрались, пока хватало сил, в надежде, что за ними придут корабли.

23. Корабли так и не пришли. Защитники были брошены. Их объявили погибшими, но они продолжали сражаться.

24. Завершается экскурсия по 35-ой батарее посещением Пантеона - большого сооружения под куполом. Здесь собраны имена тех, кто погиб на 35-ой батарее. И здесь пробирает до глубины души…
В пантеоне просят собраться в круг и помолчать. И в полной темноте под тревожную музыку на стенах купола возникают лица тех, кто погиб, защищая Севастополь. Тысячи лиц одно за одним возникают из ниоткуда и пропадают. И звучит голос: «Они сказали, что город сдан. Но мы там были. Мы продолжали сражаться. Мы не сдались. Пока вы нас помните, мы живем».

Сегодня посетим довольно масштабный и очень интересный музейный историко-мемориальный комплекс “35-я береговая батарея”в Севастополе. Как всегда в статье самая полезная информация: как добраться, что посмотреть, стоимость и фото. Поехали!

Как добраться до 35-й батареи в Севастополе

До остановки «35-я береговая батарея» ходят следующие прямые автобусы/маршрутки: 7, 11, 77, 105, 195 . Все маршруты идут от/через ЦУМ (20 руб проезд). Если вы находитесь на ж/д вокзале или автовокзале , как это было в нашем случае, оттуда прямой автобус только № 195 .

Мы ехали с пересадкой и сначала добирались до рынка, откуда едет 105 автобус. Там я попыталась выяснить, куда нужно перейти на остановку к 105 маршруту, на что в ответ услышала, что этот автобус здесь не ходит. Пока я в недоумении пыталась поспорить с полученной информацией, мужчина, что стоял рядом махнул рукой в направлении подъезжающего 105 номера. Так что, друзья, не верьте местным сразу. Лучше спросить несколько раз у разных людей.

Остановка, где надо выйти выглядит так. Не ошибетесь!

Мемориал уже видно с дороги, а по пути к нему, как обычно, расположились несколько сувенирных лавочников.

Музей “35-я береговая батарея” на карте

Музей “35-я береговая батарея”

На входе мы видим большую карту, слева от которой цифровое табло с информацией о посещении, а справа сама касса.

Режим работы и стоимость 2019

Ноябрь–апрель: открыто 9:00-18:00 , экскурсии 10:00-16:00 , выдача билетов с 9:45 , ПН и ВТ выходной
Экскурсии проводятся каждые 30 минут (при наличии группы 10-30 чел ), продолжительность 1 ч 30 мин 16:00 продолжительностью 1 час .

Май–октябрь: открыто 8:00-20:00 , экскурсии 10:00-18:00 , выдача билетов с 9:45 , ПН выходной
Экскурсии проводятся каждые 20 минут (при наличии группы 10-30 чел ), продолжительность 1 ч 30 мин . Начало последней экскурсии в 18:00 продолжительностью 1 час .

Важно:

  1. Посещение музея и экскурсионное обслуживание бесплатное по билетам , которые выдаются в кассе на входе. Количество билетов ограничено !
  2. По приказу директора музея дети до 7 лет на экскурсию не допускаются . Берите документы на детей! Не рекомендуется посещение для детей до 12 лет.
  3. Экскурсия проходит не по всем местам, а в основном в цитадели (так называемый бункер) и в большом здании мемориала. Туда без экскурсии не попасть! По остальной территории можно свободно погулять до или после экскурсии.
  4. Экскурсия проходит в холодных помещениях взорванной батареи со 100% влажностью, возьмите кофту/крутку !

Центральная площадь мемориала (3 отмечено на карте) . Первое, что открывается взору, когда мы проходим на территорию комплекса – это большая площадь, где слева находится пантеон памяти с автопарком военных лет на фасаде.

Справа множество скамеек и та самая цитадель, где на верху можно сфотографироваться с флагами.

В саму цитадель мы заглянем позже в составе 30-ти человек.

Макет оборонительных рубежей Севастополя (9) . Однако, мы свернули сразу направо от главного входа и уперлись в объемный макет.

Тут же большая яма с развалинами.

Как выяснилось, это было одна из двух орудийных башен (7), вторая будет дальше.

Полевая кухня . Судя по большому столу и скамьям рядом, здесь иногда даже кашеварят по праздникам.

Часовня (10) . Внутрь часовни можно зайти, спасаясь от жары, посидеть минут 20, послушать музыку.

Набережная (11) . До края обрыва еще метров 10. На таком расстоянии стоит забор, чтобы особо любопытные случайно не ныряли в воду. В паре мест вместо забора сделаны участки с мемориальными плитами.

Окопный парк. Здесь хранители истории хорошо постарались, сохранились некоторые окопы.

А где-то даже сделаны неплохие макеты орудий и стрелкового оружия, в самый раз для детишек, и не только.

Братская могила (13). И в самом дальнем углу мы видим старый еще советский памятник братской могилы.

Кстати, вся красота с другой его стороны.

Командно-дальномерный пост (12) . В центре всей территории находится отреставрированная огневая точка и маяк неподалеку, внутрь не забраться.

Цитадель (5) . В 13:00 подтянулась наша группа, и мы направились к цитадели. Внутри прохладно, накиньте кофту.

Нам попалась девушка-гид, которая довольно интересно и ярко описала события, происходящие во времена севастопольской обороны в этом железобетонном помещении. Я не буду все пересказывать, скажу только, что экскурсия того стоит. В бункере находились различные залы для офицеров, медпункт, кухня, насосная, кубрик, кают-кампания и прочие технические помещения и коридоры.

В те трудные годы, правда, все эти небольшие комнаты и даже проходы использовались только для одной цели – как укрытие для многих сотен и даже тысяч человек.

Стены цитадели музея “35-ой оборонительной батареи” до сих пор хранят в себе неразорвавшиеся мины, покореженный инвентарь и множество личных трагедий. Есть даже целый “тупик”, который постарались сохранить в том виде, в котором его нашли.

А вот и вторая развалившаяся башня (8).

Узкие коридоры цитадели ведут на самый обрыв к выходу, который считался запасным, но которым мало кто смог воспользоваться во время войны.

А после цитадели гид провела нас к пантеону памяти. Внутри этого здания всего один зал, там в конце экскурсии как в диораме показывают небольшой фильм в память павших героев, без слез оттуда выйти невозможно. А по периметру зала, еще до входа внутрь него расположена стена памяти, где написаны все фамилии и имена тех, кто до смерти отстаивал каждый сантиметр территории оборонительной батареи. Очень много тех, чьи имена не известны, поэтому для них оставлены пустые ячейки на случай, если поступит какая-то информация.

С обратной стороны башни виден “разлом”. Я его видела даже с автобуса, сначала подумав, что так и было изначально, но теперь вижу — это просто задумка архитектора.

Надо признать, что я выходила из мемориала “35-я батарея” с тяжелым сердцем, столько мыслей сразу наваливается о прошедших событиях и судьбах людей. Очень советую посетить мемориал с экскурсией всем тем, кому не безразлична история нашей страны.

Крым – уникальное место не только по климатическим и рекреационным показателям, но и с наиболее богатой историей. Если вас интересует та часть его «биографии», что связана с военно-морской славой России, то следует побывать в Севастополе. Музей «35-я береговая батарея» станет обязательным пунктом в списке ваших экскурсий!

Где находится комплекс в Севастополе?

Музей «35-я береговая батарея» обнаруживается в основании мыса Херсонес, в 150 м к югу от . В пешей доступности от него находятся Музей истории аэродрома и .

«35-я береговая батарея» на карте Крыма

История основания музея

Полное название объекта – Историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя «35 береговая батарея». Однако в первые дни своего существования он именовался куда проще – Комплекс береговых фортификационных сооружений. Музейный статус памятное место получило лишь в 2007 г. – после многомесячной гражданской кампании, охватившей все сознательное население . Возглавил ее Алексей Чалый, получивший в те дни неофициальное звание «народного мэра», позже – уже в дни «русской весны» — он возглавил законодательное собрание нового российского региона.

Идеей предпринимателя-общественника, а также сотен его соратников было защитить героический плацдарм 35-й батареи от вандализма и обычного бытового хулиганства. Петиции и митинги спустя почти год возымели силу – Севастопольский горсовет издал постановление, превратившее руины укрепленных казематов в зону исторического наследия. Очень помогла в осуществлении задуманного передача «Жди меня». Ее ведущие три раза обращались к севастопольцам, чьи родные защищали город в середине лета 1942 г. В результате проект поддержало несколько десятков тысяч человек. Данный факт киевские власти просто не могли оставить без внимания.

С 2007 по 2014 гг. комплекс прирастал также современными сооружениями – Пантеоном, Некрополем, часовней, стелой с фамилиями защитников данного рубежа (сюда посетители возлагают цветы и венки). На данный момент МИМК ГЗС и прилегающая к нему территория составляет почти 8 га. Неприкосновенность этих квадратных метров охраняется уже российским законом.

Чем интересно посещение мемориального комплекса?

Если вы хотите найти единственный город в мире, почти полностью застроенный памятниками морякам, то приезжайте в Севастополь. Музей «35 батарея» в очередной раз это доказывает, напоминая об эпическом противостоянии советской бронебашенной батареи гитлеровским оккупантам в июне-июле 1942 г.

Мемориальный ансамбль – это сооружение, основанное на сохранившейся еще с царских времен базе (углубленные на 25 м казематы и артиллерийская площадка), дополненное советскими стационарными пушками МБ-2-12, а также послевоенными строениями –
Пантеоном и Стеной Памяти (Славы), гранитным Некрополем и часовней во имя Архистратига Михаила (покровителя всех русских воинов). Уже в последние годы частью общей композиции стал памятник расчету 35-й батареи (обелиск с фамилиями).

Только в таких местах, как это, познаешь, насколько важен был для русских граждан Севастополь. Музей «35-я батарея» раскрывает зрителю поражающие подробности о событиях 74-летней давности. Информация «пропитывает» посетителя через сохранившиеся орудия, фотографии, личные вещи бойцов и их командира, карты, а также фрагменты документов. Все это расположено на нескольких уровнях комплекса.

Три экскурсионных маршрута адаптированы к логике самого музейного проекта – показать постепенное продвижение обороняющихся вглубь своего плацдарма. Посетители могут за один раз пройти 1-й и 2-й или 1-й и 3-й маршруты. Причем последний не рекомендуется детям до 12 лет – долгий спуск на 25-метровую темную и затхлую глубину, сопровождаемый рассказами о смерти, может сильно повлиять на неокрепшую психику, став причиной панических атак.

Музей открыт для посещения все дни кроме понедельника. Режим работы приводится чуть ниже. Минимальная экскурсионная группа – 5 человек. Продолжительность тематического обзора – 1 час, включая прогулку по Пантеону.

Как добраться до музея «35-я батарея»?

Пройти к военно-мемориальной экспозиции легко, если вы добрались на общественном транспорте до остановки «35-я батарея» — на автобусе №105. Просто двигайтесь по узкой асфальтовке на юг. Весь путь до братской могилы составит 150 м. Сразу за захоронением откроется парадный вход в комплекс.

От автовокзала Севастополя доехать на машине до мемориала можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: Аллея защитников 35-й ББ, 7, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°33′32″N (44.55897), 33°24′22″E (33.406168).
  • Телефон: +7-978-860-87-59.
  • Официальный сайт: http://www.35batery.ru/
  • Режим работы: с мая по октябрь – с 8:00 до 20:00, понедельник выходной; с ноября по апрель – с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник выходные.
  • Цены на посещение: бесплатно.

Судя по отзывам туристов, музей «35 береговая батарея» в Севастополе не очень известен в России, что совершенно несправедливо. Самый мощный в Европе и старый аэродром, где все хотят сделать памятные фото, затмевают собой остальные достопримечательности – не путать с . Но теперь, когда у МИМК ГЗС появился официальный сайт, все кардинально меняется! В завершении смотрите небольшое видео об этой памятке прошлого.